«Солнечный» канадский цирк, прочно обосновавшийся в России, немного изменил формат — на этот раз он представил шоу партнера и друга «Цирк Элуаз», премьера прошла в минувшую пятницу в столичном «Крокус Сити Холле». Как оказались связаны Шекспир и маргинальная молодежь, кто прошел по «звездной дорожке» на премьеру в зал имени Муслима Магомаева и будут ли показываться в России в дальнейшем собственные шоу Цирка дю Солей, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на премьере в Москве.
ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ И ВЛЮБИЛСЯ
Жанно Пеншо — отец-прародитель «Цирк Элуаз», а именно так, не склоняясь, произносится название этого коллектива, заболел цирком, увидев одно из представлений детища Ги Лилаберте. Он даже поработал в Цирке дю Солей, ездил на гастроли, но потом, очевидно, решив пойти по пути чуточку иного развития, основал «Цирк Элуаз».
Необходимо отметить, что общего у этих коллективов больше, чем различий. Тот и другой цирки в основе своих шоу предполагают не набор номеров, а некую историю. Просто у Цирка дю Солей она может быть возвышенно-поэтической, с элементами мистики, а у «Цирк Элуаз» героями становятся самые обычные люди. Художественность «Цирк Элуаз» несколько «документальна», в драматическом театре ее назвали бы «вербатим».
Оба коллектива ни в коем случае не воспринимают друг друга как конкуренты, и вполне логично, что недавно они стали стратегическими партнерами и именно Цирк дю Солей стал инициатором самого продолжительного гастрольного тура своего младшего коллеги — артисты «Цирк Элуаз» проедут по России 11 тыс. км, встретят Новый год в Тольятти и покажут представления в 12 городах. Во многих из них еще не был и сам Цирк дю Солей. Шоу iD, премьера которого собрала в минувшую пятницу в «Крокус Сити Холле», в зале имени Муслима Магомаева, более 3 тыс. человек, приедет и в Казань, мы увидим его начиная с 24 декабря в «Татнефть Арене».
Есть еще одна очень важная общая художественная составляющая у этих двух цирков. И с тем и с другим работал один из интереснейших драматических режиссеров мира Даниэль Финци Паска. Именно с его спектакля, волшебного и пронзительного «Кортео», казанцы начали знакомство с канадским цирком. А в «Цирк Элуаз» этот швейцарский режиссер поставил несколько спектаклей, в и том числе бесподобной красоты «Дождь», показанный на одном из Чеховских фестивалей.
«ТЕБЕ НРАВИТСЯ МОЙ ВЕЛОСИПЕД?»
Шоу iD по замыслу Пеншо — это история современных Ромео и Джульетты. Они живут в мегаполисе с его бешеными ритмами, задыхаются в каменных жестоких кварталах, но любят, страдают и очень хотят быть счастливыми. Постановщик объединил в шоу уличные танцы, брейк-данс, хип-хоп, роликовые коньки со сложными цирковыми элементами. И все это тонет в специально написанной для шоу музыке.
Как объяснил на встрече с журналистами, предваряющей московскую премьеру, Пеншо, когда он проводит кастинг в свой цирк, иногда может не угадать, в чем же дарование того или иного претендента. Человек, на которого возлагали надежды в чем-то одном, может раскрыться совсем с иной стороны. Актеры, работающие в шоу, а их 19 и они демонстрируют 13 цирковых дисциплин, родились в самых разных странах, и, по мнению режиссера, это хорошо — они обогащают друг друга.
Пеншо не стремится делать шоу очень уж инновационным (хотя в нем достаточно спецэффектов — есть и видеоинсталляции, и сложная световая партитура), но, по мнению режиссера, живая реакция артистов, их энергия куда более важны и могут пробудить зрителя. «Вознестись на обыденностью — бесценно», — эта фраза, написанная на баннере, может отчасти стать ключевой.
«Сюжет для меня в шоу важен и нет. Важен, потому что помогает каждому из участников выстроить взаимоотношения с партнерами, имея в голове какую-то биографию своего персонажа. И не важен, потому что мне хочется, чтобы, видя наше шоу, зрители придумывали, основываясь на нем, и какие-то свои истории», — ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Пеншо.
