В НАЧАЛЕ 2015 ГОДА РЯД КОМПАНИЙ ИЗ КАЗАНСКОГО IT-ПАРКА ПЕРЕЕДЕТ В ИННОПОЛИС. ЧАСТЬ 2-Я

В ближайшей четверг в челнинском IT-парке руководителям предприятий представят проект IT-аутсорсинга, работающего по принципу одного окна. А в мае в Казани пройдет двухдневный форум Best Incubators&Accelerators Startups Summer (BIAS), на который приглашаются стартапы, бизнес-инкубаторы, компании-акселераторы и инвесторы со всей страны. Обо всем этом рассказал директор ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «IT-парк» Антон Грачев, отвечая на вопросы читателей в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Кроме того, Грачев также рассказал, почему он решил поменять свой собственный бизнес на работу в Иннополисе и почему крупным растущим компаниям нельзя долго быть резидентами IT-парка.

«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СЕГОДНЯ — РАЗВИТИЕ ЧЕЛНИНСКОЙ ПЛОЩАДКИ»

— Антон Олегович, сколько сегодня резидентов в IT-парках и какова их суммарная выручка?

— В Казани — 59 резидентов, их выручка в 2013 году составила 4,9 миллиарда рублей (2012 год — 4,6 миллиарда рублей). В Челнах сегодня около 70 резидентов, которые по итогам прошлого года заработали 1,5 миллиарда рублей (2012 год — около 400 миллионов рублей). Незначительный рост доходов в Казани связан с тем, что в IT-парке сидят одни и те же компании, которые уже достигли определенного уровня своего развития.

Основная задача у нас сегодня — это развитие именно челнинской площадки, потому что потенциал роста сегодня там очень серьезный. Во-первых, там еще есть свободные площади. Дело в том, что на момент начала работы челнинского парка не все площади были полноценно дооборудованы, мы не могли сдавать их физически. Если взять в расчет только готовые к сдаче площади, то на сегодня заполняемость челнинского IТ-парка около 78 процентов. Думаю, к лету этот показатель мы доведем до 100 процентов, потому что ряд компаний уже в ближайшее время заходит на площадку. К концу лета мы дооборудуем оставшиеся площади, и задача — до конца года заполнить весь парк. Если мы это сделаем, то, думаю, по итогам текущего года выручка по челнинской площадке как минимум удвоится.

— Кто входит в число крупнейших резидентов казанского IT-парка?

— «Якорными» резидентами сегодня являются группа компаний ICL-КПО ВС, «Барс Груп», «Системы документооборота», центр информационных технологий РТ.

— Можно «нарисовать портрет» среднего резидента — по численности штата, по доходу?

— Численность штата — 60 - 70 человек, выручка — 100 - 500 миллионов рублей в год. Спектр деятельности у всех очень разный. Некоторые работают только с зарубежными партнерами, другие — исключительно на татарстанском рынке.

«ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ — ЭТО ТОТ САМЫЙ ИННОПОЛИС»

— А как все-таки быть с казанской площадкой? Ротация резидентов будет?

— Я вижу решение этой проблемы в проекте «Иннополис». Объясню почему. Как я уже отметил, развитие IT-отрасли в регионе мы видим как трехступенчатую модель: первая ступень — это бизнес-инкубатор; вторая — IT-парк, где работают выпускники инкубатора; а вот третья ступень — это тот самый Иннополис, в котором создаются идеальные условия для жизни и работы сотрудников IT-компаний. Именно туда должны перемещаться компании, вырастая из стен парка. Это уже даже не «взрослое дитя», это взрослый участник рынка, который должен жить отдельно и работать на общерыночных условиях.

По плану первый комплекс Иннополиса должен быть сдан в конце 2014 года, в начале 2015-го первые компании должны туда переехать. После этого часть площадей казанского IT-парка освободится.

— А компании готовы туда ехать? Сейчас они сидят в центре Казани, а вы их выселяете за город...

— Готовы. Понятно, что не сразу и целиком. Пока все видят только риски, но я думаю, что как только будет сдан первый технопарк и сотрудники первой компании-резидента заедут в свои новые квартиры, расположенные в 10 минутах ходьбы от горнолыжного комплекса, вдохнут с утра не смог большого мегаполиса, а глоток свежего кислорода, понимание необходимости такого переезда очень быстро придет. Сейчас этим вопросом занимается команда Иннополиса. Когда, ближе к осени, будут готовы к подписанию документы с компаниями-потенциальными резидентами особой экономической зоны «Иннополис», тогда и будет конкретика, кто уже точно переезжает. Поэтому я очень надеюсь, что в начале 2015 года у нас, наконец-то, освободятся площади.

