ВАЖНО, ЧТОБЫ ПРЕМИЯ БЫЛА НАРОДНОЙ

Пять лет, которые прошли со дня смерти Александра Таркаева, доказывают, что такого яркого, умного, деятельного и удивительно доброжелательного человека забыть невозможно. Александр Никитич был не только успешным бизнесменом и великолепным экономическим аналитиком — в этом качестве он часто выступал экспертом «БИЗНЕС Online», участвовал в наших круглых столах, но он был еще известным лидером татарстанских «правых», одним из самых авторитетных депутатов Госсовета РТ, с трибуны которого открыто говорил о значимых для республики проблемах. Отдельной, одной из ключевых страниц в биографии Таркаева стала его работа по решению проблем КАМАЗа — как писала наша газета, это оказалось целым длинным романом, иногда детективного характера... Обо всем этом друзья, коллеги, родные Александра Никитича рассказали в прекрасной книге с очень точным (Александр Никитич был жизнелюбивым человеком, оптимистом, с потрясающе разносторонними интересами) названием «Жизнь интересна...»

Начиная с 2010 года в день 20 июля, который стал днем памяти Таркаева, в ТПП РТ собираются родные и друзья Александра Никитича. Вот и в прошлом году в день памяти прошло совместное заседание правления и административного совета Торгово-промышленной палаты РТ. На такое заседание приглашают представителей бизнеса республики, депутатов Госсовета РТ и Госдумы РФ, журналистов... Очень интересную идею тогда высказал Султан Салимзянов — председатель совета директоров ЗАО «ТаксНет», оператора электронной цифровой подписи и электронного документооборота.

«Султан Шавкатович — человек очень творческий, — сказала «БИЗНЕС Online» Ольга Таркаева, вдова Александра Таркаева. — Я помню, что Александр Никитич в шутку называл его великим генератором идей. И он в очередной раз подтвердил этот свой титул. За день до дня памяти Султан Шавкатович загадочно сказал мне: «Сейчас переговорю с Евгенией Валентиновной Даутовой (председатель правления акционерного коммерческого банка «Спурт» — ред.), и завтра мы сделаем вам сюрприз. Ждите!» И на следующей день они с Даутовой выступили с идеей создания фонда».

Газета «БИЗНЕС Online» процитировала тогда Салимзянова: «Мы каждый год собираемся, вспоминаем Александра Никитича... Но, может быть, сделаем какой-то более конкретный шаг? Что, если мы скинемся и учредим премию имени Таркаева? Денег на это нужно не очень много. Все мы не на последний рубль живем — если тысяч по 100 скинемся, соберем 2 - 3 миллиона... Если «БИЗНЕС Online» поможет, бросим клич, и можно будет собрать и народные деньги. Положим все в банк, проценты накопятся. И тогда каждый год можно будет вручать премию размером в 3 - 5 тысяч долларов. Можно будет присуждать премию тоже через online-голосование... Но это все уже технические проблемы. Если это предложение вам кажется приемлемым, то мы можем учредить премию имени Александра Таркаева. Без всякого участия государства, это очень важно, чтобы премия была народной...

«НАМ АЛЕКСАНДРА НИКИТИЧА ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЕТ»

Ольга Петровна вспоминает: «На том прошлогоднем заседании идею создать фонд очень активно поддержали все присутствующие. Сразу же началось обсуждение, очень деловое и очень детальное. А уже после летних отпусков, в сентябре, началась работа по подготовке пакета необходимых документов. Работа эта очень нудная, монотонная, никто не любит делать документы. И я опять хочу поблагодарить Султана Шавкатовича за то, что 99 процентов этой работы он взял на себя и с помощью своей фирмы «ТаксНет» завершил. И забавно очень получилось, что, когда фонд был зарегистрирован, это стало еще одним подарком лично мне, потому что фонд зарегистрировали 9 июня 2014 года, а на следующий день я отмечала свой день рождения. Думаю, Султан Шавкатович об этом и не подозревал...»

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Шамиль Агеев, председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ, официальное название фонда — фонд содействия развитию предпринимательства им. Александра Таркаева.

