Сегодня в распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось письмо союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, в котором его представители критикуют законопроект, подготовленный Госалкогольинспекцией с целью ограничения продаж безалкогольных энергетиков. В союзе эти меры назвали «неоправданно жестокими», обвинили Госалкогольинспекцию в сгущении красок и введении потребителей в заблуждение, пригрозив судом. В ведомстве же в ответ дали понять, что не намерены отказываться от законопроекта, который может вступить в силу в декабре. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», предположили, что рынок из-за введения запрета может просесть на 20 - 30%, но влияние на потребителей напитков до конца не изучено.
Игорь Марченко (фото: gossluzhba.tatarstan.ru) |
СИНДРОМ ТОКСИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА
Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод раскритиковал законопроект, подготовленный в Госалкогольинспекции РТ, который ограничивает продажу слабоалкогольных и безалкогольных энергетиков. Согласно документу, подготовленному ведомством Игоря Марченко, в Татарстане необходимо ввести запрет на розничную продажу слабоалкогольных энергетиков (таких как, например, Jaguar, Red Devil и пр.), ограничить продажу безалкогольных энергетиков (Red Bull, Adrenaline Rush и пр.) несовершеннолетним, а также в школах, больницах, спортобъектах и в местах проведения культурно-массовых мероприятий. Однако с такими ограничениями категорически не согласились в союзе, президент которого Дмитрий Петров прислал Марченко письмо (имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online»), в котором назвал предлагаемые меры «неоправданно жесткими».
Планируется, что данный законопроект в декабре вступит в силу — после того как его на осенней сессии примут депутаты Госсовета уже теперь нового созыва. О разработке документа Госалкогольинспекция сообщила в мае, обосновывая тогда его необходимость «защитой здоровья населения от негативного воздействия» данных напитков.
В пояснительной записке Госалкогольинспекция приводит свои доводы. Например, согласно ГОСТУ, даже безалкогольные энергетики не рекомендуются лицам до 18 лет, пожилого возраста, жалующимся на сердце и нервы, беременным женщинам. «Содержание кофеина в тонизирующих напитках не должно превышать 400 мг/дм3. Верхний допустимый уровень потребления кофеина составляет 150 миллиграммов в день», пишут авторы законопроекта и отмечают, что энергетики выпускаются, как правило, в банках объемом от 250 мл и более и «не исключается возможность употребления тонизирующего напитка более одной упаковки в день, что приведет к превышению предельного допустимого уровня потребления кофеина».
«Средний возраст начала потребления подростком алкогольных напитков в РФ составляет 12 - 13 лет. В возрастной группе от 11 до 24 лет алкоголь потребляют более 70 процентов. При этом девушки потребляют алкоголь наравне с юношами», — сказано в пояснительной записке.
Указали специалисты Госалкогольинспекции и то, что энергетики с алкоголем незаметно вызывают привыкание, а сочетание алкоголя и кофеина вызывает так называемый синдром токсического подъема.
МЕРЫ — НЕОПРАВДАННО ЖЕСТОКИЕ
В ответ в своем письме союз заявил, что Госалкогольинспекция, по сути, вводит потребителей в заблуждение относительно качества товара, а меры называет «неоправданно жестокие», поскольку безалкогольные энергетики фактически приравниваются к крепкому алкоголю. Отметим, что в правление союза входят представители ООО «Ред Булл (Рус)» (см. справку).
Союз отмечает, что в пояснительной записке нет никаких «научно установленных» и «подтвержденных» данных об отрицательном влиянии данных напитков на здоровье граждан, и, вооружившись статистикой, наносит ответный удар. «В пояснительной записке содержится утверждение (без ссылки на какой-либо источник), что верхний допустимый уровень потребления кофеина составляет 150 мг в сутки. Однако, согласно письму ФБГУ НИИ Питания РАМН в Государственную Думу №72-01-17/860 от 03.12.2013, «по многочисленным научным данным, рекомендованный верхний допустимый уровень потребления кофеина человеком с пищей составляет не более 400 мг/сутки», а величина верхнего допустимого предела потребления в 150 мг кофеина в сутки установлена только для «специализированных пищевых продуктов и БАД к пище», — сказано в сообщении.