Самое главное — это не передерживать крупные компании внутри парка. Если выросли, дайте место другим. Это как в жизни: невозможно все время сидеть на шее у родителей. На мой взгляд, средняя численность штата компаний-резидентов IT-парка должна быть 50 - 60, максимальная — 100 человек. И тогда развитие будет еще более эффективным. Если компания выросла до гигантских размеров, а рядом с ней — стартап, то она либо его съест, либо просто не пустит на рынок. Наша цель — создавать конкурентную среду, а не поедать друг друга.

«ПРИМЕРОВ УСП(ЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ — МАССА!»

Назовите, пожалуйста, пример из истории IT-парка самого быстрого успешного становления стартап-проекта от момента заявки с идеей до выхода на уровень самостоятельной, успешной компании, живущей не за счет бюджетных средств. (Тимур)

— Во-первых, хочу пояснить относительно «бюджетных средств». За счет бюджетных средств сегодня почти никто не живет, лишь часть общих затрат в стартап-проектах покрывает бюджетное финансирование бизнес-инкубирования. Реальные же расходы компании несут сами. И прямой госзаказ мы никому не предоставляем. Как я сказал, мы никому не приносим «рыбу», мы даем «удочку» в руки! Основная наша задача заключается именно в этом даже на этапе старта. Единственное, в чем мы помогаем на этапе роста в бизнес-инкубаторе, — это бухгалтерское и юридическое сопровождение и помощь в сопровождении проекта, о чем я уже сказал. Что касается срока, то самый быстрый рост — около 6 месяцев.

— Примеры успешного становления есть?

— Примеров — масса! Первый уровень достижения — это то, что компания выжила в течение первого года работы. Второй уровень — это получение инвестиций от конкретного партнера в течение этого года. И таких историй в год как минимум 10. Для примера назову несколько компаний.

В челнинском бизнес-инкубаторе есть компания «Все эвакуаторы». Честно говоря, на момент вхождения это был сомнительный проект, но с пониманием бизнес-процессов. Эти ребята приехали из другого региона, к сожалению, нам не удалось их удержать — они уехали в Москву. Сейчас мы надеемся, что они одумаются и вернутся уже в Иннополис. Когда мы не можем оставить компанию в IT-парке, то стараемся их замотивировать третьей ступенью развития — возможностью нахождения в будущей IT-столице России.

Есть пример и из Казани — компания Product-test, которая занимается тестированием и экспертной оценкой товаров массового потребления. Они менее чем за год вывели свой проект на достаточно высокий уровень по выручке.

Эталонный пример успешности — компания «Эйдос-Медицина», которая начала развитие своей идеи медицинских симуляторов именно в IT-парке. Сегодня они строят большой инжиниринговый центр и получают уже почти миллиардные заказы.

Есть «Автодория», которая в течение первого года получила инвестиции и продолжила свое развитие. Таким же образом еще порядка 20 компаний получили инвестиции в течение первых 9 месяцев своей работы.

«СОЗДАЮТ АНАЛОГИ САПОВСКИХ РЕШЕНИЙ»

— Сможем ли мы создать что-то намного лучшее, чем SAP? (Азат)

— Сложно ответить на вопрос, не зная, как рассматривать SAP: как компанию, которая предоставляет большой перечень решений, или отдельный продукт, отдельное решение компании? Наверное, в вопросе подразумевался какой-то их самый популярный продукт. У нас уже есть компании, которые создают аналоги саповских решений и делают все это гораздо дешевле. Просто нужно доказать их состоятельность, и именно это мы сегодня пытаемся реализовать вместе с КАМАЗом, о чем я уже сказал.

Если же говорить о SAP как о компании как таковой, то надо учесть, что ее основали выходцы из IBM. Мы же сегодня стоим на этапе развития отрасли, поэтому рано подводить какие-то результаты. На государственном уровне развитием IT в России усиленно начали заниматься, наверное, около пяти-семи лет назад. Тот же SAP возник в Германии еще в 1972 году, а первую нормальную выручку они получили только в 1980-м. И это несмотря на то что основатели уже на начале своей деятельности являлись опытными выходцами из передовой IT-компании. В паблик SAP вообще вышел только в 90-х. Поэтому, чтобы стать SAP, нужно пройти длинный и многоступенчатый путь развития. Плюс ко всему на определенном этапе развития у них была сильная господдержка.

