Максим Шевченко

С КОНФЕТАМИ ROSHEN КАЖДЫЙ ДОМ

— Результаты президентских выборов на Украине уже известны — победил Петр Порошенко. Максим Леонардович, по вашему мнению, чем объясняется его популярность?

— Его популярность, на мой взгляд, объясняется тем, что он богатый человек, символизирует собой успех. Его конфеты известны по всей Украине, а украинцы — люди душевные, любят простые понятные вещи, например сладкие конфеты. У него есть возможность прийти со своим продуктом в дом к каждому украинцу. Все думают: «Порошенко — кто это? А, конфеты Roshen. Понятно! Хороший мужик!»

Второй момент: он не был задействован и завязан в скандалах последних 10 лет — страшных, которые потрясали Украину, выплескивали тонны черного пиара на страницы украинских СМИ, в которых фигурировали Тимошенко, Янукович и все остальные.

В-третьих, Порошенко — коренной украинец, что тоже достаточно важно. В-четвертых, Порошенко обладает хорошей риторикой, хорошей способностью говорить. Он очень хороший оратор. В-пятых, страна, как мне кажется, настолько ненавидит Тимошенко, считает ее виновной во всех бедах, которые свалились на Украину, что это в какой-то мере протестное голосование против нее. Поэтому, я думаю, все эти факторы в совокупности составляют успех Порошенко.

Честно говоря, мне его очень жалко, потому что это никакой не успех, потому что проблемы, которые стоят перед ним, которые он заявляет как свою повестку, решить просто невозможно — Крым, Донецкая и Луганская области. Почти невозможно, так как в политике нет совсем невозможных вещей. Поэтому я не знаю, как он это будет делать. Посмотрим.

— В его программе Украина заявлена как унитарное государство, о федерализации, на которой настаивала Россия, нет речи.

— Если это так, то война будет продолжаться. Если он будет настаивать на унитаризации, то война будет неизбежной, потому что уже слишком далеко все зашло, уже просто так само не рассосется, уже люди, которые больше двух месяцев с оружием в руках сражаются в Донецке, Краматорске, не скажут: «Давайте мы сейчас положим автоматы, разойдемся, это была шутка». Поэтому, думаю, зная украинскую ситуацию, Порошенко приходится работать на три аудитории: украинскую, российскую, а сейчас он поедет в Донецк и Луганск, чтобы пытаться понравиться там.

«НАДО ИДТИ НА ГЛОБАЛЬНЫЙ КОМПРОМИСС»

— Да, он говорил о том, что собирается в Донбасс, но заявлял, что готов разговаривать только с теми, кто не берет в руки оружие.

— Дело в том, что у кого в руках автоматы, они и есть реальная сила. Не разговаривать с ними — это была позиция Ельцина, в итоге все кончилось Хасавюртом. Без местного Хасавюрта у украинской власти не будет никакого разрешения конфликта, надо идти на глобальный компромисс, на который пошла Россия в 1996 году, чтобы выйти из состояния войны. Война будет только разрастаться.

— В Донецкой и Луганской областях большинство избирательных участков не открылось. Можно ли это голосование назвать действительно выбором украинского народа?

— Я считаю, что это неполноценные выборы, которые не в полной мере обеспечивают волю граждан, проживающих на территории существующего ныне государства Украина. Поскольку значительная часть граждан в нескольких регионах саботировала выборы, их там было просто невозможно провести. Поэтому, конечно, полноценность, легитимность этих выборов не стопроцентна, будем откровенны.

Плюс к этому есть еще один фактор — были случаи преследования СМИ. Например, накануне выборов была разгромлена газета «Вести» в Киеве. Под предлогом поиска якобы «черного нала» люди в масках ворвались в редакцию и фактически прекратили ее работу. Были угрозы журналистам, людям, которые имели иную позицию. Была попытка запретить одну из фракций Рады — Коммунистическую партию Украины — фактически объявить ее вне закона. Я не знаю, в каком государстве в подобной ситуации выборы бы считались демократичными. Я не слышал про такие государства, где одновременно запрещают одну из больших партий, имеющих в Раде более 10 процентов, предпринимают попытки просто вывести из политического поля, осуществляется политический, психологический, а то и силовой террор в отношении депутатов Верховной Рады, которые неугодны и представляют, кстати, восток и юго-восток, при этом все говорят о торжестве демократии. Как-то странно получается.

