Почтить память великого дирижера прибыла официальная делегация РТ во главе с Фаридом Мухаметшиным, среди приглашенных также были Айрат Сибагатуллин и Александр Сладковский

СДЕЛАЛИ ЗА 1,5 МЕСЯЦА

Сегодня в Москве на Троекуровском кладбище открыли памятник народному артисту России, дирижеру Большого театра Фуату Мансурову. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» источник, знакомый с ситуацией, памятник обошелся в сумму чуть менее 2 млн. рублей. Финансирование осуществлял минкульт РТ.

Скульптор памятника — Фаниль Валиуллин — 28-летний молодой человек из Казани, в этом году окончил Московский художественный институт им. Сурикова. Валиуллин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что первоначально задумка была иная — памятник должен был представлять скалу, на которой стоял бы альпинист. «Родственники очень хотели видеть его вторую составляющую — спортивную. Очень спортивный человек был, столько покоренных вершин при такой грандиозной карьере дирижера, художника», — отметил он. Однако такой эскиз не устроил госзаказчиков. «Пришлось на ходу переделывать. Подумали. Появилась стела, нотный стан. Все было согласовано», — вспомнил Валиуллин.

Работа над памятником началась еще в октябре прошлого года, а сделали его буквально за 1,5 месяца. «Сделали очень быстро. Никаких проблем не было, но как-то до этого затянулось. Сделали быстро и достаточно качественно», — сказал скульптор.

Памятник Мансурову обошелся в сумму чуть менее 2 млн. рублей. Финансирование осуществлял минкульт РТ

По признанию Валиуллина, он не был лично знаком с Мансуровым, но просмотрел много семейных архивов, фотографий, видео. В итоге скульптуру делали из двух фотографий — на первой дирижер был молодым, а чтобы придать узнаваемый вид, использовали также фотографию более пожилого возраста. «Совместили фотографии: движения с одной и какие-то характерные движения — с другой», — рассказал скульптор о тонкостях работы.

Сам Валиуллин остался доволен своей работой. «Я очень рад и благодарен, что удалось поучаствовать в работе, которая касается такого великого человека. Есть, конечно, моменты, которые я бы поправил, но всем нравится, и я доволен», — отметил он.

Марина Мансурова: «Папа научил меня быть толерантной к людям»

«ПАПА — ТАКОЙ ЭТАЛОН, НА КОТОРЫЙ ХОЧЕТСЯ РАВНЯТЬСЯ»

Дочь Марина Мансурова тоже осталась довольна работой скульптора и тем, каким получился памятник. «Папа научил меня быть толерантной к людям. При всей его силе, мужественности, воле, властности он был безумно добрый и мягкий человек. Это то, что было у меня перед глазами. Мне иногда говорят, что я живу под розовым колпаком, но это, наверное, папина заслуга, — рассказала она в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Папа — такой эталон, на который хочется равняться, которому хочется соответствовать. Теперь, когда его нет, то, что пришли люди, для меня это продолжение папы. Я в каждом вижу его частицы».

Максим Мансуров: «Он был для меня самым близким человеком»

Внук Максим Мансуров помнит, что дедушка заменил ему отца. «Невозможно до сих пор переоценить то, что он значил лично для меня. Я буду еще долгое время пытаться понять, осознать. Я большую часть жизни прожил с ним — сейчас мне 28, а он ушел, когда мне было 23. Это была для меня первая страшная потеря, потому что он был для меня самым близким человеком. Дедушка — первый, кто ушел внезапно так. Ему бы еще жить да жить лет до 90», — рассказал он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«БУДЕМ ВОСПИТЫВАТЬ НА ПРИМЕРЕ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА»

Почтить память великого дирижера пришли не только родственники и почитатели творчества Мансурова, но и прибыла официальная делегация во главе с председателем Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным. Также среди пришедших были министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, полпред РТ в Москве Равиль Ахметшин, бывший мэр Казани Камиль Исхаков, председатель ДУМ Московской области Рушан Аббясов, дирижер, художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский, дирижер Большого театра, народный артист РФ, друг и ученик Мансурова Владимир Андропов.

Фаниль Валиуллин (в белой рубашке слева): «Есть, конечно, моменты, которые я бы поправил, но всем нравится, и я доволен»

«Человек уникальный во всем — дирижер, спортсмен, мастер спорта по разным видам, педагог целой плеяды специалистов музыкального жанра. Сам человек уникальный, говорящий почти на 10 языках мира, играющий на десятке инструментов совершенно различных, очень выдающийся, талантливый организатор, который дирижировал не только в Казани, не только в Казахстане, не только в Москве, но и на огромных центральных площадках, дирижируя крупнейшими симфоническими оркестрами», — начал официальную часть Мухаметшин. Он отметил, что этот год культуры запомнится еще и тем, что была увековечена память дирижера Мансурова. «Мы будем воспитывать на примере этого человека новых и новых татарстанцев, а его ученики по всему миру будут ему всегда благодарны и признательны», — завершил он.

Александр Сладковский и Айрат Сибагатуллин

Получивший в наследие от Мансурова симфонический оркестр дирижер Сладковский появился из официальных лиц, пожалуй, раньше всех. «Фуат Мансуров — великий дирижер, настоящий артист, красавец, человек, ради которого приходили в залы не только в Казани, но и в Москве, во всей России и во всем мире. Но главное предназначение, наверное, заключалось в том, что он четверть века руководил оркестром и оставил наследство, те мечты, которые ему не удалось воплотить, но за которые он боролся истово, воплощаются сегодня. Нам не стыдно перед памятью о нем», — поделился воспоминаниями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» дирижер Сладковский. Он признался, что был близко знаком с Мансуровым и 30 лет назад играл под его руководством, будучи студентом Московской консерватории. «Мне повезло, это было не просто знакомство, но и тесная творческая дружба. Он научил меня не улыбаться на репетициях и улыбаться на концертах», — отметил Сладковский.

В завершении церемонии к могиле маэстро пришедшие возложили цветы, а в небо выпустили белых голубей.