Сегодня Болгарский историко-археологический комплекс наконец был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Соответствующее решение, к безмерной радости команды госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, для которого это стало личным вызовом на целых 15 лет, было принято на 38-й сессии комитета в Катаре. Экспертов ЮНЕСКО в этом году не смутили «новоделы», построенные на территории заповедника. Скорее, наоборот: они положительно оценили защитные сооружения над руинами исторических ценностей и реставрационные работы благодаря изменениям в номинировании памятника. Эксперты «БИЗНЕС Online» напоминают, что в России теперь 26 объектов под знаком ЮНЕСКО, два из которых находятся в Татарстане.
БОЛГАР ПОПАЛ В СПИСОК ЮНЕСКО СПУСТЯ 15 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ
Сегодня ЮНЕСКО наконец включило Болгарский историко-археологический комплекс в список всемирного наследия. Об этом стало известно в ходе 38-й сессии комитета всемирного наследия в Дохе (государство Катар), где в настоящее время находится делегация Татарстана под руководством госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, в которую входят директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, глава Спасского района РТ Камиль Нугаев и другие. По традиции, после удара молоточка (почти как в суде!) решение озвучила Аль Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль Тани — сестра эмира Катара, которая на правах принимающей страны председательствует на нынешней сессии.
Болгарский историко-археологический комплекс стал 1002-м объектом, включенным в список, уточняет пресс-служба президента РТ.
Для госсоветника РТ Минтимера Шаймиева включение Болгара в список ЮНЕСКО стало личным вызовом на целых 15 лет |
Завтра Шаймиев расскажет в ходе специальной пресс-конференции о том, как Татарстану удалось добиться включения Болгара в заветный список. Пока же напомним, что вопрос вхождения заповедника в список обсуждается комитетом ЮНЕСКО не впервые. Он был заявлен еще в 2000 году, но проект с тех пор не раз отправлялся на доработку. На заседании в прошлом году заявка Болгара получила рекомендацию «не включать» — тогда Болгар критиковали за новоделы. Основные претензии эксперты международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) выдвинули к масштабному строительству на территории заповедника. В частности, в отчете говорится о том, что возведенные в 2010 году дом лекаря и сувенирные лавки близко расположены к исторической мечети. У представителей ЮНЕСКО были претензии и к памятному знаку, как пишут эксперты, это «большое здание, похожее на мечеть, с позолоченным куполом, которое расположилось рядом с исторической мечетью. Возведение последнего оказало серьезное негативное (визуальное) воздействие на объект и его пейзаж»...
Но заявку тогда не отозвали, в целом на заседании в Пномпене объект был одобрен, надо было лишь доработать документы и переделать заявку. Республика получила новый шанс (по сути, последний) на включение в список. И, по версии источника «БИЗНЕС Online», власти Татарстана пошли ва-банк: в случае отказа шансов на номинацию больше не было бы. При этом заявка по объекту была отправлена на краткосрочную доработку (referral) совместно со специалистами консультативных органов ЮНЕСКО.
28 августа 2012 года в ходе своего визита в Татарстан Владимир Путин посетил историко-культурный музей-заповедник в Болгаре (фото: kremlin.ru) |
Выводы были сделаны. Болгар в этом году номинировался в другой категории, пояснил газете «БИЗНЕС Online» Рафаэль Хакимов — директор института истории им. Марджани АН РТ. На этот раз для экспертов была проведена более детальная разъяснительная работа, издана специальная книга с пояснением проводимой научной работы, рассказал он. Были также учтены пожелания экспертов. Например, палаточный городок был выведен за территорию заповедника, представлены стандарты охраны. И в принципе эксперты ЮНЕСКО остались довольны.
Сегодня эксперт международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Бритта Рудольфф высоко оценила работу по сохранению исторических объектов, проведенных в Болгаре, особо отметив защитные сооружения, построенные над руинами древних объектов. Эксперт отметила, что работа шла в тесном контакте со специалистами. Были выполнены все требования ИКОМОСА.
А новые сооружения, по ее словам, не повлияли на историческую ценность представленной исторической территории. «В целом ИКОМОС поддерживает номинацию Болгар для включения в список всемирного наследия, — заявила Рудольфф. — Наши представители будут следить за тем, как ведутся работы на этой территории и как идет сохранение этого исторического наследия».
Постоянные представители стран-членов комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО — Ливана, Филиппин, Казахстана, Сенегала, Польши, Японии, Катара, Индии, Германии, Финляндии, Колумбии, Алжира, Сербии, Малайзии, Турции — поддержали заявку Татарстана.
ДЕНЬГАМИ ЮНЕСКО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ, НО ДАЕТ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ
Перспективы Болгарского заповедника в качестве участника списка всемирного наследия газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.
Зиля Валеева — директор музея-заповедника «Казанский Кремль» (входит в список ЮНЕСКО):
— В один ряд с величайшими памятниками человечества включен Булгар — случилось то, что должно было случиться. Все приезжающие эксперты ни разу не высказали сомнений в том, что в этом списке заповедник должен был быть. И все эти годы шла серьезнейшая работа — протокол международных организаций очень непростой, необходимо было соблюсти все международные нормы, правила, подготовить еще и саму номинацию.
