В ГБКЗ им. С. Сайдашева состоялся второй концерт XI Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordiа под управлением Александра СладковскогоВ ГБКЗ им. Сайдашева состоялся второй концерт XI международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordiа под управлением Александра СладковскогоФото предоставлено ГСО РТ

«Лучшего подарка придумать невозможно!»

В ГБКЗ им. Сайдашева состоялся второй концерт XI международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia, который провел Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В программе концерта были заявлены «Поэма-сказка» Губайдулиной, симфония Гектора Берлиоза для оркестра с солирующим альтом «Гарольд в Италии», первое исполнение в Казани симфонической фантазии «Суворов» Антона Танонова, фильма-концерта Евгения Петрова, «Полифонического танго» Альфреда Шнитке и мировая премьера симфонии №5 Александра Чайковского,посвященной лично худруку ГСО РТ.

Солисты были подобраны под стать сложнейшему репертуару — не нуждающийся в дополнительных представлениях Юрий Башмет и заслуженный артист России Михаил Дзюдзе, выдающийся исполнитель на балалайке-контрабасе, который первым перевел этот инструмент из ансамблевого в ранг солирующего. Отметим, что Дзюдзе успел не только выступить на концерте, но и провести мастер-класс в Казанской консерватории, напомним, что здесь с нового учебного года профессорствует Сладковский. Продюсер Дзюдзе Инга Кутянская поделилась в своем «Фейсбуке», что концерт они ждали более двух лет. «Оркестр высочайшего уровня, музыкальной дисциплины, культуры звука, отзывчивости солисту! Лучшего подарка придумать невозможно!» — написала Кутянская.

Юрий Башмет слева от Александра СладковскогоЮрий Башмет слева от Александра СладковскогоФото предоставлено ГСО РТ

Синергия больших музыкантов в симфонии Берлиоза

Первой прозвучала «Поэма-сказка» Губайдулиной. ГСО РТ уже отшлифовал исполнение этого произведения, но все равно каждый раз открывает в нем новые грани, которые работают здесь и сейчас. Всем нам хочется почувствовать немного волшебства в это непростое время, и главный оркестр Татарстана в полной мере утолил это желание, погрузив слушателей в тонкую поэзию, раскрывая невесомую красоту музыки Губайдулиной.

Поистине кульминацией первого отделения стало исполнение симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии», солировал в которой Башмет. Последний раз выдающийся альтист был в Казани в 2017 году, также на Concordia, публика успела соскучиться по известному музыканту и встретила его бурными овациями. Изначально идея создания симфонии принадлежала Паганини — он просил Берлиоза написать для него новую композицию в стиле Фантастической симфонии, чтобы самому исполнить альтовую партию. Но Берлиоз отрицательно относился к жанру сольного виртуозного концерта и решил создать симфонию в новом стиле, а вовсе не сочинение, написанное с целью показать блеск индивидуального таланта Паганини.

Композитор посвятил симфонию своему близкому другу Эмберу Феррану, который, по некоторым данным, предложил ему выбрать в качестве программы поэму Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Песнь о странствиях героя по Италии сплелась с впечатлениями композитора о своем путешествии в эту страну. Берлиоз писал, что «хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд-Гарольда, помещая его среди поэтических воспоминаний, оставшихся от скитаний в Абруццах». И действительно, симфония раскрывает перед нами романтический, меланхолический образ байронического героя, который виртуозно воплощает альт Башмета. Чайльд-Гарольд поэтичен и напряжен, пытается обрести свое место в мире, размышляет и страдает. Богатую фактурную палитру итальянской провинции раскрывает Госоркестр РТ. Богатство колорита и чувственные народные напевы были ярко переданы, а взаимодействие оркестра с Башметом рождало подлинную синергию больших музыкантов.

Михаил Дзюдзе, выдающийся исполнитель на балалайке-контрабас слева от Александра СладковскогоМихаил Дзюдзе, выдающийся исполнитель на балалайке-контрабасе слева от Александра СладковскогоФото предоставлено ГСО РТ

«Если бы исполнение было на 2-3 градуса ниже, публика бы это не восприняла»

Во втором отделении прозвучали премьерные для Казани симфоническая фантазия «Суворов» Танонова, фильм-концерт Петрова для балалайки-контрабаса и фортепиано с оркестром и «Полифоническое танго» Шнитке. «Прозвучать в исполнении одного из лучших оркестров мира — это большая честь и большая ответственность, — поделился композитор Танонов. — Когда я посылал партитуру, я очень переживал — важно, чтобы у таких мастеров в руках были произведения, достойные их. И сегодня великолепный ансамбль солиста Михаила Дзюдзе, уникального исполнителя на контрабасе-балалайке, очень харизматичного и яркого артиста, который дарит миру новый инструмент, вместе с оркестром под управлением Александра Витальевича Сладковского подарил мне море эмоций и восторга. Моя музыка как будто заново сочиняется в этом исполнении. Счастлив сегодня быть в Казани».

Наконец, где, как не в Казани, должна была состояться мировая премьера симфонии №5 Александра Чайковского, посвященной Сладковскому? Многолетнее сотрудничество и дружба композитора и дирижера приносит неожиданные плоды для публики. А присутствие Чайковского на концертах в Казани дарит слушателям уникальную возможность пообщаться с ныне живущим классиком и ощутить от этого невероятное энергетическое насыщение, как отмечал сам Сладковский. Создавалось ощущение, что все слушатели в ГБКЗ в этот вечер присутствуют при историческом событии — возможно, публике повезет, и мы когда-нибудь услышим запись этой симфонии в исполнении ГСО РТ. 

Присутствие Чайковского на концертах в Казани дарит слушателям уникальную возможность пообщаться с ныне живущим классиком и ощутить от этого невероятное энергетическое насыщение, как отмечал сам СладковскийПрисутствие Чайковского на концертах в Казани дарит слушателям уникальную возможность пообщаться с ныне живущим классиком и ощутить от этого невероятное энергетическое насыщение, как отмечал сам СладковскийФото предоставлено ГСО РТ

«У меня совершенно потрясающее настроение и просто фантастические впечатления. Я очень доволен, совершенно восхищен оркестром, маэстро Сладковским и публикой Казани. Это совсем не легкое сочинение и даже страшноватое в некоторых моментах, — сказал Чайковский после концерта. — Если бы исполнение было на 2–3 градуса ниже, публика бы это не восприняла. Но придает оптимизма, что современная музыка хорошо воспринимается современной публикой в таком исполнении. Мой педагог Тихон Николаевич Хренников всегда учил — старайтесь все время свою музыку давать хорошим исполнителям, потому что плохие могут все испортить». Разумеется, в финале вечера прозвучала визитная карточка ГСО РТ — «Стан Тамерлана» все того же Чайковского, а композитор и дирижер сели на дирижерский пульт, словно наслаждаясь уютным моментом у костра.

Следующий концерт XI международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia состоится 13 ноября. В программе — премьерное исполнение в России Transient для оркестра (переложение П. Тиллинга) Й. Мотчмана, премьера в Казани Zimzum Б. Бертельсмайер и симфонии №5 Х.В. Хенце, а также Concerto soirée для фортепиано с оркестром Н. Роты. Солист — известный ирландский пианист Барри Дуглас, дирижер — Петер Тиллинг.