НА ВЫБОРАХ КАК В СПОРТЕ: НЕ ВСЕ ДОХОДЯТ ДО ФИНАЛА, КТО-ТО СХОДИТ С ДИСТАНЦИИ

Центральная избирательная комиссия РТ сняла с выборов в Государственный совет РТ 13 кандидатов по партийному списку ЛДПР. Об этом сегодня газете «БИЗНЕС Online» сообщила зампредседателя ЦИК РТ Валентина Каменькова.

«Решение о снятии 13 кандидатов поступило к нам от самой партии ЛДПР, — объяснила она. — Данное решение партия приняла по окончанию конференции регионального отделения ЛДПР, которое проходило 29 августа».

После исключения 13 человек — выбыли Светлана Гараева, Рамиля Зарипова, Лиана Сибагатова, Гузель Миннуллина, Альбина Ганиева, Рустам Каримов, Ирина Бендик, Анна Натальина, Ольга Орлова, Роман Андреев, Алина Андреева, Нина Сергеева, Руслан Аппаров — в партсписке остались еще 20 кандидатов в Госсовет РТ. Интересно, что практически все эти кандидаты не имеют высокого социального статуса — среди них водители, домохозяйки, мелкие предприниматели и т.д.

Ситуацию со снятием такого большого количества кандидатов из партсписка для «БИЗНЕС Online» прояснил Сергей Гущин — заместитель координатора татарстанского регионального отделения ЛДПР: «Почему у нас столько снялось? Ну, вся первая тройка осталась. Но вы посмотрите, в основной массе наши кандидаты — это женщины причем из районных центров. Изначально они думали, видимо, что избирательная кампания не будет отнимать много сил и времени, что их включение в партийный список — больше формальность. Оказалось, естественно, что все не так. Тем более требуется активная работа сегодня, на финишной прямой. И тут обнаружилось, что у многих не хватает ни сил, ни морально-волевых качеств. Потому что есть своя работа, есть семейный очаг...»

Сергей Гущин (слева)
Сергей Гущин (слева)

«То есть вы хотите сказать, что эти кандидаты сами подали заявления?» — уточнил корреспондент «БИЗНЕС Online». «Да, конечно, — подтвердил Гущин. — Тут сказался именно рабочий момент, что эти кандидаты на завершении избирательной кампании не усилили работу, а ослабили ее. Мы спрашиваем: как у вас проходят встречи с избирателями, что еще делаете? Есть же определенные требования со стороны партии. Не просто же ты назвался кандидатом, а ничего не делаешь. Мы начинаем выяснять причины и вынуждены сказать: извините, если вы ничего не хотите делать, тогда пишите заявление о выходе из кандидатов. Для нас принципиально важно не только количество кандидатов. Они думали: назвались кандидатами, и само собой будет и положение, и звание. Но надо же работать! Хотя мы, конечно, понимаем, что оторваться от семьи, тем более женщине, тяжело. Кандидату приходится много времени тратить на агитационную работу, и семья это сразу чувствует. И когда мы спросили кандидатов, готовы ли они сегодня активно работать, выяснилось, что готовы далеко не все, потому что возникают семейные разногласия. Мы, естественно, против того, чтобы семья развалилась, чтобы ставить ее на кон политической карьеры. Значит, надо выбирать, сможет ли кандидат дальше работать, встречаться с людьми, контролировать ход выборов. Понятно, что 14 сентября, в день голосования, вообще спать не придется, это же ответственность очень большая. К тому же некоторые наши кандидаты порой встречаются и с негативным к себе отношением. Женщины тоже не готовы были к этому. Для нас все это неприемлемо, сейчас как раз то время, когда надо резко усилить активность. На выборах как в спорте: не все доходят до финала, кто-то сходит с дистанции».

Добавим, что, согласно опросу, проведенному центром аналитических исследований и разработок по заказу газеты «БИЗНЕС Online», ЛДПР набрала бы лишь 3,4% голосов.

Напомним, что сокращения партсписков уже происходили в эту избирательную кампанию. 25 августа Верховный суд России снял с выборов в Татарстане партийный список «Яблока». Газета «БИЗНЕС Online» рассказывала про предвыборный бой 1 августа двух партий-конкурентов в Верховном суде Татарстана. Заявление подало татарстанское отделение «Справедливой России», настаивая на том, что из заверенного Центризбиркомом РТ партсписка «Яблока» надо исключить сразу пятерых. А поскольку в этом списке «Яблока» всего 6 человек, исключение 5 повлекло бы за собой немедленную отмену регистрации всего списка. Фактически все претензии были формального характера. Тем не менее «Справедливая Россия» настаивала на том, чтобы снять «Яблоко» с предвыборной дистанции. Впрочем, это никого не удивило: для эсеров в Татарстане важен каждый голос, и наличие такого конкурента, с которым отчасти у них общий электорат, конечно же, им не к чему.