Сегодня мы видим не только прямой, но и косвенный результат — тот опыт, который получила республика в ходе этого процесса. Можно назвать это победой, показатель того, как можно и нужно работать с памятниками. Город привлекает не тошлько специалистов, но и туристов. Болгар вошел в десятку наиболее интересных малых городов для туризма в масштабах России. Под руководством госсоветника РТ Минтимера Шариповича Шаймиева и при поддержке президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова достигнут результат.
Также это знак международного доверия для всей России. По России немногим более 20 памятников, в основном они сосредоточены в Москве и Петербурге. Татарстан же теперь имеет два памятника, входящих в список ЮНЕСКО — Казанский кремль и Болгарский историко-археологический комплекс.
Список ЮНЕСКО — это не совсем очередь за деньгами. Хотя, чтобы сохранить памятники, в последние годы и правительство республики, и федеральное правительство выделяли средства. А сколько людей, благотворителей, которые вносили еще примерно такие же средства на реставрацию! То, что сделано в Булгарах, это много. Но значимость события — это вхождение в международный, общепризнанный перечень культурных ценностей, узнаваемый всеми. Это путеводитель для всего мирового сообщества.
Директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин |
Ольга Астафьева — замдекана кафедры ЮНЕСКО РАНХиГС, профессор:
— Любое включение любого объекта в список ЮНЕСКО означает повышение его статуса для всего мира. И это всегда выступает притягательной силой, повышает обязанности государства или собственника памятника по его сохранению. Поэтому для любого объекта это большой плюс. Каждое государство стремится, чтобы таких памятников было больше — и тут же начинается реставрация, посетителей становится больше. Так что это дело хорошее. Главное, чтобы был правильно проведен мониторинг, чтобы решение было принято объективно — тут у ЮНЕСКО есть соответствующие возможности.
Если говорить о финансировании, то у нас действует закон об охране культурного наследия, есть бюджетирование. И поэтому понятно, что какие-либо бюджетные статьи сиюминутно не поменяются, это неразумно с точки зрения любой экономической системы. Но это в любом случае возможно в перспективе. Кроме того, включение в этот список дает больше шансов на получение внебюджетной поддержки.
Но у ЮНЕСКО задача состоит в том, чтобы пропагандировать эти объекты, и включение в этот список привлечет интерес инвесторов.
В России было 25 объектов, включенных в список, и это не только архитектурные, музейные территории вроде Московского кремля или Новодевичьего монастыря, но и природные объекты. Например, леса Карелии, Камчатка... Недавно в список была включена Дербентская крепость. В России очень много объектов, которые были бы достойны включения в этот список, и войти в него очень и очень непросто. Есть масса факторов, поэтому говорить о том, что будет следующее, сложно, но дай Бог, чтобы список ЮНЕСКО пополнялся объектами на российской территории.
Рамиль Хайрутдинов — директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:
— Ставить вопрос о материальном во главу угла, думаю, неверно. ЮНЕСКО не занимается выделением средств, это вопросы самого государства, которое может привлекать свои средства или спонсоров для реализации конкретных программ. Речь идет прежде всего о мировом признании культуры Татарстана, ее мусульманской составляющей. Право на это признание добыто в жесткой борьбе, к которой прибегают все государства мира, борющиеся за включение своих объектов в список ЮНЕСКО. Это и достижение России, Татарстана с точки зрения продвижения историко-культурного наследия на мировой арене.
Была проделана колоссальная работа, необходимо было в деталях познакомить экспертов со всеми нюансами истории и жизни объектов заповедника. В этой работе участвовали и Минтимер Шаймиев, и Зиля Валеева, и Светлана Персова, и Айрат Ситдиков, и ваш собеседник, и многие, многие другие люди. Поэтому для нас сегодня — настоящий праздник, время праздновать большую победу.
Дивиденды, и немалые, это еще принесет. Это включение во все мировые справочники, привлекательность и открытость для международного туризма возрастает в разы. Так что можно говорить о возникновении на карте России еще одной всемирно признанной точки притяжения для туризма. Все усилия, которые были связаны с этим местом — со строительством инфраструктуры, развитием различных программ, будут востребованы. Это не только развитие республиканского туризма — это выход на международную арену, вхождение в международные туристические маршруты.
Болгарский историко-археологический комплекс стал 1002-м объектом, включенным в список |
Низами Мамедов — профессор кафедры управления и организации социальных систем ИГСУП РАНХиГС, эксперт ЮНЕСКО:
— Природные заповедники, особо охраняемые территории имеют значение не только как исторические, культурные объекты, но и с точки зрения сохранения территорий. Это поддержка стабильности биосферы. То, что Болгар включен в список ЮНЕСКО, это плюс и для Татарстана, и для России в целом.
Денег ЮНЕСКО не дает, но попадание в этот список — серьезное усиление позиций для защиты финансирования внутри самой страны, на территории которой находится объект. Кроме того, культурные, природные памятники служат в образовательных, воспитательных целях, не говоря уже о развитии познавательного туризма. Так что Татарстан можно поздравить с тем, что эта заявка наконец удовлетворена и Болгар получил официальный статус и признание на международном уровне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 100
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.