А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

Сегодня информационное пространство взорвало сообщение, которое распространила пресс-служба президента Украины. В ходе телефонного разговора Петр Порошенко и президент России Владимир Путин договорились о прекращении огня на Донбассе, сообщила пресс-служба украинского президента.

«Президент Украины Петр Порошенко провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. Результатом разговора стала договоренность о постоянном прекращении огня на Донбассе. Было достигнуто взаимопонимание относительно шагов, которые будут способствовать установлению мира», — сказано было в сообщении пресс-службы.

Сообщения начали тиражировать СМИ, вспоминая недавние слова пресс-секретаря главы российского государства Дмитрия Пескова о том, что точки зрения Путина и Порошенко по возможным путям выхода из кризиса в значительной степени совпадают.

Новость о прекращении огня была воспринята настолько позитивно, что российский рынок акций и курсы валют отреагировали бурным ростом. Курс доллара с расчетами «завтра» буквально в первые минуты после сообщения к 12:16 мск потерял 43 копейки до 37,03 рубля, курс евро снизился на 51 копейку до 48,67 рубля. Индекс ММВБ к 12:18 мск рос на 3,03% и составил 1442,74 пункта, индекс РТС — на 4,79% до 1234,34 пункта.

Однако позднее Песков был вынужден скорректировать сообщение украинской стороны. Россия не является стороной конфликта, поэтому стороны не договаривались о прекращении огня. «Путин и Порошенко действительно обсудили шаги, которые способствовали бы прекращению огня между ополченцами и украинскими силовиками. Договариваться о прекращении огня Россия не может физически, поскольку не является стороной конфликта», — заявил Песков.

Тем временем ополченцы заявили, что не верят в то, что украинские силовики подчинятся решению Порошенко о бессрочном прекращении огня. «Порошенко карательные батальоны не контролирует, не факт, что они подчинятся его решению Армия ДНР не прекратит огонь как минимум до тех пор, пока на Донбассе находятся каратели», — приводит РИА «Новости» слова руководителя международной информационной службы политотдела минобороны Донецкой народной республики Владислава Брига. Он подчеркнул, что ему не известно ни о каких договоренностях с ДНР по поводу прекращения боевых действий. А вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил, что Порошенко не согласовывал с ДНР решение о прекращении огня в Донбассе. «Это какая-то игра Киева. Для нас это полная неожиданность. Это решение принято без нас», — процитировал для РИА «Новости» слова Пургина его помощник.

Пургин также назвал это решение Киева «невыполнимым» для ДНР. «Оно невыполнимо, пока силовики находятся на территории республики. Условием для прекращения огня по-прежнему является вывод украинских войск с территории ДНР», — заявил Пургин через помощника.

В итоге Киев бы вынужден скорректировать собственное заявление, заменив слова «договоренность о постоянном прекращении огня» на «договоренность о режиме прекращения огня». «Результатом разговора стала договоренность о режиме прекращения огня на Донбассе. Было достигнуто взаимопонимание относительно шагов, которые будут способствовать установлению мира», — говорится в уточненном сообщении.

Напомним, вопрос о прекращении огня был одним из ключевых в ходе трехсторонних консультаций в Минске в прошлую пятницу. В тот же день Путин и Порошенко провели личную встречу. Основным итогом переговоров стало решение о возобновлении работы контактной группы по мирному урегулированию конфликта на востоке Украины и консультаций по газовому вопросу.

НЕ УДАСТСЯ ПРЕДСТАВИТЬ ВОССТАВШИЙ НАРОД КАКОЙ-ТО ЧАСТИ УКРАИНЫ КАК МАРИОНЕТОК

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» новости вокруг Донбасса.

