Сегодня утром после продолжительной болезни в Казани на 63-м году жизни скончался Александр Салагаев — известный социолог, профессор, завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ, организатор и президент авторитетной социологической службы — центра аналитических исследований и разработок. Хорошо знавшие его люди в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вспоминают, каким профессионалом был Александр Леонидович, почему его уважают татарские националисты и какие идеи Салагаева — бессменного с 1993 года лидера общества русской культуры РТ — реализует Путин.
УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ОЧЕНЬ РАНО, ВСЕГО В 62 ГОДА, НА ВЗЛЕТЕ СИЛ, НА ПИКЕ КАРЬЕРЫ
Александр Салагаев скончался сегодня в пять утра. Он давно и сильно болел — рак, четыре очага поражения. В понедельник, 14 июля, он еще ходил, а на прошлой неделе даже ездил на машине за рулем.
Умер Александр дома. О нем скорбят близкие: жена, дочь, сестра, племянник... И еще очень много людей: его коллеги, многочисленные ученики, все те, кто уважал и ценил его высокий профессионализм, принципиальность, добропорядочность...
Александр Салагаев ушел из жизни очень рано, всего в 62 года, казалось бы, на взлете сил, на пике карьеры. Он был очень известным социологом не только в России, но и за рубежом, объездил в поиске профессиональных новаций десятки стран, давно попал в Википедию. Наверное, в социологию идут люди, которые желают знать, какая она, жизнь, на самом деле, в реальности. Александр это точно знал, потому что не счесть, сколько людей он опросил, делая социологические интервью, сколько разных мнений выслушал, сколько тысяч ответов проанализировал и систематизировал...
СРЕДИ ЗАКАЗЧИКОВ — КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ
Не случайно так получилось, что именно Салагаев создал в Казанском университете социологическую лабораторию, а позже основал и собственную социологическую фирму. Сегодня центр аналитических исследований и разработок (ЦАИР), президентом которого Александр Леонидович оставался до последнего дня, — авторитетная и надежная социологическая структура, выводы и прогнозы которой отличаются высокой точностью. ЦАИР выполняет много крупных проектов, и среди его заказчиков был, например, казанский Кремль. Известно, что по его заказу компания неоднократно проводила исследования настроений электората перед различными выборами. Одним из заметных исследований были, например, замеры популярности Рустама Минниханова.
Александр Салагаев был давним другом нашей газеты, нашим постоянным экспертом. Он никогда не отказывался открыто высказать свое мнение — практически по любым темам. Мы благодарны Александру Леонидовичу и ЦАИР за совместное ведение в течение пяти лет одного из ключевых проектов «БИЗНЕС Online» — это «Топ-100 деловой элиты Татарстана».
ЗАКАЛКА 90-Х
Несмотря на ответственные для ЦАИР заказы Кремля, Салагаев (не всякий на это способен!) оставался оппозиционно настроенным, причем никогда это не скрывал. Еще в разгар перестройки, в 1990 году, его избрали депутатом казанского горсовета. Там он стал членом президиума, председателем постоянной комиссии по молодежи и спорту. Тот горсовет был, если можно так выразиться, неуправляемо демократичным, был площадкой для острейших и жарких дискуссий. Конечно же, оппозиционер Салагаев, прошедший закалку в тех боях, никогда не оглядывался на власти, высказывая, в том числе для СМИ, свою точку зрения по самым разным вопросам.
Вполне объяснимо — тем, что Салагаев был оппозиционером и хорошо знающим реалии социологом — что именно он с момента основания общества русской культуры Казани (а позднее уже общества русской культуры РТ) стал его руководителем. На сайте общества и в опубликованных в прессе материалах и интервью он активно критиковал власти за недостаточное внимание ко многим проблемам: национальным, социальным, в молодежной среде, в политике. Причем градус критики с годами рос и в конце концов приобрел очень жесткий характер. Особенно в той части, что касается языковой политики и преподавания татарского языка в школах.