Если брать пример России, то у нас уже есть несколько ярчайших примеров, известных всему миру: это Yandex, Mail.Ru Group, «Касперский», Parallels, ABBYY, Acronis и другие. Мы позже других начали развивать эту отрасль, поэтому сейчас просто нужно время.

— Какую роль сыграли ваши резиденты в разработке ГЛОНАСС+112? (Юлия К.)

— Этот проект по заказу минсвязи РТ полностью выполняли резиденты казанского IT-парка: центр информационных технологий Республики Татарстан и компания «ГЛОНАСС+112».

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ — «IT-АКАДЕМИЯ» И «IT-ЛАГЕРЬ»

IT-парк, конечно, в первую очередь бизнес-центр. Но мой вопрос о культурно-гуманитарной составляющей. Какого человека воспитает технопарк, то есть каким станет гражданин, который занялся бизнесом в стенах вашего заведения? Ведь IT-парк, очевидно, проводит и воспитательную работу. (Анатолий Ухандеев)

— Абсолютно соглашусь с тем, что мы занимаемся и воспитательной работой. Во-первых, мы проводим массу инициатив, которые не касаются нашей основной работы и которые мы делаем за свой счет как социальное направление деятельности IT-парка.

Например, в Челнах у нас с прошлого года запущен проект под названием «IT-Академия», где мы читаем универсальные краткосрочные курсы для всех возрастов по подготовке программистов в узком профиле. За 72 часа мы начитываем курсы PHP, Java , C++, и перечень курсов постоянно расширяется. При этом курс рассчитан даже на школьников, имеющих базовый уровень понимания информатики, которые хотят начать специализироваться в каком-то узком направлении. Понятно, что за 72 часа невозможно сделать из них специалиста даже среднего уровня, но задать им правильный вектор движения, который сразу идет во взаимодействии с резидентами IT-парка, очень даже получается. В перспективе выпускник курсов может найти работу в наших компаниях, и уже есть такие примеры.

IT.jpg

На базе челнинского IT-парка этой весной мы впервые запустили детский «IT-лагерь», ажиотаж вокруг которого превысил все наши ожидания. Поэтому теперь будем проводить его каждые школьные каникулы. Было две группы по возрастным категориям: ребята третьих-пятых классов и девятых-десятых классов. Прошло через лагерь около 100 человек, и за неделю каникул мы пытались донести до них понимание того, что же такое IT-парк и IT-отрасль в целом, что такое современные языки программирования, как развивается робототехника, как в IT можно сегодня сделать бизнес. По окончании лагеря лучших и самых активных мы наградили. Наша задача была мотивировать ребят, чтобы в дальнейшем им эта отрасль стала интересной. Ребята ушли от нас с горящими глазами, все ждут летних каникул. Для родителей это стоило всего пару тысяч рублей на питание, все остальные расходы мы взяли на себя. Сейчас есть идея расширить эту инициативу до еженедельных сборов в выходные, чтобы ребята из разных школ постоянно взаимодействовали и в перспективе друг друга не потеряли.

В Казани есть действующие частные инициативы, с которыми мы очень плотно дружим — это лагерь «Байтик», программы по работе со школьниками IT-Jump и Junior Startup, с которыми мы сегодня начинаем плотную совместную работу в стенах IT-парка. Недавно запустили консультационный центр для школьников совместно с проектом IT-Jump. В выходные дни абсолютно бесплатно для всех желающих школьников проводим мастер-классы по разным направлениям программирования. Во взаимодействии с нами ведутся программы в лагере «Байтик», мы в том числе пытаемся поддерживать их инициативы материально. Вообще, наша задача — не выводить эту работу на коммерческую основу, а выполнять функцию собственной социальной ответственности.

— В этой работе участвуют ваши резиденты? Вы в них «воспитываете» чувство социальной ответственности бизнеса?

— Да, мы стараемся их привлекать к этой работе. Сегодня во всем мире есть глобальная проблема: дефицит кадров. Пока компании взаимодействуют с вузами в поисках своих потенциальных сотрудников среди студентов первых-вторых курсов, но они уже понимают, что пора начинать поиск со школьного возраста.

«ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ ИНИЦИАТИВ IT-ПАРКА — ВЫСШАЯ ШКОЛА ИТИС»

— Получается несколько меркантильная социальная ответственность — вы просто готовите себе кадровый резерв...

— Да, это меркантильно, но сегодня проблема нехватки кадров для IT-отрасли стоит очень остро. Есть огромный перегиб в сторону подготовки тех кадров, которые отрасли не нужны, но вузы их до сих пор усиленно выпускают под флагом «IT-специалисты».

Эту проблему мы в прошлом году обнажили на заседании коллегии минсвязи РТ, которое шло в режиме открытого диалога. Были приглашены ректоры вузов, представители министерства образования и министерства связи, руководители крупных IT-компаний. Всех посадили на сцену и начали задавать неудобные вопросы, чтобы выявить все проблемные точки.

Выяснилась занимательная деталь: компании говорят, что им катастрофически не хватает новых квалифицированных сотрудников, и только на месте мы насчитали спрос от 120 до 400 хороших специалистов в год, но, по их словам, вузы их не дают. На что вузы отвечают: да мы выпускаем более тысячи специалистов в год! На что субъекты рынка парируют: из этой тысячи мы можем взять от 50 до 100 человек, да и то с натяжкой...

Получается так, что государство на протяжении четырех-пяти лет обучения в вузе вкладывает деньги в тех, кто рынку не нужен. К сожалению, такая картина сегодня наблюдается во многих отраслях.

— В чем все-таки основная проблема — готовят не тех специалистов или качество их подготовки низкое?

— Имеет место и то, и другое. Основная проблема в том, что у образовательного процесса нет прямого пересечения с практикой. Одна из лучших инициатив IT-парка, на мой взгляд, это новая высшая школа информационных технологий и информационных систем (ИТИС), которая существует уже три года на базе КФУ. Идея состоит в том, чтобы фундаментальную базу привычного ВМК связать с конкретной практикой. В открытом доступе изучили программы ряда ведущих вузов мира, сложили их, и получилась новая образовательная программа, пилотный вариант которой был запущен в 2011 году как высшая школа ИТИС.

На новый факультет на коммерческой основе было принято 40 абитуриентов. Мы убедили правительство РТ, что этот пилотный проект нужно поддержать, потому что на вновь созданный факультет за деньги никто учиться не пойдет. И на обучение выделили гранты, которые до сих пор идут через IT-парк.

Если на этот новый факультет в первый год было набрано 40 студентов по грантам, причем отбор лучших закрылся на уровне 178 - 180 баллов по ЕГЭ, то в 2013 году было выдано уже около 100 грантов, помимо которых около 70 человек пошли на коммерческой основе, а проходной бал закрылся на уровне 230 баллов по ЕГЭ. То есть за два года новому факультету удалось доказать абитуриентам, что новое направление уже полностью ориентировано на реальную практику и может составлять реальную конкуренцию ведущим факультетам региона.

СЕГОДНЯ НУЖНЫ ПРИКЛАДНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

— Почему все это нельзя было запустить внутри ВМК? Почему надо было создавать новый факультет, если отличие состоит только в большей ориентации на практику?

— Я не могу ответить наверняка, так как в 2011 году я еще не работал в IT-парке. Видимо, не получилось... На сегодняшний день на ВМК сохранены все прежние бюджетные места под тех специалистов, которые в большинстве своем, как это ни печально признавать, рынку IT не нужны. Мы уже не один год бьемся над тем, чтобы ИТИС дали бюджетные места. Хорошо, что нас КФУ, наконец, услышал, и сейчас решается вопрос о том, чтобы сделать к этому первый шаг, и мы очень надеемся на их поддержку.

— Наверное, ВМК больше выпускает теоретиков?

— Да, пока это больше теоретики, чем практики. Не спорю, фундаментальная база математиков отличная, но на практике в IT они сегодня не нужны. Сегодня нужны прикладные специалисты, которые выйдут из вуза и сразу начнут работать. На том же ИТИСе открылись несколько лабораторий крупнейших мировых компаний, а образовательный процесс сейчас строится таким образом, что в первую смену идут лекции и семинары, а во вторую — лабораторные работы. Каждый студент закреплен за определенной лабораторией и выполняет реальные кейсы. На третьем курсе все 40 студентов первого набора были трудоустроены. Из 170 студентов второго курса уже трудоустроены порядка 120, а ведь это всего лишь второй курс.