Максим Шевченко — известный журналист, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества:

— Это так Порошенко хочется, чтобы Путин контролировал ополченцев. Многие прислушиваются к Путину, но он уже выразил свою позицию. «Мы не управляем Донецком и Луганском, — сказал президент России. — Надо договариваться с ними напрямую». Поэтому думаю, это договоренность о намерениях. Уверен, что президент России заявил, что он готов содействовать прекращению огня. Но Путин же сказал, что надо договариваться с Луганском и Донецком напрямую. Поэтому все равно не удастся представить восставший народ какой-то части Украины как просто марионеток. Не получится. Я знаю полевых командиров. Алексей Мозговой сказал: «Мы воюем против олигархии, криминальной, продажной бюрократии. Мы не потерпим возвращения ни «Партии регионов», ни чиновников «Партии регионов», ни всех остальных. Мы хотим народовластия, справедливой народной социальной республики. Мы хотим единой Украины, но без прежних криминальных лиц, которые виновны перед народом в развязывании гражданской войны». Я слышал это своими ушами. С Путиным договаривайся не договаривайся — надо с Мозговым договариваться. Если Порошенко хочет быть президентом всей Украины, то надо договариваться со всей Украиной, а не с иностранными государствами, передоверяя им волю украинского народа.

Слова Порошенко сказаны украинскому народу, потому что на Украине есть миф, что это российская интервенция. Киев своему народу врет и боится рассказать, что на самом деле 15 тысяч человек, которые воюют сегодня и громят киевские войска, — это все-таки не российские военнослужащие, а граждане Украины. Им это сегодня страшно признать. Поэтому «мы с Путиным договорились» рассчитано на внутреннюю аудиторию. Я думаю, что на это можно не обращать внимания.

Путин в свое время сказал: референдум не проводить, а референдум был проведен. Понимаете? У нас есть практика — Путин говорит: «Я прошу выпустить силы из кольца». А их на выходе из кольца уничтожили практически. «Я прошу сделать то-то и то-то», — а повстанцы делают по-своему.

«Договорились с Путиным» — это значит, что Москва, очевидно, будет принимать официальные делегации ДНР и ЛНР, вести с ними переговоры. На самом деле ситуация усложнится, будут введены новые карты в эту политическую игру. Поэтому надо садиться за стол. Нравится или нет Порошенко, но надо садиться за стол с Захарченко, Мозговым. А какой выход? Выхода нет.

Анатолий Вассерман — политический консультант:

— Есть такой американский анекдот: «Как определить, что юрист врет?» «Когда он врет, у него губы шевелятся». Так вот к украинским политикам тоже относится, по крайней мере, ни один из соучастников государственных переворотов в Киеве ни в 2004 году, ни в 2014-м не сказал в ходе своей публичной деятельности ничего хоть сколько-нибудь похожего на правду. В частности, если Петр Андреевич Порошенко говорит, что в беседе с президентом Владимиром Владимировичем Путиным он договорился о постоянном прекращении огня, это значит только одно: войска Украины больше не могут активно вести боевые действия, скатываются по всему фронту и не имеют возможности больше стрелять. А еще это значит, что он в очередной раз пытается возложить на РФ вину за то, что он сам со своими соучастниками развязал на Украине гражданскую войну, причем даже не в своих собственных интересах, а в интересах своих командиров из Соединенных Государств Америки.

Новороссийские ополченцы уже не раз конкретными делами доказывали, что действуют вполне самостоятельно, хотя и прислушиваются к мнению уважаемых ими людей и государств, но все же не безоговорочно подчиняются этим мнениям, а действуют на основании собственных соображений и интересов Новороссии. Поэтому я теоретически не исключаю даже, что ополченцы на какое-то время прервут боевые действия, даже самое успешное наступление вынужденно время от времени приостанавливаться для перегруппировки и подтягивания ресурсов, но это никоим образом не означает, что они действуют на основании предписаний президента Путина. Да, конечно, РФ в целом заинтересована, чтобы с ней граничило мирное и вменяемое государство. Но это вовсе не значит, что РФ может предписать кому бы то ни было на Украине прекратить огонь. Это могут сделать только сами граждане Украины и Новороссии в ходе прямых переговоров между собой.

