НЕТ НУЖДЫ ЛОКАЛИЗОВАТЬСЯ
В автоград в минувшую пятницу приехала делегация депутатов Госсобрания — курултая Республики Башкортостан вместе с министром промышленности РБ Алексеем Карпухиным. От Татарстана их сопровождали коллеги из Госсовета РТ во главе с председателем комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Маратом Галеевым и представители исполкома города.
Гости посетили КИП «Мастер» и челнинский IT-парк, их интересовали вопросы организации отраслевых технопарков, и, как выяснилось, лелеяли они далекоидущие планы, озвученные впоследствии на итоговом круглом столе. Заседание и визит прошли под лозунгом развития малого и среднего бизнеса в машиностроении.
На КИП «Мастер» гости осмотрели два иностранных производства и четыре местных, и везде задавали примерно одинаковые вопросы: сколько народу работает в компании-резиденте, какова средняя зарплата, сколько в среднем площади занимает каждый резидент. К иностранцам был дополнительный вопрос — локализованы ли? Ответы иностранных резидентов, видимо, разочаровывали гостей, желающих перенять опыт КИП «Мастера».
Так, руководитель технического департамента «Леони Вайэринг Системс Рус» Александр Сайко рассказал башкортостанцам, что комплектующие они заказывают в Европе, и это продиктовано как ценовой политикой, так и качеством изделий. Компания производит проводку и поставляет ее на КАМАЗ, сотрудничая с автогигантом на проектах Евро-4 и Axor, и остается почти стопроцентно иностранной. В России «Леони» заказывает только провода, да и то из Рыбинска и Самары.
— У «Леони» политика такова, что проект живет несколько лет, — пояснил Сайко, — поэтому компания работает только на арендованных площадях и не стремится к локализации. Подобные проекты у компании есть в других российских городах. Иностранцы идут сюда по одной причине: вот, например, Ford построил здесь завод. Все предприятия, которые делают для него комплектующие, автоматически подтягиваются сюда. Правительство держит правильную политику, заманивая крупные компании на выгодные условия. За ними идем мы, такие компании, как «Леони», и мы платим полные налоги в местные бюджеты, создаем рабочие места. А ведь у нас всего лишь завод по производству проводки. Оборот компании в прошлом году составил 2 миллиона евро, в этом году — 7 миллионов, и мы еще не вышли на прибыль. Политика «Леони» — самоокупаемость в течение пяти лет, потом пять лет работа на прибыль. Но даже если компания сработает в ноль, для нее это уже интересно, потому что оборот при этом сохраняется.
На КАМАЗе работают едва ли не все промышленные резиденты КИПа. И на других ситуация с локализацией не отличается: так, «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» имеет 95% поставок из Японии, а локализованы за три года работы в «Мастере» только шины, аккумуляторы и технологические жидкости, большего бизнесу не требуется.
КАК ДЕЛЕГАТЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ЗЕМЛЯКАМИ
Местные резиденты в ответах делегатам заявляли о желании в будущем обзавестись собственными площадками. В ООО «СЦ «Константа» сообщили, что план такой есть, но расти удобно на площадях КИПа. В ООО «НПО «КиМ» живописали выгоды резидента: за 7 лет предприятие выплатило 7,9 млн. рублей налогов, из них 4,2 млн. правительство вернуло субсидиями. Перед отъездом в IT-парк гостям предложили для разрядки посидеть в местном вездеходе-амфибии «Викинг», который выпускает ООО «АТОН-Импульс».
Информационные технологии представляли как маститые компании, ставшие гордостью челнинского филиала парка, так и резиденты бизнес-инкубатора. В число первых вошли «СПРУТ-Технология», проект по локализации автокомпонентов и гидрооборудования для грузовых автомобилей «Итиль-Инвест», компания Quantor традиционно представила свою систему ГЛОНАСС-мониторинга Geostron. Вопросы следовали те же: преференции от республики, объем штата, общая организация инфраструктуры.
В бизнес-инкубаторе возникла пикантная ситуация. Гостям из РБ презентовали два стартапа, и оба — из Уфы. «А что, в Уфе не нашлось поля для развития?» — прохладно поинтересовались депутаты из Башкортостана, на что руководитель проекта Avtozaper (это нечто вроде навигатора по магазинам автозапчастей) ответил в том духе, что, мол, не нашлось. Однако после презентаций экскурсовод — замруководителя по развитию «IT-парк Набережные Челны» Ленар Халиков — сумел сгладить недопонимание, пояснив, что «уфимских проектов у нас очень большой процент, но они приезжают сюда, увеличивают свой оборот и возвращаются в Уфу. Некоторые создают рабочие места как в Уфе, так и здесь». Предложив считать, что гостям демонстрируют не «утечку мозгов» из Башкортостана, а сотрудничество для всеобщего блага, Халиков вернул гостям веру в гостеприимство Татарстана.
