Сейчас, похоже, люди сами хотят разбираться в том, какие предложения есть на тур рынке, знакомиться с менее раскрученными местами
Сейчас, похоже, люди сами хотят разбираться в том, какие предложения есть на туристическом рынке, знакомиться с менее раскрученными местами

АВТОБУСОВ В КРЫМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТУРИСТОВ

В отличие от прошлогодних туристических выставок, в этом году в выставочном павильоне ВИКО наблюдалось большое количество обычных граждан. До этого посетителями были в основном работники отрасли и студенты специализированных вузов. Но сейчас, похоже, люди сами хотят разбираться в том, какие предложения есть на туристическом рынке, знакомиться с менее раскрученными местами, поэтому посетители активно общались с представителями соседних регионов, которых в этом году было довольно много.

Конечно, людей интересовал один из самых больших стендов, представляющий полуостров Крым. Удивительно, но цены в некоторых санаториях там ниже, нежели в аналогичных заведениях в соседних республиках. И я считаю, это правильная политика для привлечения большого потока туристов.

В этом году на рынке появилось немало компаний, которые готовы возить туристов на комфортабельных автобусах в Крым и Карелию. Видимо, тут сработал принцип: раз кто-то уже зарабатывает на этом виде бизнеса, и я попробую получить свою прибыль.

Цены в некоторых санаториях Крыма ниже, нежели в аналогичных заведениях в соседних республиках
Цены в некоторых санаториях Крыма ниже, нежели в аналогичных заведениях в соседних республиках

В 2000 году, когда мы начинали возить людей к морю, ввиду дефицита в продаже билетов на поезда отправляли по 5 автобусов в день. Тогда и перевозчики не были готовы к таким заказам, да и по трассе было крайне мало мест, где можно было цивилизованно сходить в туалет. Сейчас же все изменилось. Автобусы стали комфортабельными, с кондиционером и телевизором, а на федеральных трассах есть множество кафе, как говорится, со всеми удобствами.

Сегодня уже до 10 компаний предлагают автобусные туры на черноморские курорты. Но мне кажется, это избыточное количество предложений, в Татарстане не найдется столько желающих, готовых к подобного рода путешествиям... Возможно, предложение на рынке будет превышать спрос.

В ДУБАЙ ДИКАРЯМИ

Порадовало, что помимо туристических компаний и санаториев на выставке были представлены отдельные стенды авиакомпаний. Особенно из Арабских Эмиратов. А это значит, что количество туристов, готовых путешествовать самостоятельно, в Татарстане растет. Если раньше туристы старались ехать только в Дубай, так как трансфер в остальные штаты страны предоставлялся туроператорами только за отдельную плату и наши консервативные граждане не хотели иметь лишних хлопот, то сегодня многие совершенно спокойно бронируют билеты на регулярные рейсы и через интернет арендуют апартаменты. Сюда же можно отнести и то, что в Эмираты татарстанцы так же едут не отдыхать, а походить по магазинам.

Плюс ко всему Арабские Эмираты — крупнейший воздушный хаб и многие используют эту страну в качестве транзита, направляясь в Шри-Ланку, Дели, Бангкок и другие точки мира. Так что интерес арабов к нашему региону довольно большой.

Мамадышская набережная
Мамадышская набережная

ВМЕСТО РАЗВАЛИН ГОСТИНИЦА

Что касается внутреннего татарстанского туризма, то тут ситуация у каждого района складывается по-разному. К примеру, очень хороший стенд в этом году был у Мамадышского района.

В рамках выставки агентство РТ по туризму проводило научную конференцию «Турфактор-2014» на очень важную для отрасли тему: «Стратегии развития туристско-рекреационной сферы региона». По словам начальника отдела развития государственно-частного партнерства агентства инвестиционного развития РТ Сергея Головина, взаимодействовать с туристическим бизнесом пока не получается. В законе о государственно-частном партнерстве, который в республике был подписан в 2011 году, отрасли туризма вообще нет. Есть совместные проекты в образовании, в экономике, в ЖКХ, в нефтяной промышленности. А про туризм, видимо, в то время вообще никто не думал. Головин предложил бизнесу попробовать пойти другим путем. Попытаться «продвинуть» свои проекты через инвестиционные фонды... Но это все же другая форма.

Стенд Болгара на выставке KITS-2014
Стенд Болгара на выставке KITS-2014

Что такое государственно-частное партнерство? Это когда государство приглашает бизнес поучаствовать в совместных проектах. Подобные примеры в сфере туризма есть в Архангельской, Смоленской и Калужской областях. В последней, к примеру, было старинное здание огромной заброшенной мануфактуры. Местные власти позволили предпринимателям навести порядок в купеческой постройке, сделать там сувенирные магазинчики, ремесленные комнаты и гостиницу. Получается, государство и старинное здание сохранило, и бизнесмены остались довольны.

У нас такого взаимодействия пока нет. Заместитель главы Верхеуслонского района Сергей Осякин предствил великолепную презентацию того, что планируется сделать в их крае. Идеи действительно великолепные. И без помощи государства там не обойтись. Спрашиваю его, есть ли какие-нибудь соглашения с государством в виде той же концессии, он отвечает, что пока никаких договоренностей нет.

ЧИСТОПОЛЬ НЕ ХОЧЕТ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА МАСЛЕНИЦЕ

Речь идет не только о каком-то финансовом участии государства. Нужны четко установленные правила, что и в каком объеме берет на себя, скажем, местная власть, и что гарантировано планирует сделать бизнес.

Могу привести пример из своей практики. До 2011 года наша компания совместно с администрацией Чистополя три года подряд проводила Масленицу в этом городке на Каме. Если уж в Елабугу на экскурсию люди едут из Казани за 250 км, то расстояние в 130 км для многих туристов сущий пустяк. Причем город действительно очень самобытный, красивый, пока еще не вылизанный цивилизацией. В нем много купеческих строений, есть производство товаров, которых сегодня и по республике-то купить сложно. К примеру, туристы были в восторге, когда увидели в продаже конфеты «Метеор», так знакомые с советских времен, и которые до сих выпускает местная кондитерская фабрика. Те же часы «Восток» являются раскрученным брендом, в общем, город с хорошим потенциалом.

Масленица в Чистополе
Масленица в Чистополе

В 2011 на Масленицу мы вывезли 300 человек. Людям поездка понравилась, и на следующий год желающих поехать на праздник в Чистополь было уже в 2 раза больше. Однако властям города, видимо, надоело заниматься организацией этого мероприятия, и они просто отказались от этой идеи. Хотя от каждого туриста город получал гарантированную прибыль. Пришлось и нам огорчать наших клиентов. А если бы было подписано соглашение между администрацией и нами, где четко обговаривались все аспекты подобного результата, думаю, можно было бы избежать.

Юлия Таланова