Быть решительнее и чище — таким стал основной посыл предпринимателям, собравшимся на очередной встрече резидентов, партнеров и управляющих технополиса «Химград». Поднятые вопросы попали в самые болевые точки местного бизнеса — «гвоздем программы» на этот раз вновь стали взаимоотношения производителей с покупателями и конкурентами на площадке госзаказа. За реакцией предпринимательского сообщества технополиса на предложенные им «рецепты» и «пилюли» наблюдала побывавшая на мероприятии корреспондент «БИЗНЕС Online».
ЧИСТОПОЛЬСКИЙ ТЕХНОПАРК: ЭХ, GREEN FIELD, ЧИСТЫЙ GREEN FIELD...
Возможно, сказывается пора отпусков, или это просто совпадение, но аудитория очередного собрания резидентов и партнеров технополиса «Химград» в минувший четверг была менее многочисленной, чем обычно это бывает на традиционных ежеквартальных встречах «химградовцев». Открывая заседание, генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал» Алексей Грушин констатировал, что «потери» есть даже в президиуме. Так, директор ГБУ «Центр поддержки предпринимательства» Артем Наумов (к слову, резиденты «Химграда» — традиционные лидеры программы «Лизинг-грант» по объему привлеченных средств — прим. ред.), чей доклад был заявлен в программе, приболел. Но тему господдержки в определенной мере поднял экс-коллега Наумова по минэкономики, а ныне гендиректор НК «Гарантийный фонд РТ» Сергей Болотаев, выступив с презентацией деятельности фонда на примере «реальной истории» предпринимателя (правда, неназванного — прим. ред.). В статусе «специально приглашенных гостей» присутствовали начальник службы сопровождения госзакупок юрилиц агентства по госзаказу (АГЗ) РТ Наталья Грицких, руководитель ЦТУ минэконологии РТ Ильхам Сабиров и замдиректора «Солид лизинг» Сергей Шишов.
— Хотел поделиться новостью — менее месяца назад по поручению президента Татарстана нам дали возможность выступить координаторами развития индустриального парка «Чистополь», — продолжил Грушин. По его словам, площадка (общая территория 292 га, первая очередь — 74, 5 га — прим. ред.) уже оснащена всеми необходимыми коммуникациями, утверждены все тарифы, утвержден порядок предоставления резидентам налоговых и арендных льгот. И главный вопрос, который встает на сегодняшний день, — это, собственно, привлечение резидентов. Пока же, как сообщил Грушин, на территории чистопольского технопарка есть одно действующее производство — от компании «Дельрус».
Напомним, что проект о создании под Чистополем полноценного технопарка реализуется уже не первый год, до недавнего времени площадку, переходившую из рук в руки, преследовали то коррупционные скандалы, то организационные разногласия. Очередная реальная надежда на продвижение проекта появилась два года назад, осенью 2012-го, когда куратором площадки стал известный в республике предприниматель, советник главы Чистопольского муниципального района по инвестициям Алихан Хашиев. Отметим, что Хашиев принимал непосредственное участие в проекте с момента начала работ в 2010 году, затем развитие площадки было приостановлено почти на год «в силу разных причин», тогда, в октябре 2012-го, по его словам, проекту дан новый толчок. Заявлялось о готовности входа на площади чистопольского индустриального парка ряда крупных производств, в частности, Камского полиграфического комбината и Чистопольского завода керамических изделий «Туран» с объемом инвестиций более 2 млрд. рублей. Примечательно, что тогда принято было решение работать без создания управляющей компании, в режиме «ручного управления», делегированного муниципалитетом. Сегодня же принято диаметрально противоположное решение — передать площадку под централизованное управление.
Тем не менее новые управляющие ИП «Чистополь» настроены оптимистично. Как отметил Грушин, технопарк рассчитан преимущественно на средний бизнес и универсален: здесь ждут резидентов из самых разных отраслей реального сектора — от переработки полимеров до «пищевки». А тот факт, что чистопольский технопарк действительно построен «в чистом поле», то есть во всех смыслах в зоне green field, в управляющей компании рассматривают как преимущество — мол, проще и дешевле построить с нуля под нужды конкретных производств, чем перестраивать старые (кто-кто, а химградовцы об этом не понаслышке знают — прим. ред.). «Земельные участки сейчас пустые — предполагается, что резиденты будут строиться сами. Но и мы как управляющая компания предлагаем им возможность нашего строительства с последующей сдачей в аренду, при этом все расходы по вводу в эксплуатацию берем на себя, — разъяснил спикер «опции» для будущих чистопольских резидентов. — Каждый проект, заявленный здесь, идет сегодня под контролем президента. Милости просим, вам дан зеленый свет!»