ТОВАРООБОРОТ МЕЖДУ РТ И РБ — 22,4 МЛРД. РУБЛЕЙ
Модератором круглого стола выступил Галеев. В президиуме разместились также Карпухин, Рашит Хайруллин — председатель комитета по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госсобрания РБ, Флера Андреева — замруководителя исполкома Челнов. Последним непосредственно на заседание прибыл из Казани и татарстанский министр промышленности и торговли Равиль Зарипов. Его доклад был первым.
Зарипов рассказал делегатам об общем состоянии промышленности в Татарстане. Он доложил, что по итогам прошлого года общий товарооборот между Татарстаном и Башкортостаном составил 22,4 млрд. рублей. По данным графической презентации, из них 7,9 млрд. рублей для Татарстана составил экспорт, 14,5 млрд. рублей — ввоз товаров из Башкортостана. По сравнению с 2011 годом товарооборот вырос на 18%.
— В промышленности у нас работают 350 тысяч человек, в том числе 140 тысяч человек в машиностроении, — рассказал Зарипов. — К сожалению, удельный вес малого и среднего бизнеса в ВРП республики по итогам 2012 года составил всего лишь 25 процентов от 1,4 триллиона рублей. Численность работающих в секторе МСБ составляет сегодня 393 тысячи человек, из них в промышленности — 67 тысяч, в машиностроении — всего 29 тысяч. Оборот МСБ по итогам года составил 813 миллиардов рублей, в машиностроении — 43 миллиарда.
Ответный доклад Карпухина отчасти объяснил причины твердого желания башкортостанцев перенести опыт КИП «Мастер» на свою землю. Сначала он отметил схожесть экономик двух республик: в РБ тоже основная роль в промышленности отводится нефтедобыче и нефтехимическому комплексу. Но на машиностроение приходится всего 11% промпроизводства, а хотелось бы больше. При этом доля отечественной продукции, по словам Карпухина, на рынке остается очень низкой. Из слайдов стало ясно, что он имеет в виду: в первом полугодии текущего года экспорт машин, оборудования и транспортных средств Башкортостана составил всего 7%, импорт — 70%.
— В современных условиях конкуренция означает борьбу за вывод на рынок полностью готового продукта в кратчайшие сроки, — говорил Карпухин. — Главной задачей в таких условиях остается поиск конкурентных технологий, которому может способствовать МСБ, гибкий, оперативный, эффективный. В Башкортостане центр отраслевых компетенций исторически остается в крупных предприятиях, которые до недавнего времени являлись государственными унитарными предприятиями, а сейчас стали собственностью госкорпораций и вертикально-интегрированных холдингов. Преимущество этой системы в том, что она сохранила высококвалифицированные кадры. Но они сохраняют старую систему организации работ, когда одно предприятие делает практически все. А во всем мире главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами. Все остальное передается в ведение МСБ под длинные контракты или на аутсорсинг. КАМАЗ находится на передовых позициях в этом отношении.
СДЕЛАЙТЕ НАМ ТАКОЙ ЖЕ ПАРК!
— Особенностью развития МСБ, на наш взгляд, является его обязательная интеграция с крупными предприятиями, — продолжал Карпухин. — Это как раз тот самый формат, который сегодня нам был очень достойно продемонстрирован в рамках позиционирования КИП «Мастер».
Он также рассказал, что по опросу, проведенному среди 6 тыс. субъектов МСБ в Башкортостане, главной проблемой развития бизнеса, по свидетельствам 81% опрошенных, являются вопросы инфраструктурной поддержки со стороны государства. Также в числе основных трудностей были названы доступ к земле и к госзаказу.
— Очевидно, что господдержка обязана стать инфраструктурной, — заключил Карпухин. — В этом отношении в Башкортостане сегодня зарегистрировано пять индустриальных парков. В сфере машиностроения функционирует парк «Прикамье», где работают 15 резидентов.
Согласно уточнению министра, резиденты «Прикамья» обслуживают ОАО «НЕФАЗ» — дочернее предприятие КАМАЗа. Главную же цель визита озвучил со стороны гостей Хайруллин, поскольку именно курултай РБ инициировал вопрос о создании на камазовских «дочках» в РБ промпарков.