«Пять лет со дня смерти Таркаева, можно сказать, одним махом прошли. Нам Александра Никитича очень не хватает, особенно сейчас, когда надо конкурентоспособность развивать. Он бы сейчас хорошо встряхнул и выборы в Госсовет, интересно было бы, — считает Шамиль Рахимович. — В понедельник, 21 июля, у нас в Торгово-промышленной палате снова встретятся друзья, коллеги, родные Таркаева, вспомнят его. Думаю, также пройдет обсуждение дел фонда, его развития и пополнения».

«О, У ВАС ФОНД, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ!»

Фонд содействия развитию предпринимательства им. Александра Таркаева, по сути, благотворительный, хотя в названии это слово отсутствует.

«Когда я ходила по различным учреждениям с документами, мне иногда приходилось озвучивать название фонда. И несколько раз возникали курьезные ситуации, — рассказывает Ольга Таркаева. — Люди, стоящие в очереди рядом со мной, радостно восклицали: о, у вас фонд, вы поддерживаете предпринимателей! А может, вы и меня поддержите? И мне приходилось объяснять, что это не просто бездонный источник для раздачи денег всем, кто нуждается. Это, может, было бы и неплохо, но, к сожалению, у нас фонд действует на конкурсной основе».

Как известно, Александр Таркаев много занимался благотворительностью. «У него было два принципа благотворительности, — говорит Таркаева. — Первый — помогать тем, кто не может помочь себе сам. То есть он помогал дому престарелых, детским домам в Зеленодольске и Чистополе, детсаду в Чистополе... Помогал тяжело больным людям, не просто давал деньги на операции, а сам находил хороших врачей, хорошие клиники, навещал потом этих больных. То есть подходил очень неформально, по-человечески, искренне сочувствовал людям... Был случай, когда его друг попал в беду, ему было трудно самому выкарабкаться, и Александр Никитич с еще одним своим другом Феликсом Маркманом (гендиректор компании «АБАК» ред.) буквально вытащили его».

Надо сказать, свою благотворительную деятельность Таркаев не афишировал. Так, мало кому известно, например, что он учредил премии в Чистопольском районе (откуда баллотировался и прошел в депутаты Госсовета РТ) учителям по результатам ЕГЭ. Премии предназначались лучшему учителю химии, физики, математики и, что очень показательно, лучшему учителю русского языка. «Александр Никитич считал, что в последнее время русский язык очень страдает, и СМИ, особенно российские, вносят в это свой негативный вклад, — говорит Ольга Петровна. — Если татарским языком все-таки занимаются в нашей республике, то русским языком в Российской Федерации практически не занимаются. А портят его даже очень уважаемые люди, которые употребляют выражения, совершенно недопустимые, порой непечатные, причем это считается каким-то шиком».

Кроме того, Александр Таркаев учредил в Чистопольском районе премии лучшим учащимся — лучшему выпускнику школы, лучшему выпускнику среднего специального учебного заведения и лучшему выпускнику вуза. «Когда Александра Никитича не стало, мы продолжили эту традицию, — сообщила «БИЗНЕС Online» Ольга Таркаева. — И до сих пор моя младшая дочь Наталья ездит каждый год в Чистополь и вручает эти премии. И до сих пор мы немножко поддерживаем общество репрессированных, как это делал Александр Никитич. Поэтому создание фонда — просто продолжение этой линии, логическое продолжение той благотворительной деятельности, которой занимался Александр Таркаев».

«СТОЙ НА СОБСТВЕННЫХ НОГАХ»

Был у Александра Таркаева и второй принцип благотворительности, вытекающий из его любимого тезиса: «Стой на собственных ногах». Ольга Петровна говорит: «Мы все с этим жили, и я, и дети... Александр Никитич считал, что помощи и поддержки достоин тот, кто сам много, активно и творчески работает, кто сам ищет и находит какие-то пути и способы развития. К нему часто приходили мамы, которые хотели как-то вытолкнуть своих детей за границу. Причем очень многие считали, что надо, мол, послать ребенка учиться, а он уж там зацепится и останется. Такую позицию Александр Никитич категорически не воспринимал. Он не считал нужным бежать из страны и, конечно, не считал нужным помогать тем, кто бежит. Причем в очень трудный период, когда страна нуждается в хороших специалистах. Конечно, это не относится к тем ученым, которые вынуждены были уехать. К слову, многие из них вернулись. А уезжали, потому что во время перестройки просто не было финансирования высшей школы, не было оборудования, не было нужных материалов. И ученые просто вынуждены были ехать туда, где могли работать, пусть на чужом оборудовании. А когда человек ставит себе цель уехать любой ценой, чтобы там хорошо пожить, таким людям Таркаев никогда не помогал».

