ВОЛОКОЛАМСКИЙ ФАКТОР

Скандал в Волоколамске вокруг переполненного мусорного полигона «Ядрово» вновь подстегнул интерес к теме утилизации отходов. В предыдущей статье я уже писал о том, что в ряде регионов мусорная тема стала важным политическим фактором. Теперь это обстоятельство нашло отражение в ходе президентских кампаний, когда многие кандидаты предпочли выразить свое отношение к данной проблеме.

В преддверии дня голосования именно протесты в Волоколамске грозили нарушить стройный победный марш действующего президента страны. И пока одни, как Ксения Собчак, помогали раздувать локальный конфликт до уровня масштабного протеста, другие, как губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, старались поскорее затушить разгорающееся недовольство, используя при этом простые, но малоэффективные меры – закрытие полигона.

Выборы завершились блестящей победой Путина, в том числе и в Подмосковье, а это, как принято считать, должно пойти в зачет губернатору. Воробьеву как будто можно было бы успокоиться, но судьба вновь преподнесла ему неприятный сюрприз. Затухший было волоколамский протест после выборов вспыхнул с новой силой, нарушая устойчивость губернаторского кресла. Всему виной массовое отравление жителей города, в том числе детей, как предполагается, свалочными газами с полигона «Ядрово». Упреждая кадровые решения в отношении собственной персоны, Воробьев пожертвовал главой Волоколамского района. Что бы там ни говорили об искусственном масштабировании процесса (хотя это так), сути это не меняет. Протест в Волоколамске стал возможным благодаря неудовлетворительному состоянию не только «Ядрово», но и всей отечественной отрасли обращения с отходами.

Хочет того власть или нет, но вопрос с мусором решать придется, причем системно, иначе подобные локальные проблемы станут крупным фактором российской политики, а устойчивость губернаторов будет оцениваться и по состоянию данной отрасли. Уже сейчас следует ожидать, что конфликт в Волоколамске подстегнет власть к форсированию отраслевой реформы. В Подмосковье, скорее всего, ускорится строительство четырех мусоросжигательных заводов (МСЗ). Состояние мусорных полигонов таково, что МСЗ уже начинают воспринимать как приемлемую альтернативу. Это особенно заметно по тональности дискуссий – сторонники строительства МСЗ становятся активнее, а издержки проекта уже не кажутся чрезмерными: таково массовое сознание.

НОВАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА: ВСЕ ЕЩЕ СЫРО

Смогут ли МСЗ кардинально решить проблему в Москве и ближнем Подмосковье? Здесь на сравнительно небольшой территории сконцентрированы 20 млн жителей, которые ежегодно дают 11 млн тонн только твердых коммунальных отходов. Очевидно, что даже мощностей четырех МСЗ не хватит на такой объем ТКО. Следовательно, приоритеты развития отрасли необходимо менять с акцентом на переработке. Власть, однако, не до конца осознает это. Да, на федеральном уровне принимаются решения, стимулирующие переработку. Важным стал прошлогодний поэтапный запрет на захоронение 182 видов отходов с утилизируемыми полезными компонентами (поэтапный запрет вводится в отношении 182 видов отходов). Эти меры пока плохо соотносятся с региональным нормотворчеством в области отраслевой реформы – я имею в виду Республику Татарстан.

Опубликованный недавно на сайте республиканского минстроя новый проект территориальной схемы обращения с отходами демонстрирует существенный прогресс в сравнении с первым вариантом, принятым в феврале прошлого года. Тем не менее многие изъяны прежней редакции сохранились. Главный из них – это стремление сохранить приоритет полигонов, сконцентрировав их мощности на нескольких межрайонных площадках: захоронение отходов остается основным способом избавления от них, а переработке отводится лишь незначительная роль. В самом документе сказано, что основной инфраструктурной единицей схемы является межмуниципальный отраслевой коммунальных комплекс, состоящий из объектов первичного накопления и сбора ТКО, мусороперегрузочных станций, мусоросортировочного комплекса, экологического технопарка, межмуниципального полигона ТКО и – применительно к Казани – одного МСЗ. Предполагается, что перерабатывающие мощности возьмут на себя экологические технопарки при межмуниципальных полигонах ТКО (и тех и других будет по пять). В технопарки зайдут резиденты-производители готовой продукции из вторсырья. На первый взгляд, все логично: переработчикам отведено свое место в технологической цепочке, однако истинное отношение авторов новой территориальной схемы к переработке вытекает из содержания проекта.

