Завод им. Горького и Холдинговая компания
Завод им. Горького и холдинговая компания «Ак Барс» приготовили для Керчи немало интересного

«РАБОТАЙТЕ КАК РАНЬШЕ, ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ У ВАС НОВОЕ РУКОВОДСТВО»

Информация о силовом захвате ОАО «Керченский судостроительный завод «Залив» появилась утром 25 августа, сообщает РИА «Новый Регион — Крым». Предприятие заблокировали представители народной самообороны и ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Но позже выяснилось, что завод работает в обычном режиме, а рабочим сказали: «Работайте как раньше, только теперь у вас новое руководство». По данным полиции Керчи, руководство завода о каких-либо противоправных действиях не заявляло.

В тот же день министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник, согласно РИА «Новости», заявил о необходимости кардинальных решений для стабильной работы предприятия, которое находится в неудовлетворительном состоянии: загрузка — 5%, 600 человек из коллектива работают неполный рабочий день, то есть налицо неэффективное управление. При этом, поскольку предприятие принадлежит украинскому олигарху Константину Жеваго (будучи, кстати, перерегистрированным в России), оно не может рассчитывать на господдержку со стороны правительства РФ. Скрынник указал и на корпоративный конфликт: часть акционеров вместе с трудовым коллективом настаивает на развитии, а часть эти процессы тормозит. В итоге первые при помощи народной самообороны отстранили вторых от руководства. Последние же, как сообщает «Интерфакс-Украина», заявили о рейдерском захвате предприятия, осуществленном 24 августа ООО «Судостроительный завод «Залив», зарегистрированным несколькими днями ранее в Москве. А возглавляет его представитель зеленодольского завода Андрей Жердев. 25 августа на собрании коллектива он, по заявлению ОАО, объявил о том, что ООО «Судостроительный завод «Залив» взяло в долгосрочную аренду все производственные мощности «Залива». По словам прежнего руководства, рейдеры взламывали кабинеты, конфисковали учредительные документы и печати.

Пресс-служба же ООО, по данным «Событий Крыма», заявила: «Лица, причастные к тому, что одна из крупнейших судостроительных компаний Европы поставлена на грань катастрофы, отстранены от руководства компанией. Сейчас мы прежде всего говорим об украинском олигархе Константине Жеваго, который украл акции завода, чтобы превратить его в так называемую «помойку» для легализации незаконных доходов, и о бывшем директоре по маркетингу Валерии Белозерове. Все схемы воровства известны, в ближайшее время Жеваго и его подручными займутся правоохранительные органы».

У ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА ЕСТЬ ДЛЯ «ЗАЛИВА» И ГРАЖДАНСКИЕ, И ВОЕННЫЕ ЗАКАЗЫ

Отметим, что «Залив» и завод им. Горького упоминаются вместе не впервые. Так, 30 апреля в Симферополе прошло совещание, посвященное обеспечению загрузки промышленных предприятий Крыма, в том числе судостроительных. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что завод им. Горького уже назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму. А ранее агентство «Крыминформ» сообщало, что завод им. Горького планирует наладить сотрудничество с «Заливом» по достройке военных кораблей, а также воссоздать там свою сдаточную базу, действовавшую до 1994 года.

В Зеленодольске силовые методы решения вопроса отрицают, но своего вполне коммерческого интереса к «Заливу» не скрывают. «Захват?! У нас интерес только один — законно приобрести этот завод и разместить заказы, которые на сегодня уже законтрактованы», — рассказал вчера «БИЗНЕС Online» генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. По его словам, переговоры о приобретении «Залива» велись в Москве с представителями Жеваго, который и по сей день остается собственником предприятия: «Мы тогда обозначили, что есть огромное желание. Они: «Хорошо, будем думать и вышлем вам коммерческое предложение». С тех пор прошло примерно полтора месяца — ждем, когда они там, в Крыму, между собой разберутся, они что-то никак поделить не могут». По словам Мистахова, российские власти в решении вопроса не задействованы.

Отметим, что 19 августа Скрынник на заседании совмина Крыма сообщил, что проблему с загрузкой «Залива» можно решить только путем дорогостоящей модернизации, и поэтому идут переговоры с российскими инвесторами, которые готовы это предприятие приобрести. Ранее сообщалось, что «Заливом» интересуются ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и «Роснефть» и что правительство РФ хочет сделать «Залив» ядром судостроительного кластера Крыма.

