Борис Жихаревич и Мидхат Шагиахметов
Борис Жихаревич и Мидхат Шагиахметов

СТРАТЕГИЮ-2030 В КАЗАНИ ОБСУДИЛИ ПОСЛЕ АЛЬМЕТЬЕВСКА И ЧЕЛНОВ

Разрабатываемая при участии петербургского Леонтьевского центра программа социально-экономического развития РТ до 2030 года вчера стала доступнее широкой общественности. В Казанской ратуше эксперты, ведущие работу над программой по заказу фонда «Туган ил», провели семинар на тему координации развития в границах городской агломерации. Участниками семинара стали представители пяти окружающих столицу РТ районов республики, чиновники казанского исполкома, а также представители предприятий и организаций.

Важность мероприятия подчеркивалась участием и министра экономики РТ Мидхата Шагиахметова — это ведомство курирует программу.

В Татарстане определены три крупных экономических зоны, формирующихся вокруг трех агломераций — казанской, альметьевской и набережночелнинской, напомнил научный руководитель проекта «Татарстан-2030» Борис Жихаревич. Чтобы «не обижать» Нижнекамск, он предложил называть последнюю камской. Собственно семинар был посвящен выявлению вопросов, которые столица и районы должны решать совместно, и поиску «острых углов», объяснил он цель совещания. Пространственное развитие агломераций — это один из важных пунктов «большой» стратегии развития-2030.

Как пояснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» разработчики программы, подобные проектные совещания уже прошли и для альметьевской, и для камской агломераций — осталась только Казань. Сейчас близится к концу этап сбора данных и их анализа, и начинается период написания собственно программы развития. Итог — программа «Татарстан-2030» — будет представлен, таким образом, через год.

Напомним, что о необходимости разработки самой стратегии говорят уже несколько лет. Вышедшая к микрофону представитель минстроя РТ вчера очень порадовалась начавшейся наконец работе, потому что ведомство предлагало согласовать развитие прилегающих к Казани районов аж в 2007 году, приступая к территориальному планированию...

Казанская агломерация, как пояснил Шагиахметов, имеет наиболее важное значение. Здесь реализуются масштабные проекты не только федерального и республиканского, но и международного, европейского уровня. В агломерацию помимо Казани входят Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский и Пестречинский районы. И главная задача — не конкурировать между собой, а работать в общей связке, добиваясь синергетического эффекта в развитии.

«Когда мы приступали к разработке стратегии развития республики-2030, мы понимали, что этот документ должен обсуждаться в широком диалоге. Это не документ министерства экономики либо нескольких министерств и ведомств — это документ развития республики в целом», — объяснил министр необходимость обсуждения стратегии.

Тяга к развитию территорий по методу агломерационного объединения ощущается, что называется, в реальной жизни. Совместные проекты так или иначе волей-неволей связывают их, а раз так — надо направить процесс в это русло изначально и с научным подходом.

Иван Кузнецов
Иван Кузнецов

«МАЯТНИК», «ДАЧНИКИ» И ДОРОГИ

Судя по докладам, присутствовавшие представители районов и городов поначалу не совсем поняли, что от них требовалось, когда рассказывали о развитии своих территорий.

Взрывной рост качества и количества улично-дорожной сети Казани, мощнейший в масштабах России образовательный центр, туристический магнит, притянувший в прошлом году 1,5 млн. человек, плюс мощный экономически развитый город. Такой Казань предстала в докладе замруководителя исполкома Ивана Кузнецова.

Однако модератору конференции Жихаревичу хотелось услышать о проблемах координации работы частей агломерации. В качестве примера он привел ситуацию в агломерации Санкт-Петербурга, где жители Ленинградской области стонут от тысяч понаехавших из северной столицы дачников, а сами питерцы страдают в многокилометровых пробках. Согласование вопросов по строительству каких-нибудь развязок, вдруг пересекающих границы нескольких районов, оказывается сложнейшей проблемой, потому что никто не хочет «делиться» «своей» землей. И так далее. Но такие проблемы совместной жизни испытывает не столица республики, а скорее районы. С другой стороны, как можно разрабатывать стратегию развития Казани, не имея стратегии развития республики? — спросил Кузнецов. Одно без другого как-то просто нереально, учитывая масштаб мегаполиса.

