Сегодня в Зеленодольске спустили на воду головной патрульный корабль проекта 22100 «Океан». Он предназначен для береговой охраны пограничной службы ФСБ и будет служить в Северном Ледовитом и Тихом океанах. Как рассказал «БИЗНЕС Online» главный конструктор «Океана» Борис Лейкис, корабль не так прост, как кажется, — в случае чего он может быть дооснащен ударным вооружением.
СПЕЦСЛУЖБЫ И ШАМПАНСКОЕ
Сегодня в ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» торжественно спустили на воду головной корабль проекта 22100 «Океан». Заложили его почти ровно два года назад, 30 мая 2012-го. Генеральный директор предприятия Ренат Мистахов тогда, обращаясь к заводчанам, не зря попросил запомнить этот день и сделал акцент на том, что таких больших и в целом продвинутых кораблей в Зеленодольске еще не строили.
Вообще-то внешне «Океан» не произвел впечатления чего-то огромного — во всяком случае по размерениям сравним со сданными в прошлом году Вьетнаму «Гепардами». Хотя, конечно, по сравнению с достраивающимся рядом малым ракетным кораблем «Великий Устюг» (проект 21631 «Буян-М») — махина. Но, как пояснил «БИЗНЕС Online» главный конструктор проекта и петербургского ОАО ЦМКБ «Алмаз» Борис Лейкис, впечатление обманчиво: 22100 в силу своей ледоходности шире вьетнамских фрегатов и больше по водоизмещению — 3200 тонн.
Выглядит корабль изящно. Особый колорит придает сочетание хищных обводов, носовой пушки и «гражданской» окраски — стандартной для кораблей береговой охраны всех стран: темно-синий «низ», белый «верх» и надпись Coast Guard. Из национальных отличий — вертикально проходящая по корпусу полоса цветов российского триколора. Название корабля до последнего держалось в тайне — «Полярная звезда». Под стать будущему месту службы. Как рассказал на церемонии начальник операционно-организационного управления департамента береговой охраны пограничной службы ФСБ Сергей Сурин, «Океаны» пойдут на Северный Ледовитый и Тихий океаны.
Как заявлено, «Океан» будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Предполагается участие в поисковых и спасательных операциях и обеспечение действий спецназа ФСБ. Район плавания неограничен. 22100 — корабль ледового класса: он может крушить 80-сантиметровые ледовые перемычки между полыньями. Предусмотрены бортовой вертолет (Ка-27ПС), а также катера, способные спускаться на воду и подниматься на борт во время движения корабля. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечали, что большие размерения позволили обеспечить хорошую автономность с очень высокими по российским меркам стандартами размещения экипажа (41 человек). Вооружение — 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176М и две морские тумбовые пулеметные установки «Жало». Плюс новые электронные системы наблюдения и разведки.
«Берет гордость за этот корабль, — отметил на церемонии Мистахов и поблагодарил ФСБ, которая дает такие заказы. А вице-премьер правительства РТ — министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов прозрачно намекнул на то, что если заказчик оценит работу, «мы заслужим другие заказы». Отметим, что и право разбить о нос корабля традиционную бутылку шампанского доверили «бойцу невидимого фронта», хотя имя все-таки назвали — крестной матерью корабля стала Оксана Исаева.
«...ДАЛЕЕ — ЗОНА СПЕЦНАЗА»
После церемонии Лейкис раскрыл для «БИЗНЕС Online» кое-какие секреты проекта.
— Борис Аврамович, кто дал название кораблю?
— Береговая охрана. Считаю, это высокая оценка проекту — такое название присваивается далеко не каждому кораблю. Он и на бумаге был хорош, но вот так, вживую, еще лучше.
— Сейчас «Полярная звезда» в какой стадии готовности?
— Завершаются прокладка кабельных трасс, монтаж трубопроводов. В следующем месяце приступим к швартовным испытаниям. Потом корабль ждет серьезная операция — доставка к месту ходовых испытаний, в Кронштадт. Не зря сегодня говорили о том, что таких больших кораблей здесь еще не строили. Он на самом деле очень большой. Это самый большой корабль, который когда-либо проходил по внутренним водным путям. Можно зарегистрировать рекорд Гиннесса. Представляете, какая должна быть точность балансировки, чтобы он прошел в минимальный зазор 200 миллиметров до дна и 200 миллиметров до нижней части моста! Мы разработали целую систему понтонов, которую «навесим» на корабль. Это будет уникальная, сложная операция, ведь каждый понтон как десятая часть корабля.
— Не проще было построить в Питере?
— Возможно (в конкурсе на строительство «Океана» участвовали 12 верфей — авт.). Но учитывалась не только возможность проводки корабля, но и загрузка предприятия, технологии, по которым оно работает. Меня полностью удовлетворяет то, что завод сделал на этом корабле. Тут высококлассные специалисты, хорошее оборудование, которое позволяет построить заказ на высоком уровне. И прогрессивное руководство, которое разумно привлекает контрагентов.
Жаль, что вам не удалось попасть внутрь, тогда бы вы увидели, что это корабль нового поколения. Он спроектирован по зональному признаку, то есть фактически разделен на пять функциональных зон — так, что люди, которые в них служат, не пересекаются, не мешают друг другу. Например, зона управления корабля. Это ходовая рубка, под ней — серверная, ниже — каюта командира, на том же уровне — все средства спецсвязи. Это тот блок, который осуществляет непосредственное управление кораблем... За носовой переборкой машинного отделения расположены каюты, кают-компания, столовая, камбуз, варочный цех и 108 квадратных метров холодильно-провизионных кладовых. То есть команде не нужно бегать по кораблю, таскать бачки — все идет по технологическому порядку. Есть специальный кран для погрузки продовольствия. 60 суток — это немалый объем продовольствия. На других кораблях загрузить продовольствие — это целая войсковая операция. Здесь все происходит логично, понятно, быстро... Далее — зона спецназа, который размещен в жилых каютах. Они граничат с выходом на катера, которые могут спускаться при ходе в 5 - 10 узлов, при волнении до 5 баллов, а также с проходом в ангар для посадки в вертолет. Вокруг вертолетного комплекса сгруппированы абсолютно все помещения, обеспечивающие эксплуатацию вертолета.
— Есть ли возможность усилить вооружение корабля?
— Заказчик сразу поставил условие: при необходимости корабль будет дооснащен ударными комплексами со средствами целеуказания, а также многими другими вещами.
— Много говорилось о комфорте на «Океанах»...
— Впервые мебель специально спроектирована для конкретных кают, кают-компаний, сауны, бассейна.
— Когда ждать серийного «Океана»?
— Вопрос не ко мне (напомним, недавно «БИЗНЕС Online» стало известно, что заводу им. Горького закажут еще 5 кораблей проекта 22100 — авт.). У пограничников есть закон: любое средство после приемки его на вооружение должно пройти годичную опытную эксплуатацию. Но мое впечатление, что для этого корабля будет сделано исключение. Получилось хорошо. Хотя не хочу забегать вперед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.