«НА ЭТИХ ВЫБОРАХ МЫ ВИДИМ БЕСКОНЕЧНЫЕ ЧУДЕСА.
ТО СПИСКИ ПОЯВЛЯЮТСЯ, ТО ИСЧЕЗАЮТ...»

Эксперты и представители других партий прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» неожиданное решение ЛДПР.

Рушания Бильгильдеева — председатель ТРО «Справедливая Россия»:

— Для меня эта новость была достаточно неожиданной. Я думаю, что региональное отделение ЛДПР было очень малоактивным и этот список, который они скомплектовали, там были не настоящие члены этой партии. Скорее всего, от ЛДПР туда были вписаны всякие «нужные люди». Поэтому с ними и произошла эта история. Если бы региональное отделение ЛДПР работало активно, они могли бы быть проходными. Мы, «Справедливая Россия», испытываем постоянное давление на наших кандидатов-одномандатников на местах. Но поскольку наши кандидаты настоящие и хотят получить результаты на выборах, они не поддаются никаким провокациям. Мы стараемся сделать все в соответствии с законом. Поэтому пока сохраняем наши ряды. Но такие ситуации, даже связанные с кандидатами от другой партии, мне не нравятся.

Татьяна Гурьева — первый секретарь набережночелнинского горкома партии «Коммунисты России»:

— Не знаю, какие кандидаты исключены из списка, но, возможно, кто-то из них просто мешал. Однако в целом ЛДПР вряд ли можно назвать партией. Я 20 лет участвую в выборах. Действительно, в «раннем» ЛДПР в Татарстане еще были активные люди. Но в последние годы, вот уже в нескольких выборах, и ЛДПР, и «Справедливая Россия», как правило, солидарны с властью. Почему? Как правило, у них много агитации, особенно у «Справедливой России». Но в день выборов у них нет никаких наблюдателей — и фактически голосами за эти партии партия власти пользуется как своими. Я же всегда ставлю задачу перед нашими наблюдателями сохранить чистоту выборов, чтобы сохранить то голосование, которое действительно осуществили избиратели. И когда мы пытались возбудить уголовные дела по фактам подтасовок, и СР, и ЛДПР просто молчали. Что это, как не подтверждение того, что эти партии полностью находятся под властью?

На этих выборах, как ни на каких других, мы видим бесконечные чудеса. То списки появляются, то исчезают, как это было, например, со списками КПСС. Явно идут на уровне власти интриги, продолжается борьба. Но даже сейчас, в момент, когда приближаются выборы, у партии власти нет единства. Логично было бы, чтобы партсписок был максимально полным. Если ЛДПР в Татарстане корректирует его сейчас, значит, это нужно партии власти. Значит, партия власти неуверенно себя чувствует по каким-то причинам. Что тоже неудивительно — известно, что существует команда нового президента и старого, и чувствуется, что ведется «подковерная борьба» внутри власти.

Возвращаясь к ЛДПР, это партия, которую можно назвать несуществующей в Татарстане. В межвыборный период они не ведут никакой деятельности, ближе к выборам люди «прилипают» к партии, чтобы получить мандат. Есть вождь Жириновский — хороший актер. Поэтому неудивительно, что в политических кругах ЛДПР так и называют — партия одного актера. Есть депутаты от ЛДПР, которые в силу своего депутатства что-то говорят. Но партийной работы не видно. Ни в городе, ни в Татарстане, ни в России я не вижу, чтобы партия вела регулярную деятельность.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Я считаю, что здесь не обошлось без руки Кремля. Причем Кремля нашего, казанского. Потому что ЛДПР в последние годы была партией, контролируемой властью. До 1999 года все партии в Татарстане были в оппозиции казанскому Кремлю, и только после создания партии «Вся Россия», которая объединилась с «Отечеством», у них появилась одна своя партия. И только потом от власти во все партии, кроме «Яблока», были засланы «засланцы», которые контролировали происходящее.

Цель такого демарша одна: полностью аннулировать список кандидатов от ЛДПР. Дело в том, что есть процент кандидатов, после которого можно убрать с выборов весь список. До этого процента еще не дошли, но теперь это легче будет сделать. Если Центризбирком Татарстана найдет в списке от ЛДПР еще несколько человек, которые не удовлетворяют каким-то требованиям, то сможет совсем убрать эту партию.

Но задача по снятию ЛДПР с выборов иррациональна. Здесь нужно иметь в виду поступки самого Жириновского, например, его высказывания о татарах, которых якобы нужно выслать в Монголию. С тех пор к этой партии здесь относятся отрицательно. Но она и так не имеет большой поддержки в республике. Она популярна только в средних городах, например, в Нижнекамске, среди людей, которые окончили ПТУ, техникумы... Так что шансов победить на выборах у этой партии не было абсолютно. Соответственно, и «химичить» со списками ЛДПР смысла не было.