Очередная ложь Порошенко продержалась совсем недолго. Этого следовало ожидать. Дело в том, что украинские политики давным-давно заврались настолько, что им перестали верить сколько-нибудь серьезные люди. Поэтому, в свою очередь, перестали задумываться даже о том, сколько минут продержится та или иная их ложь. И это лишнее доказательство того, что верить этим людям заведомо бессмысленно. Так что в следующий раз, когда мы услышим из уст украинского политика ссылку на президента РФ или еще какого-нибудь уважаемого, в отличие от них, человека, будем сразу знать, что верить этим словам нельзя.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Смущает ситуация, что информация до конца не подтверждается. Но то, что Порошенко официально заявил, что достигнуты какие-то договоренности (неважно, достигнуты они или нет), это свидетельствует о том, что украинская сторона, Киев готов пойти на какой-то компромисс. Вопрос в том, на какой компромисс, признает ли он ополченцев как стороны переговоров и так далее. Но Порошенко сам стал сейчас заложником ситуации, совершил политическую ошибку: он в условиях войны фактически объявил о проведении парламентских выборов. И теперь любая уступка по вопросу востока Украины будет всячески раздуваться его оппонентами и ставиться ему в вину. Российская сторона это понимает, об этом сказал в интервью Первому каналу Путин. Поэтому сейчас ситуация достаточно неоднозначная. Но сам факт заявления говорит о том, что украинская сторона посылает сигнал, что она готова идти на какие-то уступки. Это, в принципе, вполне предсказуемо после того, как в результате контрнаступления ополченцев за последние две недели Киев лишился иллюзий, что он сможет быстро военным способом решить проблему востока Украины.

Михаил Делягин — директор института проблем глобализации:

— Во-первых, Порошенко не может договориться с Путиным о прекращении огня, потому что Порошенко воюет не с Путиным. Порошенко воюет со своим народом. Договариваться надо с народом. Путин может выразить поддержку этой точке зрения или не выразить ее. Но он не может командовать ополченцами.

Второе. Заявления нацистов с самого начала кризиса, как правило, представляют собой стопроцентную ложь. Поэтому обращать какое-либо внимание на заявление нацистов бессмысленно. Они доказали, что регулярно и систематически обманывают. Люди, которые верят им, оказываются в положении Макаревича, который успел принести всему миру извинения за то, что Россия сбила малайзийский «Боинг», который, как выяснилось, сбили нацистские летчики. Соответственно, пресс-служба Порошенко может нести любую околесицу. Ну и пусть несет дальше. Обращать на это внимание нелепо. Это сотрясение воздуха.

Константин Затулин — директор института стран СНГ:

— Мне очевидно, что президент Путин — достаточно взрослый человек, и у него существуют собственные доверенные лица, прежде всего его пресс-секретарь на тот случай, чтобы заявлять от своего имени что-либо. Администрация Порошенко не замечена в чистом изложении фактов и в том, что вещи она называет своими именами. Приведу пример: Порошенко называет мирным планом с момента своей инаугурация план подавления силой сопротивления и протеста на востоке Украины, то есть он поступает в духе Оруэлла: «Мир — это война». Поэтому верить ему на слово в этом вопросе я бы не стал. Конечно, было бы неплохо, если бы это оказалось правдой с точки зрения того, что украинские вооруженные силы получат приказ прекратить огонь. Я думаю, если это произойдет, то и ополченцы последуют этому примеру. Но заявления в духе «мы с Путиным договорились прекратить огонь» — это, безусловно, плохо завуалированная попытка доказать, что Порошенко по поводу военных действий договаривается только с Путиным. Мы говорим о том, что он должен договариваться с теми, кто ему противостоит. А Порошенко всеми силами, в том числе таким образом, пытается доказать, что на самом деле стороной конфликта является Россия, и с ней мы договариваемся. Это пиар-ход, поэтому Песков так отреагировал.