Для начала определимся с терминологией. Нередко журналисты используют термин «утилизация», включая в него и захоронение отходов, что в корне неверно (на днях я услышал подобное толкование от ведущего одного из крупных республиканских телеканалов). Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» четко определяет, что утилизация отходов – это использование их для производства продукции, для работ и услуг, включая их повторное применение, а также извлечение для повторного применения полезных компонентов (рекуперация). Иначе говоря, утилизация отходов – это комплекс мер, направленных на их переработку и вторичное использование. Именно показатели утилизации в таких документах, как территориальная схема, должны отражать уровень развития перерабатывающих мощностей.

ПОЛПУТИ ЗА 10 ЛЕТ?

Что же нам предлагает новый проект? Я не буду обращать внимание на такие мелочи, как обилие статистических расхождений по одним и тем же параметрам, например по общей массе образуемых ТКО. Есть более более существенные детали.

Авторы документа исходят из того, что в Татарстане предпочтительно задействовать двух региональных операторов. Республику предлагается разделить на две примерно равные по объему ТКО зоны – Западную и Восточную. Посмотрим уровень утилизации ТКО в каждой из них по оценкам 2016 года. Если в Восточной зоне при совокупной массе ТКО в 725 тыс. т было направлено на утилизацию 2%, то в Западной зоне при массе ТКО 849 тыс. т утилизировали 1%. В сводной таблице по республике уровень утилизации значится в пределах 2%. Выходит, почти весь объем ТКО захоранивается на полигонах. Как переработчик отходов, я могу подтвердить, что это реальная картина. Удивительно, но в этом же документе утверждается, что годом ранее из общей массы в 2,78 млн т ТКО утилизации подверглось около 8%. Получается, что за год в процентном отношении Татарстан по уровню утилизации ТКО заметно деградировал. Конечно, дело не в реальной деградации (ситуация кардинально не менялась), а в проблемах статистики. 

Давайте оценим перспективу ближайших 10 лет. В 2028 году прогнозный показатель утилизации отходов должен достичь в Восточной зоне 15%, в Западной зоне – 14%. Прямо скажем, весьма скромно, несмотря на признание авторами проекта большого потенциала в развитии переработки. Согласно анализу морфологического состава ТКО, их основными компонентами являются полимеры, бумага, пищевые отходы, стекло. Это означает, что более 50% ТКО можно утилизировать. Авторы новой схемы обещают взять эту планку к 2035 году за счет внедрения раздельного сбора отходов, но погодовой график дальше 2028 года не прописан. В таком виде тезис напоминает обещание Никиты Хрущева построить коммунизм за 20 лет.

Любопытны прогнозы на 2028 год по структуре направления отходов. В Западной зоне бо́льшую часть ТКО (58%) планируется «обезвреживать» на МСЗ, проектная мощность которого составит 550 тыс. тонн. С учетом того, что 14% должно быть утилизировано, захоронению на полигонах подлежат 28% ТКО. В Восточной же зоне при отсутствии своего МСЗ захоронению подлежат 85% ТКО. Цифры, прямо скажем, не впечатляют – захоронение на полигонах остается в приоритете. Хитрость, однако, заключается в том, что и в Западной зоне захоранивать будут не 28%, а больше. Авторы территориальной схемы почему-то исключили из таблицы мусор самого МСЗ, а это 165 тыс. т золошлаковых отходов ежегодно – треть от всего объема сжигаемых ТКО. Для их захоронения предусмотрено строительство около завода полигона промышленных отходов, и этот факт как-то не вяжется с провозглашенной концепцией «ноль отходов». Кстати, стоимость строительства промышленного полигона в проекте почему-то не прописана.

Очень интересно ознакомиться и со структурой капвложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов ТКО. В Западной зоне, где «обезвреживаться» будет только 58% ТКО без учета собственных отходов МСЗ, объем инвестиций составит около 30,6 млрд рублей, из которых почти 28 млрд (91,5%) придется на стоимость заводов. В Восточной зоне общий объем капвложений заметно ниже – в пределах 2 млрд рублей. Конечно, нельзя сказать, что авторы новой схемы совсем проигнорировали интересы перерабатывающего сектора. Большой прогресс уже в том, что раздельный сбор прописан в качестве обязательной нормы, хотя некоторые его аспекты сохраняют спорный характер. Документом признается, что потенциал для создания утилизирующих предприятий в республике огромен, отмечается необходимость господдержки для привлечения бизнеса в эту сферу. Трудно не согласиться: переработчикам господдержка необходима хотя бы в размерах, предусмотренных на строительство новых полигонов. Этот вопрос не терпит отлагательств, иначе мусорный вопрос действительно станет важным фактором общенациональной политики, а для некоторых деятелей – головной болью.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции