Магдеев - Если никому гайки не нужны, то я заберу
Магдеев: «Если никому гайки не нужны, то я заберу»

«СОКРУШАЯСЬ, НАДО СОИЗМЕРЯТЬ. ЭТО КАСАЕТСЯ ДЕПУТАТОВ»

Руководитель исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев, умышленно или нет, повторил традицию предыдущего мэра, пешком преодолев 7 с лишним километров вдоль строящихся трамвайных путей в сопровождении подрядчиков, заказчика, чиновников исполкома и журналистов. В ходе осмотра он ответил на основную претензию по этому проекту, возникшую еще в апреле у депутатов горсовета к исполкому: почему трамвайная ветка начала строиться без тендера?

На соответствующий вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Магдеев заявил, что не хочет комментировать события, случившиеся до его прихода в Челны. «Но если начали работать, значит, молодцы, — добавил он. — Вот если бы не начали, а унесли с собой, это было бы неправильно. Самое главное, чтобы вовремя закончили и люди могли бы пользоваться этим благом».

Аналогичной позиции придерживается и руководство будущего эксплуатанта путей — ООО «Электротранспорт». Гендиректор предприятия Рашид Шамсутдинов упрекнул «БИЗНЕС Online» в «неправильных вопросах» и высказался в том смысле, что если бы город ждал проведения конкурса, то трамвая в этом году он бы не получил. «C тендером работа началась бы только в сентябре, — сообщил «БИЗНЕС Online» Шамсутдинов. — И кто мог бы его выиграть? Кроме компании «Транссервис ЛТД», в округе нет никого, кто мог бы это сделать. Кулиш — единственный мощный подрядчик. Что касается возможных замечаний по качеству работ, то любое строительство имеет свои издержки. Вопрос будет стоять остро, когда мы примем пути, а пока недоработки исправляются в рабочем режиме».

По пути Магдеев нашел земляка

Начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения исполкома города Рафаиль Киямов добавил к этому, что гендиректор компании «Транссервис ЛТД» Михаил Кулиш — молодец уже потому, что полгода строил пути за свой счет.

По итогам обхода в здании ООО «Электротранспорт» состоялось совещание со всеми участниками проекта, на котором Магдеев решил еще раз, уже публично отреагировать на поставленный вопрос и заочно намекнул депутатам, что не стоит говорить лишнего. «Полмиллиарда никто просто так городу не подарит. Поэтому, когда мы сокрушаемся, надо немножко соизмерять. Это касается депутатов городского совета, — строго подчеркнул сити-менеджер, открывая совещание. — И просто граждан, и чиновников. Вчера я посмотрел цифры, которые выделены для Челнов из бюджета республики — общая сумма набирается около 5 миллиардов рублей. Поэтому я, может быть, слишком горячо временами говорил: ребята, деньги-то освойте! Иначе мы в декабре что скажем президенту: извините? Какой с нами разговор может быть после этого? У нас еще много крупных инвестиционных проектов, которые потребуют поддержки республики».

Наиль Магдеев: «Вечером посадите на дрезину того, кто это сделал, и покатайте»

«ГРАФИК, КОТОРЫЙ МЫ ВИДИМ, БЫЛ СОСТАВЛЕН ВЧЕРА...»

Неожиданно для руководителя исполкома на совещании выяснилось, что за всеми декларируемыми успехами строители замаскировали интересный факт: график, в соответствии с которым идут работы, был переписан буквально накануне обхода. Реально строители отстают от графика на 10 дней, и представитель организации-заказчика, замдиректора ГКУ «Главтатдортранс» Рафаил Фоварисов уточнил, что отставание идет практически по всем видам работ.

«Вы хорошо отчитались, но одно забыли, — решил напомнить Фоварисов — От первоначального графика, который мы с вами составляли в начале строительства, мы на сегодня отстаем по всем видам работ на 10 дней, могу их перечислить. Тот график, который сегодня мы видим, был составлен буквально вчера с учетом отставания. Так что не надо успокаиваться. На объекте, который стоит полмиллиарда рублей, так мало людей не должно работать. 530 миллионов и 50 человек! Я с этим не согласен как заказчик. Должны работать 250 человек! Вы же знаете, что такое кабель проложить в 10 - 15 градусов мороза! Греть его будем, что ли? У вас по графику монтаж кабеля 22 ноября — это разве годится? Ребята, все надо пересмотреть, весь график от и до!»

