В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ МОЛОДЕЖИ ОБЪЯСНЯЛИ, ПОЧЕМУ НАДО ВЫБИРАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В автограде прошел первый в истории Татарстана всероссийский профориентационный форум «Profдвижение» («Профдвижение»). На него съехались 200 выпускников школ и студентов со всей страны. Чтобы попасть в Челны, им пришлось пройти строгий отбор. Цель форума — популяризация технических специальностей. О том, почему нужно идти именно в технари, молодежи рассказывали чиновники, руководители КАМАЗа и знаменитые спортсмены. Свидетелем происходящего был и корреспондент «БИЗНЕС Online».

1.jpg

КОНКУРС – ДВА ЧЕЛОВЕКА НА МЕСТО. ПОКА

В Набережных Челнах в течение 6 дней гостили выпускники школ и студенты со всей России. Они стали участниками первого в республике профориентационного форума «Profдвижение». Всего в автоград съехались 200 человек, представляющие 18 городов страны: Воронеж, Заинск, Ижевск, Казань, Коломна, Кубинка, Кумертау, Москва, Менделеевск, Новочебоксарск, Санкт-Петербург, Салават, Набережные Челны и другие. Инициаторами проведения форума стали министерство труда, занятости и социальной защиты населения РТ, министерство промышленности и торговли РТ и ОАО «КАМАЗ». Мероприятие такого формата в Татарстане первое, но, судя по всему, далеко не последнее и не самое массовое.

Как пояснила начальник отдела рекрутинга КАМАЗа Юлия Окунева, идея проведения «Profдвижения» возникла на инновационном форуме в Томске.

– Там тоже участвовали студенты, – уточнила Окунева. – И ребята проявили интерес к КАМАЗу, что из себя представляет наша компания, к республике и Набережным Челнам. Тогда и появилась мысль пригласить их к нам. Но просто показать им завод, город, наверное, было бы скучно. И тогда мы решили организовать профориентационный форум.

С этой идеей инициаторы обратились к генеральному директору ОАО «КАМАЗ» Сергею Когогину и нашли у него поддержку – есть же «Селигер», есть «Байкал», почему бы в Набережных Челнах не попробовать организовать нечто подобное. Правительство РТ также одобрило инициативу. В результате на паритетных началах будущему форуму был дан старт. Через соцсеть «ВКонтакте» запустили информацию, отправили анонсы на сайты вузов, ссузов и школ, пригласили к участию. Попасть на форум мог каждый. Нужно было только не лениться и проявить креатив.

12.jpg

– Ребята должны были придумать демотиваторы на тему: почему я инженер или конструктор, почему выбираю рабочую специальность. И по итогам этого конкурса из 398 человек мы отобрали 200 участников форума, – рассказывает Окунева.

Наверняка претендентов на поездку в Челны было бы больше, если бы реклама шла массово. Но организаторы умышленно не пошли на такой шаг. Этот форум был своеобразным пробным шаром. Никто не знал, как он пройдет. Сейчас же можно почти с уверенностью говорить, что у форума много шансов стать ежегодным.

«НАЧАЛО КАРЬЕРЫ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ С ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА СВОЕЙ ПРОФЕССИИ»

То, что форум является действительно серьезным для Татарстана событием, подтверждает тот факт, что на мероприятие приехали и высокопоставленные чиновники, и руководство КАМАЗа, и известные спортсмены. И каждый, выступая перед ребятами, вспоминал свои молодые годы, когда перед ним стоял выбор профессии. И во всех случаях было сказано: ни разу не пожалел, что пошел в технари. Первый заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Хасанов, сказав, что форум для Татарстана очень важен, кстати, напомнил, что профориентационная работа в республике ведется непрерывно: проводятся конкурсы, ярмарки вакансий для студентов и школьников. В частности, с 2008 года реализуются целевые программы популяризации именно рабочих и инженерных профессий.

– Отрадно, что в организации этого форума активное участие принял КАМАЗ, – сказал замминистра и пояснил, – это один из крупнейших наших работодателей. К тому же предприятие всегда стремится к привлечению молодежи на свои вакансии. Задача у форума такова: чтобы молодежь увидела, что есть востребованные профессии. Что не надо всем идти в гуманитарии. Я думаю, что мы этот форум сделаем ежегодным. Ведь начало карьеры каждого человека начинается с правильного выбора своей профессии. А такие мероприятия, когда молодежь со всей страны съезжается в одно место, очень важны в этом плане.

Заместитель министра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев акцентировал внимание собравшихся на нынешней ситуации на рынке труда. Не секрет, что не только в Татарстане, но и во всей России налицо нехватка профессиональных высококвалифицированных технических кадров. При этом экономисты, юристы и менеджеры даже с высшим образованием сидят без работы годами. А технический специалист, даже рядовой рабочий, при высоком уровне квалификации может рассчитывать на зарплату в полтора-два раза выше, чем в среднем в регионе. Тем не менее грамотных технарей не хватает. И многие предприятия ищут новые формы по привлечению молодежи в свои ряды. В качестве примера Мингалеев привел КАПО им. Горбунова, которое производит тяжелые стратегические бомбардировщики. КАПО в этом году впервые открыло свои двери, устроив праздник «Я выбираю небо». В итоге мероприятие посетили 62 тыс. человек, в том числе 2 тыс. детей со всей республики.

