В Госсовет РТ на правительственный час был приглашен министр транспорта и дорожного строительства РТ Ленар Сафин (справа)
В Госсовет РТ на правительственный час был приглашен министр транспорта и дорожного строительства РТ Ленар Сафин (справа)

НА ЧТО ПОШЛИ 16 МИЛЛИАРДОВ?

Накануне в Госсовет РТ на правительственный час был приглашен министр транспорта и дорожного строительства РТ Ленар Сафин. Исполнительная власть в его лице проинформировала законодательную о том, как в 2012 - 2013 годах реализовывалась программа дорожных работ. К слову, времени для докладчика было выделено немного, однако Сафин умудрился уложить всю информацию по этой обширной теме в 10 минут.

Данные по ремонту и капстрою дорог неоднократно приводились в ходе иных отчетных мероприятий. Поэтому остановимся лишь на некоторых моментах.

В 2012 году объем финансирования программы дорожных работ составил 12,9 млрд. рублей. 726 млн. из них — деньги центра на ФЦП развития сельских дорог. В 2012-м отремонтировано 287 км дорог на 4,9 млрд. рублей. Строительство, реконструкция автодорог и мостовых сооружений обошлись в 3,167 млрд. рублей. Ремонт автодорог и искусственных сооружений — 6,9 млрд. рублей. В общей сложности в 2012-м в Татарстане введены в эксплуатацию после строительства и реконструкции 198,3 км дорог.

В 2013 году ситуация несколько изменилась. И в первую очередь в плане финансирования. Так, на программу дорожных работ была выделена более существенная сумма — 16,8 млрд. рублей. И если республика щедрой рукой отсыпала на дорожную сеть на 4 млрд. рублей больше, чем в предыдущем году, то ассигнования центра снизились почти на 100 млн. — 639 млн. рублей... На что пошли более 16 млрд. рублей? Строительство, реконструкция автомобильных дорог и мостовых сооружений — 4,217 миллиарда. Ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений — 9,5 миллиардов. Содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений — 2,7 млрд. рублей. «В 2013 году в республике построено 295 километров, причем это новые сельские дороги», — подчеркнул Сафин и для сравнения сообщил, что по всей стране в прошлом году было отремонтировано всего 560 километров сельских дорог.

ПОДРЯДЧИКОВ ПРОСЯТ ПОБЕСПОКОИТЬСЯ

В 2014 году «дорожный» бюджет минтранса составил 11,7 млрд. рублей. Субсидии из Москвы на программу сельских дорог пока не поступили, но ожидается 500 - 600 миллионов. Как сообщил министр, эти средства планируется распределить на подъездные пути общей протяженностью 48 км в 17 населенных пунктах. Сафин также сообщил, что выделены дополнительные средства (2,4 млрд. рублей) на приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети, а в минувшее воскресенье президент РТ Рустам Минниханов одобрил еще 1,2 млрд. рублей для ремонта дорог в райцентрах.

«Из 3040 населенных пунктов республики дорогами с твердым покрытием обеспечены 2295, — рассказал Сафин. — Остаются несоединенными 748 пунктов. Наша задача в рамках федеральной целевой программы — к 2016 году соединить в Татарстане дорогами с твердым покрытием все населенные пункты, в которых проживают более 125 человек. Ну, а до 2020 года ставим задачу соединить те пункты, где проживают больше 100 человек». Завершая выступление министр сообщил, что в текущем году завершаются трехлетние контракты на обслуживание дорожных сетей, и подрядчикам стоит побеспокоится, если они планируют бороться за госзаказ: «Отныне в рамках этих контрактов мы будет предусматривать для всех подрядных организаций обеспечение спецтехникой для ямочного ремонта. Основной упор — на качество».

М7 ЧЕЛНЫ — КАЗАНЬ ВСЕ ЖЕ ДОСТРОЯТ

Спикер парламента Фарид Мухаметшин призвал коллег задать вопросы. Первыми в атаку пошли депутаты от фракции КПРФ. «Первый вопрос: завершите ли реконструкцию дороги М7 Казань — Челны в XXI веке? — язвительно спросил Сафина Рафаил Нурутдинов. — И второе: недоремонт, если можно так выразиться, дорог, по итогам 2013 года увеличился или уменьшился?»