— Есть у нас на уровне городов хорошие связи, — сообщил Хайруллин. — И на камазовских предприятиях есть свободные площади. Давайте создавать на них парки по примеру КИП «Мастер»! К Сергею Когогину мы обратились, добрая воля республики и муниципалитета Туймазов есть, поэтому я выражаю просьбу в адрес руководства КИП «Мастер». А ваши технологии мы заинтересованы спроецировать и на другие площадки. У нас есть подходящие в Стерлитамаке, в Октябрьском, в ряде других городов. Давайте попробуем совместно поработать на площадках республики.
Под камазовскими предприятиями Хайруллин подразумевал кроме НЕФАЗа еще одну башкортостанскую «дочку» автогиганта — ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Галеев переадресовал обращение заместителю гендиректора ОАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию Кириллу Пузырькову с рекомендацией искать возможности расширения сотрудничества, но оговорился, что это все-таки вопросы бизнеса — тарифов, условий... «Перспективы наверняка есть, по энергетике у вас, например, условия объективно лучше, транспортное плечо приемлемое. Но для этого нужно создавать рабочую группу», — закрыл вопрос Марат Гадыевич.
НАМ НУЖНО ОБЪЕДИНИТЬСЯ В ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ
Отдельной темой круглого стола стали вопросы законодательной базы поддержки предпринимательства, поднятые министром Карпухиным. Он сообщил, что в РБ подготовлен ряд предложений, в продвижении которых республика хотела бы консолидировать усилия с депутатами от Татарстана. Предложения гостей таковы: ввести грантовую систему вместо возмещения понесенных предпринимателями затрат; софинансировать на конкурсной основе региональные мероприятия, не входящие в приказ минэкономразвития; строить инфраструктуру для МСБ на условиях государственно-частного партнерства; упростить процедуру землеотведения и получения разрешительной документации строителям. Но в первую очередь делегаты от РБ предложили объединиться в продвижении закона об инновационной деятельности.
— Сегодня само понятие инновационной деятельности не имеет определенного толкования, — заметил Карпухин. — Это связано с отсутствием федерального закона. Мы предлагаем такой закон принять, оптимизировать статнаблюдение, определить единый орган власти, который формировал бы инновационную политику в России. Знаю, что и в Татарстане много предложений по развитию МСБ. Наши органы законодательной и исполнительной власти могли бы консолидировать усилия.
Хайруллин от себя добавил, что закон, собственно, уже был принят в первом чтении еще в 2012 году, но дальше дело не пошло, надо бы ускорить. После этого, продолжая законодательную тему, он перевел диалог в доверительную плоскость.
— Вот возник вопрос создания парков. По уму надо создавать их в каждом городе. — Последовательно излагал Хайруллин. — Но возникают вопросы земельные, имущественные... К примеру, надо предоставить участок. Его следует выставить на аукцион, но оттуда земля обязательно попадет в руки спекулянтов! Если же ее купит предприниматель, у него не останется денег на развитие. Предоставить же землю без процедур закон не позволяет. Есть еще муниципальные «незавершенки». Через аукцион передавать кому попало не хочется. Как в Татарстане решается этот вопрос? Как вы землю под парки передаете?
— Правильно поставлен вопрос, мы этим также озабочены, — подтвердил Галеев. — Мы пошли по пути создания промплощадок в каждом муниципальном образовании. У нас 43 муниципальных образования, 9 промплощадок сейчас функционирует. Термин «промышленная площадка» в законодательном поле отсутствует. Что касается федерального закона, я согласен с тем, что он необходим. Мы в республике пытались ранжировать инновации по категориям, но на федеральном уровне действительно разноголосица, которая проникает и в статистику. Я поддерживаю предложение о консолидации наших усилий по продвижению закона об инновациях в жизнь.
А МОЖНО ОДНУ ВАШУ КОМПАНИЮ НА МЕСТО ПОСТАВИТЬ?
Не остались без просьбы со своей стороны и хозяева, причем она носила еще более частный характер. Ее адресовал министру Карпухину начальник управления поставки углеводородного химического сырья ОАО «Нижнекамскнефтехим» Альберт Низамеев.
— Нам поступило письмо от «Башкирской содовой компании» о закрытии производства хлористого алюминия. Для нас этот продукт важен, поскольку является катализатором для нашего производства, и это единственное предприятие в своем роде в России. Есть импортный аналог, но если ваше предприятие закроется, то и на аналог цена вырастет.