И этот интерес понятен. Когда-то «Залив» был одним из самых серьезных предприятий судостроительной отрасли Украины, специализирующимся на коммерческом судостроении, строительстве судов для нефтегазового сектора, изготовлении офшорных конструкций и продукции судового машиностроения. В 1980 - 1996 годах завод строил серию танкеров дедвейтом 65 тыс. тонн. Была построена серия стационарных нефтяных платформ для Вьетнама. Завод известен как строитель флагмана ВМФ Украины — большого противолодочного корабля «Гетман Сагайдачный» (заложен в 1990 году как «Киров»). Завод ежегодно строил до 3 - 4 корпусов сухогрузов и контейнеровозов и ремонтировал до 35 судов различного класса. Но как вчера рассказал «БИЗНЕС Online» один из сотрудников предприятия, «на заводе уже год нет работы, многие из работников отправлены в отпуска» (что касается силового захвата, то он отметил, что «своими глазами ничего такого не видел»).

«У нас есть для этой верфи и гражданские, и военные заказы большего водоизмещения, чем строятся сегодня в Зеленодольске, — рассказал «БИЗНЕС Online» Мистахов. — Это проекты и «Совкомфлота» (один из крупнейших мировых операторов танкерного флотаприм. авт.) и «Новатэка» (второй по объемам добычи производитель природного газа в Россииприм. авт.), и минобороны — ведь наш завод с перспективой смотрит на все флоты: мы прорабатываем проекты в Астрахани, на Балтике, в Санкт-Петербурге. В конце концов, завод осваивает новый спектр услуг — жизненный цикл обслуживания кораблей».

По данным полиции Керчи, руководство завода о каких-либо противоправных действиях не заявляло
По данным полиции Керчи, руководство завода о каких-либо противоправных действиях не заявляло

«НЕ СБРАСЫВАЕМ СО СЧЕТОВ И АВИАНОСЦЫ...»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов порассуждать на тему обоснованности желания татарстанских структур приобрести «Залив».

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финнам Менеджмент»:

— Такое желание может оказаться рискованным для компании и несет угрозы для нее. И дело даже не в том, что присоединение Крыма к России не признается большинством стран. Если актив не будет приобретен официально, а с нарушениями прав нынешних акционеров, то против компании могут быть введены санкции со стороны США, Европы и ряда других стран. Вряд ли это нужно зеленодольской компании. Если керченский судостроитель будет приобретаться официально, то риск введения санкций остается, хотя и снизится немного.

Возможно, крымский завод интересен зеленодольскому производителю по нескольким причинам. Во-первых, он расположен на море, что облегчает строительство и поставку судов заказчикам в первую очередь зарубежным. Во-вторых, производимая им продукция или то, что «Залив» может производить, способна дополнить продуктовую линейку Зеленодольска. В-третьих, не исключено, что предприятие в Керчи обладает уникальными техническими разработками, интеллектуальной собственностью, которая интересна заводу имени Горького. В-четвертых, если мощности «Залива» не загружены, то татарстанская компания может перенести туда часть производства, а на освободившихся мощностях у себя разместить новые заказы. Пока причины интереса завода имени Горького к этому активу не называются. Учитывая, что возможных причин выше было названо несколько, стоит дождаться, во-первых, официального объявления о приобретении керченской компании, если таковое состоится. Во-вторых, каких-то объяснений и/или первых шагов Зеленодольска в отношении «Залива», что позволит хотя бы приблизительно понять, как именно будет задействован керченский завод в производственной программе завода имени Горького.

Ранее федеральные чиновники заявляли о том, что крымские предприятия представляют интерес для российского судостроения, однако никакой конкретики не было. Собственно, как и в случае с «Заливом», в первую очередь нужно решить вопрос с принадлежностью этих компаний, договориться тем или иным образом с их нынешними акционерами, провести всесторонний анализ этих заводов и лишь затем принимать решения о том, как и где их можно использовать. Однако не стоит забывать, что некоторые санкции уже введены против крымских корабелов, и они могут быть ужесточены, что уменьшит возможности их использования.