«А ГДЕ НАПИСАНО, ЧТО ЭТУ БУМАЖКУ НАДО ПРИЛОЖИТЬ?!»
Тему привлечения предпринимателей на площадку — только на этот раз электронную — продолжила представитель АГЗ РТ Наталья Грицких. Она презентовала новый ресурс, «заточенный» под закон 223-ФЗ, — zakazrf.223. По словам Грицких, на данной площадке представлены организации не только из РТ, но и из других регионов России, причем можно тут присутствовать одновременно в двух ипостасях — и как заказчик, и как поставщик.
Но, как известно, сфера госзаказа в России традиционно удерживает сомнительную «пальму первенства» по числу ежегодных законодательных изменений. И поскольку здесь главное — не столько быть прямым производителем качественного товара, сколько правильно сформировать пакет документов, специалисты-практики в этой сфере (как со стороны заказчика, так и поставщика — прим. ред.) ценятся на вес золота. Как посетовал с этой связи гендиректор фабрики красок «Лако» Ринат Сафаров, их заявку отклонили лишь из-за того, что отсутствовало некое приложение.
— А где написано, что эту бумажку надо приложить?! Там 44 страницы документов! — возмутился предприниматель и предложил АГЗ проводить обучение поставщиков.
— Если будет кворум, почему бы нет, — ответила Грицких.
Но проблема нехватки «прикладных знаний» оказалась для Сафарова не единственной в числе наболевших, сопровождающих участие фабрики в госзаказе. Директор посетовал о «вечном»: как же так, они официальные производители краски, а рядом, чуть ли не под носом, «кустари» краску мешают, регистрируются на площадке, цену сбивают! «Введите аттестацию поставщиков! Можно же сделать отсев по производственной базе, наконец!» — потребовал Сафаров. Однако представитель АГЗ РТ лишь подтвердила, что зарегистрироваться на площадке может любой, любые барьеры будут расценены как нарушение конкуренции. «Если заказчик заинтересован в качестве, то он сам выберет», — предположила Грицких.
— Так как же выберет, если цену ему сбивают?! — настаивал предприниматель.
Некоторые в зале, возможно, имеющие богатый опыт прохождения через тернии госзаказа, понимающе-снисходительно переглянулись. Наконец, Сафаров нашел поддержку у зампредправления ТПП РТ Артура Николаева, который заявил, что палата уже выходила с предложением сделать реестр товаропроиводителей. «Провести своеобразный аудит поставщиков, чтобы заказчик знал, с кем имеет дело», — пояснил Николаев.
— Панацеей (от ущемления интересов прямых производителей — прим. ред.) станет биржа, — предложила, в свою очередь, «рецепт» от АГЗ РТ Грицких.
— Марат, Казанский завод химреагентов, что молчишь? — обратился Грушин к одному из бизнесменов.
«ВОДОКАНАЛ» ГОВОРИТ, ЧТО ИМ НАШ РЕАГЕНТ «ПРОСТО НЕ ПОДХОДИТ»
— Я всегда задаю этот вопрос, — как бы нехотя начал Марат Бинеев, генеральный директор вышеназванного предприятия-резидента «Химграда». Чувствовалось, что вопрос этот, пока не озвученный, не просто наболел, но уже набил предпринимателю изрядную оскомину. Как нетрудно было догадаться, речь вновь пошла о «странной» мотивации госзаказчика при выборе поставщика.
— Наш реагент (по очистке воды — прим. ред.) подходит всем и везде, но только не казанскому «Водоканалу»! На вопрос «Почему?» говорят, что им он «просто не подходит», какие-либо официальные доказательства тому предъявлять отказываются, — рассказал предприниматель. По словам Бинеева, они и в УФАС обращались, и к независимым экспертам, и все сертификаты у них имеются — бесполезно. Он задал другой вопрос Грицких: «Если у вас на площадке по 223-ФЗ нет крупных предприятий, зачем туда идти?»
— Да, тема шире... — свернул дискуссию Грушин. В завершение он отметил, что «Химград» был бы рад размещать заказы у многих своих партнеров, да у них нет регистрации на той самой площадке.
