Слушания модерировала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева (слева), а сам проект презентовала главный архитектор проектов «Татинвестгражданпроект» Светлана Морогова
Слушания модерировала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева (слева), а сам проект презентовала главный архитектор проектов ГУП «Татинвестгражданпроект» Светлана Морогова

И ОДНОГО «САЛАВАТ КУПЕРЕ» МАЛО

В Казани в управлении архитектуры и градостроительства в конце марта состоялись публичные слушания по проекту планировки территории района «Залесный Сити», которая тесно примыкает к широкоизвестному проекту «Салават Купере», однако сильно уступает ему в масштабах. На представленных общественности слайдах планировки можно увидеть, как чуть ниже огромного массива девелоперского проекта ГЖФ разместился маленький островок «Залесный Сити», рассеченный улицей Залесной.

Отметим, что жители близлежащих районов на публичные слушания не пришли, хотя ранее на аналогичном мероприятии по проекту «Салават Купере» они его активно критиковали.

В этот раз публичные слушания модерировала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, а сам проект презентовала главный архитектор проектов ГУП «Татинвестгражданпроект» Светлана Морогова. Заказчиком выступает ООО «Залесный Сити», которое, судя по СПАРК, контролируют акционеры известного казанского девелопера «Сувар-Казань».

БЕЗ ПРАВА НА ПТИЦ

Итак, территория района «Залесный Сити» расположена в юго-восточной части поселка Залесного Кировского района Казани. Границами являются: с севера — улица Залесная, с востока — территория объектов оздоровительного назначения, с юга — парк «Лебяжье», с запада — улица Хибинская. Морогова также обратила внимание на соседство с парком «Лебяжье», с вертодромом Казанского вертолетного завода и приаэродромной территорией аэродрома «Казань-Борисоглебское», «что накладывает ограничение на размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц». Кроме этого, необходимо согласование проекта с руководством аэродрома.

Частично в территорию проекта планировки включена и часть территории вне самого района «Залесный Сити». Всего территория проекта занимает 81,6 га, в том числе именно в границах «Залесный Сити» — 40,6 га (данные гектары находятся в собственности ООО «Залесный Сити»). В проекте выделены следующие сроки освоения земельного участка: первая очередь строительства — до 2015 года, вторая очередь — до 2030 года.

Общая площадь жилья: по всему проекту планировки — 465 тыс. кв. м, в «Залесный Сити» — почти 400 тыс. кв. метров. Строиться будет социальное (65%) и массовое жилье (35%). Обеспечение социального жилья — 21 кв. м на человека, массового — 28. Будет осуществляться комплексное жилищное строительство. Этажность варьируется, в основном составляет 18 этажей. Численность населения составит более 20 тыс. человек, из них в границах «Залесный Сити» — около 17 тыс. человек. Плотность жилого фонда (брутто) составляет примерно 5,7 тыс. кв. м на гектар.

Схема проекта «Залесный Сити»
Схема проекта «Залесный Сити»

ДВЕ РАЗВЯЗКИ И ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ

Связь с центром города осуществляется по улице Залесной, являющейся основной въездной магистралью со стороны трассы М7. Въезд предполагается со стороны улицы Залесной по четырем улицам: по существующей улице Хибинской и трем проектируемым улицам (заезды около АЗС, существующей многоквартирной застройки и вдоль территории сквера). Улица, объединяющая все три направления, расположена параллельно улице Залесной. Она подхватывает все направления и имеет выход по улице Варшавской на дорогу, ведущую в Юдино. Внешние транспортные связи территории рассмотрены с учетом проектируемого поселка «Салават Купере». Институтом «Татдорпроект» выполнена концепция, согласно которой предложено строительство автодороги, которая пройдет параллельно Горьковскому шоссе и затем «вольется» в транспортную сеть города. Предложено строительство двух двухуровневых развязок на пересечениях улицы Залесной с улицей Осиновской и улицей Хибинской и организация левого поворота по улице Залесной. Также предусмотрен доступ людей через планируемый комплекс к парку «Лебяжье».

Использование первых этажей предполагается под объекты общественного обслуживания, торгового назначения, социального обслуживания. Предусмотрена поликлиника, также на первых этажах, мощностью 311 посещений в смену. В проекте предусматривается почти 6,5 тыс. машино-мест, в том числе на многоуровневых парковках — 3,8 тысячи. Детские дошкольные учреждения будут помещать в себе более 1,6 тыс. мест. Предусмотрены также строительство новой школы (на 1500 мест) и реконструкция существующей по соседству. Также на территории предусмотрены котельная, канализационно-насосная станция, очистные сооружения, размещенные вдоль южной границы.

