Ильнур Ахтямов: «С развитием удаленного формата работы и кадровым дефицитом уже не только айтишники, но и менеджеры, финансисты, юристы, эйчары повысили зарплатные ожидания» Ильнур Ахтямов: «С развитием удаленного формата работы и кадровым дефицитом уже не только айтишники, но и менеджеры, финансисты, юристы, эйчары повысили зарплатные ожидания»

Спрос на внештатных специалистов вырастет

Гонка зарплат в России получит дополнительное ускорение. По данным* Ъ, компании начали предлагать при найме компенсацию повышения НДФЛ, а сами сотрудники — оценивать зарплатные предложения с учетом новой ставки. Напомним, с 2025 года в России будет введена пятиступенчатая шкала НДФЛ. С доходов до 2,4 млн рублей в год россияне и дальше будут платить 13% налога, а все, что сверх этой суммы, будет облагаться НДФЛ по ставке от 15 до 22%.

«В эту категорию сегодня попадает процентов 30 из числа айти-специалистов, — оценивает масштаб проблемы генеральный директор ООО „Смарт Консалтинг“ Ильнур Ахтямов. — С развитием удаленного формата работы и кадровым дефицитом уже не только айтишники, но и менеджеры, финансисты, юристы, эйчары повысили зарплатные ожидания. Они совсем не готовы терять свои деньги».

Почему бизнес все чаще выбирает экспертов на аутсорсинге?

На этом фоне Ахтямов прогнозирует рост спроса на аутсорсеров и консалтеров не только у малого бизнеса, но и у крупных игроков. Услуги внештатных сотрудников и экспертов часто обходятся дешевле, при этом они качественнее и, как правило, быстрее решают задачи компании.

Когда в «Смарт Консалтинг» обращаются с запросом на бухгалтерские услуги, то у клиента уточняют, в чем именно нуждается бизнес Когда в «Смарт Консалтинг» обращаются с запросом на бухгалтерские услуги, то у клиента уточняют, в чем именно нуждается бизнес

Пять плюсов аутсорсинга и один минус

Локомотивом для роста популярности аутсорса у малого и среднего бизнеса послужили информационные технологии. Как отмечают клиенты компании, руководителям, далеким от цифровых инструментов, обычно сложно контролировать разработку приложений и техническую поддержку, но, увидев, что привлеченные «Смарт Консалтинг» айтишники отработали хорошо и пользоваться таким форматом работы удобно, на аутсорсинг отдают уже понятные процессы — кадровый учет, бухгалтерию и юридическое сопровождение, чтобы заниматься стратегическими вопросами.

К преимуществам аутсорсинга можно отнести следующие моменты:

— Экономия на ФОТ и онбординге. Нет расходов на оплату отпусков, обучение и устройство рабочих мест.

— Простота найма специалиста. Не нужно тратить время на поиск сотрудника, проведение множества собеседований, оформление кадровых документов.

— Надежность. Если специалист на аутсорсинге заболеет или уволится, его тут же заменит другой. А ответственность за человеческий фактор несет исполнитель. «В договорах мы детально оговариваем, какие штрафы платим, если сотрудник допустил ошибку, — комментирует Ахтямов. — Но это в нашей практике экстраординарное событие. У нас большой штат сотрудников, и каждый из них является узким практикующим специалистом, риск ошибки сведен к минимуму». Особенно аккуратно сейчас нужно подходить к регистрации иностранных рабочих в МВД. Недавно в Казани застройщик из-за одного неправильно оформленного мигранта попал под тотальную проверку, в результате которой со стройки депортировали несколько десятков рабочих. Объект практически встал, компания потратила большие деньги, чтобы экстренно нанять новые бригады.

— Профессионализм. Когда в «Смарт Консалтинг» обращаются с запросом на бухгалтерские услуги, то у клиента уточняют, в чем именно нуждается бизнес. «У нас есть отдельно ведущий бухгалтер, который занимается сдачей отчетности, оптимизацией доходов и расходов. Есть бухгалтеры, которые занимаются только первичной документацией, бухгалтеры отдельно по расчету зарплаты, по расчетным счетам», — говорит наш собеседник.