Интересно, что при этом он долгие годы был вхож во многие коридоры власти. Салагаев был членом антикоррупционного совета при президенте РТ (был выведен оттуда два года назад), членом Общественной палаты РТ. По всей видимости, к тому времени возник клинч, отношения с ним власти стали пересматривать, его довольно необычное, в каком-то смысле раздвоенное положение жесткого оппозиционера, к которому прислушиваются чиновники (например, в последние годы он как минимум трижды встречался с Минтимером Шаймиевым по вопросам русского языка, возрождения Свияжска и т.д.), было постепенно утрачено. Косвенно об этом свидетельствует и то, что два года назад с подачи властей возникла альтернатива обществу русской культуры — Казанская русская национально-культурная организация во главе с директором школы №33 Ириной Александровской. Примерно в это же время Салагаев, обремененный в том числе и тяжелой болезнью, стал отходить и от активной работы в ЦАИР (который вошел в какое-то время в черный список власти, то есть его лишили бюджетных контрактов), фактически полностью передав дела Алексею Коннову, который ранее был его замом.
СОЦИОЛОГ ПО ЖИЗНИ
По просьбе «БИЗНЕС Online» об Александре Салагаеве вспоминают люди, хорошо его знавшие.
Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии КНИТУ-КАИ им. Туполева:
— Познакомился я с ним 1 сентября 1970 года, мы учились в одной группе на истфаке КГУ. Это был первый набор на курс научного коммунизма. Чем Александр отличался от остальных? Тем, что он вглубь лез. Читал монографии, а не какие-то там брошюрки, где все это пересказывалось. Старался полностью охватить и осмыслить проблему. Уже тогда интересовался девиантным поведением. Первым создал социологическую лабораторию. До этого в Казанском университете такая лаборатория была у Нугаева, но тот ушел в пединститут, и в КГУ ее не осталось. И Салагаев заново создал в университете социологическую лабораторию. Потом переместился с ней в КХТИ, а еще позже создал отдельную фирму. Он первым в нашей республике освоил теоретическую социологию на современном уровне. Ездил в США, встречался там со знаменитым американским социологом Робертом Мертоном. Жил и работал там около года. Объездил около 80 стран, посещая всяческие конгрессы и научные конференции. Был очень общительным, коммуникабельным человеком.
Он был одним из первых современных социологов Татарстана. Работал в другом вузе, но приходил к нам в КАИ, когда мы только-только переходили к социологии, и читал нам, преподавателям, лекции по методологии социологии. Объяснял, куда смотреть, какие подходы использовать. Его заслуга именно в том, что он всегда первым старался освоить все самое новое. Он был инициатором и фактически руководителем работы по переводу на русский язык с английского известного социологического словаря издательства Pinguin, авторами которого были Кромби, Хилл и Тернер. Перед референдумом по суверенитету Татарстана он создал общество «Граждане Российской Федерации», где объединил русских и татар, чтобы сохранить Татарстан в составе России.
Важнейшим качеством его характера была принципиальность. Он всегда отстаивал свои взгляды до последнего. Он считал, что у нас здесь этнократия, перекосы в национальных вопросах, и боролся за то, чтобы этого не было.
Виктор Диц — руководитель АНО «Немецкий дом» Республики Татарстан:
— Это был мой друг. Познакомились мы, когда я работал в казанском филиале Московского энергетического института, а он — в Казанском университете на кафедре научного коммунизма. Приехала группа социологов из Москвы, которым я помогал организовывать опросы населения. В этой команде под руководством известного социолога Овсея Шкаратана мы с Александром Леонидовичем и познакомились. В дальнейшем мы часто встречались по общественным вопросам, беседовали. А в начале 90-х, когда я стал учредителем ассамблеи национально-культурных организаций Республики Татарстан, начались наши контакты с обществом русской культуры, которое организовал Салагаев. Наши контакты в рамках ассоциации были оживленными и достаточно тесными.
Какой он был человек? Когда ты с ним подружишься, то ощущаешь его своим другом, и это были очень приятные ощущения. Особенно высоко я стал его ценить, когда сам пришел к выводу, что Россия только тогда сохранится и выстоит в этом сложном мире, когда основной народ России — русские, создавшие и многократно защитившие эту страну, будут чувствовать себя достойно, когда их не будут унижать со всех сторон. И когда я увидел, что Салагаев находится на этом правильном пути защиты своего народа, я его, конечно же, зауважал еще больше, чем раньше. В своем сердце это его достоинство я оценил высшим образом, когда он занялся главным делом своей жизни — реализацией любви к своему народу. Наперекор массе несправедливых обвинений в его адрес с разных сторон он держал удар как мог. Его значимость в этом плане очень велика. Его прямым преемником стал Михаил Юрьевич Щеглов, это его товарищ и воспитанник.
