Сегодня в Зеленодольске торжественно спущено на воду уникальное судно проекта А217-1. Традиционный с виду теплоход «экономкласса» на 176 пассажиров, построенный по проекту «Агат Дизайн Бюро», имеет изюминку — стальной корпус с ледовым усилением. Как выяснил побывавший на церемонии корреспондент «БИЗНЕС Online», заказ будет полностью готов к лету. Как и в случае с парой А145, «летающей» сейчас на Севере, завод им. Горького построил судно при поддержке ООО «Альфа-Лизинг». Эксперты считают, что оно будет востребовано, хотя на фоне падения пассажирских перевозок больших заказов ждать вряд ли стоит.
«МЫ СПУСКАЕМ НА ВОДУ ГРАЖДАНСКИЕ СУДА — БЫТЬ МИРУ»
Сегодня в Зеленодольске на воду было спущено судно проекта А217-1. Отметим, что строительство шло без огласки, и в СМИ пока не было «живых» фотографий этого речного судна, предназначенного для замены на пассажирских линиях стремительно устаревающего пассажирского флота. Хотя его «близнец», спущенный на воду немногим ранее, плавно покачивался по соседству в гавани завода им. Горького.
«Вы видите, в очередь корабли построились: один стоит, другой спускается, третий на стапелях стоит, в затылок дышит, — поприветствовал собравшихся на слипе заводчан генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов. — Сегодня мы спускаем на воду гражданские корабли — быть миру, быть спокойствию, уверенности в завтрашнем дне».
Уверенность в завтрашнем дне для предприятия невозможна без стабильности в заказах, но пока завод загружен. В этом году, как отметил замминистра экономики РТ Ильдар Мингалеев, стоит перед заводом задача выполнить объемы на 16 млрд. рублей (в прошлом году — 11 миллиардов). По результатам первого квартала индекс промышленного производства предприятия превышает 140%, заявил он.
Ренат Мистахов: «Сегодня мы спускаем на воду гражданские корабли — быть миру, быть спокойствию, уверенности в завтрашнем дне» |
Над водой возвышался высокий борт небольшого теплохода. Традиционное разбивание бутылки шампанского в исполнении «крестной матери» Ирины Анциферовой, представлявшей заказчика теплоходов ООО «Альфа-Лизинг», — и корпус медленно пошел вниз, к волжским водам. Народ потихоньку потянулся на праздничный митинг к заводской площади.
Кстати, «Альфа-Лизинг» входит в структуру «Альфа-Групп», основными владельцами которой являются влиятельные предприниматели Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев. Это одна из крупнейших финансово-промышленных групп России, в частности, она контролирует «Альфа-Банк», владеет крупными пакетами акций Х5 Retail Group, турецкого оператора мобильной связи Turkcell и др. В свою очередь, «Альфа-Лизинг» является 100% дочкой «Альфа-Банка», который возглавляет Петр Авен.
«НАМ ИНТЕРЕСНО ЛЕДОСТОЙКОЕ СУДНО, ВОЗМОЖНО, МЫ ЕГО КУПИМ...»
На теплоходы А217-1 пока лишь один заказ — на два судна. Но конкретного покупателя пока нет. Однако примерно по такой же схеме строилась и «летающая» теперь в Ханты-Мансийске пара скоростных А-145 в морском исполнении, пояснил журналистам первый замгендиректора ОАО «Завод им. Горького» Александр Карпов. «Когда мы презентовали проект А-145, к нам приезжали и представители одной из северных судоходных компаний, — рассказал Карпов историю создания нового проекта. — Они сказали, что им интереснее другое судно со стальным корпусом, определенной ледостойкостью. И вот, учитывая фактически задание, которое дал нам Север, мы озаботились проблемой строительства такого судна».
Сегодня потенциальным заказчикам устроили презентацию и небольшой фуршет на борту спущенного на воду судна. Его днище выполнено из пятимиллиметровой стали, борта — 4 мм, ходовая рубка из алюмо-магниевых сплавов. Учитывая потребности рынка и обветшалость флота, подобные заказы могут быть востребованы на многих речных бассейнах, считает Карпов. Утепленный салон рассчитан на 176 пассажиров — 50 мест в нижнем салоне, остальные наверху, причем эксплуатация систем возможна при температуре до минус 25 градусов. Салон снабжен санузлами, кресла — в антивандальном исполнении. Применены немецкие дизели мощностью 410 кВт, навигационное оборудование японского производства. В целом это подобие знаменитого «ОМа»: речной регистр, эконономкласс, рассчитанный на постоянную эксплуатацию на дневных маршрутах.
Показывая потенциальным заказчикам ходовую рубку, Мистахов продемонстрировал также систему типа «свой-чужой», основные приборы контроля и управления движением, системы «ГЛОНАСС-GPS». Гости с удовольствием сидели в капитанском кресле, а борт еле заметно качался на волне. Все системы управления двигателями вынесены в рубку, экипаж — 4 человека: капитан, помощник, инженер-механик и матрос, с радушием гостеприимного хозяина рассказывал Мистахов.
