460-6666.jpg
Ирек Сулейманов: «На наши обращения мы слышим один ответ: мы посты везде поставим, вы будете платить или не будете ездить»

СБЕРЕЧЬ ДОРОГИ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ?

Завтра, 15 апреля, вступает в силу постановление №155 правительства РТ от 15.03.2014 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан в 2014 году». Подобные постановления вводятся ежегодно во всех субъектах федерации и действуют один месяц. Логика их понятна — считается, что во время весенней слякоти, когда земля размягчается, тяжелый автотранспорт может продавливать асфальт, образуя колею.

Хотя надо отметить, что минэкономразвития РФ уже давно раскритиковало сезонные ограничения для движения грузовиков по дорогам общего пользования. По мнению экспертов этого ведомства, ущерб от закрытия дорог из-за потерь потребителей и производителей значительно перекрывает пользу от возможного повышения срока эксплуатации дорожного полотна.

Впрочем, я не об этом. Одно из принципиальных отличий нынешнего постановления правительства РТ от предыдущих в том, что теперь под запрет попали бензовозы. Два года назад после наших обращений в постановление были внесены поправки, делающие исключение для автотранспорта, перевозящего горюче-смазочные материалы. В прошлом году для бензовозов выдавались бесплатные пропуски, правда, в ограниченном количестве.

Но в этом году минтранс РТ неожиданно решил не делать исключения для бензовозов. На наши обращения мы слышим один только ответ: мы посты везде поставим, вы будете платить или не будете ездить.

Некий чиновник из дорожной службы ГИБДД нам тоже сказал: «А мы для того и вводим ограничения, чтобы вы не ездили, поставили машины на прикол. Вы должны были заранее сделать запасы». Но ведь сделать большие запасы для частных АЗС невозможно. У нас нет своих складов, у нас нет нефтебаз. Мы работаем «с колес».

Постановление разрешает возить топливо 5-кубовыми бензовозами. Давайте прикинем, как это будет выглядеть на практике. Средняя татарстанская АЗС в день продает 10 кубов топлива. То есть нужно будет как минимум два раза в день доставлять топливо на заправки по всей республике, в том числе по городским дорогам, а там тоже нужно будет пропуска покупать! Так что это не выход.

Может быть, нам просто, как всем грузоперевозчикам, покупать единоразовые пропуска? Для начала скажу, что мы только 10 - 15% распространяемого бензина покупаем у ТАИФ-НК. Он, к сожалению, всех обеспечить не может. Сейчас завод вообще временно прекратил производство бензина. Поэтому мы вынуждены везти бензин из других регионов, и представьте, сколько километров бензовоз должен пройти.

Расчет стоимости пропуска идет по сложной формуле, которая учитывает нагрузку на оси грузовика и расстояние. Приходишь в ГИБДД, они забивают исходные данные на грузовик, какой тоннаж везет, куда. Компьютер рассчитывает минимальное расстояние маршрута, получается стоимость пропуска. Как говорится, получите и будьте добры оплатить.

ПЛЮС 2 РУБЛЯ К ЦЕНЕ БЕНЗИНА?

Пропуска будут действовать с 15 апреля, но я заранее попросил гаишника посчитать стоимость моего обычного маршрута, которым я езжу уже три года: из Нижнекамска через Чистополь в Казань. Он посчитал — на мой обычный бензовоз пропуск будет стоить 54 тыс. рублей. Если разложить эту сумму на количество доставляемого бензовозом топлива, то в этом конкретном случае получается 2 рубля за один литр. К этой цифре надо еще прибавить сборы, которые установлены постановлением №1138 от 28.02.2014 исполкомом Казани за превышение допустимой нагрузки на ось. Практически я остаюсь без прибыли.

И такая же ситуация у всех. У одного из членов нашей ассоциации есть заправки в Альметьевском районе. Он выяснил, что одноразовый пропуск для того, чтобы доехать из Круглого Поля до Альметьевска, будет стоить 34 тыс. рублей. До Сарманово доехать — 24 тысячи. До Азнакаево — 46 тыс. рублей.

