Шамиль Агеев
Шамиль Агеев: «Сразу одним махом, одним полуторадневным визитом все не делается. Но первый шаг сделан — это самое главное»

САМЫЕ ИНТЕНСИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ У ТАИФА И КФУ

— Шамиль Рахимович, вы ездили в составе делегации РТ в Северную Корею. С кем встречались? Какие впечатления от страны?

— Делегацию во главе с Рустамом Миннихановым принимали на уровне правительства страны. Была встреча министра внешней торговли с деловыми кругами, затем встреча нашего вице-премьера по внешнеэкономическим вопросам с председателем президиума их Верховного совета, затем было подписание соглашения между Торговой палатой Кореи (она с 2004 года действует) и нашей палатой и целый круг переговоров. Особенно интенсивные переговоры шли у председателя совета директоров группы компании ТАИФ Рустема Сультеева, около 30 человек участвовали в переговорах с ним. Затем достаточно интенсивно шли переговоры по Федеральному университету, по студентам, по подготовке. Мы с председателем Торговой палаты тоже ряд вопросов обсудили. Самая большая сложность — им нечем платить, нужно находить схемы взаимодействия, потому что весь потенциал, который там остался, построен с помощью Советского Союза. Они сейчас находятся в изоляции, есть и санкции США. О Казани они знают, о потенциале Татарстана тоже знают. Сейчас подготовим протокол поручений президента Минниханова по всем службам, как смотреть какие-то моменты. Конечно, я посоветовал больше взаимодействовать с Дальневосточным регионом. Почему? Оттуда многое поставить можно, но расстояние большое — 7 тысяч километров практически. Понимаете? Но там у России сейчас есть железные дороги, поэтому есть и определенные схемы взаимодействия с Кореей. Кроме того, вслед за нами туда летит министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

Конечно, условия жизни там достаточно напряженные, но народ веселый. Все заняты. Машин мало, велосипедов, мотоциклов тоже немного. Зарплата там условная — 1 - 2 доллара, но продуктовые бесплатные пайки 480 граммов риса в день — норма. Они показывали, что и наукой занимаются. Но надо находить схемы взаимодействия, разные формы оплат, потому что, например, они там хороший кафель делают, но его в Татарстан не привезти — далеко, а вот на Дальнем Востоке можно попробовать. Там и строить дешевле в 10 раз, чем у нас, заправку, например. И трудовые ресурсы качественные. А было время, они на казанском заводе «Электроприбор» обучались производить изделия. Я еще помню, лет 20 назад корейцы осваивали наши изделия, чтобы поставить производство у себя.

Соглашение о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами КНДР и Республики Татарстан в присутствии Президента Татарстана подписали руководители палат - Шамиль Агеев и Ли Хак Квон и
Соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленными палатами КНДР и РТ подписали руководители палат Шамиль Агеев и Ли Хак Квон

— Татарстан находится далеко от Кореи. Как же будет складываться взаимодействие?

— Разные схемы. У нас ведь фактически ТАИФ как национальная компания, она же по всему миру. Там же есть наши военные вертолеты. Расстояние расстоянием, оно для прямого общения бизнеса сложнее, но формы надо находить. Поэтому Минниханов туда и поехал, чтобы нащупать моменты, как взаимодействовать с Северной Кореей, особенно в условиях новых реалий.

— Вы имеете в виду крымский вопрос и вызванные им санкции со стороны Запада?

— В этом мире все взаимосвязано, нельзя ставить прямые минусы и плюсы, но одно не уходит от другого. Тем более завтра, например, Татарстан посетит премьер-министр Дмитрий Медведев, Аркадий Дворкович тоже, Мединский у нас через несколько дней откроет Год культуры, а генпрокурор Чайка проведет поволжское совещание. Поэтому все взаимосвязано, мне кажется.

Но в Северной Корее нас все-таки мало знают, интернета там практически нет, но мы, по крайней мере, четко договорились с Торговой палатой обмениваться информацией, они настроены на это. Руководитель палаты где-то в 1991 году в Казани был. Через Универсиаду Казань им тоже запомнилась. В этом отношении спать не надо! Также они знают, что Ленин в Казанском университете учился. Я думаю, какой-то сдвиг после поездки Минниханова будет, я уже убедился, что после каждого визита отдача есть. Мир сейчас такой многополярный, многосторонний, и кто знает, на чем может что-то выстрелить, на чем может быть какой-то положительный сдвиг.

Минниханов Дальним Востоком занимается давно. Сейчас надо смотреть везде: жизнь такая, что замыкаться только на Европе нельзя. А куда он взор направил, я не могу оценивать президента, но считаю, что были очень плодотворные и интенсивные переговоры, каждая минута была заполнена. Нами занималось все посольство, на самом серьезном уровне, посол от Минниханова не отходил.

Страна очень закрытая. Но принимали хорошо. Мы жили в правительственной резиденции, нам показали достопримечательности. Но они там в ногу с жизнью идут, есть у них и аквапарк приличный. Уровень цен, конечно, смешной. Но они развиваются, их надо поддерживать, там не так все просто, например, не хватает энергетики. Люди там доброжелательные, приветливые, улыбчивые. Одеты, в принципе, неплохо, природа изумительная. Проблема у них во взаимосвязях с Южной Кореей, с Америкой.

— Это был первый визит делегации РТ в КНДР. Планируется ли дальнейшее сотрудничество? Может, и их делегация приедет в Россию?

— По сотрудничеству видно будет, Минниханов их и к нам пригласил. Туда до нас ездил в составе амурской делегации губернатор Кожемяко. Я думаю, какой-то сдвиг будет.

— По итогам встречи все-таки какие-то конкретные направления взаимодействия определены?

— Будет сегодня-завтра протокол поручений президента и план мероприятий. У них был интерес к КАМАЗу, но КАМАЗу нельзя из-за санкций.

— Вы упоминали вертолеты. Может, в этом направлении что-то пойдет?

— Нет, у них на вертолеты денег нет. Но то, что они знают про вертолеты, это есть. Любая компания, любой банк, которые работают с Северной Кореей, подвергаются американским санкциям.

— Получается, что сотрудничество пойдет только по гуманитарно-социальному направлению?

— Нет. Конкретно по энергетике некоторые вопросы есть, вопросы по нефтехимическому комплексу, не исключено, что что-то будет по переработке полезных ископаемых. Но сразу одним махом, одним полуторадневным визитом все не делается. Но первый шаг сделан — это самое главное.