6.jpg

– Вот мы такие взрослые, успешные в ваших глазах, – обратился к участникам форума замминистра. – Но мы когда-то тоже выбирали профессию. Я по профессии инженер-механик, закончил технический вуз. И я ни разу не пожалел об этом. Если бы еще раз была жизнь, я бы опять пошел в технари.

Мингалеев также рассказал школьникам и студентам, что в Татарстане очень хорошо налажено взаимодействие предприятий и учебных заведений. Есть специализированные классы даже в школах. А вузы и ссузы напрямую сотрудничают с крупными компаниями по подготовке кадров, которые однозначно востребованы на производстве.

– Промышленность ждет инновационно мыслящий класс специалистов, креативных, по хорошему злых в работе. От всей души желаю каждому из вас принять участие в техническом и технологическом прогрессе. Чтобы вы внесли весомый вклад в развитие нашей республики, – резюмировал чиновник.

Заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ», исполнительный директор Юрий Герасимов был более конкретен – звал непосредственно в свою компанию.

– Будущее нашей страны – за молодежью. От того, какими будете вы, зависит то, какая будет Россия. Неважно, какой дорогой вы попадете на КАМАЗ, но мы будем рады встретить вас. У КАМАЗа перспективы очень большие. Мы будем становиться лидерами автомобилестроения не только страны, но и мира. Почему надо выбирать КАМАЗ? Потому что это надежное предприятие, где молодые люди, впервые попадая на завод, получают достойную заработную плату, социальные гарантии и перспективы роста.

«ПОПАСТЬ В «КАМАЗ-МАСТЕР» МОЖЕТ КАЖДЫЙ, НО…»

Программа форума была очень насыщенной. Школьники и студенты прошли и мастер-классы, и образовательные сервисы, ребята сами конструировали, принимали участие в проектной деятельности, изучали бережливое производство, как правильно составить резюме и пройти собеседование, попробовали они себя и в роли водителей «КАМАЗов». Правда, пока только на тренажерах, но зато абсолютно новой модификации – «КАМАЗ-5490 – Тайфун». Но нашлось в этом плотном графике и место для встреч с интересными людьми. В частности, гостями форума оказались мастера спорта международного класса, члены самой титулованной команды по автоспорту в мире – «КАМАЗ-Мастер». Руководитель челнинского спортивного коллектива Владимир Чагин сразу же дал понять, насколько высок уровень технического образования в нашем регионе и насколько значим опыт работы на наших предприятиях.

– Одним из предметов гордости нашей команды является то, что у нас нет ни одного приглашенного специалиста, ни одного приглашенного гонщика. Все мы жители Набережных Челнов, все работники КАМАЗа.

11.jpg

Кстати, сам Чагин, поясняя, почему он стал техническим специалистом, заметил, что «не он выбирал профессию, а она выбрала меня». С 6 лет будущий чемпион занимался картингом, жил напротив Камского политехнического института. И когда закончил школу, ни секунды не сомневался, что надо поступать в КамПИ на автомобильную профессию. С тех пор он всю жизнь работает на КАМАЗе. Гонщик, имеющий множество званий, регалий и наград (только «Дакар» он выигрывал 7 раз), заметил, что победы – это не только «голова в цветах». Это еще и ежедневный, кропотливый труд, занимающий зачастую многие годы.

– Я пришел в команду в 18 лет, – вспоминает спортсмен, – тогда она еще называлась просто «КАМАЗ», хотел стать пилотом. А мне показали на угол – вон, говорят, щетка и тряпка, начинай убираться. И действительно, где-то месяц, а может и больше, я подметал и мыл. Старался все делать быстро и качественно. И только после этого мне доверили гаечный ключ. И так постепенно давали работу все сложнее и сложнее, пока, наконец, не доверили право сесть в кабину «боевого» автомобиля.

Попасть в команду и сейчас очень непросто. Штат команды ограничен, а желающих влиться в коллектив очень много, причем не только в Челнах и Татарстане, но и во всей России.

– Но если есть желание, цель, стремление попасть в команду, то нет ничего невозможного, – обнадежил участников форума Чагин. – В частности, перед соревнованиями, когда напряженная пора в подготовке машин, своих сил не хватает, мы приглашаем специалистов со стороны. И молодые ребята тоже приходят. Сначала простую работу делают. Но при этом сразу видно, у кого какие руки, у кого какая голова. И если мы видим, что ребята технически грамотные, очень желающие быть в команде, интересуются спортом, то обращаем на них внимание и впоследствии принимаем в команду.

