В КИТАЕ РУСТАМ МИННИХАНОВ ПОЕДЕТ НА ЗАВОД HAIER, КОТОРЫЙ С ОТКРЫТИЕМ ПРОМПЛОЩАДКИ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ ПЛАНИРУЕТ СОСТАВИТЬ КОНКУРЕНЦИЮ ПОЗИСУ
Сегодня в Китай в составе большой российской делегации во главе с Владимиром Путиным отправился президент Татарстана Рустам Минниханов. В планах обсуждения — сделки по газу, по открытию новых производств, в частности, крупный проект предполагается реализовать в авиационной сфере. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что более плотное сотрудничество с КНР для России неизбежно в нынешних условиях, когда ее отношения с Западом резко охлаждаются.
ОТ ГАЗА ДО ВЕРТОЛЕТОВ
Завтра начинается двухдневный официальный визит президента России Владимира Путина в Китай. В Поднебесную сегодня улетел и президент Татарстана Рустам Минниханов, сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы казанского Кремля Андрей Кузьмин.
Известно, что в состав российской делегации вошли вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин, глава МИД РФ Сергей Лавров, глава минэнерго Александр Новак, министр регионального развития Игорь Слюняев, глава минсельхоза Николай Федоров, глава минвостокразвития Александр Галушко, министр по развитию Крыма Олег Савельев, а также представители бизнеса, среди которых будут глава «Газпрома» Алексей Миллер, глава «Роснефти» Игорь Сечин, генеральный директор UC Rusal Олег Дерипаска. Иными словами, с Путиным в КНР поехали практически все ключевые лица, определяющие политическую и экономическую повестку дня, — своего рода политбюро.
По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, к подписанию готовится «фантастический пакет документов». Ожидается, что в рамках визита будут подписаны 30 соглашений из 43. «Пакет, который сейчас у нас на руках, наверное, рекордный, но что из него выйдет, трудно сказать. Наверное, около 30 можно будет подписать», — цитирует РИА «Новости» Ушакова. Сам же Путин в интервью китайским СМИ охарактеризовал цель визита более широко: «Расширение связей с КНР — нашим надежным другом — безусловный внешнеполитический приоритет России». Тем более что, по мнению главы государства, российско-китайское сотрудничество в настоящее время выходит на «новый этап всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия».
В ходе визита Путин встретится с председателем КНР Си Цзиньпином, с которым обсудит наиболее важные и актуальные вопросы взаимодействия двух государств на международной арене. «Имеется в виду, что по итогам переговоров будет принято совместное заявление о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», — уточнил Ушаков.
«Уверен, что предстоящие переговоры придадут мощный импульс дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества во всех сферах, углублению координации на международной арене», — заявил Путин в опубликованном сегодня интервью китайским СМИ.
Помимо этого, «фантастический пакет документов» будет включать соглашения по военно-авиационному сотрудничеству. Глава государства рассказал китайским СМИ, что уже достигнута договоренность по совместной разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в российской делегации, этот проект должен стать достойным конкурентом завоевавшим рынок гражданской авиации Airbus и Boeing. В планах — строительство совместного предприятия. Россия уже изъявила желание закупать самолеты для своих нужд.
Вторым пунктом соглашения станет разработка тяжелого вертолета для нужд китайских военных и гражданских структур. Первоначально предлагался к закупке вертолет Ми-26, однако он не устроил китайскую сторону, поэтому было решено заняться совместной разработкой и производством супертяжелого вертолета. «Судя по тому, что они запрашивают, это примерно в два раза больше, чем грузоподъемность существующего у нас Ми-26... Если китайская сторона запрашивает технические характеристики, настолько отличающиеся от Ми-26, то, видимо, это должен быть не Ми-26, а речь должна идти о создании сверхтяжелого вертолета», — заявлял Рогозин еще в августе прошлого года.
«Уверен, что нашим компаниям по силам производить и поставлять на мировые рынки конкурентоспособную продукцию», — заявил Путин.
Кроме того, в ходе визита, признался глава государства, будет обсуждаться вопрос об экспорте российского газа в Китай. «В высокой степени готовности находятся договоренности об экспорте в Китай российского природного газа. Их реализация будет означать для России диверсификацию трубопроводных маршрутов поставок газа, а нашим китайским партнерам позволит снизить остроту проблем энергодефицита и экологической безопасности за счет использования «чистого» топлива», — рассказал Путин.
