ВЛАСТИ ГОРОДА СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОВОДЯТ ЯМОЧНЫЙ РЕМОНТ ПО ПУТИ К ЗИЛАНТОВУ МОНАСТЫРЮ
В ночь с субботы на воскресенье Казань ожидает необычное событие: в городе состоится первая казанская велоночь, которая, как надеются организаторы, соберет не менее 2 тыс. велосипедистов. За 5 часов участники акции проедут по городу 20 км и побывают во многих интересных точках города, куда и местные жители не заглядывают. О городе участникам велопрогулки расскажут ученые, театральные историки, архитекторы, в том числе и казанские. Будет в числе спикеров и сам мэр Казани Ильсур Метшин. Корреспондент «БИЗНЕС Online» встретился с организаторами казанской велоночи Марией и Сергеем Никитиными, которые рассказали, почему именно Казань стала новой площадкой для проекта и какие звезды они собираются зажечь.
Мария и Сергей Никитины рассказали о подробностях предстоящего ночного праздника в Казани |
МАРШРУТ «НА ПОТОМ»
Автор федерального проекта «Велоночь» — Сергей Никитин, известный как основатель творческой группы «Москультпрог» и один из создателей культового фестиваля «Усадьба-джаз». Его помощница Мария Никитина — исполнительный продюсер творческого объединения «Москультпрог» и уже непосредственно казанской «Звездной велоночи». Газета «БИЗНЕС Online» уже писала о данной акции, которая уже проходила в Москве, Питере, Лондоне, Стамбуле, Риме, но не смогла удержаться от соблазна узнать у организаторов о подробностях предстоящего ночного праздника в Казани.
Сергей Никитин (С.Н.): Велоночи — это новый формат интеллектуальной прогулки, в которой городская история и ландшафт, архитектура и урбанистика становятся поводом этой встречи. Это возможность совершить волшебное путешествие сквозь времена и пространства. Нам интереснее всего рассказывать о мировых городах — данное понятие, кстати, предложил английский тюрколог Филипп Менсел, имея в виду города, в которых создается мировая история, которые растут и полнятся за счет богатого и разнообразного населения.
Что объединяет мировые успешные города? С одной стороны, это оптимизм жителей и гостеприимство. С другой — историческое измерение. Таких городов на самом деле на карте очень мало. Казань — место, где происходили уникальные интеллектуальные встречи. Поэтому мы решили посвятить «Звездную велоночь» тем людям, кто сделал ваш город известным. Прежде всего — великим ученым. Разрабатывая маршрут, мы хотели сочетать привычные точки города с теми, куда обычно никто не добирается, всегда оставляя визит «на потом».
— Чья была инициатива провести в Казани «Велоночь»?
С. Н.: Первое письмо от комитета внешних связей казанского исполкома мы получили в дни Универсиады, когда вернулись из Стамбула, где проводили велоночь. Для нас важно было понять эмоциональный камертон вашего города. Город настолько интенсивно развивается, что кто-то не воспринимает это развитие, а кто-то, наоборот, аплодирует этому. Тут же есть и современные истории, такие как создание музея Василия Аксенова, в котором музейная экспозиция не довлеет над людьми, а это площадка, на которой происходят разные встречи. Так и истории прошлого. К примеру, как такой выдающийся ученый, как Бехтерев, оказался в Казанском университете и начал свои феноменальные исследования? Потому что Казанский университет на тот момент предоставлял самые лучшие возможности в России. Бехтерев поэтому и остался в вашем городе на 20 лет.
Нам хотелось обсудить такие темы, которые давно не попадали в поле зрения — как становятся великими учеными, великими стартаперами? В суровые 80-е годы эти вопросы просто перестали для нас существовать, потому что на первый план вышел вопрос выживания. С одной стороны, это исторические темы, а с другой — имеющие прямое отношение к будущему развитию города.
БЕЗ РАДИО НЕ ОБОЙТИСЬ
— Как добиться того, чтобы экскурсия увлекала человека, который еще и передвигается на велосипеде от точки до точки?
