Сергей Иванов получил карт-бланш и большой кредит доверия
Сергей Иванов получил карт-бланш и большой кредит доверия

ПОТОК В 3 МИЛЛИОНА

В Татарстане утверждена государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 гг.». В перечень госпрограмм республики она была включена еще в апреле этого года. Сейчас утвержден бюджет программы, заказанной и разработанной госкомитетом по туризму РТ — до 2020 года он составит 1,8 млрд. рублей. Отметим, что такая внушительная сумма означает, что совсем недавно назначенный главой комитета по туризму Сергей Иванов получил карт-бланш и большой кредит доверия: еще никогда на развитие данной отрасли не утверждалось таких цифр. А в начале месяца стало известно, что комитет займет уникальное место — переедет в дом купца Чукашева на улице Горького.

Средства из бюджета республики составят более 1 млрд. рублей. Остальное, как предполагается, поделят между собой муниципалитеты и внебюджетные источники. Программа разбита на два этапа — 2014 - 2017 и 2018 - 2020 гг. В 2014 году на реализацию мероприятий программы планируется направить 98,3 млн. рублей.

Из документа следует, что к 2020 году турпоток в республику увеличится до 3,3 млн. человек, в 2014 году этот показатель должен составить 1,8 млн. человек. Отметим, что в 2013 году поток в Татарстан составил 2,1 млн. человек — скачок произошел благодаря Универсиаде. Выходит, что к 2020 году он увеличится более чем в два раза. А объем платных услуг населению должен через 6 лет составить 15,4 млн. рублей, в этом году — 8,9 млн. рублей (по итогам 2013 года — 2 млн. рублей). Ожидается, что прирост рабочих мест в сфере туризма и околотуристской сфере Татарстана за период реализации программы составит порядка 20 тыс. человек.

Что касается России, то туризм включен как подпрограмма в госпрограмму «Развитие культуры и туризма». Общий объем финансирования на 2013 - 2020 гг. составляет 865,2 млн. рублей, из них на развитие внутреннего туризма — 786 млн. рублей, а внешнего — 79 млн. рублей.

Получить оперативный комментарий по программе в госкомитете по туризму РТ не удалось. Однако ранее Иванов заявлял, что в основе программы будет лежать разработка австрийской компаниb Kohl&Partner, которая в черновом варианте была впервые представлена еще год назад. Интересно, что эта же компания готовила стратегию развития туризма для РТ и раньше — еще в 2007 году.

СЛАБАЯ КУХНЯ И ОТСУТСТВИЕ ЛОУКОСТА

Программа состоит из 18 страниц. В ней отмечается, что к основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести конкуренцию, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития общества.

Среди проблем, влияющих на развитие туризма, указано, что неудивительно отсутствие low-cost-перевозчиков, высокий физический износ воздушного парка. По железнодорожному направлению проблемы, судя по программе, — в низком сервисе на ряде направлений, физическом износе подвижного состава и сложной системе организации групповых туристских маршрутов.

Из проблем организации питания упомянуто слабое развитие татарской национальной кухни. Другие проблемы туристской индустрии республики: недостаточная информированность о Татарстане как туристском направлении; недостаточно активное продвижение туристского потенциала республики на мировых и региональных туристских рынках; недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта; недостаточное количество организованного туристского транспорта; слабое использование возможностей туризма выходного дня; недостаток событийного туризма и т.д.

В качестве решения проблем предлагается использовать механизм государственно-частного партнерства.

АВТОКЛАСТЕРЫ И ВЫСТАВКИ

Программа предполагает решение 5 задач: формирование благоприятного туристского имиджа республики, увеличение объема и разнообразия предоставляемых туристских услуг населению; развитие туристско-рекреационного комплекса Татарстана; формирование конкурентоспособного туристского продукта; повышение качества республиканского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма; совершенствование госполитики в сфере туризма и гостеприимства.

Для решения задач госкомитет по туризму планирует участвовать в специализированных выставках, а также организовывать республиканские конкурсы, чтобы определить перспективные туристские проекты, программы и маршруты. Также планируется комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров. Они должны будут активизировать вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса.