Для этой цели летит в КНР и глава «Газпрома» Миллер. Накануне он заявил в программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым», что будет подписан контракт на поставки 38 млрд. кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. «Мы этот контракт подпишем на условиях, которые являются экономически приемлемыми для российской стороны», — сказал он. Миллер отметил, что контракт готов, а стороны находятся на финишной прямой переговоров. «И есть только один вопрос — это стартовая, базовая цена в формуле цены, которая уже, и это очень примечательно, с нашими китайскими партнерами полностью согласована. Поэтому осталось совсем немного — поставить всего-навсего одну цифру», — подчеркнул он. Между тем, как пишут «Известия» со ссылкой на источник в «Газпроме», итоговая цена на топливо уже определена и будет «примерно на уровне среднеевропейской» — около $350 - 380 за 1 тыс. куб. метров.
Кстати, сегодня стало известно, что вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин подписал в Пекине соглашение о сотрудничестве в области строительства метрополитена между ОАО «Мосинжпроект», China Railway Construction Corporation Limited и China International Fund Limited. Речь идет о разработке нового направления московского метро, в котором примут участие китайцы.
Во время визита Рустама Минниханова в Китай в апреле этого года состоялась презентация торгово-экономического и инвестиционного потенциала Татарстана |
В рамках визита запланировано участие Путина в саммите совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Идея форума, который бы объединял государства азиатского континента, была предложена президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1992 году, однако впервые встреча состоялась лишь в десятилетие спустя. В состав СВМДА входят 24 государства, статус наблюдателя имеют 9 стран и четыре международные организации. Встречи глав государств и правительств стран-участниц СВМДА проводятся раз в четыре года. «СВМДА — хорошо зарекомендовавший себя механизм сотрудничества. В его рамках успешно ведется работа в таких важных для региона сферах, как безопасность, новые вызовы и угрозы, экономика, экология, гуманитарная тематика», — отметил Путин. По итогам саммита будет принята декларация, в которой будут отражены согласованные позиции по проблемам обеспечения региональной и глобальной безопасности, устойчивого развития.
«Россия все-таки является евразийской страной, две трети ее территории находятся в Азии, в связи с этим безопасность и развитие Азии чрезвычайно актуальны для России. Активное участие России в безопасности в Азии, по моему мнению, очень значимо и необходимо. Без участия России будет трудно полноценно решить вопросы безопасности в Азии. Ее активное участие способствует балансу сил и содействует осуществлению мира и стабильности в регионе», — заявил в интервью агентству «Синьхуа» бывший посол КНР в РФ Лю Гучан.
Подписание соглашения об открытии на площадке Камского индустриального парка «Мастер» производства китайской компании «Хайер Рус» |
НА ПОДГОТОВЛЕННУЮ ПОЧВУ
Минниханов, надо полагать, едет в Китай тоже с определенными задачами. Как мы уже писали, в апрельский визит многочисленная делегация от Татарстана, в которую входили не только министры, но и главы ключевых татарстанских предприятий, рекламировала китайским коллегам инвестиционный и экономический потенциал республики, пытаясь выявить точки соприкосновения с КНР. Тогда сам Минниханов заявил, что интерес китайского и российского бизнеса взаимный, а продвижение продукции на рынки внешних партнеров видится президенту Татарстана двусторонним.
В качестве наиболее актуальных отраслей сотрудничества он выделил банковское дело, строительство, производство сжиженного природного газа. Министр промышленности РТ Равиль Зарипов, в свою очередь, заявил, что Татарстан заинтересован в поставках из Китая двигателей, мостов и коробок передач для тяжелых грузовых автомобилей «КАМАЗ». Также республика заинтересована в дальнейшем развитии авиа- и вертолетостроения, поскольку уже поставила в КНР 180 вертолетов средней грузоподъемности. Кроме того, делегация Татарстана призвала китайскую сторону вкладываться и в строительство высокоскоростной магистрали «Москва — Казань». Уже после возвращения на родину руководитель АИРа Линар Якупов высказал уверенность, что когда будут рассматриваться технические решения для ВСМ, китайские компании смогут сделать достойное предложение.
В последнее время активное развитие татарстано-китайских отношений уже успело стать скандальным в республике — продвижение китайцев в Набережные Челны стало восприниматься местным бизнесом как угрожающее. Так, в середине марта стало известно, что в автограде в скором времени откроется торгово-ярмарочный комплекс «Шелковый путь». Известие об этом челнинские власти восприняли неправильно, ожидая наплыва китайских мигрантов со своей некачественной продукцией. В итоге оказалось, что проект будет развиваться в тренде развития российско-китайских отношений.
Неделей ранее было объявлено о том, что китайский производитель Haier собирается выпускать на площадке Камского индустриального парка «Мастер» по тысяче холодильников в день, инвестировав в производство $50 миллионов. Эта новость не на шутку напугала зеленодольский завод ПОЗиС, объем производства которого сопоставим с заявленным количеством китайской компании. «АИР, видимо, занимает позицию — лишь бы получить первоначальные инвестиции, создавая льготы зарубежным компаниям. Фактически это мнимое привлечение инвестиций», — так отозвался о решении АИРа гендиректор ПОЗиСа Радик Хасанов.
