НЕТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ!

В Казани прошла вчера всероссийская научно-практическая конференция «Недобросовестная конкуренция. Проблемы теории и правоприменительной практики». Организаторами выступили управление федеральной антимонопольной службы по РТ и министерство экономики РТ. Наряду с антимонопольщиками, сотрудниками минэкономики РТ, прокуратуры, представителями различных организаций, а также студентами вузов был на мероприятии и гость из Москвы — начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов. Всего в конференц-холле «Учебно-методический центр ФАС России» собрались свыше сотни человек.

Первым выступил Карташов. Он рассказал про проект изменений законодательства о недобросовестной конкуренции. Так, предполагается запретить использование слов в превосходной степени: «лучше», «самый», «номер один» и так далее. Сейчас это возможно делать, но используя дисклейм — ту самую маленькую звездочку со ссылкой на то, что «продукт является №1 потому-то и потому-то». Однако, как показывает практика, многие недобросовестно подходят к использованию этой нормы: пишут очень мелким шрифтом, нечитаемым либо неконтрастным. Карташов отметил, что в этих случаях «по факту дисклейм есть, а по существу это издевательство».

Николай Карташов
Николай Карташов

Также проект предусматривает запрет на сравнение товара, деятельности, основанное на малозначительных или несопоставимых фактах.

На этом список новых запретов не заканчивается. В нормы права может быть внесен запрет на «действия, которые могут привести к смешению». Например, когда внешний вид, цветовое обозначение схожи с расцветкой известного бренда. В качестве примера Карташов привел автозаправки, оформленные в сочетаниях цветов, напоминающих известные российские сетевые бренды.

БЕРЕГИТЕ СВОЙ GOODWILL

Могут стать более точными нормы, под которые подпадает использование goodwill — деловой репутации хозяйствующего субъекта конкурента. Был приведен пример, когда фирма начала продавать кожгалантерею в московском ГУМе под маркой Vacheron. При этом создавалось впечатление, что она имеет отношение ко всемирно известному швейцарскому производителю элитных часов Vacheron Constantin, занимающемуся в том числе и производством кожаных ремешков для часов. Действия компании были признаны недобросовестной конкуренцией.

Некоторая дискуссия возникла после того, как Карташов озвучил предложения внести защиту права преждепользования: «Например, если одна фирма издавна выпускала продукцию, но не регистрировала обозначение, а конкурент «ногами дошел до Роспатента» и начал к первому предъявлять претензии». Во время своего выступления доцент кафедры гражданского и предпринимательского права КФУ Роза Ситдикова обратила внимание, что право преждепользования в отношении советских товарных знаков уже пытались ввести. Но даже это узкое нововведение, не успев вступить в силу, было отменено. «В отношении же всех товарных знаков это очень осторожно надо вводить, потому что путь этот болезненный и может привести к дестабилизации гражданского оборота».

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ

Далее выступил начальник управления инвестиционной и инновационной деятельности минэкономики РТ Борис Михайлов, рассказавший о том, что Татарстан является пилотным регионом, в котором разрабатывается и внедряется стандарт развития конкуренции. Всего в «пилотах» участвуют 6 регионов. В нашей республике ответственным за проект назначено министерство экономики. Работа должна быть завершена к концу 2014 года.

Борис Михайлов
Борис Михайлов

Михайлов вкратце перечислил основные реализуемые положения. Так, уже создан коллегиальный орган. Далее необходимо создать список социально значимых рынков. Предварительный список содержит в себе 21 рынок. После проведения научного исследования список будет уточнен и классифицирован. Также будет создаваться «дорожная карта» по реализации стандарта. Для повышение уровня информированности заинтересованных субъектов на сайте министерства создан специальный раздел, посвященный реализации стандарта. Также в стандарте упоминается внедрение «общественного контроля за естественными монополиями».

В заключение Михайлов отметил, что тяжело идти первыми, но министерство нацелено на успех.

