«ЯБЛОКО» СНАЧАЛА ОСТАЛОСЬ В ТАТАРСТАНСКОМ БЮЛЛЕТЕНЕ

Сегодня Верховный суд России снял с выборов в Татарстане партийный список «Яблока». Газета «БИЗНЕС Online» рассказывала про предвыборный бой 1 августа двух партий-конкурентов в Верховном суде Татарстана. Заявление подало татарстанское отделение «Справедливой России», настаивая на том, что из заверенного Центризбиркомом РТ партсписка «Яблока» надо исключить... сразу пятерых. А поскольку в этом списке «Яблока» всего 6 человек, исключение пяти повлекло бы за собой немедленную отмену регистрации всего списка.

В татарстанском суде эсеры говорили о том, что кандидаты «Яблока», например, с ошибками заполнили графу о наличии имущества за рубежом. Это, кстати, вызвало громкий скандал, некоторые издания даже написали, что у яблочников найдено имущество за рубежом. Но все дело, оказывается, в том, что кандидаты «Яблока» в той форме, где надо указывать сведения о наличии имущества, в том числе за рубежом, оставили пустое поле, а не написали «не имею».

Фактически все претензии были именно такого, формального характера. Тем не менее «Справедливая Россия» настаивала на том, чтобы снять «Яблоко» с предвыборной дистанции. Впрочем, это никого не удивило: для эсеров в Татарстане важен каждый голос, и наличие такого конкурента, с которым отчасти у них общий электорат, конечно же, им не к чему.

Во время процесса в защиту «Яблока» выступили и ЦИК РТ, и представитель прокуратуры, который заявил, что производство по делу об аннулировании регистрации должно быть прекращено.

Верховный суд РТ принял решение в удовлетворении заявления «Справедливой России» отказать — и «Яблоко» сначала осталось в татарстанском бюллетене.

Руслан Зинатуллин
Руслан Зинатуллин: «Справедливая Россия» решила устранить такого сильного соперника, вела для этого целенаправленную политику, выступая именно против «Яблока»

«ЯБЛОКО» ИСЧЕЗНЕТ ИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

Верховный суд России, рассматривая «двухпартийное дело», подошел к нему не столь мягко, как суд татарстанский. И в итоге сегодня исключил из партийного списка «Яблока» сразу четырех кандидатов. Ошибка, по мнению суда, была допущена при регистрации руководителя республиканской ячейки Руслана Зинатуллина, сотрудника казанского молодежного центра им. Гайдара Эмиля Гараева, сотрудника «Татнефти» Руслана Гильманова и гендиректора общественного фонда поддержки экопарка «Озеро Харовое» Назили Альмашевой. Если бы исключили только троих — партия могла бы участвовать в выборах, у нас в республике есть пример, когда в партийном списке «Родной партии» именно три кандидата. Но два человека в партсписке закон не предусматривает. И теперь Центризбирком РТ обязан отстранить партсписок «Яблока» от выборов в Госсовет РТ.

Зинатуллин — лидер татарстанского «Яблока» и номер один в списке этой партии в республике, прокомментировал решение Верховного суда РФ «БИЗНЕС Online»: «Наша партия имела все шансы пройти в Госсовет Татарстана, и «Справедливая Россия» решила устранить такого сильного соперника, вела для этого целенаправленную политику, выступая именно против «Яблока». Хотя подобные найденным эсерами у нас недочеты были и у других партий».

Лидерам «Справедливой России» Сергею Миронову и Рушание Бильгильдеевой в Татарстане важен каждый голос, и наличие такого конкурента, как «Яблоко», с которым отчасти у них общий электорат, конечно же, не к чему

Впрочем, рейтинг «Яблока» в Татарстане традиционно не был высок, и, по прогнозам социологов, она не брала барьер в 7%, необходимый для прохождения в Госсовет. Расклад политических сил демонстрирует исследование, которое провел центр аналитических исследований и разработок (ЦАИР) по заказу «БИЗНЕС Online». На вопрос «Если бы выборы проходили уже в ближайшее воскресенье, за какую партию вы бы проголосовали?» за яблочников отдали бы свои голоса лишь 3,7%. Точнее, столько процентов респондентов были отнесены к категории «другая партия», куда вошли помимо «Яблока» «Коммунисты России», «Родина» и «Родная партия». По опросу, ЛДПР набирала 3,4%, «Справедливая Россия» — 2,5%. С трудом, но должна взять барьер КПРФ, предпочтение которой отдали 6,6%. Побеждала «Единая Россия», которая набрала 54,3%. Интересно будет сравнить с результатами 14 сентября...