Впрочем, для Бинеева то ли в сотрудничестве, то ли в противостоянии с «Водоканалом», похоже, осталась одна, но надежда — на официальную экспертизу от сертифицированной лаборатории минэконологии РТ: во всяком случае присутствующий здесь же руководитель ЦТУ министерства Ильхам Сабиров ему в этой просьбе не отказал. Хотя вскоре выяснилось, что Сабиров пришел сюда не для того, чтобы гладить резидентов «по шерстке».
«КОЛЬ УЖ ЕСТЬ СРЕДСТВА ВЫКУПАТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ СРЕДСТВА НА СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛИ»
Начав за здравие благодарностями в адрес «Химграда» за участие в проектах вроде «Зеленого рекорда», Сабиров перешел к презентации экологических «антидостижений» местных предпринимателей, называя «пароли и явки». На слайдах были запечатлены нелицеприятные картины производственных «задворок», на официальном экологическом языке именуемых прилегающими территориями. И хотя Сабиров отметил, что он «пришел не устрашением заниматься», эколог тут же пообещал штрафы до миллиона рублей тем «непослушным» резидентам, кто в 10-дневный срок не устранит обозначенные нарушения.
Грушин всю нелицеприятную презентацию смотрел внимательно, не отрываясь, а когда Сабиров закончил, поблагодарил того за «эмоциональный доклад». Но тем не менее сказал и несколько слов в защиту — свою и резидентов. И после этих слов открылась любопытная картина.
— Да, не самая приятная тема. Но мы живем на этой площадке, а здесь более 130 гектаров. И половину этой территории можно с удовольствием пройти. А есть места, и все мы о них знаем, где... некрасиво. Но не вся эта территория принадлежит «Химграду». Большая часть земли принадлежит муниципалитету. Другое дело, что предприятия, к производствам которых прилегают эти территории, должны соответствующим образом эту землю оформить, — разъяснил ситуацию управляющий «Химграда», отметив, что «уж коль у предприятий есть средства выкупать недвижимость, должны быть средства и на оформление земли, и на содержание прилегающей территории».
— И не надо потом говорить, что мы тут против кого-то борьбу ведем, — закончил Грушин.
Но пока производственникам лучше вооружиться перчатками и граблями, чем ручками и документами — через каких-то 10 дней экологи «с официальным визитом» вновь намерены нагрянуть на «Химград». И тогда фотосессией вряд ли дело закончится.
Алексей Грушин (справа) |
КИТАЙЦЫ В ЧИСТОМ ПОЛЕ
По окончании мероприятия Грушин прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» ближайшие задачи по проекту индустриального парка «Чистополь». По его словам, резидентами данного технопарка могу стать не только предприятия из Татарстана и других регионов РФ, но и из-за рубежа. В качестве кандидатов рассматриваются и китайские компании, которым чистопольская площадка была презентована на днях, в ходе обширного делового визита коммерсантов из Поднебесной.
Алексей Грушин — генеральный директор «УК «Идея Капитал» — управляющий технополиса «Химград»:
— По протоколу от 28 мая, подписанному президентом РТ, УК «Идея Капитал» официально назначена управляющей компанией индустриального парка «Чистополь». В первой декаде июля мы планируем выездное совещание, где будут представлены вторая очередь производства ООО «Дельрус» и новый резидент — ООО «Натуральные продукты». Считаю, что до конца года третьего-четвертого резидента вполне реально привлечь.
Вообще привлечение резидентов в чистопольский индустриальный парк — первоочередная задача, поставленная президентом перед нами и АИРом. Была идея якорного резидента, который бы под себя привлек аутсорсинговые производства, но пока она не нашла отклика. В любом случае для привлечения крупных зарубежных резидентов нужно время — к нам в «Химград» крупные резиденты пришли на седьмом году работы. Кроме того, таковыми могут стать и китайские компании — буквально на этой неделе мы презентовали им данную площадку в рамках делового визита китайцев в Татарстан.
Мы сейчас по Чистополю формируем маркетинговый план, планируем привлечь международные консалтинговые агентства, специализирующиеся в этой области. Бюджет первого этапа пока формируется, задача до конца года — проект ИП «Чистополь» должен стать узнаваем как бренд. Несмотря на то что на площадке проведены все коммуникации, там большой фронт работ. Куча вопросов, связанных с техприсоединением объектов к сетям. Площадка перспективная, но до сих пор все было на ручном управлении, а здесь нужны профессиональные стандарты, которыми мы располагаем.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.