«СТАРТАП-САБАНТУЙ» — ЭТО МЕГАИНИЦИАТИВА IT-ПАРКА»

— Слышала о проекте «Стартап-Сабантуй-2014». Хотелось бы узнать поподробнее. (Алия)

— «Стартап-Сабантуй» — это мегаинициатива IT-парка, которая проводится уже третий год подряд. Проектная команда нашего бизнес-инкубатора год ездит по крупным городам, стараясь их не повторять. Мы выступаем перед студентами с открытой лекцией о том, что собой представляет идеология технологического предпринимательства, как можно эффективно развивать собственный технологический бизнес в Татарстане. Ну и вообще в целом популяризуем стартап-движение в тех регионах, где пока еще до этого никто не созрел.

В этом году мы уже стартовали в Ульяновске, всего же будет 13 городов. Но в этом году мы впервые выходим за пределы России и проводим два этапа «Сабантуя» в Минске и Алма-Аты. Был также запланирован и Киев, но по известным причинам мы его с процесса сняли.

— Вы читаете лекцию для студентов каких-то определенных факультетов, например, технических?

— Нет, могут прийти студенты любого факультета. В этом-то вся прелесть! Сегодня в IT нельзя концентрироваться только на каком-то узком направлении. IT сегодня — это очень широкий профиль, и нельзя целенаправленно бить только в одно место. Надо «трогать» и медицину, и аэрокосмические технологии, и химию, и биотех. Именно в связке с IT это сегодня в мире и выстреливает.

Своей целью «Стартап-Сабантуй» ставит популяризацию IT-предпринимательства. Причем в других регионах нам за это денег никто не платит, мы это делаем по собственной инициативе и за собственные средства. Но на эту деятельность Татарстан выделяет нам небольшую сумму денег, фактически покрывающую только транспортные расходы. С организацией встреч нам помогают партнеры на местах.

Польза для тех регионов, куда мы выезжаем, в том, что мы объясняем суть ведения IT-предпринимательства: как из своей идеи сделать бизнес, как создать собственную компанию. И для тех, у кого идеи уже есть, мы во второй день проводим конкурс презентаций этих проектов. Победителей приглашаем в IT-парк Челнов на так называемый стартап Demo Day, где они свои идеи могут представить перед инвесторами.

— И среди инвесторов есть желающие?

— Конечно! Есть реальные инвесторы, венчурные компании, бизнес-ангелы, и не только из России. В отборе заявок в бизнес-инкубатор могут принять участие и приглашенные из других городов. Мы также проводим программу под названием Start in Garage, которая позволяет очень интенсивно и очень оперативно накачать ребят знаниями, помочь переработать их идею и подготовить ее для демонстрации перед потенциальными инвесторами.

Уже есть несколько компаний-победителей «Стартап-Сабантуев» прошлых лет, которые стали резидентами челнинского бизнес-инкубатора и которые на сегодняшний день уже выпустились из него, развивая собственный бизнес именно в Челнах. Естественно, не все, но часть из них остается.

«СЕГОДНЯ В МИРЕ НЕТ ПРОЕКТОВ, ПОДОБНЫХ «WI-FI ГИД»

— Можете привести примеры этих проектов?

— Наверное, один из ярких примеров — это компания «ПАРТИЗАН-Info» с проектом «Wi-Fi Гид», которую мы нашли в Перми. Уверен, в ближайшее время этот проект выстрелит колоссально. Ребята создали аппаратный комплекс и приложение к нему, которые сегодня тестируются в клиентских отделениях Сбербанка. Клиент, имея их приложение на смартфоне, может получить всплывающее уведомление со всем контентом, связанным именно с этим отделением, и воспользоваться любой из представляемых услуг дистанционно. Этот проект также может быть использован в массе других областей. Насколько мне известно, у них велись переговоры с «Аэрофлотом». Ребята свой проект запатентовали, и сегодня в мире подобного ни у кого нет.

— Эти ребята сейчас в Татарстане работают? Кстати, сколько их?

— Да, нам удалось их оставить в челнинском IT-парке. Всего работает порядка 10 человек. Они приехали на отбор в челнинский инкубатор в 2012 году, в августе того же года основали свою компанию. Что самое интересное, руководитель проекта Игорь Леконцев уже успел жениться на сотруднице управляющей компании IT-парка. На сегодняшний день ребята заключили несколько партнерских соглашений с зарубежными компаниями по развитию своего проекта в Германии, США, Сингапуре, Казахстане.

