ФУТУРИCТЫ-ПРЕДСКАЗАТЕЛИ

Билеты на концерт закончились еще в конце марта, однако организаторы явно не бежали за выгодой, поэтому по «Кофте» можно было спокойно перемещаться. Любопытные могли приобрести официальный мерчендайз группы, в котором на фоне стандартных дисков и плакатов выделялись спортивные трусы.

Сама же группа в составе 7 человек (Цыбуля, Краб, Шуруп, Дыня, Пан, вокалисты Сергей Михалок и Павел Булатников) отрывалась на сцене в своем обычном образе: шорты, футболки, у некоторых бейсболки. Особенно колоритно смотрелся один из основателей, гитарист Руслан Пан Владыко с копной абсолютно седых волос.

Начав с презентационного трека «К нам приехал Трубецкой», команда ушла на блок новых песен со свежего альбома «Матрешка». В том числе заглавного трека, описывающего футуристическое будущее России: «Шанхай — столица Урала, столица Сибири — Баку. Казачий патруль по вокзалам в водочке топит тоску. Бредут бурлаки вдоль канавы — тянут обломки ракет. Воскреснет карлик картавый под звон олимпийских побед». Песни для пластинки были сочинены, по словам авторов, еще в 2012 году. Однако удивительным образом срезонировали с происходящим сейчас.

Здесь есть треки типа «Танцуй» о бездумной толпе. Или «Телевизор» с командной лирикой: «Не смотри телевизор! Не слушай радио! Не читай газет! Старший Брат очень близко. Закрой шторы, погаси свет».

БЕЗ ИДЕОЛОГИИ

По залу между тем ходили слухи, что концертом интересовались вышестоящие органы. В последнее время от «Ляписа» новости поступают напряженные. Они были редкой группой, которая выступила в Украине, в частности, на майдане. У них отменились выступления в Тюмени и Пскове.

При этом песня «Воины Света» попала и на первое место хит-парада «Нашего Радио», и стала гимном украинских площадей и фанатов футбольного «Днепра». Любой, имеющий 11 классов образования, поймет, что группа, как она продекларировала со сцены, не имеет отношения к каким-либо политическим партиям. Но явно заявляет о простых вещах, понятных без привязки к какой-либо идеологии. На других концертах Михалок мог, к примеру, крикнуть «Слава Украине!» в компании вокалиста «Воплей Видоплясова» Олега Скрипки. В Татарстане же «Ляпис» пробивал зрителей исключительно песнями. Впрочем, публика завелась уже с первых аккордов и радостно принимала все: «Панаса» на белорусском языке, кавера на калининградских растаманов из «Комитета охраны тепла» («Африка») и командиров сибирского панк-рока из «Гражданской обороны» («Государство»).

Группа привезла на концерт более 3,5 т звукового оборудования. Потому техники «Ляписов» обеспокоенно смотрели, как толпа, в первых рядах которой стояли девочки нереволюционного вида, начала напирать на ограждения, а они практически уперлись в драгоценную аппаратуру.

И ПЕСЕНКУ СПОЕТ НАМ СВЕЖИЙ ВЕТЕР

«Ляпис Трубецкой», успешно игравший до середины 90-х разношерстный ернический рок с элементами ска, шансона и регги, позже стал ориентироваться на корневой панк-рок и хардкор с текстами в духе Маяковского и Сельвинского. А вместо упитанных весельчаков, певших о том, что «любови капец», на сцене начали скакать суровые мужики в татуировках. Группу запретили в родной Беларуси, в результате оттуда зрителей на концерты в другие страны начали возить на автобусах.

На концерте в Казани группа лишь несколько раз позволила себе уйти в условную лирику — в шуточном треке «Котик», в сверхтолерантной композиции «Я верю» и кавере на зачинателей американского панка The Ramones I Wanna Be Your Boyfriend. В остальном их сет — это жетские риффы, резкие духовые партии и припевы, которые хорошо петь хором: «Мир. Труд. Май. Радость через край». Стиль их теперь можно обозначать удачно найденным в 2012 году названием альбома «Рабкор».

Основную часть выступления Михалок закончил пожеланием: «Чтобы мы жили радостно, мирно и никто нам не пудрил мозги». А на бис команда спела песню «Свежий ветер» с надеждой на будущее: мол, если не мы, то хотя бы зрители доживут до светлого завтра. «Потому что надоело уже», — бросил в конце Михалок. «Ветер» — это аллюзия на сказки Джанни Родари и Карло Коллоди. И в ходе ее исполнения никак нельзя было забыть недавнюю историю о московском театре «Содружество актеров Таганки», в котором сюжет «Чипполино» радикально изменили: принц Лимон там становится благородным правителем, по прошению народа отменяющим собственные несправедливые указы. Кажется, секрет «Ляписа Трубецкого» в том и заключается, чтобы не бояться выглядеть даже смешными в своей принципиальности. Кто их теперь заменит в этой ипостаси — трудно сказать.