Фонд содействия развитию предпринимательства им. Александра Таркаева построен по таркаевскому принципу: «Стой на собственных ногах». «Потому что, — поясняет Ольга Таркаева, — премию фонда можно выиграть, только победив в конкурсе».

Фонд будет объявлять конкурс на самый успешный бизнес-проект или научно-технический проект гражданского значения на территории Татарстана. Причем подавать эти проекты могут не только известные бизнесмены, но и молодые талантливые предприниматели. Пока планируется две премии: одна — для предпринимателя, еще одна — для общественного деятеля.

«ЧЕСТЬ И БИЗНЕС СОВМЕСТИМЫ. ЧЕСТЬ И ПОЛИТИКА СОВМЕСТИМЫ»

Пока не решено, как будет выглядеть главная награда, будет ли это медаль, или какая-то статуэтка, или плакетка с логотипом фонда. Но непременно что-то памятное, что можно держать на видном месте, показывать родственникам, друзьям... клиентам! Вместе с этой наградой будет вручаться денежная премия. Ее размер тоже еще не определен, это будет зависеть от наполняемости фонда. А поскольку фонд создан совсем недавно, пока денег в нем немного.

«Первый взнос сделала я сама, — сообщила «БИЗНЕС Online» Ольга Петровна. — Потому что считаю, что раз это фонд имени Таркаева, то первый взнос должна сделать семья Таркаевых».

Вся информация о фонде, его структуре, персоналиях и, конечно, самом Александре Таркаеве, а также номер расчетного счета и условия конкурса будут выставлены на сайте фонда. Этот сайт сейчас разрабатывается и будет готов, как планируется, в ближайшее время.

Что касается логотипа фонда, то разработать его помогли друзья семьи Таркаевых. «Я хотела бы, пользуясь случаем, поблагодарить Арину Семенихину, которая возглавляет креативную фирму Evolution, — говорит Ольга Петровна. — Арина привлекла к работе над логотипом очень талантливого художника-графика Нияза Хазиахметова. С ним было исключительно приятно и интересно работать. Он сумел очень точно и очень поэтично, что было свойственно Таркаеву, передать суть этого фонда, сумел символически воплотить все добрые, хорошие замыслы, которые претворял в жизнь Александр Никитич».

И еще об одном — девизом фонда выбраны слова: «Честь и бизнес совместимы. Честь и политика совместимы». В этом был уверен и по этим принципам жил Александр Таркаев.

«СДЕЛАТЬ ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА ТАРКАЕВА, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ОЧЕНЬ СЛОЖНО»

Ко дню памяти и даже раньше, к 8 июля, дню рождения Александра Таркаева, его родные хотели открыть ему памятник на Арском кладбище. Но по техническим причинам это не получилось. Памятник сложный, его установка требует времени. Хотя многое уже сделано: готов бюст, готова стела, на которой он должен стоять, готов проект площадки. Сейчас главное — подготовить хорошую, прочную основу для памятника, а это не очень просто.

Проект стелы и благоустройство площадки выполнял Герман Бакулин — заслуженный архитектор России и Татарстана, лауреат госпремии им. Тукая, член правления союза архитекторов РТ. На его «боевом счету» проекты выставочного зала союза художников, SPA-центра «Лучано», вычислительного центра «Татэнерго» на берегу озера Кабан, вестибюля представительства РТ в Москве...