«НАРЗАН» УСТОЯЛ ПОД НАПОРОМ ИНГУШСКОГО ЛОББИ

Выступление ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности Ивана Близнеца изобиловало яркими примерами. Так, на Украине, «зарегистрировав у себя в ведомстве товарный знак», выпускали конфеты «Алинка». Сладости по внешнему виду были очень схожи с продукцией фабрики «Красный октябрь», с той самой шоколадной плиткой «Аленка».

Иван Близнец
Иван Близнец

Также Близнец рассказал, что существует мощное ингушское и кабардино-балкарское лобби, желающее выпускать свою продукцию под маркой «Нарзан»: «И люди из правительства ходили, депутаты десятками запросы слали... Но «Нарзан» воспринимается однозначно — продукт, произведенный в Кисловодске. И не может быть добыт в других местах».

Напоследок был приведен пример рекламной статьи «МегаФона». В ней указывалось, что на высоте в 3012 м в поселке Домбай только «МегаФон» обеспечивает возможность использования мобильной связи. Однако выяснилось, что эти сведения не соответствовали реальности: в поселке МТС и «Билайн» также имеют свои базовые станции.

80% РЕШЕНИЙ УФАС ПО РТ ОСТАЮТСЯ В СИЛЕ

Судья Алексей Кириллов рассказал, что татарстанский арбитраж в прошлом году рассмотрел 204 дела с участием УФАС по РТ в качестве ответчика. За 9 месяцев 2014 года в базе имеется 137 дел. Кириллов также привел пример из практики: из-за тонкостей требований к халяльной продукции приходилось даже исследовать нормы мусульманского права. Сами же производители создали в Москве такой общественный орган, как «Росхаляльнадзор». Также есть системы добровольной сертификации мусульманских продуктов.

Судья упомянул, что про окончание известного татарстанского спора по бренду «Пятерочка» между москвичами и «Ак Барс Торгом» узнал на сайте «БИЗНЕС Online».

Из свежих примеров Кириллов описал рассмотрение татарстанским арбитражем дела ЗАО «Смартс-Казань». Компания организовала акцию «Бонус за входящие», предусматривавшую баллы за входящие звонки на данного оператора, что привело к уменьшению у «Смартса» транзакционных расходов, «а у других они увеличились». Поведение было признано антиконкурентным.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Карташов ответил, что по «центральному аппарату ФАС» процент отмены решений составляет не более 5. Судья Арбитражного суда РТ Кириллов также подтвердил тенденцию, сообщив, что в арбитраже примерно 80% решений УФАС по РТ остаются в силе.

Алексей Кириллов
Алексей Кириллов

БУКВА ЗАКОНА ИЛИ НЕОБРАТИМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Участники рынка поделились с «БИЗНЕС Online» впечатлениями о взаимоотношениях с антимонопольным органом.

Наталья Хамидуллина — генеральный директор РА «Концепто»:

— У нас были случаи, когда УФАС предъявляло нам ряд нарушений по разным статьям. В основном нарушения были по каким-либо изображениям, на картинках. Кроме того, были претензии за отсутствие разъяснений информации по конкурсу, связанному с поездкой в Барселону.

Что касается советов рекламопроизводителям, то в первую очередь посоветую как можно тщательнее перепроверять все свои рекламные кампании, обращаться к юристам. Не стремиться выдать готовый результат как можно скорее, а проверить 10 раз на соответствие закону и юридическим нормам.

Алена Ермолаева — директор рекламного агентства «Два товарища»:

— Рекламные агентства, которым дорога репутация своей организации и организации рекламодателя, попадают в поле зрения УФАС крайне редко или не попадают вообще. Мы очень четко следуем букве закона, и те прецеденты, которые были у наших конкурентов и коллег, учитываем в своей работе. Есть закон, которому необходимо следовать, в случае непонимания каких-то моментов можно обратиться за консультацией к юристу. Лучше потратить какое-то время для разрешения вопросов, чем потом столкнуться с последствиями, которые могут оказаться очень неприятными или даже необратимыми.