Структурообразующие функциональные элементы программы — туристско-рекреационные кластеры «Казань», «Древний город Болгар», «Остров-град Свияжск», «Берега Елабуги», «Свияга-Лэнд», «Камская жемчужина», «Нижняя площадка пгт. Камские Поляны», «Новая Тура», «Смарт Сити Казань».

Кроме этого, предусмотрено проектирование и создание автотуристических кластеров, которые будут располагаться вблизи федеральных трасс. Для данной задачи будут использованы как средства бюджета, так и инвесторов.

Чтобы местный туристский продукт стал конкурентоспособным, предполагается сформировать туристский бренд. Чтобы повысить сервис, госкомитет предлагает исследовать рынок, мониторить туристские услуги, формировать статистику туризма. Внимание уделено и подготовке кадров.

СКОЛЬКО И НА ЧТО?

В программе на 24 страницах довольно подробно расписано, сколько средств и на какие задачи будет выделено.

Так, на формирование благоприятного туристского имиджа республики и увеличения объема услуг населению ежегодно будет тратиться по 12 млн. рублей. Разработка логотипа и формирование брендбука потребуют почти 4 млн. рублей до 2020 года.

В 2014 году на Болгар, в том числе на разработку концепции, логотипа, слогана будет выделено 1,3 млн. рублей. Столько же — для Свияжска. Казани же до 2020 года потребуется 4,5 миллиона. В программе подробно расписано, сколько средств будет выделено (разово) практически каждому из районов Татарстана.

Будет оказываться господдержка, в том числе предоставление субсидий организациям, осуществляющим деятельность социальной значимости в сфере туризма — 58 млн. рублей. На открытие и обеспечение деятельности некого конгресс-бюро для развития делового туризма в РТ выделяется почти 10 млн. рублей до 2020 года.

Значительная сумма направится на увеличение присутствия туристских возможностей в интернете — 84 млн. рублей. На эти деньги будет существовать и продвигаться сайт по туризму, созданы мобильные приложения и сервисы (почти 8 млн. рублей), обеспечиваться существование call-центра.

444.jpg
В 2014 году на Болгар, в том числе на разработку концепции, логотипа, слогана будет выделено 1,3 млн. рублей

На распространение рекламно-имиджевых материалов о туризме выделено 330 млн. рублей до 2020 года (проведение передвижных презентаций, спецпроекты для журналистов и блогеров, размещение информации в СМИ, организация международных встреч и др.). Сюда же отнесено проведение ежегодных авто- и велопробегов Казань-Свияжск и Казань-Болгар.

На исследования рынка будет израсходовано 34 млн. рублей, на работу с кадрами — 8 млн. рублей.

Создание системы современной туристской навигации предполагает расходы только в 2015 году — 29 млн. рублей. Для жителей Татарстана также есть интересная строка — на повышение лояльности населения к туристам и туризму до 2020 года планируется выделить 33 млн. рублей.

На совершенствование госполитики в сфере туризма и гостеприимства планируется выделить 102 млн. рублей.

333.jpg
Создание системы современной туристской навигации предполагает расходы только в 2015 году — 29 млн. рублей

ИДЕИ НА БУМАГЕ

Отметим, что в программе развития туризма мы не смогли обнаружить каких-либо крупных проектов, к которым было приковано внимание общественности в последние месяцы. Это, например, проект строительства канатной дороги. Речь идет о строительстве пассажирской галереи с траволатором от станции метро «Кремлевская» до железнодорожного вокзала «Казань-1» и канатной дороги от НКЦ «Казань» до ГРК «Ривьера» через Казанку. Нет и каких-либо крупных проектов наподобие того же аквапарка, который сейчас обеспечивает большую часть турпотока в Казани.

Кстати, когда в апреле этого года наша газета писала о мастер-плане развития туристической отрасли в Татарстане, подготовленном Kohl&Partner, одним из интересных предложений австрийцев было строительство 100-метровой «Волжской башни». Но, судя по программе, госкомитет по туризму счел этот проект слишком нереалистичным.

Кстати, помимо данной программы, собственная программа по туризму появится и у Казани. Об этом нашему изданию рассказала Евгения Лодвигова, председатель комитета внешних связей и туризма мэрии Казани. По ее словам, есть надежда, что программа станет поддержкой для развития туризма в городе. Принята она будет осенью.