Галеев попросил министра просьбу НКНХ всесторонне рассмотреть, и Карпухин обещал заняться. Он даже попытался безотлагательно расставить некоторые точки над i, но тут Марат Гадыевич мягко закруглил тему, вероятно, помня о присутствии СМИ. Вопрос вмешательства администрации РБ в бизнес акционерного общества Низамеев пояснил в ответе корреспонденту «БИЗНЕС Online» уклончиво: «Любое движение вопроса может помочь». Как оказалось, БСК на 38,27% банально принадлежит правительству Башкортостана. ОАО «Башкирская химия» владеет 29,02% в уставном капитале БСК, и еще 31,16%, по данным СПАРК, отошло на Кипр компании Modisanna Limited.
Причина, указанная в октябрьском уведомлении о закрытии производства, по словам Низамеева, заключается в убыточности предприятия и старом оборудовании. НКНХ попросил в ответном письме не закрывать производство, а теперь подтвердил свою просьбу в обращении к министру. Карпухин, кстати, успел в кратком публичном ответе предположить и вторую причину уведомления со стороны «БСК»: руководство компании любит попугать клиентов перед тем, как поднять цены.
«КОГОГИН ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОКА РАССМАТРИВАЕТ»
Участники круглого стола поделились впечатлениями от насыщенного дня с газетой «БИЗНЕС Online».
Рашит Хайруллин — председатель комитета по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госсобрания — курултая РБ:
— У нас есть отличная возможность повторить опыт КАМАЗа и Татарстана с созданием КИП «Мастер». На дочернем предприятии КАМАЗа — заводе автобетоновозов в Туймазах — имеется невостребованный цех гидроцилиндров. По поводу этой площадки мы уже обратились к КАМАЗу. Руководство Туймазинского района идею поддерживает, Сергей Когогин пока предложение наше рассматривает. Что касается позиции правительства Башкортостана в отношении субсидирования резидентов, как это делается в Татарстане, для того с нами и приехал министр, чтобы посмотреть, как все устроено, и обсудить перспективы на высшем уровне по возвращении.
Алексей Карпухин — министр промышленности РБ:
— Вам повезло, что у вас тут есть КАМАЗ и после его оптимизации появилась возможность задействовать такое количество готовой инфраструктуры. Это существенно укорачивает путь от задумки индустриального парка до воплощения ее в жизнь. Я считаю, что это один из основных, если не единственный, путей в правильном развитии малого и среднего бизнеса. Поэтому нам интересен формат КИП «Мастер», объемы государственной поддержки, законодательная база.
Что касается иностранных резидентов, то наша задача — организовать производства, которые останутся здесь навсегда. Дело в том, что мы находимся на начальной стадии развития этого бизнеса, но для прочных позиций в этом сегменте у нас есть все основания. Нужно просто посмотреть на проблему с другой стороны, выявить рациональное зерно, основу индустрии. И она есть, она витает в воздухе. Может быть, иностранцы об этом не говорят, но я думаю, что для любого производителя автокомпонентов не существует временных позиций, если бизнес экономически целесообразен. Причина увести предприятия отсюда может быть только одна — это если вдруг российский малый и средний бизнес сумеет их перерасти в конкурентной среде.
Радмир Беляев — начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома Набережных Челнов:
— Мы пообщались с министром, у них в Башкирии площадок такого масштаба нет, и им интересны именно такие, отраслевые парки, как КИП «Мастер» и IT-парк. Практика показывает, что специализированные площадки особенно содействуют развитию предпринимательства. Когда региону требуется капитализация в той или иной отрасли, то индустриальная площадка — самый полезный в этом отношении инструмент.
Венер Гимазетдинов — депутат Госсобрания — курултая РБ, гендиректор ООО «Промтехстрой»:
— Мы хотим делать такие вещи у себя, и нас интересует, кто сколько вложил в эти парки, какая у резидентов абонентская плата, какие налоги они платят, какие еще есть преференции. Меня это интересует как депутата, это не связано с моим бизнесом. Хотя у нас есть одно направление — комплекс офисноскладских помещений, который мы тоже сейчас внедряем у себя, но это не в системе бизнес-парка. В этом отношении мне интересна инфраструктура, начиная с банкоматов и заканчивая стоянками. Мне понравились услуги внутри IT-парка, человек не должен ни в чем испытывать неудобства. Он сюда пришел утром и должен здесь в течение рабочего дня поесть, отдохнуть, может быть, даже фитнес какой-то организовать стоит.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.