Магдеев, до этого вполне добродушно журивший строителей в ходе осмотра путей, подхватил тему и потребовал ввести семидневку. «Не обижайтесь на наш тон, — в очередной раз попросил сити-менеджер, — Но оно стоит того, чтобы иногда на повышенных тонах разговаривать. В данном случае вы кормитесь с руки государства. Поэтому убедительная просьба перейти на семидневную рабочую неделю. В рождественские каникулы тем, кто переработает, дайте отдохнуть лишних две недели. Вместо 15 дней будут отдыхать 25».

После обхода участники собрались на итоговое совещание

На претензии по количеству людей Кулиш ответил, что это досадное совпадение — люди как раз отпросились отдохнуть на два дня после месяца работы, завтра на объект выйдут еще две бригады. А по поводу сроков ответил директор ДИАС Ринат Шарафиев, уточнив, что 50% кабеля уже проложено.

— 50 не проложено! — ответил Фоварисов.

— Нет, 50 проложено...

Недопонимание разрешил Магдеев, заключив, что если 50% кабеля проложено, значит, остальные 50% — нет.

— Так там еще и траншей под кабель нет, — усугубил Шарафиев.

— А кто траншеи должен рыть?

— Сетевая компания.

Ответ Магдееву не понравился, и он предупредил, что делает выводы и что не надо валять дурака. Как раз перед этим сити-менеджер автограда интересовался, нет ли у строителей вопросов к сетевикам. Уточнив, что вопросов нет, Магдеев все же добавил, что недавно переговорил с гендиректором ОАО «Сетевая компания» Ильшатом Фардиевым и заручился полной поддержкой в вопросах обеспечения строителей энергией.

В целом он сделал по итогам встречи любопытный вывод: «Я сколько со строителями общаюсь, мне кажется, они все от одной матери родились». В итоге он объявил среду «строительным днем» — отныне еженедельно в этот день в офисе «Электротранспорта» будут проводиться планерки.

Добавим также, что представитель генподрядчика, которым выступает дирекция инжиниринга и аудита строительства, доложил на совещании, что подрядчики получили за выполненные работы 370 млн. рублей и еще на 230 млн. рублей работы подтверждены. Остаток в сумме 155 млн. рублей подразумевает небольшой объем самых дорогих работ: прокладку силовых кабелей, строительство подстанций.

Рашид Шамсутдинов: «Если бы город ждал проведения конкурса, трамвая в этом году он бы не получил»

«ПОСАДИТЕ НА ДРЕЗИНУ И ХОРОШЕНЬКО ПОКАТАЙТЕ!»

Лейтмотив собственно 7-километрового похода в самом начале пути задал неизвестный гражданин, подошедший к компании «ревизоров» и обрушивший на чиновников поток недовольства. Как выяснилось, проект строительства ликвидировал один из автомобильных заездов с проспекта Сююмбике на прилегающую территорию. Инцидент, видимо, запал в душу Магдееву, и он в течение всего пути неоднократно повторял, что самое важное для строителей — обойтись без самодеятельности, неукоснительно придерживаясь проекта.

«Ничего не упрощаем! — наставлял Магдеев. — Одному хочется трамвай в свой огород провести, к бане, третьему — мимо тещиной кровати, чтобы спать не могла. Так не бывает». Впоследствии на совещании он резюмировал, что в случае малейших отклонений от проекта строители не смогут отчитаться по деньгам, дав понять, что превышение сметы в случае чего рассматриваться не будет ни под каким соусом.

Пока чиновники в арьергарде напевали «А я по шпалам, опять по шпалам...», Магдеев отмечал мелкие грешки строителей: неубранный мусор, который не должен остаться под снегом, побитый тротуар, который следует вернуть к исходному виду, и тому подобное. Пошептавшись с рабочими, занятыми крепежом рельсов, сити-менеджер выяснил их зарплату, нашел земляка из Азнакаевского района и, хлопнув его по плечу, зарядил на прощание: «Старайся, брат, наши судьбы в твоих руках!»

Остановившись у кучки трамвайных костылей и гаек, раскиданных вдоль путей, он поинтересовался у Кулиша, чьи они.

— Никому не нужно? Так я тогда заберу, — заявил он, держа в руке связку гаек.

— Да нет, мы убираем, — заверил Кулиш.

— Кто убирает? Я убираю, — ответил Магдеев, еще раз продемонстрировав гайки в руке.