«Я очень благодарна своему однокласснику, заслуженному архитектору республики, заместителю гендиректора «Татинвестгражданпроекта» Ильдусу Асадуллину, который меня познакомил с Германом Алексеевичем, — сказала Ольга Петровна нашему изданию. — А уже он вывел меня на очень известного скульптора Махмута Гасимова. Он автор памятников Салиху Сайдашеву, Гавриилу Державину, Владимиру Бехтереву, Дмитрию Менделееву, Баки Урманче, Сибгату Хакиму, Шигабутдину Марджани... И это, конечно, далеко не полный список его работ. Особая история, как я о нем узнала. Я увидела прекрасный бюст Хариса Якупова на Арском кладбище и загорелась идеей найти автора. Пыталась прочитать на обратной стороне, кто это, но автограф разобрать не смогла. И вот только прошлой осенью Ильдус Асадуллин и Герман Бакулин познакомили меня с этим замечательным человеком. Он достаточно быстро и точно воспроизвел портрет Александра Никитича, схватил главные его черты. Кстати, сделать портрет Александра Таркаева, оказывается, очень сложно, потому что в его глазах, в его улыбке сочетаются и доброта, и юмор, и мудрость... Могу сказать, что это была не первая попытка создать бюст Таркаева, а первая, к сожалению, окончилась неудачей, вдохнуть образ Александра Никитича в тот портрет не удалось. А Гасимов сделал это виртуозно и быстро».

Ольга Петровна рассказала, как долго выбирали камень: «Этот камень был просто камнем преткновения, мы никак не могли его выбрать, не нравился ни один. Потому что, например, черный — плохо, потому что Таркаев был светлым человеком. Красный тоже не подходит, Александр Никитич не был коммунистом... Мы советовались с друзьями, с коллегами и, в конце концов, выбрали тот камень, который нравился самому Александру Никитичу, — норвежский лабрадорит».

Как сообщила Таркаева, установить памятник планируется нынешним летом: «По крайней мере мы сделаем для этого все возможное».

ФОНД ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ТАРКАЕВА ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ НА ПОДДЕРЖКУ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ

Создание фонда и идею присуждения премии имени Александра Таркаева прокомментировали для «БИЗНЕС Online» люди, которые хорошо знали Александра Никитича.

Васил Каюмов — исполнительный директор ОАО «Ак Барс Аэро», в 2005 - 2007 годах — первый замгендиректора — исполнительный директор ОАО «КАМАЗ», в 2007 - 2013 годах — гендиректор ОАО «КАПО им. Горбунова»:

— Вообще-то Александр Никитич был человеком скромным, я бы сказал, подавал всем нам пример скромности. Смотрел на все понимающими глазами — видел и новых татар, и новых русских, жил среди них, но при этом оставался самим собой. Мне кажется, если бы он мог знать о фонде своего имени, который будет вручать премии, то сказал бы: постарайтесь, чтобы эти премии послужили на благо развития нашего общества, пусть они помогут расти молодым дарованиям, талантам. Он сам в последние годы много выпустил талантливых птенцов из своего гнезда, многим дал путевку в жизнь. Поэтому, я думаю, если учрежден фонд имени Александра Таркаева, то он должен работать на поддержку именно молодых талантов.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн»:

— Уверен, что премии имени Александра Таркаева будут престижными. А вручать эти премии нужно тем предпринимателям, которые предложили новые, неожиданные, необычные, интересные виды бизнеса. Причем новые не только для республики, но и для России, а возможно, и для всего мира. Или это может быть обыкновенный бизнес, но который стал успешным, потому что на предприятии расцветает творчество, работает система изобретений, люди успешно реализовывают себя, налицо заинтересованность всех, как в Японии, в процветании родной фирмы. Думаю, на премию имени Таркаева может претендовать лишь тот, кто, как и Александр Никитич, является не только предпринимателем, но и значимым общественным деятелем. То есть человек, который улучшает не только экономику своего предприятия, но и страну, республику, в которой живет, через общественную деятельность, через политическую деятельность. Иными словами, предприниматель-депутат, предприниматель-политик, для которого важно, например, чтобы в республике был не только огромный стадион «Казань Арена», но в каждом поселке были волейбольные, баскетбольные, футбольные площадки для детей. Считаю, что премию имени Таркаева надо присуждать, учитывая деятельность претендента по преобразованию общественной жизни республики и страны в лучшую сторону, в пользу большей демократии, самоуправления, против коррупции, против бездумных действий чиновников... Лауреатом такой премии должен быть не просто успешный предприниматель, развивающий свое предприятие, но человек публичный, гражданин, который радеет о своей стране. Александр Никитич был именно таким.