1 сентября в России отмечают День знаний, ставший государственным праздником 30 лет назад
1 сентября в России отмечают День знаний, ставший государственным праздником 30 лет назад

«РАНЬШЕ ШКОЛА БРАЛА НА СЕБЯ ВСЕ ФУНКЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ»

Евгений Богачев — председатель Национального банка РТ:

— Мой внук, ему 6 лет, пойдет в школу через год. Сын в этом году окончил американскую школу в Париже, он там родился, на каникулы приезжал в Казань. Сейчас поступил в один из университетов Лондона. Дочь лет 16 назад окончила казанскую среднюю школу №18 с углубленным изучением английского языка, затем окончила КФЭИ. Я очень доволен образованием своих детей.

Я учился на Украине, на Житомирщине, в райцентре, окончил украинскую школу, затем КАИ и заочно КФЭИ. Учителей школьных помню, прежде всего нашу учительницу в младших классах Фаину Прохоровну, очень строгая была. Все мы были влюблены в учителя русского языка и литературы Луизу Михайловну, она к нам приехала сразу после окончания киевского университета. Вот она помогла мне приобщиться к мировой литературе, привила любовь к чтению — все, что было в нашей библиотеке в райцентре, я скоро прочитал. И Чарльза Диккенса, и Виктора Гюго, и Этель Лилиан Войнич, Лиона Фейхтвангера, не говоря уже о русской классике. Так и стал отличником по русскому и литературе, однажды даже пришлось выступать в райцентре перед активом района с докладом на тему «В человеке все должно быть прекрасно», заслужил аплодисменты... Хотя моим коньком была математика. Спасибо учителям, они были для нас практически небожителями, примером во всем, к школьникам они относились как к родным детям. Отец был директором нашей школы, вел математику и физику, а старшая сестра пару лет преподавала в нашем классе математику. Так что я регулярно участвовал во всех школьных математических олимпиадах. А вот немецкий язык учили из-под палки, послевоенное время... В итоге окончил школу с отличием.

Что до нынешних школ, то мне очень не нравится система ЕГЭ. Без живого общения с учителями, классических письменных экзаменов наше образование многое теряет. Хотят превратить ребят в машины... Помню, выпускное школьное сочинение на украинском языке я написал на 15 страницах! А на русском я и на 40 страниц написал бы!

Для начала нужно сделать достойной учительскую зарплату. И прежде всего в сельских школах — в нашей республике в деревнях живут около 900 тысяч человек! Сколько среди них есть самородков, там сохранилось доверительное отношение детей к учителям. Хороших им учителей бы, которые были бы школьникам моральным, авторитетным примером во всем. С квартирой или домом, ну и плюс техническое оснащение школ, но это не главное. Сейчас открываются, сам как депутат участвовал в таких церемониях, великолепно технически оснащенные школы, просто шедевры с технической точки зрения. Все есть, учителя нужны соответствующие. Самые прибыльные инвестиции — в детей...

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Я учился в селе Старый Кулак Лениногорского района и считаю, что мне очень повезло со школой. Потому что были очень подготовленные учителя. Не могу выделить кого-то конкретно, но и математика, и русский язык, и литература, и биология, и география — по всем предметам были очень сильные педагоги. Я всегда думал: хорошо бы, чтобы такие учителя попались и моим детям, и внукам, и правнукам.

К сожалению, вынужден сказать, что уровень образования и подготовки школьников снизился. Поскольку многие учителя, на мой взгляд, больше не учат, а просто проводят уроки. Немало таких педагогов. И когда ребенок, точнее, его родители, нанимают репетитора, это минус учителю, минус школе. При этом мы постоянно слышим, что у нас налажена система образования детей. Но раньше именно школа полностью брала на себя функцию подготовки детей к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ, никаких репетиторов не было.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Мои дети учатся в Казани в гимназии №19 с углубленным изучением английского языка. Учатся они хорошо, а мне приятно. Там хороший коллектив, тем более гимназия недалеко от нашего дома. Я благодарен всему учительскому коллективу, директору, завучам. Я всех их знаю, в родительских собраниях участвую.

Свою деревенскую школу на татарском языке очень хорошо помню. Я учился в двух школах. Сначала в своей деревне, а потом в соседней в 7 - 8 километрах. На базе восьмилетки образовали десятилетку. Я был в истории этой школы первым секретарем комсомольской организации. В 9 - 10 классе возглавил молодежь. Лидерские качества у меня пошли оттуда.