Что касается Порошенко, могу сказать в его оправдание — он выступил против запрета Коммунистической партии. Это было не сейчас, а когда, на мой взгляд, была либерал-фашистская манифестация в Раде, он тогда сказал, что это недопустимо, так как нарушает регламент работы парламента. Это говорит в его пользу — надо иметь большое мужество, чтобы в современной Украине попереть против толпы.

«УКРАИНЦЫ НЕ ЛЮБЯТ СЛУШАТЬ О ПЛОХОМ»

— Евроинтеграция заявлена в программе Порошенко как один из пунктов. В таком случае как он будет выстраивать отношения с Россией?

— У Порошенко значительная часть бизнеса размещена на территории России, в частности в Липецкой области находятся то ли один, то ли два его завода. Он экономически связан с Россией. Но он заявил о том, что будет продавать свой бизнес, свои предприятия, якобы нашел уже какую-то инвесткомпанию, которой будет передавать право продать активы. Таким образом, он заявляет, что хочет эмансипироваться от России, чтобы от нее не зависеть.

Евроинтеграция — это миф. Мы видим по итогам выборов в Европарламент, что Евросоюза завтра может не быть, а Украина все хочет куда-то интегрироваться, в то, что больше напоминает могильный склеп и развалины какого-то недостроенного здания. Поэтому, я думаю, это общее фантастическое настроение у украинской элиты, которое она себе, к сожалению, позволяет и которое является доминирующим. Они люди беспредельно циничные и прожженные, сами они про себя знают, что никакой евроинтеграции не будет, Евросоюз совершенно не собирается брать их на свой баланс — Украину разбитую, разоренную, разодранную гражданской войной, с которой ничего невозможно урегулировать.

Но своему народу они всегда будут говорить хорошее, дарить им сладкие конфеты, потому что они знают, что украинцы любят конфеты Roshen и хорошие слова. Украинцы не любят слушать о плохом, им не надо говорить, что Крым потеряли и вернуть невозможно, в Донецке и Луганске разрастается вооруженное восстание, которое невозможно подавить силой, потому что нет армии, а есть только карательные части, которые нанимаются олигархами Коломойским и т.д., но они только сжигают деревни и уничтожают мирных жителей, что в XXI веке может привести к обвинениям в военных преступлениях. Но там этого не слышно, никто об этом не говорит, поверьте.

Я пока еще бываю в Киеве и прекрасно знаю, каким медом и какими конфетами Roshen заливают уши украинской аудитории. А если им скажешь: «Вы извините, но как будете справляться с Луганской областью?» — они начинают орать, что это киселевская пропаганда, соловьевский агитпром, путинская машина пропаганды. Все, что отличается от их сладостной картины бытия, объявляется пропагандистской уткой Кремля.

Когда человеку говоришь: «У вас насморк. Не хотите ли провериться?» — он отвечает: «Я абсолютно здоров, у меня все хорошо. Это вы клевещете на меня. У меня нет никакого насморка». Вот такая же ситуация на Украине. Люди настолько устали, настолько находятся за пределами понимания реальности происходящего, настолько выкинуты в иное пространство, что им даже олигарх-конфетолюб и конфетопроизводитель, который решает по большому счету свои проблемы, кажется каким-то мессией, поверьте. Наверное, он наилучший из тех, кто остался. Наилучший с точки зрения, что у него руки не в крови по локоть, как у других.

«МАЙДАН ДЕЛАЛСЯ НЕ РАДИ ОЛИГАРХОВ»

— Стоил ли майдан тех усилий, чтобы во главе Украины был Порошенко?

— Конечно, нет. Майдан делался не ради олигархов. Люди жертвовали собой, гибли. Я верю, что результатом народного восстания могла стать народная, по-настоящему демократическая Украина с элементами социального государства. А идея интеграции в Евросоюз, которую упорно продавливает либеральная верхушка, Украину просто погубит и приведет к полной катастрофе, практически к полному исчезновению. Поверьте.

— Грозит ли Порошенко судьба Януковича в виде очередного майдана?

— Вопрос в Юлии Владимировне, смирится ли она и ее люди, карманные бульдоги Турчинов и Аваков, которые развязали гражданскую войну в ее интересах, с тем, что сейчас происходит. Она будет, конечно, биться за Верховную Раду путем подкупа депутатов, пытаться занять премьерские позиции, свести дело к конституционному перевороту, чтобы правительство было главным, а не президент. Такое поражение она себе не может позволить, это для нее политическая смерть, политическая могила. Думаю, все что угодно может продолжиться дальше на Украине. В ситуации гражданской войны, десятков тысяч беженцев, уже тысяч убитых людей, артобстрелов городов, я думаю, что угодно может происходить.