Как ситуация в Крыму повлияет на отбор участников в бизнес-инкубатор? Видите ли вы какие-то цели, перспективы для себя как руководителя IТ-парка в сложившейся ситуации? (Булат) Если «Стартап-Сабантуй» не удалось провести в Киеве, то, может быть, поедете в Семфирополь?

— В этом году уже не успеем, а на будущий год, думаю, однозначно поедем. А вообще мы определяем регион, куда нам надо поехать, по уровню высшего образования. Все-таки основные идеи зарождаются в стенах вузов. А что сегодня в Крыму, я пока не знаю. Слышал, что министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сказал, что там нужно образовать федеральный университет.

МЕНТОРСТВО — ЭТО КОГДА ДОБРОВОЛЬНО И БЕЗВОЗМЕЗДНО

Как вы считаете, не следует ли в IТ-парке для молодых стартапов составить менторскую цепочку из состоявшихся предпринимателей из IТ-сферы, которые бы в будущем могли стать бизнес-ангелами (инвесторами) в такие стартапы? (Артур)

— Это совершенно правильная стратегия и теория, и мы к ней стремимся. Но, честно говоря, реализовать ее очень сложно. Это одна из самых больших целей по развитию бизнес-инкубатора — передача знаний-компетенций. А идея менторства заключается именно в этом, причем, как правило, идет на добровольных началах и безвозмездно. Состоявшиеся люди, которых деньги уже мало интересуют, своим долгом считают помочь начинающим бизнесменам начать собственное дело путем передачи им своих компетенций и умений.

— Говоря о воспитательной роли IT-парка, наверное, надо с самого начала прививать начинающим предпринимателям эту мысль — со временем обязательно стать бизнес-ангелом?

— Да, но это очень сложно. В России пока нет такого института как такового. Единственное, что мы успели сделать — попытались собрать сообщество местных бизнес-ангелов. Это предприниматели, которые имеют бизнес в других отраслях, но мы приглашаем их на свои круглые столы и пытаемся рассказать об IT, призываем инвестировать в эту отрасль и рассказываем, какие дивиденды от этих вложений можно получить. Но пока большинство наших бизнесменов не склонны к риску. Многие рассуждают так: зачем рисковать, когда есть привычные методы зарабатывания?.. Поэтому институт бизнес-ангелов в России очень слабый, и пока инвестируют только венчурные фонды.

В МАЕ В КАЗАНИ ПРОЙДЕТ БОЛЬШОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО СТАРТАПАМ

— Какие мероприятия планируете на ближайшее время?

— 24 апреля в Набережных Челнах пройдет крупное мероприятие под названием «IT-Парк — центр решений и IT-аутсорсинга». Там мы хотим представить нашу идею по запуску принципа одного окна, о котором я уже говорил чуть выше. Мы приглашаем местных предпринимателей, руководителей предприятий, чтобы донести до них все IT-идеи, которые могут помочь сделать их бизнес более эффективным.

В прошлом году мы проводили там форум по промышленной робототехнике, на который пригласили двух крупнейших мировых производителей промышленных роботов — KUKA и Fanuc. Специалисты этих компаний провели мастер-классы. Но тогда это был узкий сегмент, а в этом году мы хотим тему расширить. Наша задача состоит в том, чтобы вынести проблемы предприятий на уровень резидентов IT-парка для их решения. Надо состыковать производственников и айтишников. Надеюсь, у нас это получится. Подтвердил свое участие в нашем мероприятии и заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Марк Шмулевич.

В мае в Казани у нас запланировано большое мероприятие по стартапам — Best Incubators&Accelerators Startups Summer (BIAS). Это будет двухдневный форум, на который мы приглашаем и стартапы, и бизнес-инкубаторы, и компании-акселераторы вместе с инвесторами со всей страны. Плюс ко всему постараемся привезти и наших партнеров из-за рубежа. В Казань приедут такие компании, как ФРИИ, Qiwi Ventures, Pulsar Ventures, краудфандинговая платформа StartTrack, Runa Capital. Планируем сделать несколько воркшопов по ключевым проблемам, стоящим сегодня в инновационном предпринимательстве.

— Мероприятие такого формата вы проводите впервые?

