КИТАЙСКОЕ ПИСЬМО

На имя Рустама Минниханова на минувшей неделе пришло письмо от председателя союза китайских предпринимателей и президента московского торгово-выставочного центра «Гринвуд» госпожи Цай Гуйжу. В апреле она участвовала в подготовке визита президента Татарстана в Китай.

В письме главный резидент китайского бизнеса в Москве выразила готовность своей организации всячески поддерживать развитие торгово-выставочного комплекса «Шелковый путь» в Набережных Челнах — того самого «китайского рынка», который вызвал уйму разнотолков в городе, когда о нем только стало известно. Именно «Гринвуд» — «база» китайских предпринимателей в России — отвечает за идеологическую и инжиниринговую часть челнинского проекта.

Госпожа Цай Гуйжу высоко оценила работу руководства «Шелкового пути» в автограде и отметила, что после презентации комплекса челнинский проект должен найти надежных партнеров в Китае во время одноименной международной экспозиции, которая пройдет 23 - 26 мая в городе Сиянь.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Интересно, что письмо поступило в аппарат президента на фоне первой более-менее внятной демонстрации личной позиции мэра Челнов Василя Шайхразиева, высказанной на днях в Twitter касательно «Шелкового пути». После нескольких недель довольно аморфного неприятия проекта в целом со стороны исполкома поручение мэра своим помощникам обратиться в прокуратуру прозвучало неожиданно угрожающе.

Через Twitter к мэру обратилась челнинка Маргарита Татаринова с вопросом о том, почему в «Шелковом пути» обустраиваются арендаторы: «Как же так? Ведь Вы были против! Слово мэра им не указ?»

Шайхразиев, видимо, стремясь сохранить реноме, в ответ на провокационный вопрос поручил начальнику управления инноваций и информатизации Фариду Шарипову организовать обращение в прокуратуру города, с целью проверки происходящего за Орловским кольцом. Как сообщила «БИЗНЕС Online» замначальника правового управления исполкома Гюзель Сунгатуллина, соответствующее обращение о проверке деятельности арендаторов в «Шелковом пути» она действительно согласовывала, однако после праздников в исполкоме никто не уверен, что бумага ушла в прокуратуру. В канцелярии прокуратуры тоже не могут припомнить, чтобы такое обращение со стороны исполкома поступало.

Отметим, что свою личную позицию относительно строительства «Шелкового пути» Шайхразиев до сих пор отражает только в Twitter — с того момента, как гендиректор УК «Шелковый путь» Антон Сайфутдинов прояснил концепцию проекта, мэр высказывался на эту тему как будто вынужденно, однако в своих ответах отношения к «китайскому рынку» не изменил.

Так, в конце апреля на очередной вопрос челнинца мэр заявил, что его «хотят теперь добить соцопросом в городе, что челнинцы хотят и одобряют открытие!» После этого Сайфутдинов сообщил «БИЗНЕС Online», что переговоры в мэрии прошли положительно, и нерешенным остался лишь вопрос со статусом земли, которая изначально была получена генподрядчиком ГК «Еврогрупп» как участок под размещение производственных строений. Гендиректор ГК «Еврогрупп» Алексей Миронов должен был подать заявку на изменение статуса участка и компенсировать налоговые выплаты за пользование землей.

Как выяснилось, из этой смены статуса земли исполком вполне может устроить реальную проблему. Об этом рассказал в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель мэра Максим Федоров. «Это все не так просто, как хочет показать Сайфутдинов, — заявил Федоров. — Вопрос смены статуса земли не одно земельное управление решает — требуется решение коллегиальной комиссии, причем с учетом мнения соседних землевладельцев. Если земля взята под производство, а теперь владельцам захотелось рынок поставить, и они думают, что достаточно заплатить разницу в кадастровой стоимости участка, то они ошибаются. Если Миронов согласен каждый день платить штрафы — пожалуйста. Это же как в ГИБДД: если ты без номера ездишь, тебя каждый день могут штрафовать за это. Потому что есть четкая позиция мэра города — переназначение земельного участка должно проходить строго по закону. Почему Сайфутдинов считает, что Миронов быстренько штраф заплатит, и все?»

Рынок китайских товаров занимает площадь около 20 тыс. кв. метров

«В ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ ТОВАР ЗА НАЛИЧНЫЕ НЕ ПРОДАЮТ»

По словам Федорова, открытию «Шелкового пути» вполне могут воспрепятствовать даже соседи по участку, если, к примеру, руководитель исполкома решит организовать общественные слушания, поскольку при передаче участка ГК «Еврогрупп» проходили публичные слушания, на которых заинтересованные лица одобрили лишь строительство производственных площадей.

Соседи, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», уже имеют претензии к ГК «Еврогрупп», хотя и впервые слышат о публичных слушаниях. С одной стороны, с участком «Шелкового пути» граничит гаражный кооператив, с другой — автомойка и СТО «Фарт-М». Директор ООО «Фарт-М» Василий Тимофеев считает, что «Еврогрупп» нарушило не только нормы земельного законодательства, но и строительные, и вряд ли поддержит стройку Миронова, если такой вопрос возникнет.

