«ИДИ СЮДА, ПУПСИК»

Сегодня в казанском автосалоне Skoda компании ТТС небывалый ажиотаж — популярные радиоведущие Сергей Стиллавин и Рустам Вахидов фотографировались с поклонниками. Девушки, парни, чиновники, родители с детьми — казанцы с охотой брали автографы и делали снимки со звездами радиоэфира и авторами популярного на YouTube видеопроекта «Большой тест-драйв». Фотосессия сопровождалась шутками самих ведущих. «Давайте поднимем руки!» — призвал Стиллавин и встал в позу Ленина с вытянутой рукой — у вождя мирового пролетариата сегодня день рождения.

Кто-то из присутствующих попросил автограф, Стиллавин удивился: «Фотография же круче!» «У меня даже автограф Медведева есть», — ответил молодой человек. «Кто это такой?» — отшутился Стиллавин. В это время в Москве Дмитрий Медведев выступал перед Госдумой с отчетом о работе правительства. Стиллавин с Вахидовым его не слушали, а слушали оказавшуюся тут же солистку «Мураками» Диляру Вагапову, которая попросила гостей записать отбивку к предстоящему фестивалю «Энергия рока». В попытках сказать что-то, что бы привлекло людей на фестиваль, о котором ведущие услышали впервые, Стиллавин сказал, что, несмотря на то, что всю жизнь слушает Modern Talking, он с уважением относится к року.

В орбите внимания остроумного ведущего, чей дуэт с трагически погибшим ведущим Геннадием Бачинским в свое время сделал колоссальные рейтинги утреннему шоу «Радио Максимум», оказалась корреспондент «БИЗНЕС Online». «Иди сюда, пупсик!» — приняв ее за поклонницу, позвал добродушно настроенный Стиллавин. Впрочем, наш корреспондент приехала туда не ради фото, а за интервью. Тем более поговорить есть о чем: накануне Стиллавин и Вахидов опубликовали на своем канале в YouTube ролик о путешествии из Нижнего Новгорода в Казань, в котором помимо оценки качества дорог в Татарстане нелестно отозвались о манере вождения казанских водителей: «Хамское, с нарушением правил, скоростного режима, двойной сплошной».

«ДВИЖЕНИЕ В КАЗАНИ ВПОЛНЕ СЕБЕ АДЕКВАТНОЕ...»

— Вы сказали, что в Казани на дорогах ужасное бескультурье и агрессивная манера вождения...

Рустам Вахидов: Было, но ситуация изменилась. Серега был в Казани в 1997 году, потом в 2013-м буквально за несколько месяцев до проведения Универсиады. Я верю человеку. Сколько ты за рулем?

Сергей Стиллавин: С 1995 года.

Р.В.: Действительно, Серега говорит, что в 1997 году здесь было безобразно. Даже в 2013 году водители нарушали правила дорожного движения, эта ситуация была исправлена...

С.С.: К Универсиаде.

Р.В.: Я не был в Казани до 2014 года, но могу сказать, что, во-первых, тут хорошие дороги, например, в отличие от Нижнего Новгорода, да и вообще от огромного количества российских городов, в которых нам удалось побывать. Есть некоторые проблемы с разметкой, но это весенний период, когда уходит снег. Я думаю, что как только станет тепло, разметка в тех местах, в которых она отсутствует, вновь появится. Я не заметил того, о чем говорил Сергей.

С.С.: В прошлом.

Р.В.: В общем, движение в Казани вполне себе адекватное, водители стараются не нарушать ПДД, соблюдают скоростной режим, уважительно относятся друг к другу, к другим участникам движения, самое главное — к пешеходам, пропускают. Огромное количество камер, которые установлены, заставляли их меняться, но сейчас, как мне кажется, это уже на подсознательном уровне. Если сравнивать с такими городами, как Москва, Нижний, Челябинск, Владивосток, абсолютно нормальное европейское движение.

С.С.: Более чем.

Р.В.: Может быть, в регионах, в 50 — 100 километрах от Казани, как-то по-другому люди водят автотранспорт, но здесь никаких нареканий нет.

С.С.: Меня удивило, что 500 рублей, а именно штраф за превышение скорости, так быстро исправили ситуацию.

Р.В.: Да, так же как и штраф в 500 рублей в свое время за непристегнутый ремень.

— У вас был опыт общения с нашими сотрудниками ГИБДД?

Р.В.: Не было.