— Да, в этом году впервые. Всего будет порядка 10 - 12 венчурных фондов. А иностранцев мы хотим привезти, чтобы в очередной раз показать изменения, происходящие сегодня в стране. Мы хотим показать, как у нас сегодня развивается рынок венчурных проектов, и доказать, что инвестировать в наши стартапы выгодно. Ведь основная проблема инвестиций в Россию заключается в том, чтобы привести инвестора за руку и показать ему, что здесь происходит. Все-таки для многих иностранцев наша страна пока остается темным лесом...

— Не боитесь, что санкции США и стран Европы помешают вашим планам?

— На самом-то деле и нет никаких санкций.

«САМОЕ ВАЖНОЕ — УМЕНИЕ И ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ»

IT специалист — это призвание и талант? Или профессия, которой нужно учиться? (Marat Gilfanov)

— Я думаю, IT — это призвание, которому можно научиться.

— До прихода в IT-парк вы работали в Иннополисе. Чем конкретно вам там пришлось заниматься?

— Непосредственно запуском проекта.

— Надо сказать, было неожиданно узнать, что руководить проектом «Иннополис» предложили вам — бизнесмену с финансово-экономическим образованием. Как это происходило?

— На очень высоком уровне было сделано предложение, от которого нельзя отказаться... Я объективно потерял в деньгах, потому что мне пришлось отказаться от небольшой доли в бизнесе в компании моего друга и партнера «Автолайф-групп». Предложение на тот момент очень заинтересовало, поскольку проект революционный. Естественно, у меня была масса вопросов, которые я задал на первой же встрече с инициаторами проекта.

— Но почему именно вам предложили эту должность?

— Для меня до сих пор это загадка...

— А назначение с проекта Иннополис в IT-парк — это повышение или понижение?

— Я и сейчас являюсь исполнительным директором в ОАО «Иннополис Сити». Идея моего прихода в IT-парк была в том, чтобы связать Иннополис и IT-парк в единую цепочку. Это именно та трехступенчатая модель, про которую я говорил. В этом и заключается цель: создавать проекты на уровне IT-парка и потом выстреливать их в Иннополис.

Да, можно в Иннополисе создать свой бизнес-инкубатор, но с точки зрения масштаба развития проектов, на мой взгляд, эффективнее там развивать крупные проекты, создавать инфраструктуру для их работы и помогать взаимодействовать на международном уровне. И привлекать в Иннополис зарубежных резидентов и инвесторов.

Какими знаниями и личностными качествами должен обладать современный управленец в сфере высоких технологий, науки и образования? (Дмитрий Гурин)

— Смелость, честность, трудолюбие и, самое важное, умение и желание учиться.

В вашей биографической справке написано, что вы владеет английским, итальянским, французским и татарским языками. И свободно говорите на всех этих языках? Способность к языкам — это врожденный дар или результат усидчивости? (Маршида Якупова)

— Свободно на всех этих языках не говорю. Свободно говорю на английском, это сегодня у меня основной рабочий язык после русского. Более-менее говорю на французском. Итальянский по своему желанию учил несколько месяцев на курсах, но практики мало, поэтому навыки быстро исчезают. А на татарском языке у меня говорит мама, поэтому у меня не было выбора.

«СТРАНИЦА С БО ОТКРЫТА У МЕНЯ В БРАУЗЕРЕ ПОСТОЯННО»

— Читаете ли «БИЗНЕС Online»? Какие есть пожелания редакции?

— Вашу газету читаю несколько раз в день уже, наверное, четыре года. Страница с «БИЗНЕС Online» открыта у меня в браузере постоянно. Пожелание вам — создать хорошую мобильную версию газеты, а еще лучше — хорошее мобильное приложение с эксклюзивным контентом. Если оно будет правильно работать, вы увеличите посещаемость в разы.

Статистика говорит, что развитие мобильного интернета идет колоссальными темпами, а рынок мобильных приложений уже его обгоняет. Проще нажимать на кнопочки, чем вводить адрес в адресную строку в браузере, и именно поэтому у многих новостных изданий уже есть свои мобильные приложения с подписками. На мой взгляд, это может стать отдельным бизнес-кейсом для «БИЗНЕС Online».

— Антон Олегович, спасибо за обстоятельный и очень интересный разговор. Успехов вам и всей вашей команде!

Читайте также:
Антон Грачев, IT-парк: «Приходится тонуть в тоннах отчетов за каждую бюджетную копейку»