Видимо, теперь зеленодольскому заводу придется еще больше волноваться, так как после Шанхая Минниханов направится прямиком в Циндао, где запланирована не только встреча с руководством провинции, но и посещение завода Haier, как удалось выяснить корреспонденту «БИЗНЕС Online».
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО — НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ. ОСТАЛОСЬ ПОДТЯНУТЬ ЭКОНОМИКУ
Цели и возможные результаты поездки «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.
Андрей Островский — замдиректора Института Дальнего Востока РАН, китаевед, доктор экономических наук:
— В области военно-политического сотрудничества с Китаем мы уже достигли наилучшего периода. Однако у нас есть проблемы в торгово-экономических отношениях. Например, возьмем объем внешней торговли: 89 миллиардов долларов — объем российско-китайской торговли, более 500 миллиардов — объем китайско-американской торговли. Это потому, что у нас слабо инвестиционное сотрудничество. Так что у нас проблема в экономическом сотрудничестве, которое развивается крайне медленно, вяло. У нас даже намечены планы на 2015 год — объем внешней торговли должен достичь 100 миллиардов долларов. Если в ближайшие два года темпы прироста будут такими, как в 2013 году, то мы на этот показатель не выйдем, потому что в 2012 году объем внешней торговли был 88 миллиардов долларов, а в 2013-м — всего 89 миллиардов. Так что считайте, сколько лет потребуется, чтобы выйти только на показатель 2015 года. А в 2020 году вообще запланирован объем в 200 миллиардов долларов. А если брать китайский объем, то мы для него — только чуть более двух процентов объема внешней торговли. Мы для Китая где-то 8 - 9-й партнер по списку. Нам надо развивать торгово-экономические связи с Китаем не ради развития, а чтобы поддерживать наши дальневосточные сибирские регионы, которые в экономическом развитии отстают от европейской части. Основной наш внешнеэкономический партнер — это как раз Китай, который занимает второе место по ВВП и первое по объемам внешней торговли. Именно Китай может нам помочь в развитии нашего Дальнего Востока, прежде всего. Я уже не говорю, что есть много аспектов, где мы могли бы сотрудничать с Китаем, прежде всего в сфере энергоресурсов, машиностроения, поставки потребительных товаров, даже научно-техническое сотрудничество. Есть много аспектов, но это пока слабо работает.
Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ:
— Китай — огромный рынок. Понятно, что мы там не так уж много продаем, но тем не менее. Нефтехимия... Потом сегодня Китай и технологически продвигается. Взять хотя бы академгородок, который посетил в Гонконге Рустам Минниханов. И таких инновационных центров типа Сколково в Китае уже больше 150. Китай очень быстро движется во всех направлениях. И, конечно, какие-то финансовые вопросы во время этой поездки будут обсуждаться, я думаю. Нам сейчас об этом надо серьезно думать. Для нас интерес представляет и Синцзян, поскольку до этого района предполагается строительство транспортного коридора «Европа — Западный Китай». А для нас с этим коридором открываются ворота в мощный азиатский рынок.
Если же говорить о кооперации в авиа- и вертолетостроении, то в этом для Татарстана я вижу большие перспективы. Вертолетный завод в Казани хорошо работает, он загружен, заказов более чем достаточно. Поэтому его можно назвать некой площадкой для продолжения такого сотрудничества. А вот широкофюзеляжные самолеты сегодня одной стране очень трудно производить самостоятельно. Даже Airbus на своем примере показывает, что ни Германия, ни Британия, ни Франция в одиночку не могут его произвести. Сегодня даже Boeing многие детали делает в Японии, в других странах. Гражданский самолет — слишком сложная продукция, чтобы одна страна могла ее вытянуть. Поэтому было бы хорошо, если бы мы смогли такой проект делать в кооперации. Просто на КАПО за последние годы некоторые традиции производства потерялись. Переквалификацией рабочих не занимались, старики на пенсии, молодежь не училась. Но ничего, тем не менее у нас база хорошая. По крайней мере, одна из лучших в России.
Бронислав Виногродский — китаевед, переводчик, политический и общественный деятель:
— Перспективы сотрудничества, с одной стороны, они вроде и хорошие, а с другой — неизбежные. С моей точки зрения, просто поменялась ось отношений в мире. Так что теперь России в другую сторону просто и некуда, в сторону Азии ее взаимодействие качнуло. Вопрос заключается в том, насколько оно будет осознанное и тщательное, потому что во многих случаях есть тенденция к быстрым выводам и непродуманным решениям. Китай — очень интересный партнер и, несомненно, суперперспективный. Смена парадигмы, ориентации отношений с Запада на Восток интересна, но ее нельзя делать в предыдущей модели, как это было до того. Требуется очень серьезная внимательность, продуманность, дальновидность, то есть это должно быть действие в будущее, а не из прошлого. Перспективы огромные, вопрос в том, как их реализовать.