С. Н.: Мы шлифовали эту методику с 2007 года. Сначала мы прославились своими пешеходными прогулками, на которые собирались 200 - 300 человек. Представьте такие группы, гуляющие по Тверской. Ходили мы с громкоговорителем. Затем провели первые велоночи и пришли к выводу, что нам необходима радиотрансляция. Громкоговоритель выглядел довольно архаично, блютуз, гарнитуры нам не понравились и в Риме попробовали договориться с одной из местных радиостанций и использовать FM-диапазон для проведения экскурсий. Теперь в некоторых случаях мы выкладываем аудиозаписи с велоэкскурсий по городам в интернет на нашем сайте, чтобы люди в любой момент могли послушать уникальные истории. Но только постфактум.
— Вы записываете то, что будет звучать во время велоночи заранее. Каждый рассказчик подбирался вами особым образом. Кого мы услышим из спикеров?
— Альберта Аганова, директора института физики, Александра Коновалова, бывшего ректора Казанского университета. Ирину Аксенову, реставратора и директора музея Василия Аксенова. Марину Авдонину, научного консультанта и сотрудника Университета дружбы народов из Москвы. Будет Сергей Кузнецов — ныне главный архитектор Москвы, четыре года назад он принимал участие в проектировании вашего дворца водных видов спорта. Театральный историк Юрий Благов, мэр Казани Ильсур Метшин. Ну и многих других.
— Ожидается свыше двух тысяч участников. Насколько людям будет комфортно передвигаться?
Мария Никитина (М.Н.): В Москве в дождь собиралось и по пять тысяч. Две тысячи — это вполне комфортные условия для велоночи. Нас будут сопровождать полиция, волонтеры и маршалы. Это люди, которые помогают вместе с ГИБДД вести колонну. Это спортсмены, которые в состоянии сдержать толпу. Они двигаются в начале колонны и замыкают ее, помогая тем, кто немного отстал.
— Многие недопонимают, как будет организован процесс. Ходит слух, что на старте всем раздадут радиоприемники...
— М. Н. — Это не так. Прежде всего, нужно зарегистрироваться на сайте www.velonotte.com, после чего гостю на электронный адрес придет письмо с маршрутом и нашими рекомендациями, что нужно взять с собой. Мы настаиваем, чтобы у каждого участника был с собой шлем. В 10 вечера на площади 1 Мая начнутся выступления местных музыкантов, затем приветственные слова от организаторов и администрации города, и ровно в полночь каждый должен настроиться на 102.8 FM, чтобы принять полноценное участие в экскурсии. Устройства, поддерживающие FM-радио, каждый должен принести с собой. Это может быть и телефон, но хочу напомнить, что на iPhone нет FM-приемника. Пока мы движемся со скоростью примерно 10 километров в час, у нас работает только один наушник, потому что это требование правил дорожного движения. Во время движения будет звучать приятная музыка, а на остановках будут те самые лекции. Нужно взять с собой теплую одежду, дождевики, насос, замок для велосипеда — это небольшое, но путешествие. На старте и финише будут организованы туалеты. По мере продвижения маршрута в зданиях, мимо которых мы будем проезжать, так же будут работать туалеты. Завершится все в 5 часов утра возле здания нового загса на берегу Казанки. Длина маршрута — более 20 километров.
— Музыку специально подбирали для казанской велоночи?
С. Н.: Да, в основном, это фанк и рок-джаз. Она динамична и в то же время достаточно интеллектуальна. В некоторых случаях, когда нам известно, что любил слушать тот или иной герой, мы включаем его любимую музыку. К примеру, Василий Павлович Аксенов очень любил Дюка Эллингтона Take The A Train. Я сидел и думал, какую же версию оркестра поставить... Так что будет много сюрпризов.
КРУПНЫЙ ГОРОД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ — ЭТО УТОПИЯ
— Многие скептически настроенные члены велосообщества считают, что Казань не приспособлена для того, чтобы по ней можно было передвигаться на велосипеде. А тут целую велоночь собираются проводить...