Мы порой виним молодежь, а на 70 процентов виноваты мы — старшее поколение. Во-первых, школьная программа. Не случайно мы дергаем министра образования Ливанова — у нас все сосредоточено на ЕГЭ. В классе 25 - 30 учеников, из них могут быть максимум 5 отличников. Остальная масса — удовлетворительно. А у нас все сосредоточено и направлено, в том числе в Татарстане, на отличников и ударников. Остальным как быть? Мы их оставляем второсортными. Я проработал в 6 районах нашей республики, для меня не было второго места, только первое место. Но именно троечники работали, они поддержали меня всюду.

Сейчас в школе мы формируем наше будущее, человека формируем. Прежде всего человек должен быть нравственно и духовно богатым. На окружающий мир он должен смотреть добрыми глазами без злобы и зависти. Это первое, на что школа должна обратить внимание. Второе: только здоровый человек может быть богатым духовно и нравственно. Обязательно физическое воспитание. Не случайно я одобряю введенные нормы ГТО. Путин — умный человек. Третье: прививать любовь к труду. Трудолюбие мы тоже должны воспитывать в школе. Надо, чтобы человек любил свою работу, получал не только материальное, но и моральное удовлетворение. Прививать любовь надо, не насильно заставлять. Я бы сказал на месте учителей: «Да, тебе физика и математика тяжело даются, но зато у тебя такое доброе сердце и золотые руки». Вот этого у нас нет, у нас только ЕГЭ, ЕГЭ, ЕГЭ.

Дмитрий Еремеев — президент группы компаний FIX:

— Я окончил физико-математический лицей №131. Школой очень доволен: как качеством образования, так и отношением и окружающей средой в ней. Безусловно, хорошо помню своих учителей, некоторых даже иногда встречаю. По большому счету отношение к учителю во многом проецируется на отношение к предмету, и в этом плане я очень рад, что в школе работают очень сильные и интересные педагоги. У меня мама тоже окончила школу №131, и в ее годы учебы в школе тоже была особая атмосфера и сильные преподаватели, верю, что это сохраняется и сейчас.

На мой взгляд, в последнее время во многих школах делают больше упор на развитие личности учащегося, на погружение его в рабочую среду и дальнейшее развитие. Больше стало различных занятий, кружков по интересам. Но хотелось бы видеть еще более тесную связку с бизнесом, государством и наукой. И я имею в виду не только лекции представителей различных профессий и обучающие семинары. Было бы здорово ввести систему управления талантами с ранней школьной скамьи, чтобы люди, проявляющие себя в учебе, в дальнейшем без сильных разрывов могли проявить себя в работе. Чтобы с самого детства формировался профиль учащегося, на который уже могли обращать внимания работодатели, государство, и ученик и его родители видели неразрывную связь между образованием, дальнейшим трудоустройством и карьерой.

Антон Грачев — директор казанского ІТ-парка:

— Мне очень повезло со школой — я окончил лингвистический лицей №25 в Ижевске. В то время это была одна из самых сильных школ в городе. Я проучился в этой школе все 10 лет и несмотря на то, что школа находилась в центре города, а мы все это время жили на окраине, я упорно ездил туда сначала из одного конца города, а потом из другого.

Прекрасно помню учителей, почти всех, особенно действительно классного руководителя — учителя истории Наталью Андреевну, учителей английского, химии, биологии, литературы, физики, математики. Однозначно, школа помогла. Я еще застал то время, когда детей принимали в октябрята и пионеры, и это была та самая старая советская школа, больших изменений в которую 90-е еще не успели внести. У нас был очень дружный класс, и школа помимо прочего научила общению, дружбе, привила какие-то моральные качества.

Выпускников нынешних школ сложно оценивать — и ребята все разные, и школы все разные. Конечно, есть сильные ребята, окончившие профильные учебные заведения, но в целом, по ощущениям, уровень школьного образования упал. Образование превратилось в подготовку к ЕГЭ и в почти полное отсутствие профориентации, я сейчас не говорю про частности.

Если инвестировать государству, то, наверное, в дополнительное школьное образование: кружки, элективы, создание профильных классов. Нужна серьезная программа профориентации, принятая на государственном уровне. В целом, на мой взгляд, надо коренным образом менять школьную модель обучения: ту, которая была еще 20 лет назад, уже, наверное, не вернешь, но новую надо делать более сильной, иначе результаты мы не получим еще как минимум 10 лет.