На первый вопрос Сафин отреагировал с юмором: «Могу констатировать, что в XXI веке мы точно закончим реконструкцию М7». А если серьезно, то, по его словам, на сегодня осталось всего несколько участков, по которым на выходе проектно-сметная документация: «Я думаю, что уже в этом году Роставтодор по двум участкам проведет конкурс, и до 2018 года участок от Челнов до Казани будет приведен в полное нормативное состояние»... Что касается недоремонта, есть такое, признал министр: «Общая протяженность наших дорог — более 14 тысяч километров, в год мы должны не менее 10 процентов от этой сети ремонтировать. Пока мы на эти нормативы не выходим. Потому что нет средств. У нас недоремонт пока растет, но за счет того, что мы увеличили статью «Содержание дорог», мы удерживаем ситуацию».

mirgalimov.jpg
Хафиз Миргалимов раскритиковал остановочные павильоны в Казани

Первый секретарь ТРО КПРФ Хафиз Миргалимов в пух и прах раскритиковал остановочные павильоны в Казани: «Какой архитектор чертил, какой строитель построил? Я бы архитектора поставил в снег, дождь на эту остановку и испытал бы его физическую стойкость!» Второй болезненный вопрос — отсутствие туалетов на остановках: «Почему забывают о туалетах? Ведь в советское время рядом с остановкой было место. Это же нужда человека, куда ему деваться?» По поводу остановочных павильонов, все вопросы следует адресовать исполкому Казани, заметил Сафин. Что касается туалетов, то причин для отказа от их установки министр не нашел и обещал решить вопрос.

Генеральный директор ОАО «Зеленодольское предприятие «Лифт», депутат от КПРФ Валентин Кострин поинтересовался строящейся развязкой в районе села Сафоново в Зеленодольском районе: «Что за развязка такая большая, что потребовалось столько насаждений вырубить? И не связано ли это с ВСМ?» Не связано, успокоил Кострина Сафин: «Строительство клеверной развязки в районе Сафоново никак не связано со строительством ВСМ. Это проект федеральный на федеральной трассе Казань — Йошкар-Ола», — сообщил он.

МОСТ БУДЕТ ПЛАТНЫМ

Председатель совета директоров ОАО «КамГЭСэнергострой», член фракции «Единая Россия» Александр Евдокимов попенял министру на отвратительное состояние дорог в Набережных Челнах: «Вы согласитесь, что в Челнах с дорогами очень плохо. И самое главное — плохие подъезды к садам, там даже автобусы отменили, и бедные пенсионеры идут два километра. Нет нормальных дорог и к объектам малого и среднего бизнеса... Какие меры предпринимаются?»

«Согласен, Казани в последнее время уделялось более пристальное внимание, Челны мы немножко обделяли, — признал Сафин. — Принято решение, Рустам Нургалиевич дал поручение: в этом году более 1,1 миллиарда получают сами Набережные Челны. Кроме того, полностью будет реконструирован подъезд к аэропорту Бегишево — обе полосы. А это еще порядка 500 миллионов. Работы действительно много, в один год вопросы все не решим. Думаю, ежегодные ассигнования где-то примерно в 1 миллиард рублей будут получать Набережные Челны на приведение в порядок улиц и дорожной сети».

На высказанную тревогу депутата Разиля Валеева по поводу загрузки Нижнекамского транспортного узла Сафин сообщил: «Мы ведем активно работу с потенциальными инвесторами. Есть много компаний, которые заинтересованы проектом строительства моста в районе Соколки на условиях государственно-частного партнерства. Это будет параллельный путь в Нижнекамск в обход Набережных Челнов. Мост будет платным».

Так как правительственный час не предусматривает обсуждения, депутаты ограничились ответами министра.

ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ МЕШАЕТ УНИВЕРСИАДА

Эксперты «БИЗНЕС Online» скептически отнеслись к вопросу оценки транспортной инфраструктуры Татарстана.

Константин Гаврилов — генеральный директор ООО ТК «Стан»:

— Все заметили, что дороги стали лучше, но тут, безусловно, огромную роль сыграла Универсиада. Такие большие объемы проделанных работ, разумеется, были приурочены к этому событию. Скорее всего, если бы Студенческие игры состоялись не у нас, бюджет вряд ли освоил всю эту работу. Что касается дорог федерального значения, они в принципе всегда были в нормальном состоянии, их поддерживают... Честно говоря, я достаточно сложно представляю, чем занимается данное министерство. Могу отметить, что если за автобусные полосы отвечают именно они, то тогда их работе я сразу ставлю «двойку». По-моему, это абсолютный бред.

Дмитрий Золотов — представитель федерации автовладельцев России в Казани:

— Если говорить о сфере обслуживания, которой занимается минтранс, то пока все в порядке — этой зимой особых снежных завалов не было, дороги чистили, в общем — без нареканий. Но есть и существенные провалы, а именно — разметка на дорогах. Разметка в городе находится в ужасном состоянии, ее почти не видно, а если и видно, то по большей части очень старый слой... Что касается качества дорог, то из-за Универсиады объективно судить тоже сложно. Новые дороги есть, но мало. Но опять же, одной рукой они делают, а другой закапывают. Например, дорогу сделали, а ливневку не предусмотрели, и так очень часто. Периферийные дороги почти не делают, то же самое касается и подъездных дорог. Региональным дорогам ставлю твердую четверку.

Владимир Кудряшов — гендиректор такси «Белый Барс»:

— Ну какую оценку можно дать?! Сами же все видите. Ремонта дорог нет, только ямочный. Сами дороги находятся в ужасном состоянии, где у нас база находится, вообще нет дорог — все разбито. Во всех цивилизованных странах разметка на дорогах есть, у нас — нет.