Содержание кофенина в «стандартной» потребительской упаковке (250 мл) безалкогольных энергетических напитков примерно равно 65 мг, что ниже содержания кофеина в средней чашке кофе.
L-карнитин в действительности является витаминоподобным веществом природного происхождения, отмечает союз, а другие ингредиенты безалкогольных тонизирующих напитков «также не вызывают озабоченность медиков — таурин, глюкуронолактон, витамины группы В, инозитол являются биологически активными веществами, которые встречаются в природных продуктах питания».
«Таким образом, упоминаниние этих ингредиентов в контексте потенциального вреда для здоровья является необоснованным», — заявляют представители союза.
Резкий рост употребления молодежью энергетиков, на что делается ссылка в пояснительной записке, также не соответствует действительности, утверждается в письме. Союз при этом ссылается на данные ВЦИОМ за 2013 год, согласно которым основными потребителями энергетиков являются мужчины до 35 лет. При этом 77% подростков и 80,5% взрослых не употребляют энергетиков. Несовершеннолетние (12 - 17 лет) потребляют в среднем 25 банок (250 мл) тонизирующих (энергетических) напитков на одного человека в год. Кофе пьют в разы чаще — тот же подросток в год выпивает 236 чашек кофе. Тогда, подмечает союз, надо запретить кофе, шоколад, чай — там ведь тоже есть тонизирующие вещества.
Ссылаются авторы письма и на отсутствие подобных запретов в США или Европе и даже вспоминают известные с советских времен тонизирующие напитки «Байкал» и «Саяны»: первый содержит экстрат элеутерококка, второй — экстрат левзеи. Безопасность энергетиков «подтверждена многочисленными исследованиями». Если раньше ограничения на продажу существовали во Франции, Дании и Норвегии, то пять лет назад они были сняты.
В завершение союз заявляет, что если ограничения все-таки будут введены, то они станут противоречить Конституции, и просит привлечь его к разработке данного законопроекта.
НА ТЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ ЭНЕРГЕТИКОВ ПРОВЕДЕНА МАССА ИССЛЕДОВАНИЙ.
ВЫВОДЫ НЕОДНОЗНАЧНЫ
Свое письмо союз направил в Госалкогольинспекцию на прошлой неделе. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в союзе, о реакции ведомства Марченко пока им ничего не известно. В Госалкогольинспекции нашей газете дали понять, что они намерены стоять на своем, прислав в редакцию свой ответ на критику.
«На тему безопасности энергетиков в последнее время была проведена масса исследований. Выводы по их результатам неоднозначны и зачастую противоположны. Однако все эксперты сходятся во мнении, что энергетики безопасны только при строгом соблюдении дозировки употребления, — сказано в сообщении Госалкогольинспекции. — Вместе с тем основную массу потребителей энергетических напитков составляют подростки. Именно у детей отсутствует самоконтроль и самоограничение в поведении, следовательно, говорить о безопасных дозировках при употреблении энергетиков детьми не приходится. Вообще возникает опасная закономерность при употреблении психостимулирующих препаратов: безалкогольный энергетик — слабоалкогольный энергетик — алкоголь или наркотики».
В ведомстве напоминают, что на федеральном уровне уже насколько лет неоднократно поднимается вопрос о запрещении так называемых энергетиков в связи с тем, что они могут представлять угрозу для здоровья человека.
«Надеемся, что массовое принятие субъектами РФ законов о запрещении энергетиков повлияет и на федерального законодателя», — отметили в ведомстве.
В свою очередь, союз заявил о намерении бороться вплоть до судебных разбирательств. «Для нас очевидно, что законопроект противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, — заявил газете «БИЗНЕС Online» Петров. — Мы направили соответствующее письмо в Госалкогольинспекцию по Республике Татарстан и надеемся, что наши позиция и доводы будут услышаны. Мы готовы к диалогу на основе фактов. Однако в случае, если законопроект будет принят в нынешнем виде, мы оставляем за собой право использовать все имеющиеся у нас правовые возможности для защиты прав и законных интересов бизнеса и потребителей, включая обращение в суд».