М. Н.: Во-первых, во время движения нашей колонны дороги будут перекрыты сотрудниками ГИБДД. А во-вторых, крупный город не может быть велосипедным. Это утопия. Единственное, что может сделать его таковым — это экономический фактор, когда жители вынуждены пересаживаться на велосипеды из-за высоких цен на бензин и проезд на транспорте. Не думаю, что, учитывая наш климат, москвичи или жители Казани к этому готовы. Мы постоянно обсуждали каждый этап подготовки к празднику. К примеру, дорога к Зилантову монастырю, куда будет лежать наш маршрут, разбита. Так там специально под это мероприятие делают ямочный ремонт. Мэрия с большой ответственностью подошла к нашим идеям, и сейчас идут последние доработки.
Треть всех участников приедет из других городов. Это Москва, Питер, Самара, Нижний,Уфа... В Москве мы даже думали сделать как-нибудь съемку с вертолета, как люди стекаются с разных точек города к старту на велоночь, постепенно собираясь в толпы. После проведения акции на сайте обязательно появится фильм, посвященный казанскому празднику.
ЯМОЧНЫЙ РЕМОНТ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВЕЛОНОЧИ
— Если сравнивать организацию мероприятия в разных городах, в Казани есть какие-то отличия?
М.Н.: Все зависит от степени заинтересованности города в событии. В Питер мы дважды приезжали по приглашению консульства Италии. В первый раз это был год страны в России, и к нам после того, как мы провели аналогичную акцию в Риме, обратились из посольства с просьбой создать первое большое культурное событие для молодежи в городе на Неве. Питерские коллеги нас заверили, что это невозможно, потому что в городе запрещены велосипедные мероприятия. Тогда итальянский посол написал письмо губернатору Валентине Матвиенко, предложил поучаствовать в этом событии. Она сама ездила на велосипеде у себя в Комарово. Чиновница дала согласие о проведении мероприятия. Дело сдвинулось с мертвой точки, и переезд Матвиенко в Москву этому помешать не смог. Во второй раз власти города делали все возможное, чтобы велоночь была перенесена на поздний срок и не состоялась вообще. Но благодаря усилиям нас и наших друзей и по воле вице-губернатора Василия Кичеджи мероприятие все-таки прошло.
Казань в этом отношении — приятное откровение. Я вижу, что о городе заботятся, наши пожелания как организаторов не остаются без внимания. И главное — заинтересованность как жителей, так и властей в необычном мероприятии приводит к тому, что все остаются в выигрыше.
СМАРТФОНЫ — КЕЛЬИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ...
— Каков бюджет мероприятия?
М. Н.: Мы не можем назвать сумму, так как это все же коммерческая тайна. Принцип построения бюджета всегда примерно одинаков. Состоит из таких позиций, как творческая и логистическая работа, с другой стороны — создание праздничной атмосферы. Сцена, ведущие, экран... Поэтому в зависимости от пожеланий, замысла и масштаба стоимость нашего события варьируется от 500 тысяч до 5 миллионов рублей. В последнее время стали появляться спонсоры у подобных мероприятий. К интеллектуальным праздникам повышенное внимание, поэтому многие компании воспринимают участие в велоночах как имиджовое, репутационное событие. Особенно акция становится популярной среди девелоперов, которые строят в городе.
— Что лично вы ждете от казанской велоночи?
С. Н.: Мы не зря делаем рассказ на разные темы. Мы ждем людей, которым интересна архитектура, урбанистика и наука. Все мы сегодня разобщены. А социальные сети только добавляют разобщенность. У нас выработалось потребительское отношение к жизни. Оно не дает возможность развить реальные отношения, в которых будет жизнь, вкус, эмоции, развитие драматургии. Мы потребляем все впопыхах, перебиваемся фастфудом от точки до точки, а реального соприкосновения не возникает.
Люди, которые существуют в маленьких кельях нашей современной жизни — в смартфонах, они выйдут, познакомятся и возникнут новые связи. И нам хотелось, чтобы по результатам велоночи в Казани появились новые звезды.
Сергей Никитин — российский историк, культуролог, действительный член Русского географического общества, доцент кафедры теории и истории культуры в РУДН основатель проектов «Москультпрог» и «Московская архитектурная велоночь». Велоночь была создана Никитиным и проектом «Москультпрог» в 2007 году, с тех пор она пять раз проходила в Москве, побывала в Риме, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Стамбуле, Лондоне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.