Лучше других некоторую неготовность участников к мероприятию объяснил глава Зеленодольска Александр Тыгин. Как оказалось, еще до совещания главы районов успели посовещаться между собой и выяснить, что в детали предстоящего обсуждения никто посвящен особо не был. А было бы неплохо заранее вникнуть в корень проблем!

222.jpg
Александр Тыгин (слева)

В целом представители районов, однако, пожаловались на схожие проблемы: разница была разве что в цифрах. Казань для всех является мощным «пылесосом», стягивающим рабочую силу с одной стороны, и «вываливающую» в районы десятки тысяч стремящихся на природу казанцев. В результате возникает дисбаланс: «дачники» свои налоги оставляют в столице, но вот никто из них, например, не пылает страстным желанием вывозить за собой мусор. Тыгин проиллюстрировал ситуацию, рассказав о поселке Васильево: при постоянном населении около 20 тыс. человек летом он разрастается до 80 тысяч. Это вопросы безопасности и охраны общественного порядка, благоустройства территории, ремонта вдруг испытывающих сверхнагрузки дорог, медицины и так далее.

ELG_5994.jpg

Сходной для всех районов остается и проблема маятниковой миграции — ежедневно тысячи людей садятся на любые виды транспорта и отправляются в Казань на работу и учебу. Летом въезд в столицу республики в воскресенье после пяти или выезд вечером в пятницу превращается в проблему из-за пробок. Транспорт становится проблемой для жителей Осиново. Территориально поселок — в составе Зеленодольского района, но все пути к нему лежат через казанские трассы, в результате местный исполком даже выставить маршруты на конкурс напрямую не может. К слову, вопрос связности территорий можно решить только путем развития общественного транспорта, подчеркнул Тыгин.

Пробки на Займищенском мосту через Волгу — головная боль и для Верхнеуслонского района, добавил глава района Марат Зиатдинов. Безусловно, вопрос развития территории упирается в строительство нового моста через Волгу — тем более что надо организовывать надежное сообщение Казани с Иннополисом. И, разумеется, главу беспокоят все те же дачники, все тот же отток рабочей силы.

Михаил Фадеев (слева)
Михаил Фадеев (слева)

Проблемы маятниковой миграции можно решать и по-другому — например, организуя производство на территории районов. Так происходит в том же Лаишевском районе, где за счет строительства ряда предприятий число занятых увеличилось, отметил глава исполкома Лаишево Михаил Фадеев. Но и тут важно не переусердствовать, чтобы не переселить вместе с промзонами еще и экологические проблемы, перевалив их с относительно могучих столичных плеч на совсем уж скромные районные возможности. К тому же возникает еще и момент с квалификацией рабочей силы: может ли сельский труженик встать у станка ЧПУ? Если же готовых рабочих нет, то их придется откуда-то возить...

Глава Пестречинского района Эдуард Дияров напомнил о традиционно сельском укладе жизни Пестрецов и посетовал, что район не имеет железнодорожного сообщения с Казанью. Отсюда и ряд транспортных проблем. Зато как было бы здорово обустроить и расчистить русло Меши, которую глава поэтично сравнил с рекой Квай — и какой это отличный уголок для отдыха! Никакой, мол, Таиланд не сравнится со спокойствием и тишиной этих мест.

РАЙОНАМ ОПРЕДЕЛЯТ ФУНКЦИОНАЛ

Совещание продолжалось около двух часов. В итоге принято решение более детально обсудить предложения всех районов. Как пояснил «БИЗНЕС Online» Жихаревич, в итоге по всем территориям будут распределяться определенные функции с учетом интересов соседних территорий. Разумеется, они не будут жесткими или по указке сверху — функционал будет определяться в совместных обсуждениях.

«Мы не пытаемся жестко зафиксировать — всем жить здесь, работать здесь, — объяснил Жихарев. — Но улучшить существующую ситуацию с учетом предложений районов можно».

Окончательно роли тех или иных территорий в агломерации — на стадии формирования, но казанская зона видится разработчикам как сплав «новой экономики, инноваций и передового сельского хозяйства».