С.С.: У меня был такой опыт в 1997 году. Я приехал сюда к друзьям, они только купили машину, это была «Ока». И по тогдашним правилам, я точно помню, месяц после покупки машины, ты мог ездить без талончика техосмотра. Машине было две недели. Меня остановили на посту ДПС и оштрафовали за то, что я еду в машине, в которой нет техосмотра. Я не стал сопротивляться, заплатил эти деньги, но память осталась как о репрессивных мерах контроля над дорогой. Я так и не смог понять, что было впереди — репрессивное поведение гаишников или безобразное поведение автомобилистов, кто из них кого стимулирует.

«КАЗАНЬ — ГОРОД, В КОТОРОМ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО КАМЕР НА КВАДРАТНЫЙ КИЛОМЕТР И НА КОЛИЧЕСТВО АВТОМОБИЛЕЙ»

— Для нас огромное количество камер уже привычно. А в других городах как с этим дела обстоят?

Р.В.: В Москве нет.

С.С.: Не через 200 метров.

Р.В.: Такой плотности камер, которые фиксируют нарушение скоростного режима и измеряют среднюю скорость, вы не встретите ни на Третьем транспортной кольце, ни на МКАДе, ни на основных магистралях. Казань в этом плане город, в котором наибольшее количество камер на квадратный километр и на количество автомобилей.

С.С.: Причем если говорить серьезно, половину из них можно было бы не ставить — дорогое удовольствие. В Москве как делают? Ставят камеру на участке, люди к ней привыкают, а потом ее меняют на муляж. Но люди уже привыкли к тому, что в этом месте камера стоит, и не нарушают. У нас в машине есть детектор, я смотрю — все камеры в Казани звенят, все они работают. Смысла я не вижу в таком количестве...

Р.В.: Смысла нет, на самом деле, в радар-детекторах, мы это поняли достаточно быстро, оказавшись в Казани. Через 30 минут мы его выключили. Я не вижу в этом какой-то большой проблемы. В условиях города, где скоростной режим ограничен в 60 километрами в час, мы обязаны как автолюбители соблюдать этот скоростной режим. Я не вижу вообще никакой проблемы.

С.С.: Я вижу проблему только в трате денег.

Р.В.: Если все это позволяет соблюдать скоростной режим, то есть навязывать его автолюбителям, чтобы они его соблюдали, то, наверное, других способов заставить людей передвигаться по городу с соблюдением ПДД в нашей стране сегодня нет.

«ЖЕСТЧЕ НАДО БОРОТЬСЯ С НЕПРАВИЛЬНО ПРИПАРКОВАННЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ, ЭТО БЕДА»

— В этом году у нас запретили парковку на улицах в центре города. Как вы оцениваете такую инициативу?

Р.В.: Прекрасно! Я двумя руками за, потому что опыт той же Москвы, в которой мы живем, и расширение зон платной парковки сначала в пределах Бульварного кольца, теперь уже Садового, и в планах московского правительства — в пределах Третьего транспортного кольца позволили реально разгрузить город. У нас один из офисов компании ВГТРК находится на улице Пятницкой. Год назад, приехав на Пятницкую, невозможно было припарковать свой автомобиль днем.

С.С.: Это рядом со станцией метро.

Р.В.: Сегодня я приезжаю туда и в любое время суток могу припарковать свой автомобиль. Удобная история с оплатой этой парковки — с помощью SMS, с помощью банковской карты, с помощью специального приложения, которое разработано московскими властями. Та же Тверская в центре Москвы, которую полностью освободили от припаркованного на обочине транспорта, едет. Такого просто нельзя было себе представить еще 6 - 7 месяцев назад.

С.С.: В Казани бросается в глаза, что нет регулировки выделенных полос по дням недели. В Москве четко: в субботу, воскресенье, праздничные дни можно ехать по полосам автобуса. В Казани таких знаков вообще нет.

Р.В.: Это, наверное, тот опыт, который необходимо использовать. Буквально за день до отъезда в наш большой тур я на 10 минут оставил машину рядом с детской больницей, выхожу — автомобиля нет. Стоимость комплекса услуг по эвакуации автомобиля...

С.С.: Стоимость аттракциона.

Р.В.: Стоимость аттракциона составляет порядка 7,5 тысяч рублей в Москве. Все зависит еще и от объема вашего двигателя: от 5 тысяч рублей и до бесконечности. Ну и штраф за неправильно припаркованный автомобиль.

— Получается, у нас еще по-божески — 3 - 4 тысячи рублей...

Р.В.: Жестче надо бороться с неправильно припаркованными автомобилями, это беда.

«КАК В КАЗАНИ НАГНУЛИ ЗАСТРОЙЩИКОВ?»