«РАЛЛИ «ДАКАР» – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ГОНКА, ЭТО ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН»

Путь к успеху – это труд не только одного человека, но и всего коллектива. Напомним, что гоночная команда на КАМАЗе была создана еще в 1988 году. И первые годы специалисты даже не помышляли о призовых местах. Цель поначалу была – создать машину, которая просто могла бы доехать до финиша «Дакара». Лишь когда она была достигнута, стали уже подумывать о победе.

9.jpg

– Первая наша победа была в 1996 году – через 8 лет после создания команды. К тому времени мы научились готовить автомобиль, который может составить конкуренцию Mercedes, Iveco, MAN, Tatra и другим. Но и после этого целых три года нам не удавалось повторить успех. Лишь в 2000 году победили на «Дакаре» второй раз.

Как известно, «Дакар» – это не просто ралли. Ведь машины едут в условиях, казалось бы, невыносимых – при температуре до 50 - 55 градусов, по руслам высохших рек, в песчаной пыли, по дюнам, на высоте до 5 тысяч метров и так далее. Иными словами, «Дакар» – это мощнейшее испытание для людей и самый серьезный в мире полигон для автомобилей. Именно на ралли зачастую испытываются вновь разработанные узлы и агрегаты. И если машина, оснащенная ими, доехала до финиша, значит, на серийном автомобиле эта деталь будет служить, можно сказать, вечно.

Если вернуться к истории «КАМАЗ-Мастера», то в 2001 году команду опять постигла неудача – все четыре автомобиля, которые стартовали, сошли с дистанции. Причем поломка была почти идентичная – вышли из строя немецкие коробки передач. Проанализировав узел, спортсмены затем сами разработали его новую версию. Отвезли ее производителю, немцы изготовили новую коробку, и проблема была решена. Так что, участник команды «КАМАЗ-Мастер» – сам себе и конструктор, и механик, и слесарь.

И как следствие такой высокопрофессиональной работы, с 2002 года камазовцы пять лет подряд побеждали на «Дакаре» – до 2006-го включительно.

В 2007 году экипаж Чагина потерпел серьезную аварию – в пыли на скорости 120 км/час машина налетела на невидимую кучу камней. Автомобиль 5 раз перевернулся через кабину. Кузов отлетел, кабину смяло, но экипаж остался жив. Оставшийся на трассе экипаж Ильгизара Мардеева показал второй результат. В 2008 «Дакар» вовсе отменили из-за того, что не была обеспечена безопасность участников ралли в Африке. Именно по этой причине гонка с 2009 года проходит в Южной Америке. И наша команда побеждает там регулярно, за исключением 2012 года. Потому что годом ранее на «Дакар» в последний раз выехало в качестве пилотов поколение Чагина. Команда тогда заняла все четыре первых места. Это был феноменальный результат. А в 2012 году впервые выехала на ралли молодежь. Никто не ожидал от них ни победы, ни даже призового места. Тем не менее выступление нельзя назвать провальным. Экипаж Андрея Каргинова занял пятое место. Для новичка очень приличный результат.

Весь 2013 год молодежь активно тренировалась, выезжала на сборы, готовила машины. Конечно, под руководством и при непосредственном участии более опытных членов команды. И работа дала результаты. Эдуард Николаев в итоге занял первую позицию, Айдар Мардеев – вторую. Третье время показал экипаж Каргинова, который перед финишем проехал 9 км на спущенном колесе. Годом позже Каргинов и вовсе стал победителем «Дакара».

DSC_0173.jpg

Следующий ралли-марафон стартует 4 января. Маршрут пролегает через горы – на высоте около 4,8 тыс. метров, через пустыню Атакама – самое безжизненную на земле, где температура 50-55 градусов. Финиширует «Дакар» 17 января также в Буэнос-Айресе.

– В начале ноября машины уже будут отправлены на гонку, – сказал Чагин. – Своим ходом они поедут до Франции, а затем месяц будут плыть на корабле до Южной Америки. А сама команда 29 - 31 декабря вылетает самолетом в Буэнос-Айрес. Новый год у нас как всегда далеко от Родины, без Деда Мороза и Снегурочки. Но мы сами выбрали этот путь и мы рады, что наше участие в «Дакаре», наши результаты, придают известность нашему заводу, поднимают престиж нашего города, республики и страны. Мы считаем, что дело, которым мы занимаемся, очень полезно.

Завершила встречу с Чагиным автограф-сессия. Участники форума еще долго не отпускали гонщиков. А затем опять у них начались мастер-классы, тренинги и так далее. В субботу – в последний день «ProfДвижения» – ребята разъехались по домам. Но на этом не закончилось их общение, так как студенты и школьники очень сильно сдружились в Набережных Челнах. И наверняка многие из них захотят снова сюда вернуться. А то, что форум станет ежегодным, в этом сомнений нет никаких. Вот только масштаб его, скорее всего, изменится. Как предположила Юлия Окунева, пригласят в следующем году уже не 200 человек, а гораздо больше – может, 500, а, может, даже и 1000 ребят.

Материал подготовлен при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.

12+