Можно было бы увеличить стоимость бензина, чтобы компенсировать эти расходы. Но понятно, что нам это никто не даст сделать — это тут же скажется на всей экономике республики. Нас замучают проверками, будут обвинять в ценовом сговоре. Но это же рынок. Здесь есть и «Татнефть», и ТАИФ-НК, и «Татнефтепродукт». У нас в Татарстане цена всегда была средняя по Поволжью и даже ниже. Но в убыток себе доставлять нефтепродукты мы не можем.

Как и другие члены нашей ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, я построил бизнес, вложил немалые деньги. Ассоциация объединяет 44 организации, владеющих в общей сложности 167 АЗС и 188 бензовозами. Согласитесь, это большие инвестиции! Мы очень переживаем за свой бизнес. Что нам делать? Как нам жить, вести бизнес, платить зарплаты, налоги?

Для меня как для гражданина и патриота самое обидное, что ни в одном регионе Поволжья, да и, наверное, во всей России такого запрета нет. Во всех близлежащих регионах действует оговорка «для бензовозов». Башкирия не закрывает свои дороги для бензовозов, Удмуртия не закрывает, Чувашия, Ульяновская область, Марий Эл, Мордовия... Что, в бедной Ульяновской области деньги не нужны? Думаю, что нужны. Но почему-то они дороги нам не перекрывают.

Нам говорят: посмотрите на дороги, которые в Ульяновской области! Да, в Татарстане они лучше, не спорим. И говорим спасибо за это. Но ведь не благодаря же апрельскому закрытию дорог! Тем более что в предыдущие годы бензовозы продолжали ездить по дорогам во время сезонного ограничения.

«Я не скрываю, что вынужден искать работу для своих бензовозов за пределами Татарстана. Пусть они там работают на зарплату моим сотрудникам»

«ПРОСТО НЕ МЕШАЙТЕ РАБОТАТЬ»

В начале апреля президент РТ Рустам Минниханов сокрушался по поводу низкой доли малого предпринимательства в ВРП Татарстана — 25%. Но как эта цифра будет увеличиваться, если для меня, бизнесмена, условия не создаются! Да и не нужны мне какие-то особые условия. Просто не мешайте работать. Как мне кажется, условия для бизнеса в Татарстане не должны быть хуже, чем у соседей.

Но я не скрываю, что вынужден искать работу для своих бензовозов за пределами Татарстана. Пусть они там работают на зарплату моим сотрудникам. Более того, я знаю транспортные компании, которые владеют бензовозами. Они тоже ищут, куда их пристроить. И одновременно в республике говорится о желании увеличить долю малого бизнеса в ВРП Татарстана. Мы-то за. Но можно ли этого достичь таким образом?

Никто не спорит — бюджету Татарстану нужны новые поступления. Но то, как это пытаются сделать, крайне нелогично и очевидно приведет к негативным последствиям для бизнеса, а значит, и для экономики республики. Я уже не говорю о коррупционной опасности всего этого. Я не знаю, кому это выгодно. Наверное, куда деньги пойдут, тому и выгодно.

У меня бензовоз пока из Нижнекамска доезжает до Казани, его пять раз взвешивают! Это пять раз водитель останавливается, теряет время на взвешивание, тратит нервы. Причем первые четыре поста весового контроля он пройдет нормально, вес будет в пределах нормы, а на пятом — его оштрафуют за перегруз! И это несмотря на то что к тому времени топливо в баке грузовика значительно уменьшилось. Вот как так? Что за фокусы? Это не мои выдумки, это реальный пример из жизни. Даже то, что нас пять раз взвешивают, — это тоже для бизнеса большая проблема. Я не понимаю, почему нельзя взвесить один раз, написать бумагу с печатью и опломбировать бензовоз своей пломбой вдобавок к той, что поставлена на заводе? Сделайте так, чтобы грузы в Татарстане добирались до места без нервотрепки и дополнительных расходов.

Премьеру я уже писал, у министра транспорта был, жалобу в общественную интернет-приемную дал. С бизнес-омбудсменом Тимуром Нагумановым я еще не разговаривал на эту тему, но, видимо, придется подключить и его. Но на самом деле я очень надеюсь на нашего президента Рустама Минниханова. На днях я направил ему от имени нашей ассоциации письмо, в котором высказал наши опасения и попросил пересмотреть постановление, отменив ограничения для автотранспорта, перевозящего горюче-смазочные материалы независимо от объема бензовоза, как это было в 2012 году.

Ирек Сулейманов