«ПРЕСТИЖНЫЕ ШКОЛЫ — ЭТО НЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ»

Ильдар Гильмутдинов — депутат Госдумы РФ:

— Конечно, я помню школу свою. Я даже помог построить новую школу благодаря руководителям республики, я даже к президенту заходил по этому поводу. Теперь у меня в деревне современная новая красивая школа, это в Клянчеево, Камско-Устьинском районе. Я каждый год вот уже 10 лет в своей деревне провожу хоккейный турнир школьных команд района. Помню свой пединститут, где я окончил физико-математический факультет. Установил свою стипендию — каждый год два раза получают по два студента, те, кто учится хорошо и в общественной жизни участвует.

У нас была татарская школа, все предметы преподавались на татарском языке: биология, химия, математика. Мы учились, поступили в вузы и окончили с отличием. В школе у нас были сильнейшие учителя по всем предметам, благодаря им поступили в высшие учебные заведения. Тогда было сложно поступать в вузы. А педагоги были уважаемые, очень сильные личности, в педагогические вузы был конкурс и немаленький на отдельные факультеты. Это мы в 90-е годы утратили, когда в педвузы начали поступать те, кто не смог поступить в другие. В итоге получили таких педагогов.

Раньше получить хорошую книгу было целой проблемой. А интернет дал возможность обращаться к знаниям всегда
Раньше получить хорошую книгу было целой проблемой. А интернет дал возможность обращаться к знаниям всегда

Рафинат Яруллин — генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга»:

— Я помню своих учителей. Учился я в Удмуртии, в городе Можга. Мои учителя начальных классов — замечательные, интеллигентные, интересные люди. Я пошел учиться в русскую школу, так настояли родители при том, что я знал всего три-четыре русских слова. В течение полугода я неплохо стал знать русский язык.

Из школы мне запомнились отношения с людьми, отношения со сверстниками. Когда мы учились, было тяжелое время, но интересное. Школа и армия делают характер человека. Я считаю, что школа, конечно, нужна знаниями, но молодым людям нужна армия. Те, кто не служат в армии, все-таки люди более слабые. Армия дает хорошее воспитание.

Я считаю, что сейчас совсем другие дети. И интернет дал возможность обращаться к знаниям всегда. В наше время получить хорошую книгу было целой проблемой. Благодаря интернету уровень знаний сегодня совершенно другой. Благодаря ему можно в определенной области получить профессиональные знания. Я читаю лекции в Казанском университете, и диву даешься, какие молодые люди умные и подготовленные. Неважно, учится человек в КХТИ или МГУ — получение знаний зависит только от него.

В то время, когда я учился, профессия учителя была очень почетной, к нему все относились с трепетом и уважением. Это были образованные, интеллигентные люди. Они учили общаться с людьми, и это воспитывало и культуру, и интеллект. А сейчас профессия учителя стала непочетной. Все образовательные программы, деньги, которые выделяются сегодня — это все не главное. Главное — чтобы учителя пользовались уважением и чтобы это была достойная профессия.

Айрат Гараев — генеральный директор ФК «Рубин»:

— Мать моего внука училась в 102 школе Казани, все 10 классов. Моя дочь окончила эту школу с золотой медалью, ее фамилия и сейчас на доске почета, я был очень доволен этой школой. Сам я начинал учиться в Нагорном в школе №124, потом в №79, с 7-го класса до окончания среднего образования — в школе №131. Инна Васильевна Щедрикова была моей классной руководительницей. Иван Алексеевич Савельев был директором школы, в прошлом году на заседании городской думы ему было присвоено звание «Почетный гражданин» города Казани. Как депутат думы я с удовольствием голосовал за это решение. Савельев — прекрасный человек и прекрасный педагог, хотя он сейчас уже не директор школы №131, которую я окончил в 1981 году.

Школа мне здорово помогла. Тем более математическая №131. Математика — основная наука, она сильно помогает в работе. Много ныне говорят о высоком среднем балле ЕГЭ, но я думаю, нельзя ориентироваться исключительно на этот показатель. В целом система образования у нас хорошая. Но некоторую озабоченность вызывает снижение общего количества выпускников средних школ. В этом году ЕГЭ сдавали порядка 700 тысяч выпускников, а в 2005 году их было 1,3 миллиона человек — большая разница, вызванная спадом рождаемости в 90-х годах ХХ века. Но прирост рождаемости в Казани в последние годы стал фактом, больше стало строиться детских садов.

Хорошо, что увеличивается конкурс в педагогические ВУЗы, растет зарплата учителей, и это радует. Инвестиции в подрастающее поколение — самые правильные инвестиции! Новое поколение обладает большим знаниями, прогресс идет. Каждая эпоха дает свои ориентиры, современная — на высокие технологии.