Карпов надеется, что судно будет полностью готово к сдаче уже в июне. Сейчас предстоят испытания, возможно, понадобится время на доводку — все-таки суда этого проекта строятся впервые. А переделывать кое-что понадобится: так, осматривая санузел, гендиректор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (завод входит в его структуру) Иван Егоров посетовал на слишком высоко установленные элементы вроде подставки для мыла.
ПРОЕКТ С ИЗЮМИНКОЙ ОТ ПЕТЕРБУРГСКИХ КОНСТРУКТОРОВ
О том, что завод им. Горького вот-вот выпустит новые речные пассажирские теплоходы проекта А217-1, «БИЗНЕС Online» стало известно в начале апреля. Суда, спроектированные для зеленодольского завода конструкторами петербургского ООО «Агат Дизайн Бюро», строились около года. А217-1 предназначены для перевозок пассажиров на внутренних водных путях. Длина судна — 27,4 м, ширина — 5,6 м, осадка — 1,66 метра. Скорость хода — 25 км/ч. Наибольшая дальность плавания — 400 километров.
Стоимость судов не разглашается, но на сайте предприятия есть финансовая информация, частично обрисовывающая картину, согласно данным конкурса, стоимость поставки материалов и выполнения работ по внутренней обстройке составляет 19,2 млн. рублей.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора «Агат Дизайн Бюро» Андрей Сорокин, это обычный, не скоростной, водоизмещающий теплоход с винтами. По общей идеологии близок к памятным многим «омикам». Но проект (главный конструктор — директор бюро Сергей Породников) тем не менее с изюминкой: корпус с ледовым усилением, винты — тоже. Теплоход сможет ходить в 30-сантиметровом битом льду или в 20-сантиметровом цельном. Материал корпуса — сталь, надстройки из алюминиево-магниевого сплава.
За кадром остался тот факт, что закладка и процесс строительства судов прошли, по сути, в секретном режиме, и вплоть до сегодняшнего дня их фотографии нигде не «засветились». «Заказ по особым техническим условиям, ледового класса: Север очень заинтересован в таких теплоходах», — лишь отметил директор и выразил уверенность в актуальности проекта.
«ПОКУПАТЕЛИ НА А217-1 БУДУТ В ОГРАНИЧЕННОМ ОБЪЕМЕ»
Выпуск новых А217-1 зеленодольским заводом им. Горького «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.
Владимир Леонов — главный конструктор по судостроению ООО «Судостроительный комплекс «Иона»:
— Такие суда нужны, но покупатели будут в ограниченном объеме: реально в стране нет объема пассажирских перевозок на воде. Объем пассажирских перевозок падает с 1975 года. И все те, кто кричат о том, что нужны новые суда, забывают, что главная задача — перевезти людей. А людей-то перевозится мало! Даже по Татарстану за последние 20 лет объем пассажирских перевозок упал в 8 раз. Поэтому в реальности пассажирские перевозки на судах нужны только там, где они будут социально значимыми, где людей надо возить, нет альтернативы или альтернатива очень сомнительная.
Но таких линий и мест в стране сегодня немного. У нас в Татарстане только одна линия: Казань — Верхний Услон. На Севере ситуация посложнее, поскольку там народ живет в деревнях, а от деревни до деревни — десятки километров, там надо возить людей хотя бы из деревни до районного центра. Но опять же это только при наличии дотаций. В экономическом плане, при коммерческой эксплуатации, пассажирские перевозки на судах не будут себя оправдывать.
Социально значимые перевозки должны быть как можно более длинными по периоду времени: от ледохода до ледостава, поэтому ледовое усиление — это необходимый элемент судна А217-1. Иначе оно теряет свое значение. Тем более учитывая то, что это судно, видимо, уходит на Север, где навигационный период длится пять месяцев. Поэтому увеличение срока его эксплуатации весной на неделю и на две-три недели осенью — это большое благо для жителей этого региона.
Что касается успешности завода имени Горького в плане строительства пассажирских судов, то у него просто нет конкурентов. На сегодня в России такие суда, как А217, который является альтернативой «омику» и «мошке» (проекты ОМ-300 и МО-150 — прим. авт.) просто не строятся. Говорить о том, что строит московский судостроительный завод, всерьез не приходится, это прогулочные катера. Поэтому завод имени Горького на сегодня фактически единственный, который занимается строительством пассажирских судов.
Эдуард Хайруллин — начальник пассажирских перевозок ОАО «Татфлот»:
— Насколько я знаю, зеленодольские суда проекта А-145 успешно работают на линии в Сибири. А ранее зеленодольский завод очень успешно работал в пассажирском судостроении — его «Метеоры» работали в Советском Союзе, за границей, сегодня работают в России, очень хорошие суда были. Поэтому у предприятия опыт строительства пассажирских судов огромный. Думаю, выпуск нового судна оправдан.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.