«Смарт Консалтинг» работает по 7 ключевым направлениям: юридические, бухгалтерские, кадровые, маркетинговые, HR*- и IT**-услуги, а также информационная безопасность «Смарт Консалтинг» работает по 7 ключевым направлениям: юридические, бухгалтерские, кадровые, маркетинговые, HR**- и IT***-услуги, а также информационная безопасность

— Лучшие бизнес-практики. Крупный бизнес — Сбербанк, РЖД, «Росатом», СИБУР, МТС и другие — давно выделил у себя единые центры обслуживания (ЕЦО). Это сервисная структура, которая специализируется на выполнении регулярно повторяющихся задач. Задачи ЕЦО может взять на себя компания-партнер. «Смарт Консалтинг» работает по 7 ключевым направлениям: юридические, бухгалтерские, кадровые, маркетинговые, HR**- и IT***-услуги, а также информационная безопасность. «Даже заказывая одну компетенцию, клиент бонусом получает взгляд со стороны на общую картину, — поясняет Ахтямов. — А отдавая на аутсорс направление в целом, он сильно освобождает себя от рутины операционки».

Иногда работа с консалтерами и аутсорсерами приносит неожиданные плоды. Например, в результате внутренней трансформации принимаются непопулярные решения о сокращении штатов и непроизводительных расходов. В «Смарт Консалтинг» привели в пример своих клиентов, казанскую компанию, которая за 10 лет нарастила обороты до миллиарда рублей в год, но бухгалтерию вела по старинке, в экселевских табличках. После внедрения управленческой отчетности и ERP-системы собственники бизнеса с ужасом обнаружили, сколько теряют на давно ставших неактуальными статьях расходов. После их оптимизации маржинальность бизнеса выросла в полтора раза!

«У нас есть внутренний корпоративный институт, в котором мы сами растим начинающих специалистов в аутсорсеров, а в дальнейшем в экспертов по консалтингу» «У нас есть внутренний корпоративный институт, в котором мы сами растим начинающих специалистов в аутсорсеров, а в дальнейшем в экспертов по консалтингу»

«Как привлечь и удержать сотрудника, знаем на собственном опыте»

Рост проникновения государства в бизнес, появление новых норм регулирования рынков, требований к использованию цифровых сервисов для контроля и отчетности перед государством (оборотные штрафы) заставляют компании действовать более аккуратно. Ахтямов прогнозирует, что этой осенью начнется вал обращений от предпринимателей за консультациями в связи с крупной реформой налогового законодательства.

Компаниям предстоит принять решение о выборе системы налогообложения: остаться на УСН и с 2025 года выплачивать налог по ставке 5/7% или 20% в зависимости от объема оборота компании. При этом стоит учитывать, что 5/7% не подлежат вычету НДС и по своей сути являются просто «налогом от продаж». Другой вариант — переход с упрощенной системы на общую.

Также снимается мораторий на проверки бизнеса, в целом усилится борьба за обеление бизнеса, против серых схем и дробления. Работа вбелую становится модным трендом даже среди начинающих бизнесменов.

Поэтому у клиентов «Смарт Консалтинг» в равной степени будут востребованы услуги не только аутсорсинга, но и консалтинга, в рамках которого эксперты, руководители направлений помогают компаниям выбрать правильный вектор развития, оптимизировать и выстроить бизнес-процессы.

«Оба блока мы развиваем активно, — отмечает наш собеседник. — У нас есть внутренний корпоративный институт, в котором мы сами растим начинающих специалистов в аутсорсеров, а в дальнейшем в экспертов по консалтингу».

У клиентов «Смарт Консалтинг» в равной степени будут востребованы услуги не только аутсорсинга, но и консалтинга, в рамках которого эксперты, руководители направлений помогают компаниям выбрать правильный вектор развития, оптимизировать и выстроить бизнес-процессы У клиентов «Смарт Консалтинг» в равной степени будут востребованы услуги не только аутсорсинга, но и консалтинга, в рамках которого эксперты, руководители направлений помогают компаниям выбрать правильный вектор развития, оптимизировать и выстроить бизнес-процессы

В «Смарт Консалтинг» на собственном опыте обкатываются лучшие практики по привлечению и развитию сотрудников — от создания дружелюбной корпоративной среды и тимбилдинга до разработки индивидуального карьерного трека и формирования кадрового резерва, и эти наработки транслируются в работе с заказчиками.

«Многие наши консалтинговые проекты нацелены на удержание сотрудников в рамках одной организации, формирование команды, — заключает Ахтямов. — Миллениалы, зумеры, которые приходят на текущий момент на рынок, — это поколения с совершенно другой мотивацией, менталитетом, их невозможно удержать только зарплатой. Но те компании, у которых получится быстро перестроиться, найти ключи, смогут в полной мере воспользоваться энергией, креативностью и потенциалом таких сотрудников».