«НУЖНО ОТСЛЕЖИВАТЬ РАСХОДЫ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» утвержденную программу.

Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:

— Гражданское общество должно участвовать в таких программах в любом случае. Это будет способствовать эффективности расходования выделенных на программу средств.

Что касается приоритетов программы, думаю, здесь нельзя что-то выделить конкретно. Реализация госпрограммы по развитию сферы туризма — это комплекс мероприятий. Если говорить о развитии системы подготовки кадров, стоит отметить, что всегда нужна практика. В госпрограмме должно быть предусмотрено, чтобы кадры готовились не на бумаге, а на деле проходили практику. Тогда из них получатся специалисты. Этот процесс нужно обязательно контролировать.

666.jpg

Планируется издавать материалы для туристов, при этом на сегодняшний день достаточно многих рекламных буклетов выпускают по Казани и Татарстану. Возможно, нужны какие-то дополнительные рекламные материалы по районам Татарстана, потому что они богаты потенциалом, но, к сожалению, их потенциал полностью не раскрывается. Эти рекламные материалы нужно презентовать на российских и международных выставках.

При реализации программы, на мой взгляд, в первую очередь нужно следить за эффективностью расходования выделенных на нее денег. Вопрос не в том, сколько выделяется средств, а насколько они эффективно используются и что получается в результате. Этот момент нужно обязательно отслеживать и сопоставлять расходы и эффективность, которая выходит из потраченных средств.

Рамиль Мифтахов — генеральный директор туристического агентства «Персона грата»:

— Когда эта государственная программа составлялась, она составлялась на основании мастер-плана австрийской компании по развитию внутреннего рынка туризма. Эта австрийская компания, безусловно, привлекала внутренние туристические компании своими предложениями: делала презентации, выслушивала пожелания, изменения — все это было учтено в разработке программы. Поэтому я думаю, что в итоговый документ госпрограммы лег разработанный мастер-план австрийской компании, и все тонкие моменты, связанные со спецификой татарстанского туризма, там учтены.

Думаю, приоритеты программы соответствуют международным, и все этапы развития, описанные в программе, также соответствуют современным реалиям.

Что касается суммы финансирования, трудно сказать, достаточно или недостаточно средств будет выделено на реализацию программы. Она будет реализована, и на выходе будет видно, какой будет результат. Можно потратить миллиард и получить низкую эффективность, а можно потратить меньшую сумму и получить хороший результат на выходе.

Альмир Сабитов — учредитель туркомпании «Аль-Барро»:

— На бумаге программа по развитию сферы туризма существует, а на деле нет. Сейчас я вынужден годами судиться, чтобы мне разрешили заниматься деятельностью, под которую как раз и создана госпрограмма по развитию сферы туризма и гостеприимства в Татарстане на 2014 - 2020 годы.

У меня 15 гектаров земли в Введенской слободе, рядом с Иннополисом. За эту землю я годами плачу аренду, а использовать ее не могу. Раньше эта земля была сельскохозяйственного назначения, я получил решение кабинета министров, чтобы оформить ее под агротуризм, однако ее перевели в разряд жилищного строительства. В принципе, я мог бы использовать ее и в таком назначении, построить домики для туристов, но и это мне не разрешают. Я обращался в «Иннополис». Получается, что я плачу аренду за землю, которую мне фактически не дают использовать.

В Татарстане у моей фирмы лучшие показатели в сфере туристического бизнеса. Это признают и в минсельхозе: когда нужно показать достижения республики, они используют мои данные. Ко мне и детишки больные с родителями приезжают, и детские летние лагеря организуют, проводят программы выходного дня. А как только дело касается выделения денег, я остаюсь ни с чем.

Я свой пилотный проект, который вошел в проект развития туризма в Татарстане на 2009 - 2011 годы, выполнил, в свое время его подписывал Минниханов. И ни копейки денег от государства я не получил.

Честно говоря, я не верю в эти программы. Сколько уже я заявок делал — все бесполезно. Есть эта программа, нет ее, между своими все распределят, и на этом все закончится. Деньги выделяются не тем, кто работает. Дело-то хорошее, если бы еще контроль был соответствующий, чтобы деньги доставались тем людям, которые работают в этой сфере.