Александр Салагаев являлся бессменным руководителем общества русской культуры с момента его основания 1 июня 1993 года |
Алексей Коннов — генеральный директор ООО «ЦАИР-маркетинг»:
— Александр Салагаев был Человеком и Социологом с большой буквы. Можно сказать, Социолог по жизни. Он был настоящим профессионалом, работал без оглядки на власть и кого бы то ни было, старался добиваться правды своим пытливым исследовательским умом, наблюдал, исследовал, анализировал. И до последнего продолжал заниматься исследовательскими проектами, успешно совмещая и профессиональную работу, и активную общественную деятельность. Его основным девизом были слова из старого анекдота: «Лучше бесплатно сделаю, чем руку испорчу». С этим девизом он и шел по жизни.
Еще в 90-е годы он создал фонд общественного мнения «Татарстан», который до сих пор существует. А в 1992 году появился ЦАИР как компания, которая занимается социологическими и маркетинговыми исследованиями, уже не как филиал московской организации — Салагаев решил создать свою собственную исследовательскую структуру, которая ни от кого не зависит. ЦАИР успешно работает и сегодня, это одна из самых профессиональных организаций и старейших в РТ, думаю, с этим сложно спорить. Наверное, единственная в Татарстане, где работают в штате сразу пять кандидатов наук, все они ученики Салагаева.
Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры города Казани:
— У Салагаева было онкологическое заболевание. После очередного курса химиотерапии ему сегодня ночью стало плохо, и в пять часов утра он скончался у себя дома. Приезжала скорая помощь, но ему ничем помочь не смогли.
Он был очень искренним человеком, который всем сердцем переживал за судьбу русского народа в Республике Татарстан. Он видел, что других инструментов, чтобы ставить перед властью проблемы русского народа и всех православных, кроме общественной деятельности, у него нет. Из-за этого у него самого было много проблем. Его лишили местных государственных заказов на исследования в области социологии. И хоть он и не был бедным человеком, но мог бы жить совсем по-другому. Поэтому из-за этой своей деятельности он ничего не приобрел в материальном плане, скорее, потерял. Имидж его постоянно пытались порочить. Но я думаю, что русские люди, живущие здесь, должны быть ему благодарны. Те, кто может, пусть молятся о его душе...
У него остались жена и дочь Лиля — девочка-подросток.
Еще за полгода до смерти он попросил переизбрать председателя общества. Ему было уже тяжело. Он все это время консультировал меня, мы с ним должны были встретиться вчера, но не получилось. Хотели встретиться сегодня... Можно сказать, что он и умер-то из-за этой своей деятельности...
Разумеется, несмотря на его огромный вклад в работу общества русской культуры, оно свою деятельность после его смерти не прекратит. Конечно, будет тяжело, ведь это был очень серьезный человек, стратег, можно сказать. Но мы будем продолжать работать.
Дамир Исхаков — руководитель центра этнологического мониторинга Института истории АН РТ, доктор исторических наук:
— С Александром Салагаевым, которого мы в своем кругу звали Аликом, я был знаком очень давно. Знаю его семью, его первую жену, его жену Альфию хорошо знаю, бывал у них дома.
Можно сказать, мы находились по разные стороны баррикады — он был русским националистом, я татарский националист. Но при этом у нас с ним были хорошие отношения. Потому что каждый занимался делами своего народа. Это политика. А если говорить о Салагаеве как ученом, то он был известным социологом, который в Казани длительное время занимался разными исследованиями, в том числе иногда весьма экзотическими. Например, он участвовал в проведении анализа деятельности радиостанции «Свобода», я тоже в этом принимал участие. Или же изучал преступность, в том числе в молодежной среде — его ранние работы известны по изучению девиантного поведения молодежи, а также роли в развитии такого поведения массового переселения казанцев из трущоб в новые кварталы. При этом прежняя дворовая жизнь пропадала, начиналась новая жизнь — с каких-то молодежных тусовок, которые иногда превращались в условиях 80-х и 90-х годов в преступные сообщества. Это были интересные исследования.