Антон Сайфутдинов — генеральный директор УК «Шелковый путь»:
— Этот визит показывает, что Китай становится нашим стратегическим партнером на ближайшие 10 - 15 лет. Это доказательство того, что наше сотрудничество от деклараций переходит в практическую плоскость. Более того, скажу, что одна из китайских инжиниринговых компаний планирует в ближайшее время еще и мост через Керченский пролив построить. И то, что мы переходим к такому сотрудничеству, более военному что ли, говорит о том, что Россия в своей независимой внешней политике без союзников не останется. В последнее время наши авиапредприятия по сути дела добивали либерально настроенные чиновники. И контрактов на производство самолетов у них не было, и авиалайнеры закупались за рубежом. А сейчас не будет никаких поводов для отговорок, что, мол, нет контрактов, нет рынка сбыта... Эти контракты очень быстро подготовят. Это же военно-промышленный комплекс, и я думаю, что если «боевую готовность» объявят, то и ресурсы найдутся, и специалисты подтянутся. Все будет как положено.
Рамиль Хайрутдинов — директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:
— Вне зависимости от того, есть санкции или нет санкций, Китай является нашим стратегическим партнером при любых обстоятельствах. Я имею в виду и Россию, и Республику Татарстан в том числе. Потому что есть целые направления производства, связанные с тонкими и высокими технологиями, есть сырьевые проекты, которые необходимо реализовывать вне зависимости от того, ориентируемся мы на какие-то внешнеполитические факторы или нет. Для нас очень важны экономические возможности, которые предоставляет такое международное сотрудничество. Поэтому поездка Путина и Минниханова лишний раз свидетельствует о том, что в российских проектах Татарстан задействован максимально, поэтому, как я понимаю, будут заключены соглашения, которые так или иначе связаны с теми высокими технологиями, которые существуют в республике и успешно развиваются. Я знаю из опыта международной деятельности наших ведомств, что программы таких визитов разрабатываются загодя, и представляют собой программы на многие годы вперед. И такие программы не могут быть увязаны с какими-то сиюминутными вопросами, даже если речь идет о санкциях, объявленных нашей стране. Поэтому я не думаю, что санкции как-то повлияют на нашу ориентацию на Азию и Восток.
Говоря же о совместных проектах авиа- и вертолетостроения, я бы сказал, что Татарстан не просто готов в них участвовать, но он еще и является одним из их инициаторов. Потому что республике необходимо в кооперации с другими субъектами и корпорациями выходить на широкую международную арену. И в этом отношении Китай с его относительно дешевой рабочей силой и высокими технологиями позволяет организовать такие проекты и программы. Речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве по производству техники различного назначения.
Людмила Романова — глава представительства концерна Haier в России:
— Впервые за многие годы Китай предоставляет возможности для выхода российских товаров на свой рынок. К примеру, в ближайшие дни в Китае в городе Сиань откроется выставка. Чуть более месяца назад в Россию приезжали представители этого города вместе с представителями китайской торгово-промышленной палаты. Они отбирали товары российского производства для демонстрации на этой выставке. Более того, они приехали с деньгами, чтобы купить эти товары и самостоятельно их там продемонстрировать, впервые предоставляли возможность российским предпринимателям бесплатного участия в этой выставке, чтобы наши российские производители имели возможность находить себе новых партнеров на китайском рынке. Причем они говорили, что «мы понимаем, что если это будет делать как раньше торгово-промышленная палата России, то на выставке будут чайники, матрешки и самовары. Мы знаем, что у вас это все есть, но нас интересуют другие товары, вплоть до халяльной продукции, которая выпускается в Татарстане». Поэтому я считаю, что это очень хороший шанс. Наши страны — соседи, они просто обязаны быть партнерами по очень большому спектру проектов.
Возможно, другие компании на местном уровне испытывают проблемы с квотами на иностранную рабочую силу, но у нашей компании и таких проблем никогда не было. На производство, которое мы организуем на площадях КИП «Мастер» в Набережных Челнах, мы не планируем привозить рабочих из Китая. Из Китая в Набережных Челнах будет работать небольшой коллектив в количестве 10 - 12 человек. Это специалисты по модельному ряду, по технологическому процессу, работники финансового департамента. Все остальные вакансии — это российские кадры, вплоть до гендиректора завода.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 96
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.