Накануне в культурном центре «Сайдаш» министерство транспорта Татарстана подвело итоги 2020 года и строило планы на новый годНакануне в культурном центре «Сайдаш» министерство транспорта Татарстана подводило итоги 2020-го и строило планы на новый годФото: Алексей Белкин

Бетонные суда, перспективы СПГ, кольцевая железная дорога Казани на 2022 год, ТПУ «Компрессорный» в планах на 2021-й

Накануне в культурном центре «Сайдаш» министерство транспорта Татарстана подводило итоги 2020-го и строило планы на новый год. Перед тем как пройти в зал, президент Татарстана Рустам Минниханов посетил небольшую выставку. Здесь Казанский государственный архитектурно-строительный университет, судостроительная корпорация «Ак Барс» и Волжский государственный университет водного транспорта подписали соглашение о сотрудничестве по проектированию и строительству судов из высокопрочного бетона.

Это, в принципе, не какое-то ноу-хау. Такие суда известны с начала XX века, когда из-за дефицита стали судостроители обратили внимание на бетон. Из него строили даже нефтеналивные суда и буксиры, не говоря уж о баржах или статичных причальных сооружениях. «Есть много идей по совместному научно-техническому сотрудничеству», — рассказал ректор КГАСУ Рашит Низамов. Бетонные дебаркадеры встречаются и на реках России. По словам Низамова, речь идет о создании высокопрочного корпуса из современных материалов. В числе преимуществ — стойкость бетонных судов к коррозии. Стоимость их постройки на первом этапе сопоставима с металлическими, но эксплуатационные преимущества в определенных условиях очевидны. 

Далее гендиректор АО «Содружество» Азат Ахметшин презентовал первый этап кольцевой железной дороги Казани от Нового Аракчино до ж/д вокзала «Казань-2» стоимостью 3 млрд рублей. Его начнут строить в 2022 году. В 2021-м РЖД планируют подписать с Татарстаном соглашение на условиях софинансирования стройки в соотношении 50/50. «Очень перспективный социально значимый проект», — дал оценку министр транспорта РТ Фарит Ханифов. Длина первого участка составляет 11,8 км, в декабре исполком Казани утвердил проект планировки и межевания. Ориентировочная стоимость всего кольца длиной 48 км — 22,9 млрд рублей.

И это не все. В инвестиционную программу 2021 года РЖД включили строительство в столице РТ транспортно-пересадочного узла «Компрессорный». Сейчас он представляет собой лишь кассу и платформу. На их месте появится двухэтажный павильон, ограждение, рядом — благоустроенная платформа для автобусов, перехватывающая парковка для автомобилей. РЖД выделят на стройку 310,8 млн рублей, 76,4 млн оплатит республика.

О новинках гражданского судостроения президенту РТ на выставке рассказал генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат МистаховО новинках гражданского судостроения президенту РТ на выставке рассказал генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат МистаховФото: Алексей Белкин

О новинках гражданского судостроения президенту РТ на выставке рассказал генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов. В этом году компания заложит два судна на подводных крыльях «Метеор-2020», сообщил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». «Не чураемся и судами иного класса: лоцманскими и другими, — рассказал собеседник и отметил рост доли гражданского судостроения до 25%, хотя, конечно, остаются и спецзаказы! — Поэтапно выполняем программу верховного главнокомандующего».

На стенде СК «Ак Барс», естественно, была и модель построенного в 2020 году первого в России пассажирского прогулочного судна «Чайка СПГ» на сжиженном природном газе. О пилотном проекте развития рынка СПГ-транспорта Минниханову рассказали представители «Раритэк» — компании по производству газомоторной техники. СПГ-транспорт появляется, но есть сложности с сетями заправок. По словам директора по маркетингу «Раритэк холдинг» Рамиля Ишмаева, компания предлагает начать с создания передвижных автозаправок, открытия СПГ-модулей на метановых заправках. «Это экология, это экономика, — сказал Минниханов позднее по ходу коллегии. — Давайте такие вопросы тоже рассматривать, для строительной, дорожно-строительной отрасли мы можем спокойно использовать СПГ. Меньше будет и хищений топлива».

Общественный транспорт, по словам Минниханова, должен быть качественным и удобным. «Почему мы теряем пассажиров? — задался вопросом президент. — Потому что все на своих машинах готовы стоять в пробке полчаса-сорок минут»Общественный транспорт, по словам Минниханова, должен быть качественным и удобным. «Почему мы теряем пассажиров? — задался вопросом президент. — Потому что все на своих машинах готовы стоять в пробке полчаса – 40 минут»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Зачумленный» транспорт: падение пассажиропотока, коллапс в Челнах, Нижнекамске И Альметьевске, зато рост лицензий на такси

На коллегии президент Татарстана надавил на болевую точку отрасли: общественный транспорт. По словам Минниханова, отсутствие системной работы в минувшем году стало причиной проблем в пассажирских перевозках Нижнекамска, Набережных Челнов и Альметьевска.

«Вы совместно с нашими коллегами не должны допускать такие вещи», — обратился Минниханов к Ханифову и сидящему рядом с ним предшественнику, ныне сенатору Ленару Сафину.