«Здание рынка построено за красной линией, с нарушением строительных норм, — рассказал Тимофеев «БИЗНЕС Online». — На красной линии уже идет федеральная трасса, на ней нельзя возводить капитальное здание. Теперь это здание выше нашего, оно нас полностью закрыло. Раньше дорога рядом с нашим зданием была 12 или 14 метров, этот предприниматель ее сузил до 6 метров и залез своим зданием на эту дорогу. С нас даже деньги хотели брать за пользование дорогой. Рядом есть участок земли под газораспределительный шкаф — там по нормам нельзя строить ближе 10 метров, а блок построили прямо вплотную. Объект не огораживался. Сваи начали долбить прямо у нас перед окнами. У нас все здание тряслось, трещины пошли. Мы писали по этому поводу в прокуратуру и делали обращения в мэрию. Нам из мэрии не пришло ни одного ответа. И никто нас о согласии на строительство блока, который оказался прямо перед нами, не спрашивал».

Что касается Федорова, что личное отношение зама мэра к перспективе открытия «Шелкового пути» тоже скорее негативное. «Конечно, почему бы и не предоставить жителям возможность покупать товары дешевле, — соглашается Федоров с оговоркой. — Но ведь не зря Россия вводит таможенные пошлины, барьеры для европейских производителей. Деньги с этого рынка будут же не в город падать, и не в регион».

Отметим также, что объявление «Шелкового пути» выставочным центром вызвало у депутата горсовета только иронию: «Если это рынок, то он по закону должен согласовываться с исполкомом. Чтобы не согласовывать, авторы проекта говорят: извините, это выставочный центр. Но как только товар начинает продаваться за наличные, это будет означать торговлю. Если торговля массовая, то это рынок. Тогда будьте добры согласовать, и власти города решат исходя из экономической ситуации — насколько этот рынок городу нужен. А если все-таки выставочный центр — тогда ради Бога, давайте будем не в «Экспо-Каме» выставки проводить, а в «Шелковом пути».

«В МОЕЙ ПРАКТИКЕ ТАКИХ КОШМАРОВ ЕЩЕ НЕ БЫЛО...»

Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший в «Шелковом пути», увидел, что производственно-торговый комплекс, в принципе, уже готов к приему арендаторов, однако особого оживления внутри комплекса пока нет. Практически все отделы в настоящий момент пусты, лишь в одном установлены манекены для одежды.

Внутри комплекса дежурит охрана, сотрудники рекламной фирмы вешают на фасад здания дополнительный баннер о продаже и аренде площадей, на территории работает менеджер по работе с клиентами ООО «Шелковый путь» Тимур Баталов. Он пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» свою задачу: на месте консультировать предпринимателей, обращающихся по поводу аренды площадей.

С датой открытия, которую руководство компании переносило уже несколько раз, определенности все еще нет. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Сайфутдинов, конкретная дата будет названа к концу этой недели — несколько задержало процесс внутреннее оформление корпуса, для которого в праздники не удалось закупить комплектующие. Что же касается проблемы с переоформлением земли, то Сайфутдинов назвал эти вопросы внутренними делами ГК «Еврогрупп», в которые он не вмешивается, однако отметил, что корпус «Шелкового пути» занимает несколько участков, большая часть из которых оформлена под торговлю, и только один участок имеет неправильный статус.

Никакой прокурорской проверки в праздники, по его словам, не было. «Единственная проверка прошла недели две-три назад в отношении «Еврогрупп» — как раз после нее прокуратура и предупредила о штрафе в 40 тысяч рублей, если статус участка не поменяют, — рассказал Сайфутдинов. — Что там проверять-то? Мы же не открылись еще, и какая разница, что мы там делаем? Может, предприниматели там концерт на День Победы репетировали... Челны полны сюрпризов — вместо того чтобы радоваться дополнительным рабочим местам и инвестициям, какой-то кошмар устроили. В моей практике это первая такая история».

Сайфутдинов настаивает на том, что никаких факторов, запрещающих открытие «Шелкового пути», нет. При этом он пытался обсудить все вопросы с Шайхразиевым, но мэр смог предложить вместо себя только и. о. начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства Елену Воронину, которая никаких проблем в проекте не обнаружила. По словам Сайфутдинова, площади, которые готовятся к открытию, можно считать заполненными на 100%.

«В любой момент мы их заполним, на этот счет я вообще не переживаю, — сообщил Сайфутдинов. — Кроме того, мы ведь обрезали восточных партнеров в пользу местных товаропроизводителей. Если количество заинтересованных предпринимателей будет расти, мы еще увеличим квоту мест на 20 - 30, учитывая, в каких муках рождается этот проект».

Напомним, после первой реакции мэрии города — «китайскому рынку в Челнах не быть» — Сайфутдинов ввел квоту для торговли на территории комплекса местных товаропроизводителей на льготных условиях: 50 мест. Всего в первом блоке торгового центра, открытие которого в любом случае должно состоятся до 23 мая — до китайской выставки в Сияни, будут функционировать 297 торговых точек. Площадь каждой из них — 12 кв. м, стоимость аренды — 15 тыс. рублей.