Прохор Тебин — независимый военно-морской эксперт (Москва):

— В 2000 - 2013 годах завод построил более полусотни судов, преимущественно судов снабжения офшорных платформ, а также контейнеровозов, танкеров и сухогрузов с дедвейтом от 2 тысяч до 35 тысяч тонн. Но завод обладает достаточным потенциалом для крупнотоннажного строительства, неплохими компетенциями в сфере строительства офшорной техники для иностранных заказчиков (в первую очередь Голландии и Норвегии) и, что немаловажно, судоремонта. Не стоит забывать и то, что в советское время верфь активно занималась военным кораблестроением. На заводе же построены уникальный лихтеровоз с ядерной энергетической установкой «Севморпуть» (эксплуатируется в настоящее время ФГУП «Атомфлот») и танкеры типа «Крым» дедвейтом в 150 тысяч тонн.

Сейчас завод простаивает, но для отечественного судостроения является весьма интересным активом. Особый интерес представляет наличие сухого дока 360×60×13,2 метра с двумя кранами грузоподъемностью по 320 тонн и двух горизонтальных стапелей по 400 метров. Корпусообрабатывающий цех имеет производственную мощность 60 тысяч тонн стали в год. Для сравнения: этот показатель равен аналогичному у ключевой военной верфи России — «Севмаша». Завод может стать одним из центров крупнотоннажного строительства.

Еще в апреле  завод им. Горького назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму
Еще в апреле завод им. Горького назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму (фото: www.zdship.ru)

Судя по имеющейся информации, оборудование на заводе достаточно современно, производительность труда отвечает требованиям рынка. С другой стороны, в последние годы завод в основном работал на строительство сравнительно небольших судов и для начала крупнотоннажного строительства придется перенацелить производство, восстановить утерянные компетенции и, в частности, установить более мощные краны.

Разумно ли переносить туда строительство с Зеленодольского завода — вопрос сложный. В принципе, учитывая довольно высокую загрузку зеленодольцев и востребованность их продукции ВМФ и береговой охраной, в том числе Черноморским флотом, завод имени Горького мог бы начать строительство на «Заливе» небольших серий проверенных массовых проектов. Но сколько времени нужно для того, чтобы развернуть строительство, неизвестно. Определенный резон это имеет и для поддержки завода в ближайшей перспективе. Больший интерес представляет расширение продуктовой линейки «Ак Барса», выход на рынок офшорного и крупнотоннажного строительства, увеличение доли гражданской продукции. Не стоит забывать и о политически и социально значимой задаче — об укреплении связей Татарстана и крымских татар.

В целом крымские верфи интересны российским ВМФ и береговой охране как с точки зрения строительства кораблей самых различных типов, так и с точки зрения участия в процессе судоремонта. Это поможет сократить издержки в долгосрочной перспективе, укрепит тыл флота и экономику региона. Говорить о возможности строительства на «Заливе» авианосцев и других крупных надводных кораблей считаю преждевременным, но и эту возможность нельзя сбрасывать со счетов.

Михаил Барабанов — научный редактор журнала «Экспорт вооружений»:

— Керческий завод «Залив» — это, разумеется, потенциально очень ценный актив, поскольку, обладая сухим строительным доком длиной 360 метров и шириной 60 метров, это один из трех судостроительных заводов бывшего СССР (в Николаеве, Херсоне и Керчи), позволяющий строить суда длиной 300 метров и более. Плюс у них две стапельные нитки по 400 метров длиной, и технологии крупноблочного строительства. Именно в Керчи были построены самые крупнотоннажные советские суда — пять танкеров типа «Крым» (по 150 тысяч тонн дедвейтом и длиной 295 метров). Естественно, что такой док потенциально позволяет строить почти все что угодно, включая морские нефтегазоплатформы и тому подобное. Есть у Керчи и военные мощности, на которых в советские времена строились СКР проекта 1135 и ПСКР проекта 11351 (последним стал «Сагайдачный»).

Поэтому для зеленодольцев это приобретение потенциально может радикально расширить их судостроительные возможности во всех спектрах судостроения — гражданском, оффшорном и военном. Другое дело — реальная сохранность всего этого (особенно в кадровом отношении) и необходимость вложений в восстановление и доведение до современного уровня.

В любом случае, переход завода «Залив» под контроль зеленодольцев и «Ак Барса» можно всецело приветствовать, поскольку зеленодольский завод — реально успешно действующее частное судостроительное предприятие, и лучше, если «Залив» достанется им, а не паразитарному монстру ОСК, который даже со своими нынешними активами нормально работать не может. Если «Залив» отдают Зеленодольску, то это, возможно, свидетельствует о том, что высшие российские власти окончательно разочаровались в ОСК, которая, вероятно, худшая из всех российских госкорпораций.