Стоит сказать, что аналогичная ситуация в последнее время сложилась в Астраханской области, где областной парламент в начале августа обратился к местному бизнес-сообществу, чтобы обсудить также запрет на продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков. «Употребление слабоалкогольных тонизирующих напитков приводит к ухудшению здоровья и нравственного развития, а также быстро приводит к алкоголизму, может вызывать изменения ДНК, стать причиной рака и болезни Паркинсона», — говорится в сообщении областного парламента. Свое мнение (о том, что депутаты сгущают краски) союз направил и им. Будут ли внесены корректировки в закон, пока не известно.
«ЧЕМ МЕНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ»
Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» противостояние союза и Госалкогольинспекции.
Альберт Галявич — главный кардиолог РТ, член-корреспондент академии наук РТ:
— Все энергетические напитки содержат в себе либо кофеин, либо еще один энергетический субстрат — таурин. Оба вещества очень сильно стимулируют работу клеток сердца, что способствует нарушению его ритмов, которые, в свою очередь, ведут к летальным исходам. С кардиологической точки зрения оба этих вещества крайне нежелательны для приема, особенно молодым людям.
Что касается установленной нормы употребления в пищу кофеина, то тут все зависит от индивидуальных особенностей человека. При этом нужно учитывать, что кофеин, который содержится в таких напитках, не природного, а синтетического происхождения. Поэтому говорить о каких-то дозировках в этом случае неправильно. Чем меньше, тем лучше.
Кроме того, помимо кофеина и таурина в составе энергетиков есть еще целый ряд ингредиентов, которые не контролируются медиками, следовательно, о безопасности их употребления не может идти речи.
Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):
— Сейчас молодежь употребляет алкогольные напитки все реже и реже, но я не думаю, что эти достижения мы получили из-за введения запретов на алкоголь. Всегда есть альтернатива запретам. Например, спортивная жизнь, активная жизнь, вообще жизненные ориентиры у молодежи сейчас полностью поменялись. Даже наш город можно привести в качестве примера по созданию хорошей альтернативы алкоголю — спорта.
Если говорить об алкогольных акцизах, то ни для кого не секрет, что они носят бюджетообразующую функцию. При этом те, кто хочет приобрести алкоголь после 22:00, все равно найдут какой-то вариант, и скорее всего, он уже будет подпольный. Таким образом, продажа в любом случае пройдет мимо бюджета, плюс угроза отравления человека.
РЫНОК МОЖЕТ УПАСТЬ НА 20 - 30%
Марат Хайруллин — депутат Госсовета РТ:
— В течение сессии из федерального центра нам постоянно пересылались законопроекты, в которых были разные меры ограничения продаж энергетических напитков, предлагаемые регионами. Везде озабочены этой проблемой, влиянием на здоровье молодежи, постепенной алкоголизацией. Но все упирается в один вопрос — запретительные меры должны быть разумными, иначе есть риск развить суррогатный рынок, подорвав при этом легальный бизнес. Вообще, введение запрета стало некой общей тенденцией.
На мой взгляд, надо больше внимания обращать на качество продуктов и на стандарты производства. Например, снижать содержание кофеина.
Роман Гринченко — аналитик потребительского сектора независимого аналитического агентства «Инвесткафе»:
— В целом я считаю эту инициативу правильной, что подтверждается опытом развитых стран. Например, в США запрет на продажу алкогольных энергетических напитков и жесткий контроль над оборотом действуют достаточно длительный период времени. Это обусловлено стремлением государства поддерживать здоровье нации.
Впрочем, данные меры, несомненно, негативно отразятся на финансовых показателях производителей продукции. Особенно пострадают компании, делающие ставку на слабоалкогольные энергетики. К тому же это может привести к снижению объемов рынка, так как значительная доля приходится именно на алкогольную продукцию. При этом безалкогольные энергетические напитки не являются заменителем алкогольных, так как приобретаются в разных целях. Первые покупаются в основном для повышения работоспособности, а вторые — для увеселения. В результате я ожидаю, что падение объема рынка в случае ввода таких мер может составить порядка 20 - 30 процентов г/г.
НЕОБХОДИМО ВЗБОДРИТЬСЯ — ЗАНИМАЙСЯ СПОРТОМ
Булат Баязитов — генеральный директор ООО «Булай» (Набережные Челны):
— Не думаю, что рынок подобных напитков сильно пострадает, в случае если законопроект будет принят. Что касается моего отношения, то я считаю, что ограничительные меры должны касаться тех продуктов, которые каким-то образом влияют на здоровье.