Отметим также, что аналогичными центрами проект будет прирастать и в других городах Поволжья. «В Чебоксарах наш партнер уже нашел несколько потенциальных площадок для «Шелкового пути», мы сейчас выбираем среди них, — сказал Сайфутдинов. — Кроме того, у нас тесное сотрудничество с министерством экономики Оренбургской области — они тоже предлагают несколько вариантов. Следующими будут Чебоксары или Оренбург, а в дальней перспективе — и Казань, из столицы Татарстана тоже уже есть несколько предложений».

«ТАК ЖЕ ПРИХОДИЛИ И Х5, И «МАГНИТ»

Владимир Иванов — директор ООО «Бизнес-центр»:

— Земля была выделена компании-застройщику под производственную базу, не под торговлю и офисы. А потом там каким-то образом вместо производственной деятельности оказался торгово-офисный центр. Как это так может быть?

Под торговую деятельность у нас налог 1,5 процента, под производственную — намного меньше. Куда смотрели власти, когда происходила потеря налоговой базы при том, что бюджет города трещит по швам? Куда смотрел исполком со всеми своими управлениями земли, имущества? И почему близким к власти предпринимателям можно так делать, а другим нельзя? Почему отношение к одним предпринимателям одно, а к другим — другое? И что по этому поводу думает лично председатель исполкома?

Сейчас покупательская способность населения падает, а торговых площадей становится все больше и больше. Строительство китайского рынка, конечно, отразится и на оборотах наших предпринимателей. Нашествие в Челны 200 с чем-то китайских предпринимателей — это не есть хорошо. Есть, конечно, законы миграции. Но высаживать десант одной национальности сюда со своей культурой, видением бизнеса — это неправильно.

Власть существует не только для того, чтобы открывать парады и улицы, но и для того, чтобы регулировать экономические, социальные, этнические вопросы. Власть должна регулировать условия торговли. Когда торговли в городе много, не нужно открывать еще рынок на 300 мест. Китайский рынок будет высасывать кровно заработанные денежки челнинцев.

Дмитрий Калачев — совладелец сети магазинов «Впрок»:

— Я не очень понимаю смысл опасений по поводу открытия «Шелкового пути». Местные бизнесмены могут с таким же успехом взять и привезти китайские товары на любой другой рынок. Что русский бизнесмен поехал в Китай за товаром, что китайский — разницы нет. В чем у них конкурентное преимущество перед нашими предпринимателями?

Так же происходило открытие гипермаркетов, приход «Магнита», Х5 — все это сопровождалось ужасами, страхами. Надо смириться с тем, что мы живем в рыночной экономике, мы вступили в ВТО — конкуренция идет не только внутри страны, но и на международном уровне. Это неизбежно. Конкуренции боятся, как правило, те предприниматели, которые неэффективны, место которых на рынке было обеспечено какими-то протекционистскими мерами государства.

Если китайцы будут находиться на российской территории, подчиняться тем же самым законам, платить такие же налоги, везти товары из Китая тем же самым путем, почему должно произойти что-то кардинальное? Экономической основы для какого-то подрыва нет. Если человек возил товары из Китая и делал наценку 200 процентов, а тут приехал китайский предприниматель с наценкой 100 процентов — конечно, первый будет кричать, что у него украли его 100 процентов. Это нормально, это и есть конкуренция. Цены на товары ниже, потому что люди продают их с меньшей наценкой.

В Челнах открываются торговые центры, которые создают дополнительную конкуренцию в городе. Это не нравится предпринимателям, но это нравится покупателям. Конечно, те, кто работает на рынке, против открытия, скажем, гипермаркета, потому что у них станут меньше покупать. Но в этом и есть смысл развития, модернизации. Здесь не может быть претензий к китайцам, к правительству. А то, что землю переводят из одного назначения в другое, — это проблема другой плоскости.

Ольга Романова — директор сувенирной компании «Оазис»:

— Если представить, что подобный рынок откроется в Казани, то я буду к нему относиться, как к возможности увеличить количество рабочих мест. Естественно, я имею в виду благоустроенный рынок, а не стихийно появившиеся нагромождения. К сожалению, это не те рабочие места, в которых Казань так остро нуждается, не тот уровень требуемой квалификации, не тот заработок, но я уверена, что и эти места будут быстро разобраны.

Переизбыток торговых площадей, о котором идет речь, — это следствие того, что в торговле наиболее быстрая оборачиваемость. В то же время это дает толчок к увеличению конкурентоспособности торговых и сервисных компаний. Пока все эти торговые площади, конкуренция, рабочие места крутят деньги просто туда-сюда. Это, конечно, не инвестиции в будущее, не развитие экономики, но хоть какое-то движение, на этом уровне оно не останавливает глобальных изменений. Я в этом хочу видеть больше положительного.