Режиссер мил, улыбчив, общителен, с удовольствием позирует телевизионщикам и отвечает на вопросы. Сам в прошлом цирковой артист, получивший многие награды, он превыше всего ставит человеческий фактор и стремится к простоте и изяществу в номерах. А среди них есть несколько уникальных, которые не делает ни один цирк в мире. Например, дуэт девушки-«каучука» и юноши, танцующего брейкданс. Как им, таким разным, удается зеркально повторять движения друг друга, понять невозможно. Или другой номер — акробатка, которая взмывает вверх, обвившись полотнами, и ее партнер на роликовых коньках.
Участники шоу — молодые люди. По сути, мир, сотворенный на сцене Пеншо, — это их мир, их улицы, их словечки и манеры, их стиль жизни. Они, зная, что им придется несколько месяцев ездить по России, сейчас усиленно учат русский язык. И не на уровне «здравствуйте» или «спасибо». А могут ошарашить неожиданной фразой, например, спросив: «Тебе нравится мой велосипед?» Рискованный номер с велосипедом, кстати, один из самых захватывающих в шоу.
ПРОБИТЬСЯ СКВОЗЬ СТЕНУ
Ритмы города: рев моторов, скрип колес у светофора, гул толпы — с этих звуков начинается шоу. Эти юноша и девушка, они, скорее, даже не Ромео и Джульетта, а герои «Вестсайдской истории» — трансформировавшегося в прошлом веке мифа о веронских любовниках. Они проще, жестче, но, возможно, ранимее, потому что живут в более жестком и вероломном мире, чем герои Шекспира.
Основа декорации — это стены домов, на фоне которых разворачивается действие. Те стены словно живые — они могут давить на человека, пытаясь нивелировать его личность, но могут в какой-то момент стать его убежищем. И герои истории, придуманной Пеншо, живут в этом мегаполисе, где есть странные люди, словно не от мира сего, есть маргиналы, есть откровенная уличная шпана. Но они любят, и им надо сохранить любовь. Отношения героев, бесстрашного юноши и его возлюбленной, нежной и трепетной, выстраиваются весьма драматично, язык личного танца, выбранный режиссером за основу, отчасти в этом помогает своим жестким ритмом.
«Цирк Элуаз», как и его старший товарищ Цирк дю Солей, все-таки в основе концепций шоу ставит позитив. Так и в iD. В какой-то момент грезится, что враждующие группировки примирились, они собрались в один круг, и нам уже кажется, что это финал, он должен наступить в этот момент логически. Но нет! Действие накаляется, ритм становится еще жестче, и только после этого наступает финал. Почему?
Похоже, что Пеншо, если оперировать понятиями нашей истории, «шестидесятник». Для него лично герои, собравшиеся в круг, — это нормально. Но он рассказывает историю, произошедшую в XXI веке, и здесь не место умилительному сентиментальному единению в кружке. Мир жесток, и герои должны показать силу духа и воли, чтобы выстоять и сохранить свою любовь. Что и случилось в iD. Город с его жестким нутром словно отступил, и финальный танец участников спектакля — это уже надежда, что и для них настанет момент, когда они проговорят слова одного великого русского поэта, утверждавшего, что «мир прекрасен и в отчаянии, противоречия этому нет».
На премьере шоу Пеншо в «Крокус Сити Холле» был аншлаг, и лишние билеты спрашивали уже у метро. В зале были шеф и вдохновитель Цирка дю Солей в России Крег Кохан, Тимур Родригес, Сергей Мазаев. В фойе даже было нечто, похожее на красную дорожку, но не ту пафосную, что бывает на кинофестивалях. Этот был кусочек красной дорожки возле баннера с афишей шоу, где можно было сфотографироваться, что и сделал с удовольствием Мазаев. Кстати, на премьере для VIP-гостей был желателен дресс-код. Он тоже был непафосным — их попросили одеться в городском стиле, свободном и раскованном.
Сергей Мазаев и Наталья Романова |
Виктор Набутов |
А Цирк дю Солей, показывающий сейчас в России своего стратегического партнера, вернется к своему обычному формату уже в апреле будущего года, привезя в страну свое новое шоу в формате «арена». Приедет ли оно в Казань, станет известно уже скоро. Пока только ясно, что премьера его пройдет в Москве.
Москва — Казань
Фотографии предоставлены пиар-службой Цирка дю Солей
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.