Денис Нитенко — совладелец клубов «Батыр», Opera, BubbleGum (Набережные Челны):

— Так получилось, что я учился в трех школах. Начинал в общеобразовательной школе №17, окончил школу №26 в математическом классе. Школа №26 внесла наибольший вклад в мою дальнейшую жизнь, потому что она была и остается одной из лучших школ города. Насколько я знаю, она очень высоко стоит в республиканском рейтинге. Наш математический класс, который собирали по всему городу, конечно, тоже был в какой-то мере выдающимся. Очень много дали мне и учителя, и мои школьные товарищи — о них я вспоминаю всегда с большой теплотой. Мы и сейчас регулярно общаемся. Буквально недавно я встречался со своими школьными друзьями, мы обсуждали методы и качество современного образования. Есть положительные моменты — появилось много пособий и рабочих материалов по сравнению с тем временем, когда мы учились. Вместе с тем есть довольно странные и смешные нововведения, которые у всех вменяемых родителей вызывают удивление. Например, обществознание, где домашние задания предполагают поиск материалов без указания источника. Учитель говорит: ищите в интернете. А если в семье нет интернета или компьютера? Я считаю, что принцип должен быть такой: учитель должен давать информацию, которую дети в процессе домашнего задания усваивают, перерабатывают и закрепляют. В данном же случае учитель ничего не дает на уроках, а всю информацию нужно искать в других источниках.

Как это ни странно прозвучит, но я считаю, что талант везде пробьется. К сожалению, престижные школы сегодня — это не столько образовательные учреждения, сколько закрытых заведений для детей богатых и успешных людей с соответствующим микроклиматом. Я не хотел бы, чтобы мои дети учились в подобных заведениях. Я считаю, что главное — это сильные, хорошие педагоги, а они есть практически в любой школе. Что касается дальнейшей специализации в старших классах, надо выбирать именно класс, а не школу и тем более не ее имидж. У нас в городе есть пара-тройка лицеев, вокруг которых создан неоправданный ажиотаж.

Я думаю, нужно за счет государства активизировать программные обеспечения по обмену школьниками. Хорошо, если бы они могли поучиться некоторое время в образовательных учреждениях других стран: тут и язык будет подтянут, да и в целом это будет полезно для детей. Конечно, эти программы должны быть бесплатными.

«ВМЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ НУЖНО БОЛЬШЕ ПРОВОДИТЬ УРОКОВ ЖИЗНИ»

Павел Шацких — генеральный директор «Электроприбор»:

— Я учился в двух школах — №91 и №99. В школе №99 я проучился с первого по четвертый класс. Нам досталась молодая учительница сразу после института, и она на нас экспериментировала. Потом нам дали более традиционного, опытного учителя, и она делала из нас людей.

Учителей своих я помню. Поддерживаем связь с классным руководителем из школы №91 — учителем математики Раисой Федоровной. Благодаря сильной подготовке по математике я достаточно успешно поступил в два вуза.

У меня есть две подшефные школы — №28 и №96. Помогаем им с ремонтами, я периодически бывают на мероприятиях, которые организует школа. Дети все хорошие, но дальше все зависит от того, насколько правильно их сориентируют в первую очередь родители и какую искру они получат, обучаясь уже в старших классах школы. Для школы №96 я купил 10 комплектов очень серьезных Lego-роботов — это конструкторы высшего уровня, требующие знаний по механике, электрике. Ребята очень довольны, есть человек, который ведет этот кружок. Отвращения у этих детей к техническим специальностям точно не будет.

В школе надо инвестировать в подготовку учителей и более взвешенно сейчас подходить к формированию учебного плана. В школе, на мой взгляд, важна не первичная материально-техническая база — компьютеры, железки, интерактивные доски — а педагогика. Я бы даже сказал, что первичны не знания, а воспитание, тяга к делу. Правильное отношение к своей работе принесет положительные результаты.

Равиль Ахметшин — полпред РТ в Москве:

— Я окончил школу в деревне в Альметьевском районе. Поэтому я помню всех своих учителей. Они воспитали из нас хороших людей. Это была национально-татарская школа. Фактически все выпускники нашей школы поступили в вузы, получили хорошее образование. Выходцы из нашей деревни работают во всех сферах, есть великолепные доктора, инженеры, военные. Я помню своего классного руководителя, учителей по предметам. Возможно, сейчас другое время.

