44752.jpg
Согласно заключению психолого-психиатрической экспертизы института им. Сербского, Данилевский признан невменяемым

НЕВМЕНЯЕМ И НЕВИНОВЕН?

Совершенно неожиданной развязкой обернулось сегодня уголовное преследование 38-летнего кандидата философских наук Игоря Данилевского, «прославившегося» тем, что в 2012 году он стал фигурантом громкого дела об убийстве Лилии Зариповой и ее престарелой матери на улице Фучика. Тогда к этому, казалось бы, бытовому убийству было приковано внимание всей страны, ведь убийца оставил на стене кухни своих жертв послание «Free Pussy Riot». Так как приговор участницам панк-группы состоялся незадолго до убийства, многие стали трактовать случившееся не иначе как «идеологическое преступление».

Но идеологические мотивы не подтвердились. Подоплека, заставившая преступника, по версии следствия, пойти на убийство, была куда более прозаичной. По версии следствия, Данилевский долго ухаживал за Зариповой, но в тот вечер поссорился с ней из-за денег, которые у нее занимал ранее. Мужчина, который сперва признал вину, рассказал, что в тот злополучный вечер пришел в гости к своей возлюбленной и сообщил, что с запланированной поездкой в Крым ничего не получится — денег нет. По словам Данилевского, в какой-то момент женщина стала его оскорблять, что и вывело его из себя.

Затем Данилевский внезапно отказался от своих показаний, которые оказались настолько шокирующими, что их показали в программе «Пусть говорят», и сказался больным — его отправили в психиатрическую больницу. Скитание Данилевского по больницам продолжалось вплоть до недавнего времени, и только в мае в Верховном суде Татарстана начался процесс в закрытом режиме — диагноз подсудимого тщательно оберегается, как личные данные, которые не подлежат разглашению.

Сегодня адвокат подсудимого Шамиль Ахметсафин, который прославился в первую очередь благодаря активному участию в ток-шоу Андрея Малахова, встретил журналистов, которые пришли на оглашение приговора, в приподнятом настроении.

— Данилевский не виновен! Скажите об этом телезрителям, — заявил Ахметсафин. — Согласно Конституции, лицо признается виновным при вынесении обвинительного приговора, вступившего в законную силу. Сегодня на судебном заседании судья вынесет постановление о направлении Данилевского на принудительное лечение.

Согласно заключению психолого-психиатрической экспертизы института им. Сербского, подсудимый признан невменяемым — соответственно, он не является субъектом преступления и юридически освобождается от уголовной ответственности.

— После лечения, спустя примерно три года, лечащий врач должен принять соответствующее решение и Данилевского освободят. Я так полагаю, больше суда у нас не будет, — сказал Ахметсафин, с улыбкой поглядев на прокурора, который стоял в сторонке и выглядел весьма хмурым. — В день убийств он был невменяемым, и на сегодняшний день он не отдает отчет своим действиям, не может руководить ими. Нас, сторону защиты, это устраивает. Он вылечится и выйдет на свободу.

Удивительно, что у адвоката не было и тени сомнения в том, что судья Марс Назмиев, выйдя из совещательной комнаты, вынесет решение отправить Данилевского на принудительное лечение.

— Освободить Игоря Данилевского от уголовной ответственности за совершение запрещенных законом уголовных деяний, — зачитал судья приговор. — Меру пресечения в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу и помещения его в психиатрический стационар оставить без изменений, а затем отменить.

Самого подсудимого на заседание не доставили — он не захотел. В настоящее время Данилевский находится в одном из казанских СИЗО, проходить лечение он, скорее всего, будет в психиатрической больнице на улице Николая Ершова. Мама подсудимого, которая активно защищала сына все эти годы, называя его «гением», на оглашение постановления суда не пришла — в коридоре участники процесса говорили о том, что ей решение было известно заранее.

Интересно, что следователи, пытаясь объяснить появление надписи «Free Pussy Riot», после поимки Данилевского говорили, что кандидат философских наук таким посланием пытался пустить расследование по ложному следу. Его даже именовали «казанский Мориарти», по всей видимости, вкладывая в это определение расчетливость, хитрость и долю коварства. Только с решением о невменяемости этот образ сейчас не сходится, а пустить следствие по ложному следу невменяемый человек вряд ли мог.

«ИМИТИРОВАТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ОЧЕНЬ СЛОЖНО...»

Приговор убийце газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Сергей Петрушин — психолог:

— На самом деле такие случаи, когда человек признавался душевнобольным и освобождался от уголовной ответственности, бывали. Как правило, это связано с раздвоением, с расщеплением личности. И действительно, у таких больных одна часть личности никак не связана с другой. Иногда это используют как лазейку для того, чтобы уйти от ответственности. Так же, как состояние аффекта, например. Мог ли Данилевский сымитировать свое состояние под поставленный ему диагноз? Я считаю, что имитировать это очень сложно. Для этого человек должен досконально знать все повадки таких больных, все детали их поведения. Он должен сам стать психиатром, досконально разбирающимся в этой болезни. И есть множество деталей, на которых «прокалываются» такие симулянты. Так что для специалиста определить имитацию болезни не составляет ничего сложного.

Лаврентий Сичинава — адвокат:

— На моей практике бывали такие случаи, когда уголовная ответственность заменялась принудительным лечением. Но тут я бы не совсем с вами согласился, что Данилевский обязательно избежит наказания. Там надо смотреть. Если в момент совершения преступления он был невменяем и в настоящее время нуждается в принудительном лечении, то в этом случае да, он избегает наказания. Но если, предположим, судебно-психиатрическая экспертиза дает заключение, что в момент преступления он был вменяем, отдавал отчет в своих действиях, но в настоящее время нуждается в принудительном лечении, то его направят на принудительное лечение и уже после того, как он вылечится, отправляют отбывать наказание. Я экспертизы не видел, поэтому мне сложно судить, как сложатся обстоятельства в данном случае. Так что может быть два варианта — или он вообще будет освобожден от наказания, или это наказание будет отложено до его излечения. На практике у меня дел 5 - 6 было, когда уголовное наказание заменялось принудительным лечением. Но это не только с убийствами было связано, там были и другие преступления.