Общественный транспорт, по словам президента, должен быть качественным и удобным. «Почему мы теряем пассажиров? — задался он вопросом. — Потому что все на своих машинах готовы стоять в пробке полчаса – 40 минут — но с автомобиля не слезут! Никогда никаких ресурсов нам не хватит, чтобы все перемещались на личном транспорте. Общественный должен быть самым удобным, самым комфортным, экологичным. В этом направлении нам нужно организовать работу». Обратил внимание Минниханов и на необходимость обновления подвижного состава. В 2021-м в РТ планируют купить 160 новых автобусов, 28 троллейбусов и 18 трамваев для Казанской, Нижнекамской и Набережночелнинской агломераций. Также будет проработана возможность обновления 1,1 тыс. автобусов в малых городах и районах.

Президент говорил и о повышении оплаты труда, престижа профессии водителя автобуса. «Мы доверяем им жизни людей, — говорил глава РТ. — Посадить там кого-то непонятного — такого быть не должно»Президент говорил и о повышении оплаты труда, престижа профессии водителя автобуса. «Мы доверяем им жизни людей, — говорил глава РТ. — Посадить там кого-то непонятного — такого быть не должно»Фото: president.tatarstan.ru

Президент говорил и о повышении оплаты труда, престижа профессии водителя автобуса. «Мы доверяем им жизни людей, — говорил глава РТ. — Посадить там кого-то непонятного — такого быть не должно». Указал Минниханов и на пробелы в безопасности, напомнив о возгораниях трамваев и автобусов. «Инженерные службы недорабатывают», — считает он. 

Пандемия и самоизоляция ударили по пассажирским перевозкам. В 2020 году автотранспортные предприятия РТ перевезли на 27,2% меньше пассажиров, чем в 2019-м — 157,6 млн человек. Городской электротранспорт в РТ оказал услугу 78,3 млн пассажирам, что на 24,6% меньше аналогичного показателя 2019 года. Аэропорты РТ приняли и отправили 2,6 млн человек — на 38,5% меньше, чем в 2019-м. Пассажиропоток пригородных железнодорожных перевозок упал на 24,3%. Налоговая задолженность предприятий дорожно-транспортной отрасли на 1 января 2020 года составила 591,1 млн рублей. Мерами господдержки в условиях пандемии воспользовалось 61 предприятие на 1,8 млрд рублей. По данным минтранса, в 2020-м жители РТ стали меньше покупать и личные автомобили.

Зато цветет такси. За год в РТ подали почти 3 тыс. заявлений на таксомоторные перевозки, что на 40% больше цифр 2019 года. «Такое резкое увеличение поданных заявлений связано с периодом самоизоляции», — сказал Ханифов. В последний раз всплеск был отмечен перед Универсиадой-2013.

В этом году завершат строительство участка Большого казанского кольца до улицы Технической: движение по нему открыли в декабре, весной уложат финишный слой асфальтаВ этом году завершат строительство участка Большого казанского кольца до улицы Технической: движение по нему открыли в декабре, весной уложат финишный слой асфальтаФото: «БИЗНЕС Online»

Аэропорт Казани ждет перезагрузка, платная ДОРОГА Шали – Бавлы вышла на финиш. ТРАССА М12, обход Нижнекамска и Челнов

У дорожников на будущий год громадье планов. Ожидается начало стройки татарстанского участка М12 длиной 142 км и стоимостью 163 млрд рублей. «Любой крупный проект затрагивает интересы местных жителей, — сказал Минниханов. — Есть деструктивные цели. Но вопросы, которые озвучивает население, мы должны слышать, принимать решения, чтобы соблюсти интересы граждан».

В этом году завершат строительство участка Большого казанского кольца до улицы Технической: движение по нему открыли в декабре, весной уложат финишный слой асфальта. Власти намереваются завершить строительство БКК (закольцовка по улице Магистральной даст временный эффект). Пока речь о прокладке дороги от Тихорецкой в сторону речпорта, но далее, ближе к Кировской дамбе, трасса, очевидно, упирается в район железнодорожного вокзала. И тут есть проблема выноса хозяйства РЖД — об этом ранее говорил мэр Казани Ильсур Метшин.  

В 2021-м власти намерены выйти на строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов с мостом через Каму у села Соколка. Цена одного только проектирования — 550 млн рублей, срок завершения проекта — 2021 год. Стоимость дороги длиной 88,9 км — 108 млрд рублей.

Наконец, Татарстан нашел 500 млн рублей на начало строительства первого участка Вознесенского тракта от Аметьевской магистрали до проспекта Победы. Кроме того, в Казани продолжат стройку дороги – дублера Горьковского шоссе на участке от улицы Несмелова до будущего жилого района «Серебряный бор».

В высокой степени готовности платная автотрасса Шали – Бавлы длиной 299 км, которую строит АО «Автострада» — дорожно-строительное подразделение АО «СМП-Нефтегаз» Фоата Комарова. Стоимость дороги оценивается в 185 млрд рублей. «Этот проект необходимо финансово упаковать и завершить, — сказал Минниханов. — Там нужен федеральный грант, чтобы такой проект был реализован». Во вторник, к слову, в минтрансе РТ прошло совещание с участием Ханифова, Комарова и председателя правления госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко.

В 2021 году минтранс выберет организацию для разработки мастер-плана развития международного аэропорта «Казань» до 2050 года. Подрядчик проанализирует прогнозные показатели пассажирского и грузового потоков аэропорта, изучит необходимость строительства нового пассажирского терминала и расширения аэровокзального комплекса, организацию зоны технического обслуживания и ремонта воздушных судов, а также строительства грузового терминала. В перспективе у казанского аэропорта может появиться аэротрополис — город, инфраструктура, землепользование и экономика которого сосредоточены в аэропорту. Предыдущий 10-летний мастер-план в 2009 году подготовила немецкая компания «Фрапорт».