Мои дети окончили школу в Казани, получили прекрасное образование, отлично владеют иностранными языками, татарским языком, русским языком. Сейчас созданы все условия для получения образования в республике Татарстан. Я думаю, внуки тоже получат хорошее образование.

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар»:

— В этом году мой внук идет уже в 7-й класс. Я сам учился в нескольких школах. По характеру работы отца нам приходилось часто переезжать, и в итоге я учился в четырех школах. Последняя школа, в которой я учился в 9-м и 10-м классе, осталась в памяти. Мне повезло со школой — директор был хороший, преподаватели тоже, особенно по русскому языку и литературе.

Три года обучения в школе я жил в интернате — с 4-го по 7-й класс. Родителей отправили работать в колхоз, а я остался учиться в поселке. Эти три года в интернате дали мне очень много самостоятельности, научили принимать решения самому, рассчитывать только на себя. Непростая жизнь в интернате дала мне максимальную пользу по жизни.

Получение образования зависит от самого школьника: человек, который настроен на учебу, у кого мозги правильно работают, учится. Через силу нельзя заставить человека учиться. А школа должна создать условия, чтобы обучение было престижным, а не наоборот. Я вижу по внуку: он учился в одной школе, там были определенные правила, своеобразный моральный климат, многое пущено на самотек. Сейчас мы перевели его в школу №83 — совсем другое дело. Вся школа настроена на обучение, и это передается ученикам. Для него теперь стало важным учиться. Многое зависит от директора — какой коллектив и дух он создаст в школе.

Сергей Никифоров — генеральный директор «ФБК-Поволжье»:

— Я до сих пор помню своих школьных учителей. Учился я в школе №46, сейчас ее уже нет, но в то время она была очень известной. Я до сих пор вспоминаю учителя русского языка и литературы Лилию Семеновну Гомарник. Она научила меня правильно писать, читать правильную литературу. Я пишу статьи и в ваше издание, и считаю, что во многом есть заслуга именно моего учителя.

Сегодня надо немного менять отношение учителей к детям. У всех разные финансовые возможности для помощи школе, и к некоторым детям учителя показывают определенное отношение, заводят любимчиков. Это даже афишируется. А у тех родителей, которые не имеют возможности помогать школе, дети получают обычный стандартный пакет знаний. Такой меркантилизм — это не очень хорошо. Дети сами все в классе разные по социальному статусу и так далее, а получается, что еще и школа давит.

Лучше школа или хуже — зависит не от ее материально-технической базы. Школу определяет коллектив, а не интерактивные доски. Все это начинает размываться, и слово «Учитель» с большой буквы. Для интереса можно посмотреть на объем репетиторства, раньше такого объема не было.

Получение образования зависит от самого школьника: человек, который настроен на учебу, — тот учится
Получение образования зависит от самого школьника: человек, который настроен на учебу, учится

Михаил Сыровацкий — президент ХК «Динамо-Казань»:

— Детей у меня пока нет, я пока молод. Но когда они у меня появятся, я отправлю их в одну из трех, на мой взгляд, лучших казанских школ. Это №131 с математическим уклоном, №18 — с английским и №122, все это замечательные школы, все мои друзья окончили эти школы. По крайней мере, во времена моей молодости, эпохи СССР. Сам я учился в скромной школе №98, очень ей доволен, она дала мне хорошее образование. Конечно, и учителей помню. Сара Абрамовна — прекрасный преподаватель русского языка и литературы, к сожалению, она ушла из жизни, когда еще мы учились в 7-м классе. Это был самый сильный преподаватель, на мой взгляд. Так что школа мне очень помогла в дальнейшей карьере — это фундамент всего.

Не готов обсуждать современное школьное образование, я его не понимаю, оно мне не нравится. Советская средняя школа — это, на мой взгляд, лучшее среднее образование, потому что там правильно преподавалась история, математика, алгебра, физика, химия, правильно поддерживался здоровый образ жизни каждого учащегося. Мы катались на лыжах, играли в хоккей — превосходное было обучение. Мне сложно оценивать выпускников нынешних школ, поскольку ко мне на работу приходят выпускники вузов. В Казани не могу не отметить два прекрасных института: финансовый и юридический.