Вообще, работы Салагаева были интересными. Причем он старался не стоять на месте, по мере возможности выезжал за рубеж, скажем, проходил довольно длительную стажировку в США, повышал свой образовательный уровень, квалификацию. Думаю, ему там удалось наладить и контакты с коллегами.
То, что Салагаеву удалось создать свой социологический центр — ЦАИР, который работал и на внешние заказы, говорит о том, что у него были и хорошие организационные способности. Потому что не всякий ученый может потянуть такой центр. Нужно и деньги добывать, и организовывать людей, и проводить масштабные исследования.
В последние годы своей жизни Салагаев, мне кажется, окончательно заболел русским делом. Если раньше он не так рьяно этим занимался, то в последние годы упорно отстаивал интересы русского населения Татарстана. При этом некоторые стороны его деятельности нам не нравились. Например, его позиция, связанная с языковым блоком. Потому что это сложная проблема, тут затрагиваются большие интересы. Мы его за это критиковали, я сам его критиковал. Мы встречались с ним и с его русским окружением, с московскими представителями, я не раз бывал на этих встречах, поэтому хорошо знаю, как там обосновывали свое мнение. Но получилось так, что он результатов этой своей деятельности не увидел. Хотя, судя по последнему совещанию у Путина, та линия, которую ведет общество русской культуры РТ, а именно придать русскому языку кроме статуса государственного еще и статус родного языка, — это практически сейчас обсуждается на уровне президента России. Может быть, после смерти Алик добьется своей цели... Хотя это все равно не означает, что данная проблема относится к категории легко решаемых. Тут возникают разные интересы, а в данном случае это не совсем учитывается. И к чему это приведет, тоже неизвестно, не думаю, что это просчитывали.
Что касается наших личных отношений, у меня о нем остаются хорошие воспоминания и как об ученом, и как о человеке. С ним можно было подискутировать, даже громко. Он всегда оставался на своих позициях, на которых держался устойчиво. Это вызывает уважение.
Гражданская панихида состоится в воскресенье, 20 июля, в 11 часов по адресу Гаврилова, 40. Отпевание пройдет в Варваринской церкви в 13 часов. Похоронить Александра Салагаева предполагается на Арском кладбище Казани.
Справка
Александр Леонидович Салагаев родился в 1952 году.
В 1975 году окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета по специальности «научный коммунизм». Основные этапы его профессиональной биографии включают деятельность в области социологии труда и управления, девиантного поведения молодежи и молодежной политики.
1975 - 1979 — младший научный сотрудник, заведующий кабинетом, ассистент кафедры научного коммунизма (ныне кафедра социологии, политологии и менеджмента) Казанского авиационного института (с 1993 года Казанский государственный технический университет им. Туполева).
1979 - 1981 — аспирант кафедры научного коммунизма (ныне кафедра политологии) Казанского государственного университета (КГУ).
1981 - 1986 — ассистент, старший преподаватель кафедры научного коммунизма (с 1991 года кафедра политологии) КГУ.
1986 - 1994 — старший научный сотрудник, заведующий лабораторией социологии КГУ; 1994 - 2002 — доцент кафедры государственного управления, истории и социологии (ГУИС) Казанского государственного технологического университета (КГТУ).
2001 — защита диссертации доктора социологических наук в Санкт-Петербургском государственном университете.
С 15 февраля 2002 — профессор кафедры ГУИС Казанского государственного технологического университета.
Профессор Салагаев — крупный ученый в области социологии, признанный не только в России, но и за рубежом. Он внес вклад в целый ряд направлений социологической науки: социологию труда и управления, социологию образования, социологию отклоняющегося поведения. В 1975 - 1986 годах участвовал и осуществлял руководство социологическими исследованиями на ведущих предприятиях Татарской АССР. Разработанные им рекомендации и планы социального развития внедрены на таких предприятиях, как автомобильный завод КАМАЗа, химкомбинат им. Вахитова, «Казхимтехфотопроект». В 1986 - 1991 годах он возглавлял базовую лабораторию минвуза СССР по направлению «Профессиональная и ценностная ориентация молодежи» в рамках программы «Общественное мнение», а также базовую лабораторию Татарского ОК КПСС по изучению общественного мнения.
Являлся бессменным руководителем общества русской культуры с момента его основания 1 июня 1993 года.
В 90-е создал и возглавил центр аналитических исследований и разработок.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.