ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ АВТОГРАДБАНКА РАССКАЗАЛА ОБ ИСПЫТАНИЯХ, НАХОДКАХ И ИТОГАХ 2013 ГОДА

В то время как мировая экономика, а с ней и экономика страны испытывают свои далеко не лучшие времена, а крупные федеральные банки активно взялись за работу с малым и средним бизнесом, которым раньше традиционно занимались лишь региональные банки, небольшим банкам приходится искать свои «голубые океаны». Председатель правления Автоградбанка Венера Иванова убеждена, что продолжать получать прибыль в это непростое время помогает принцип, которого банк придерживается уже 23 года с момента своего основания: думай о том, что нужно людям, и это приведет тебя к новым нишам.

222.jpg
Венера Иванова — председатель правления Автоградбанка

«МЫ ПОДНЯЛИСЬ НА НОВУЮ СТУПЕНЬКУ ДОВЕРИЯ К БАНКУ СО СТОРОНЫ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА»

- Венера Бахтегараевна, банки подводят сейчас итоги прошлого года. Как для Автоградбанка сложился 2013 год?

- В целом год был успешным. Увеличившийся до 966 миллионов рублей объем капитала Автоградбанка позволил нам в сентябре прошлого года получить генеральную лицензию Центробанка РФ. И теперь у нас значительно расширились возможности по работе с иностранными банками, появился новый функционал, позволяющий, в частности, открывать подразделения в других странах.

- А если говорить о банковских показателях?

- Активы сохранились примерно на прежнем уровне — порядка 9 миллиардов рублей, капитал вырос на 5,6 процента до 966,4 миллиона рублей. Общий кредитный портфель превысил 4 миллиарда рублей, а розничный прибавил 16,9 процента, достигнув 1,2 миллиарда.

Заметно подросло кредитование юридических лиц и ИП, которое выросло по объему на 41,2 процента, достигнув 22 миллиардов рублей. При этом кредиты МСБ увеличились более чем наполовину до 15,5 миллиардов рублей, а кредиты ИП — на 9,3 процента до 1,5 миллиардов.

Кроме того, мы расширили офисную сеть в Казани, причем новые подразделения практически сразу же показали хорошую динамику по ключевым направлениям работы банка.

- Насколько большая сеть у Автоградбанка?

- Сегодня мы работаем в 19 городах России в 38 точках продаж.

- Вы довольны результатами прошлого года?

- Про взрывную динамику, разумеется, говорить не приходится, когда наша экономика вступает в новый цикл рецессии, а динамика роста внутреннего валового продукта сокращается до минимума. Конечно, финансовый сектор страны, и в том числе региональные банки отреагировали на это. Тем не менее продолжаем расти. Но что, на мой взгляд, ценно, растем не только по традиционным направлениям, но и по новым. Мы все время находимся в поиске новых ниш. Начали работать с драгоценными монетами. Объем кредитования по стартапам достиг 1,8 миллиона рублей. Это наш совместный проект с администрацией Набережных Челнов, который мы запустили в 2012 году.

«МНОГОЕ ЗАВИСИТ И ОТ ТОГО, КАКИЕ ЦЕЛИ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ»

- Значит, пошел проект?

- Пошел. Поначалу, конечно, долго раскачивались, но сегодня в Челнах начинающие предприниматели усвоили, что если есть идея, помощь для ее реализации можно найти в мэрии, а деньги у нас в Автоградбанке.

- Но ведь обычно бизнесмены считают, что с госструктурами работать себе дороже…

- Не соглашусь с вами. Нам с челнинской мэрией удалось добиться взаимопонимания в этом проекте. Все-таки это наш родной город, мы всегда откликаемся на городские проекты. Например, в мае по инициативе челнинского исполкома будущим первоклассникам будут вручены ранцы в рамках акции «Помоги собраться в школу!» Ранцы закупает КАМАЗ, а содержимым их заполнит наш благотворительный фонд «Наше Наследие».

Так вот проект по стартапам просто оказался обоюдовыгодным для всех сторон: город развивает приоритетные направления, мы увеличиваем базу заемщиков, а предприниматели получают деньги на реализацию своего проекта. Получается для всех польза.

- Какие стартапы вы прокредитовали?

- Было очень много интересных и разных по организации бизнеса проектов. Например, производство по восстановлению автошин для грузовых и легковых автомобилей, строительство Вейк парка в Челнах, частный детский сад для детей до трех лет. В рамках кредитования стартапов вы выдали кредиты на приобретение оборудования для оказания клининговых услуг, а также на приобретение оборудования для производства мебели из экологически чистого сырья. Я в очередной раз убеждаюсь, что Набережные Челны — город, в котором живут предприимчивые люди. Они умеют ставить цели и добиваться их.

ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ АФОРИЗМ ПРО ЗЕМЛЯНИКУ СО СЛИВКАМИ

- А вы какие цели ставите перед собой?

- Довольно давно уже я ставлю перед собой одну цель: приносить людям пользу. И своих подчиненных в эту веру перековала. Если смотришь на бизнес сквозь эту призму, поверьте, все будет в порядке. Я уже не раз рассказывала, что когда мы в 1997 году начинали заниматься ипотекой, думали, что заработаем большие деньги... Но сразу не пошло. Тогда мы поменяли подход, решили: давайте попробуем осчастливить людей и переселим их из малосемеек в квартиры. Работа пошла, создалось федеральное агентство ипотечного кредитования, началось рефинансирование.

Я часто привожу в пример такой афоризм: «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков, поэтому когда иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба». Это очень полезный афоризм, не надо думать о прибыли, надо думать о тех людях, которые к вам идут, и о том, что им нужно.

Идея со стартапами родилась именно таким образом. Другой пример: многие ипотечные программы. Сейчас, например, у нас очень востребована ипотека для учителей. Мы установили терминалы с монетоприемниками, потому что так удобнее для людей. Аппараты самоинкассации стали ставить в торговых центрах, потому что это удобно предпринимателям, ведь сдав выручку в любое время, можно уже через 5 минут этими средствами воспользоваться и перечислить своим контрагентам. Мы узнали о потребности у предпринимателей в проведении срочных платежей в позднее время. Так возникла идея о продленном расчетно-кассовом обслуживании. Согласитесь, удобно иметь шикарную возможность совершать межбанковские платежи до 21 часа 10 минут, а внутрибанковские до полуночи, причем когда деньги доходят до вашего партнера по бизнесу всего за 15 минут.

Наверное, поэтому у нас и сформировался имидж народного банка — банка, в котором удобно и приятно обслуживаться.

«В СТИЛИСТИКЕ ЛУБКА МЫ, НАКОНЕЦ, НАШЛИ ТО, ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО»

- Кстати, ваш внешний имидж буквально стал народным в прошлом году. Почему вы вдруг решили перейти на лубочный стиль?

- Ну, как видите, все-таки не вдруг, а исходя из внутреннего самоощущения ориентированности на потребности и интересы широких слоев общества и малого и среднего бизнеса. Наше позиционирование уже много лет выражается в слогане «Автоградбанк свой. Поймет быстрее». Но всегда не хватало какого-то звена, и вот в стилистике лубка мы, наконец, нашли то, чего нам не хватало, этой народности, афористичности, оптимизма и понятности каждому. Я сама люблю афоризмы, а тут у нас появилась возможность в очень лаконичной и точной форме выразить суть наших предложений. И это не просто состязание в остроумии. Выразить в нескольких словах преимущества твоего продукта можно, только если ты досконально его продумал и четко понимаешь, для чего предлагаешь его людям.

- Не кажется ли вам, что сказочная тематика — это как минимум экзотика для визуального образа банка?

- Лубок — это не сказка, лубок — это народная традиция, имеющая очень глубокие корни. Это очень живое и теплое проявление творческой энергии народа. И нам этот визуальный образ позволил не только выделить Автоградбанк из легиона конкурентов, но и подчеркнуть присущее нашему коллективу теплое отношение к клиентам. Я же говорю, это стало органичным развитием нашего позиционирования. И оно нашло отклик у наших клиентов. В основном реакция на наш новый визуальный образ была очень позитивной.

111.jpg

БИЗНЕСУ — ЛЬГОТЫ, КОЛЛЕКТИВУ —- СПЛАВ

- Ваш банк отмечает на этой неделе день рождения. Торжество запланировано?

- Конечно, мы не пренебрегаем возможностью сказать спасибо своим клиентам. Какой-то особой пышностью наши праздники не отличаются, зато на них всегда бывает весело и душевно. Ну, и обязательно каждый год ко дню рождения банк готовит специальные предложения для клиентов. В этом году мы так и назвали свою акцию «Весеннее предложение». Оно включает целый спектр очень выгодных продуктов для бизнеса, и не только для постоянных клиентов, но и для новичков. Это и доступные кредиты, и депозит под повышенный процент, и многое другое. Для юридических лиц, которые открывают у нас расчетный счет, отменили целый ряд комиссий, что позволит им получить существенную экономию средств, а физическим лицам, в том числе и пенсионерам, мы предложили выгодный вклад и целую серию кредитов.

- А как вы отмечаете день рождения в коллективе?

- У нас есть традиция, которой мы ни разу не изменили. Каждый год по случаю дня рождения мы с руководящим составом банка отправляемся на сплав по реке.

- Экстремально, особенно если учесть, что ваш банк в основном женский!

- (Смеется) У нас работают сильные женщины. Я сама всегда была трудоголиком, и команда такая же подобралась.

Беседовал Михаил Андреев