Безусловно, в первую очередь нужно вкладывать средства в учителей, надо заинтересовывать их, дабы у них было какое-то распределение. Чем больше они работают в школе, чем больше у них будет стаж, тем больше должна быть зарплата, был бы стимул. Техническое оснащение школ должно быть передовым. Особенно в плане информатики. Нужно убрать систему ЕГЭ и вернуться к старому, классическому среднему образованию советской школы. Молодежь перестала писать и читать, делает массу грубых ошибок. Потому что они не пишут сочинения, диктанты, изложения, чего у нас было вдоволь, стихи учили. Да, в мое время информатика только зарождалась, но мы тянулись к ней, видя первые огромные компьютеры. Сейчас столько превосходных гаджетов, что даже мне приятно и комфортно с ними работать. Этому нужно обучать со второго-третьего класса, хотя нынешние дети к этому времени уже давно обучены работе с компьютером. Ну, и обязательное знание английского языка, и не с пятого-шестого класса, а с первого. Три обязательных языка: русский, татарский и английский или же какой-то другой на выбор, который должен быть. Усиливать преподавание истории, русского языка и литературы. Это мое личное мнение, вижу, как мучаются дети моих друзей с этим ЕГЭ. Не надо придумывать ничего нового, просто вернуться к старой, проверенной системе. К школе преподавания, школе преподавателей, которые дают знания.

Шамил Хуснутдинов — директор ХК «Ак Барс»:

— Мои дети учатся в школе №2 со спортивным уклоном, что на Булаке рядом с отелем «Мираж». Там учатся и юные хоккеисты, и фигуристы — кто-то с утра ходит, кто-то в обед, кто вечером, все расписание подстроено под юных спортсменов. В последнее время образовательная составляющая в этой школе стала намного выше. И мы, родители, этого требуем, и школа. Так что наши ребята учатся нормально.

Я сам учился на малой родине, в Буинске. Никогда не забуду учительницу начальных классов Антонину Васильевну. Эта школа мне здорово помогла, учился хорошо, окончил ее и поступил в Казанский университет на юридический факультет. Кто плохо учится, тот имеет мало шансов на продвижение в жизни! Без школы никуда.

Мне кажется, что нынешнее образование стало хуже, менее фундаментальным. Все эти тесты, экзамены, ЕГЭ... складывается ощущение, что выпускники советских средних школ были лучше подготовлены, чем нынешние. Единственная разница заключается в том, что современные выпускники гораздо лучше владеют иностранными языками по сравнению с прежними. В остальном точные науки, русский язык, литература преподаются гораздо хуже.

Все профессии необходимы и хороши. Но именно воспитание является самой важной составляющей школы, к этому нужно относиться предельно серьезно. Значит, акцент нужно делать на преподавателях. Чтобы их профессия была очень почетной, хорошо оплачиваемой, чтобы молодежь стремилась учиться на такие специальности, создавая сильный конкурс.

Светлана Павлова — генеральный директор ООО «Дистанционный репетитор» (NewTutor, Москва):

— Со школой у меня связаны удивительно теплые воспоминания. Мне повезло, у меня были потрясающие учителя и школа с сильными традициями.

Я училась в Москве, в школе №768 (сейчас №1694), и работать учителем я пришла в свою же школу в 1992 году, утром училась в институте, а во вторую смену работала в школе. Это было чудесное время, когда в школе можно было творить, учитель имел право выбирать учебники сам.

В школе сейчас есть все, но нет самого главного — детей. За ворохами бумажек, отчетов и тестов забыли о том, что школа создана для детей. В современной школе не учат делать выбор и принимать решения, учат не рисковать, учат не ошибаться, не учат задавать вопросы, а учат находить правильные ответы. А от современных молодых людей ждут творчества, креативности, гибкости.

Существующее образование не соответствует запросам времени. Да и педагогов, о которых можно сказать, что это личность, в школах все меньше, невыгодно быть принципиальным, когда зарплата зависит от умения закрывать глаза и не видеть, как списывают, обманывают и так далее.

Менять нужно многое, но самые благоприятные материально-технические условия не дадут результат, если мы не будем инвестировать в кадры: повышение квалификации преподавателей и психолого-педагогическое просвещение родителей необходимы каждой школе. Для старшеклассников я бы вместо традиционных уроков проводила побольше уроков жизни — мастер-классов с настоящими людьми: с врачами, банкирами, предпринимателями.

Для старшеклассников я бы вместо традиционных уроков проводила побольше уроков жизни — мастер-классов с настоящими людьми: с врачами, банкирами, предпринимателями. Ведь даже родители одноклассников могут делиться своим жизненным опытом с ребятами. А при наличии инвестиций можно проводить такую работу настоящим «звездным» составом. Я рада, что в некоторых школах уже есть традиции мастер-классов от родителей или гостей. Выживание школ возможно при таком пути развития.