В КАЗАНИ ПРОВЕДУТ ЛИКБЕЗ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ГОСЗАКУПОК: И ЗАКАЗЧИКОВ, И ПОСТАВЩИКОВ

Еще 1 января 2014 федеральный закон (ФЗ) №94-ФЗ был сменен нормами закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в который уже дважды внесены существенные изменения. Появилась административная ответственность за неисполнение процедур закупок со стороны госкорпораций, ГУП, МУП, организаций, чья деятельность регулируется тарифами (223-ФЗ). Одновременное введение в действие нескольких новшеств, регулирующих сферу закупочных процедур по госзаказам, вызывает многочисленные вопросы у реальных и потенциальных заказчиков в Татарстане. Разобраться в ряде из них помогла заместитель директора компании «Агентство закупок» Дилара Мустакимова.

в-статью.jpg

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ УПРОЩАЕТ ЖИЗНЬ

— Дилара Ринатовна, в чем суть федерального закона №44 и в чем он превосходит 94-ФЗ?

— Основная заслуга 94-ФЗ заключается в том, что благодаря его нормам была запущена система электронных торгов, наведен порядок в процедурах выбора поставщиков. Участие в госзакупках стало доступным для малого и среднего бизнеса. Несмотря на то что в 44-ФЗ основным способом закупок был выбран открытый конкурс, регулятор в лице минэкономразвития России понимает, что необходимо развивать электронные процедуры. В этом году нас ждут еще серьезные изменения — появление электронных конкурсов, запросов котировок и предложений.

Тем самым мы наблюдаем тенденцию, когда путем принятия подзаконных актов и пакетов изменений в 44-ФЗ этот закон становится все более приближен к ранее действующему законодательству. Происходит либерализация его положений. Например, наиболее острый вопрос для заказчиков — возможность закупок до 100 тысяч рублей (когда возможный эффект от процедур может не покрыть трудозатраты на их проведение), она расширена до 2 миллионов рублей в год от общегодового объема закупок. Отменена обязательная внешняя экспертиза при несостоявшихся закупках, уточнена норма о необходимости декларировать принадлежность к субъектам малого предпринимательства.

Положительные и отрицательные стороны закона, как всегда, станут отчетливо видны только на практике. Будем надеяться, что заложенные в новый закон принципы (нацеленность на результат и ответственность за него, прозрачность системы) создадут реальные условия для добросовестной конкуренции и эффективного использования бюджетных средств.

— ФЗ-94 в свое время критиковали и заказчики, и подрядчики. Сегодня в России действуют два закона — ФЗ-223 и ФЗ-44, и противников у новых законов тоже хватает. Какие аргументы чаще всего приводят противники нового законодательства?

— Учитывая, что мы профессионально занимаемся тендерным обслуживаем и участвуем в обсуждении проблемных вопросов в данной сфере, следует отметить, что пробелы в регулировании еще имеются, по мере их выявления готовятся поправки. Например, ранее при проведении электронного аукциона на сумму свыше 3 миллионов рублей можно было в первые несколько дней внести изменения в документацию и тем самым сократить срок подачи заявок до 7 дней вместо 15 положенных.

В основном критика закона со стороны правоприменителей связана с усложнением процедур, особенно в части планирования и исполнения контрактов. У поставщиков, кстати, появилась очень интересная проблема, связанная с защитой конкуренции: в техническом задании (ТЗ) нельзя указывать товарный знак, за исключением определенных случаев, и потенциальным поставщикам приходится гадать по нескольким характеристикам, что за товар хочет получить заказчик. И таких примеров множество, так как законодательство в данной сфере непростое и требует доработки.

Если говорить о 223-ФЗ, то наблюдается обратная тенденция к его ужесточению — это и появление административной ответственности за неисполнение закона, и желание регулятора ограничить способы закупок. В Татарстане, конечно, особая ситуация, автономные учреждения пока применяют 44-ФЗ, обладают правами на работу по положению о закупках в рамках 223-ФЗ, ГУПы и МУПы принимают очень консервативные положения по рекомендации учредителя. Для республиканских заказчиков работа по 223-ФЗ мало отличается от контрактной системы. В других же регионах ситуация иная — принимаются положения о закупках, которые позволяют закупать все практически напрямую или с имитацией процедур.

И если раньше не было никакой административной ответственности, то теперь она появилась и таблица штрафов достаточно объемная. Для юридических лиц штрафы доходят до 500 тысяч рублей! Получить штраф можно, например, за несоблюдение электронной формы закупки (как известно, в Татарстане в апреле было объявлено о перечне продуктов, товаров, услуг и работ, которые необходимо закупать только по электронной форме)… Штраф можно получить и в том случае, если не вывесить на сайте госсзакупок объявление о состоявшейся сделке.

ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ДОСТАТОЧНО ВЫСОК, НО…

— Какие ошибки чаще всего допускают?

— Да, не все успели вникнуть в изменения. Много моментов, в которых люди путаются. Например, появилась формулировка «при наличии товарного знака». Ее замечают не все, но она в корне меняет ситуацию.

— Как бы вы оценили общий уровень грамотности людей, занимающихся госсзакупками?

— Общий уровень грамотности заказчиков и поставщиков достаточно высок. Но для того, чтобы он оставался на уровне, надо посещать специальные семинары. И тогда вероятность ошибки будет стремиться к нулю. Это рекомендация для поставщиков. А заказчикам я бы посоветовала просто соблюдать закон.

— Бывало ли, что некто шел на ухищрения и пытался обойти закон?

— Практика показывает, что подобные истории, как правило, заканчиваются жалобой в ФАС. Если участники видят некорректную формулировку, трактовку закона или какое-либо еще действие, вызывающее подозрение, они реагируют моментально.

— Согласно закону 44-ФЗ, на первый план должно выходить качество. Так ли это?

— Да, закон позволяет уделить особое внимание качеству и тем самым развивает здоровую конкуренцию на рынке.

ЖДЕМ ВАШИХ ВОПРОСОВ!

— Какие услуги оказывает «Агентство закупок»?

— Мы профессионально занимаемся тендерным обслуживанием. Проводим закупки согласно ФЗ-44 и по ФЗ–223, начиная от разработки документации, протоколов и заканчивая обучением и консалтингом. Также работаем по получению электронно-цифровой подписи.

— С какими вопросами к вам чаще всего обращаются?

— Чаще всего с практическими. Начиная от аккредитации (как ее провести на электронно-торговой площадке) и заканчивая вопросами по разработке документации (как правильно прописать условия)…

Насколько эффективной окажется новая система госсзакупок, покажет время. Ряд норм вступит в силу лишь в 2015 - 2016 годах, и будет принято еще полсотни правовых актов, непосредственно влияющих на работу закона.

Но учиться ориентироваться в нынешней обстановке и готовиться к будущим нововведениям надо сегодня. 15 августа совместно с нашими партнерами мы проведем бесплатный семинар по актуальным вопросам госсзакупок. Ждем всех желающих получить исчерпывающую информацию.

12+