Чтобы открыть таблицу, нажмите на нее

ЭТО ЕЩЕ ОДНО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, КАКИЕ У НАС НА САМОМ ДЕЛЕ ВЫБОРЫ

Ситуацию прокомментировали для «БИЗНЕС Online» эксперты.

Рушания Бильгильдеева — председатель ТРО «Справедливая Россия» в РТ:

— У нас сегодня в ЦИК от «Справедливой России» работают два человека с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. И когда шла регистрация партий, они знакомились со всеми документами. У партии «Яблоко» были неправильно и ненадлежащим образом оформлены документы, но несмотря на это ее зарегистрировали. Мы написали в суд, а когда проиграли его в первой инстанции, подали заявление в Верховный суд Российской Федерации. На сегодняшний день уже есть решение, что «Яблоко» снимается с избирательной кампании. Этого мы и хотели добиться.

Да, я в курсе, что одного человека оставили — одномандатника Новикова. Мы главным образом работаем на партийный список. Нас главным образом интересуют партийные бюллетени. Мы хотели быть вторыми по партийным бюллетеням и надеемся стать вторыми и в результате выборов. Есть такая программа-максимум, чтобы «Справедливая Россия» стала второй системной партией в Республике Татарстан.

Если партия «Яблоко» имеет в своем списке только одного «яблочника», а остальные — наш человек из «Справедливой России», один человек из «Парнаса», то о чем тут можно говорить... Она не имеет местных отделений, не вела никакой работы. А у нас 41 местное отделение, 12 общественных приемных. Мы за два года провели очень много различных мероприятий. А это и временные, и финансовые затраты. Мы давно готовились к этой избирательной кампании. Поэтому я считаю, что нам нужно было воспользоваться возможностью уменьшить количество партий, зарегистрировавшихся на выборы в Госсовет без сбора подписей.

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета (КХТИ):

— Предвыборная кампания в Татарстане всегда была достаточно жесткой по отношению к оппозиционерам. Такой она остается и сейчас. Но при этом надо отметить, что федеральные органы судебной власти относятся к оппозиционерам еще более жестко. Это мы видим и, например, по ситуации с Навальным, и теперь по ситуации с «Яблоком». Ведь это единственная партия кроме не участвующей в этой избирательной кампании партии «Парнас», которая открыто заявляет о своей оппозиции внешнеполитическому курсу страны. Оппозиционерам не готовы давать ни единого процента. Может быть, власть в Татарстане и была готова им что-то уделить, но федеральная власть, как мы видим, вообще их убрала с избирательного поля. Это еще одно доказательство того, какие у нас на самом деле выборы.

Хафиз Миргалимов — лидер КПРФ в Татарстане:

— Будь бы моя воля, я бы «Яблоко» оставил. Ведь «Яблоко» Москвы и «Яблоко» Татарстана имеют очень большие различия. У каждой партии свое поле: центр занят, левые заняты, правым у нас и было «Яблоко». А «Справедливая Россия» никогда не была ни правой, ни левой.

Я сожалею, что так получилось. Эта партия, я считаю, должна была принимать участие выборах. Не знаю, прошли бы они в наш республиканский парламент, но у их идей есть рациональное зерно, есть своя ниша. Я всем своим оппонентам говорил, что желаю им удачи.

Марсель Шамсутдинов председатель ТРО партии «Парнас»:

— То, что произошло, меня совсем не радует. Потому что мы здесь в Татарстане нашли общий язык с партией «Яблоко», с «Партией прогресса» Алексея Навального и с республиканской партией «Парнас», председателем ТРО которого я являюсь. На выборы мы объединились на базе «Яблока», потому что оно имело наибольшие юридические преимущества для регистрации кандидатов. В этом списке из шести человек было два кандидата от «Парнаса», и осталось после решения суда тоже два. Эти два члена «Парнаса» вышли из состава партии с 1 июня, но, я думаю, 1 октября вернутся. Это Илья Новиков и Эмиль Гараев. Поэтому партия «Яблоко» нам не чужая, не зря же она называется объединенной демократической коалицией. Это, может быть, не единственный, но достаточно редкий пример, когда демократы без лишних амбиций объединились для пользы дела.

Что я могу в связи с этим решением суда сказать? Проходят выборы, раскручиваются избирательные кампании, распределяется бесплатное время для выступлений на радио и телевидении... Но все, кто имеет реальный шанс помешать этому феодальному строю, этому монархическому правлению, снимаются с выборов. И легитимность этих выборов, вернее ее отсутствие, ясна большинству политически грамотных граждан.