Радик Гафуров — президент ассоциации предпринимателей-мусульман:
— Я бы вообще запретил продажу таких напитков, более того, ввел бы еще и пропаганду против их употребления. Они запрещены уже во многих странах мира. Если тебе необходимо взбодриться, иди и займись спортом. Кроме того, состав и цена как слабоалкогольных, так и энегосодержащих напитков довольно непонятны. Согласитесь, такие напитки недешевые, поэтому наверняка существует еще и подпольный рынок.
Уверен, если законопроект будет принят, то уж больших ударов данный бизнес не ощутит. Только вчера Путин подписал законопроект о запрете ввоза ряда товаров в Россию, соответственно, такие санкции коснутся всего. А потому пусть вместо таких напитков изготавливают хорошие, натуральные лимонады, тем более, согласно статистике, продажи любого алкоголя сейчас падают. Доля людей, которые занимаются поставками данных напитков, ничтожна, поэтому существенных потерь рынок не понесет.
Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:
— Что касается сектора слабоалкогольных энергетических напитков, то на фоне прямых ограничений распространения подобной продукции (ввиду ее опасных для здоровья потребительских характеристик) потенциал его развития на сегодняшний день, полагаю, значительно ограничен. Уже более чем в 24 регионах слабоалкогольные энергетики законодательно запрещены к продаже. Вероятно, административное давление продолжит расширяться, прежде всего в части дистрибуции. В связи с этим показатели сектора, скорее всего, продолжат снижаться, и в дальнейшем категория перестанет быть массовой и займет на рынке очень узкую специфическую нишу.
Для безалкогольных энергетических напитков рыночная среда остается в целом достаточно благоприятной. Спрос в этой категории растет довольно высокими темпами на фоне низкой базы, ненасыщенности рынка и повышения популярности функциональных напитков. По примерным оценкам, на данном этапе объем продаж в секторе составляет около 2,5 - 3 миллиарда рублей.
Ограничения в части продаж безалкогольных энергетиков несовершеннолетним, скорее, носит нейтральный характер для индустрии. Согласно различным исследованиям и измерениям общественного мнения, в том числе проводившимся ВЦИОМ, основную часть аудитории потребителей энергетических напитков составляют преимущественно люди в возрасте от 20 до 35 лет. По данным ряда опросов, подростки 16 - 18 лет знакомы с такой продукцией, но никакой заметной роли в формировании этого рынка не играют. В том числе, полагаю, по причине премиального характера такой продукции — средняя стоимость безалкогольных энергетических напитков в рознице составляет около 60 - 70 рублей за 0,25 литра, что в среднем в 3 - 5 раз дороже обычных сладких газированных безалкогольных напитков (CSD) и в 4 - 8 раз превышает средние цены на бутилированную питьевую воду.
Справка
Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод является добровольным некоммерческим объединением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых производством и реализацией безалкогольных напитков, минеральных вод и бутилированной питьевой воды, а также иных организаций и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в развитии национального рынка безалкогольных напитков, минеральных вод и бутилированной питьевой воды.
Постоянные члены союза:
1) ООО «Глобал Фанкшнл Дринкс»;
2) ООО «Карачинский источник»;
3) «Кока-Кола Экспорт Корпорейшн»;
4) ОАО «Нарзан»;
5) ООО «Нестле Россия»;
6) ООО «ПепсиКо Холдингс»;
7) ООО «Ред Булл (Рус)»;
8) ООО «ФКЧП БОБИМЭКС тм»;
9) ООО «Холод-розлив».
Ассоциативные члены союза:
1) ООО «ВИЛЬД Россия»;
2) ЗАО «Висма»;
3) ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ»;
4) ООО «Монстер Энерджи Рус»;
5) ОАО «Прогресс».
Члены правления союза производителей безалкогольных напитков:
1) Петров Дмитрий Юльевич — президент союза;
2) Литвиненко Сергей Васильевич (ООО «Ред Булл (Рус)»);
3) Паталаха Александр Евгеньевич («Кока-Кола Экспорт Корпорэйшн»);
4) Воробьев Алексей Георгиевич (ООО «Пепсико Холдингс»);
5) Зобков Сергей Викторович (ОАО «Нарзан»).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.