В центральной части предполагается организация сквера на основе существующих зеленых насаждений. В связи с этим уровень озеленения достигнет 34,7% при нормативном значении 25%.

НЕТ, НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНО СИЛАМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ...

После того как были озвучены основные характеристики проекта планировки, участники публичных слушаний высказали по нему множество замечаний. Так, представитель ОАО «Сетевая компания» Дмитрий Казайкин задался вопросом, как сюда дойдет электричество от подстанции «Тура». На ответ, что «по Хибинской пройдет, а дальше 10 километров до «Туры» будет протянуто силами энергетической организации», он лукаво отметил: «Нет, не будет выполнено силами энергетической компании. По техусловиям точка присоединения — это подстанция «Тура». Одним словом, застройщику дали понять, что компания Ильшата Фардиева девелоперам из «Сувара» «за так» 10 км сетей тянуть не намерена.

Было замечание от транспортников о том, что по одной из главных заложенных в проекте улиц невозможно будет пустить общественный транспорт. Представитель минпромторга обратил внимание, что имеется существующий теплопровод, который проходит по территории «Салават Купере», почти доходя до границ «Залесный Сити». Используя его, можно хорошо сэкономить. Вслед за этим доводом из зала также прозвучало предложение произвести и канализование через «Салават Купере».

В зале присутствовали в основном представители различных ведомств и организаций
В зале присутствовали в основном представители различных ведомств и организаций

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», не затрагивает ли проект линия ВСМ, ответила Прокофьева: «На сегодняшний день у нас нет окончательной трассы ВСМ, и те предварительные трассы, которые были рассмотрены, они не затрагивают ни «Залесный Сити», ни «Салават Купере».

В самом конце слушаний один из представителей управления архитектуры, не ставший представляться корреспонденту «БИЗНЕС Online», заявила, что представленный проект не соответствует утвержденным региональным нормативам. Учитывая большое количество замечаний, Прокофьева сделала вывод, что проект планировки должен быть доработан.

ПЫТАЕТСЯ ПОДСЕСТЬ НА «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал мнение о планах по строительству «Залесный Сити» у экспертов.

Александр Дембич — заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:

— Строительство «Салават Купере» — это вынужденная вещь. Дело в том, что и в центральной зоне города Казани, и в серединной зоне не осталось свободных земельных участков, которые находились бы в муниципальной собственности и которые можно осваивать под ипотечное строительство.

Я предполагаю, что «Залесный Сити» просто пытается «подсесть» на инфраструктуру, которая будет подтянута к «Салават Купере». В одиночку даже богатому собственнику систему инженерных сетей тяжело провести. Для того чтобы обеспечить инженерными сетями «Салават Купере», на сегодняшний день вкладывается несколько миллиардов рублей. И только на уровне республики, да еще, может быть, при частичной помощи федералов можно привлечь инвестиции такого объема.

Я, конечно, сомневаюсь, что в «Залесный Сити» будут строить дешевое жилье, скорее, будут строить жилье среднего класса.

Очень важно, чтобы там работало несколько транспортных магистралей. Даже двух магистралей может не хватить. Ведь к тому же еще обсуждается вопрос по строительству крупного жилого района на месте освободившихся артскладов. Планируется порядка 1,5, а то и 2 миллионов квадратных метров на территории в 500 гектаров. Этот вопрос активно обсуждается. Думаю, все решится в пользу строительства. Территории ближе к центру, чем Залесный, находятся недалеко от побережья Волги, это дает им дополнительную привлекательность.

Дмитрий Пузырев — советник по градостроительству и архитектуре компании «АК БАРС Девелопмент»:

— Зная, кто проектирует эти жилые районы, скажу, что там будет стандартная советская микрорайонная застройка, которой уже лет 50 - 60. Выбрана модель суперэкономного обычного района. Это, грубо говоря, очередные кварталы, подобные тем, что расположены на Горках, в Азино и так далее. По количеству новых метров в Казани можно еще долго строить, строить и строить. И спрос всегда будет превышать предложение. Мы эту черту не перешли. Основной же проблемой я вижу то, что пока существует только Горьковское шоссе, которое уже сейчас задыхается, и срочно нужно строить дорогу-дублер, причем по пропускной способности не меньше, чем само Горьковское шоссе.