— Завтра у вас будет интервью с мэром Казани Ильсуром Метшиным. О чем хотите спросить градоначальника и на какие ответы рассчитываете?

С.С.: К мэру Казани у меня вопрос, в отличие, например, от мэра Нижнего Новгорода, не с претензиями. О том, как удалось поработать так хорошо и плотно с застройщиками, которых обязали быть приличными и строить город, а не просто отдельно взятые дома, каждый из которых, может быть, и прекрасный, но в целом получается бардак. И Москва в прошлые годы до Собянина, и Нижний Новгород в последние 10 - 15 лет сильно страдают от того, что в историческом центре строятся гигантские, абсурдные и уродливые торговые центры. В некоторых регионах проблема обуздать людей с большими деньгами и заставить их быть культурными и уважительными к тому месту, где они строят. В Казани это удалось. Вот как удалось, как нагнули застройщиков, вот это нам очень интересно.

Р.В.: За последний год мы побывали в трех городах, в которых руководство нашей страны реализовало три больших инфраструктурных проекта. Это Владивосток, где проходил саммит АТЭС 2012 года. Это Сочи, где проходили зимние Олимпийские игры, и теперь — Казань, где проходила Универсиада. Действительно ли единственной возможностью развивать наши регионы, наши города являются события мирового масштаба? Пока я вижу, что Владивосток и Сочи, и та же Казань — это города, которые дают пример того, как можно создавать благоприятные условия для жизни людей.

С.С.: Каждый из этих городов является укором тем плаксивым, фальцетным стонам, которые у нас все время раздаются из стана либеральной общественности, что деньги потрачены, а какой эффект? Вот в Казани видно, какой эффект. Я думаю, что это видно и приезжим, и самим жителям. На город приятно смотреть. Нам здесь приятно находиться и хочется сюда вернуться.

— Дороги в Казани как?

Р.В.: Как в Москве. С учетом того, что на многих центральных магистралях Казани отменен левый поворот, и видно, что это было сделано как раз к Универсиаде, потому что наш навигатор показывает, что здесь мы должны повернуть, но висят знаки запрещающие. Я считаю, что в этом плане Казань даже впереди той же самой Москвы.

С.С.: Понятно, что город меньше по масштабу, проще наводить этот порядок. Но, например, в Московской области, когда ты переезжаешь МКАД, начинается безумие. Та же трасса М7, которая проходит через Казань на Урал. Это просто ужас, с этим надо что-то делать. В Казани сделали.

«КОГДА МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК НА «ЧЕПЫРКЕ» ОБГОНЯЕТ КОЛОННУ...»

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали слова Стиллавина о том, что у казанцев еще недавно была агрессивная манера вождения.

Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН-Авто»:

— В Казани в последние три года я наблюдаю тенденцию к нормализации движения, повышению взаимного уважения на дороге. Лично для себя связываю это с тем, что именно три года назад Госавтоинспекция Татарстана начала проводить некий эксперимент, который заключался в установке стационарных, автономных радаров. С этого началась нормализация по скоростному режиму, а в дальнейшем воплотилась в серьезные меры по безопасности дорожного движения. Перед Универсиадой дороги и развязки в городе были приведены в нормальное состояние. Отодвинутый порог по видеофиксации скорости до 80 километров в час тоже сыграл свою роль. Многие водители более спокойно начали ездить. Организация движения в городе была упорядочена дорогами, развязками, разметкой и знаками. Хочет человек или не хочет, в большинстве случаев человек будет следовать этим знакам.

Сергей Пасечник — генеральный директор магазина путешествий Companion SP:

— Я бывал в разных городах и в разных странах мира, и я бы не назвал манеру вождения казанцев хамской или какой-то суперскоростной. Особенно в последние годы, когда было введено много всяких видео- и фотокамер. Конечно, для того чтобы воспитать такой элемент культуры, как пропуск пешехода, требуется поколение. 20 лет назад у нас никто и не думал пропускать пешеходов. И я бы не сказал, что эта особенность была свойственна только Татарстану или Казани. Когда мы приезжали за рубеж и видели, как, подходя к светофору, поток машин перед нами останавливается, мы не могли понять, что это нас пропускают...

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— Человек, курящий в автомобиле, выбрасывает из окна пустую пачку или сигарету, молодой человек на «чепырке» обгоняет колонну и встает впереди всех на светофоре, люди, которые своими гонками действуют на энергетику потока автомобилей отрицательно... После этого с таким мнением о езде казанцев во многом можно согласиться. Я, когда мои дочери за руль садятся, всегда опасаюсь, что кто-то из названных лихачей может привести к трагедии.