Поинтересовался сити-менеджер и состоянием подземных переходов по пути следования. Обратив внимание на граффити на стенах спуска в подземку, он спросил, когда в последний раз ее ремонтировали. Ответ утонул в шуме автодороги, после чего Магдеев развернулся и направился в оставшуюся позади подземку. По поводу граффити он, кстати, ничего не сказал, но обратил внимание на темноту в переходе и велел удвоить количество батарей.

Примерно на середине пути дорогу преградила перевернутая дрезина, лежащая на рельсах. «И что это такое? — потребовал разъяснения Магдеев. Кулиш попытался объяснить, что данное сооружение имеет некий практический смысл, однако сити-менеджер автограда перебил его собственным объяснением. — Это бардак. Сегодня же вечером посадите на дрезину того, кто это сделал, и покатайте», — слова он подкрепил характерным жестом, хлопнув ладонью по кулаку, подразумевая, что «покатать» следует пожестче.

Созрел по ходу движения и перспективный проект для муниципалитета. Обнаружив незастроенный и ничем не занятый кусок земли вдоль речки Челнинки, Магдеев мгновенно отреагировал поручением облагородить территорию. «Архитекторам здесь работы немного. Можно сделать недорого, но пристойно», — заключил он.

Подрядчики по итогам встречи заявили о запуске трамвая 25 декабря.

«НЕ НУЖНО ЗАРЫВАТЬСЯ В СОБСТВЕННОЙ ГРЯДКЕ»

Выбранный стиль работы Магдеева, в котором он напомнил приверженца походов и инспекций на велосипеде Шайхразиева, оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ им. Туполева:

— Я считаю, что чем больше руководители разных уровней будут ходить пешком, тем быстрее они вернутся к народу. Потому что у нас, к сожалению, чиновники вообще не знают, как и чем живет народ. Среди народа они никогда не жили, видели его в последний раз, когда учились в вузе. А после этого только из-за тонированных стекол своих автомобилей и с высоты своего этажа. Поэтому чем ближе к народу, тем лучше. А лишить их персональных автомобилей было бы еще лучше. Но в таких городах, как Набережные Челны или Казань, пешком не находишься.

Конечно, пиар в этом однозначно есть. Без этого у нас не может начальство. Чиновники стараются выглядеть здесь как Ельцин, который один раз проехал в общественном транспорте в Москве и один раз — в Казани. Но, в принципе, я в этом ничего плохого не вижу. Другое дело, насколько эффективен такой формат проведения совещаний с практической точки зрения? Есть ли смысл идти пешком все 7 километров, вопросы же возникают не на каждом шагу. К тому же Магдеев же не специалист по прокладке рельсов и шпал. Тем не менее раз избран такой формат, пусть он будет. Может, это сподвигнет и других чиновников выходить чаще в народ.

Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане:

— Для начала скажу так: в чужую управленческую практику, как и в чужой карман, не заглядывай. Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Так вот, если смотреть со стороны, могу привести такой пример. Я был в командировке в Мамадыше, расписание у главы района Анатолия Иванова было настолько плотным, что пешком по шпалам он не успел бы и десятой доли из этих 7 километров пройти. И при этом он все восторгался скоростями президента. Господин Минниханов, действительно, знаю по собственному опыту, принимает решения сверхоперативно. Как говорится, это другим наука. Был у меня разговор с одним из министров, я задаю ему вопрос, а он просит три дня на «подумать». Я ответил: «Нет, потому что президент думает не три дня, а три минуты, молниеносно принимает решение».

Является ли такой формат совещаний пиаром или попыткой вникнуть в малейшие проблемы — тоже вопрос. У Камиля Исхакова — бывшего мэра Казани, тоже была привычка вникать во все лично. Он и на крыше проводил совещания, на трубе, давал замечания по каждому винтику и так далее. Ну вроде вникает человек. Но один известный политик прокомментировал: «Не зарывайтесь на собственной грядке, Камиль Шамильевич». Надо шире смотреть на ситуацию, время же теряется, которое необходимо для стратегических вопросов.

Айрат Тагиров — владелец event-компании «Правила праздника» (Набережные Челны):

— Я думаю, Магдеев правильно делает, что ходит по путям 7 километров. Трамвайная линия — это очень важный и нужный проект для города, который соединит старую и новую части Набережных Челнов. К тому же начинаются холода, и надо, наверное, где-то усилить контроль, где-то побыстрее закончить определенные виды работ. Поэтому такое пристальное внимание руководства вполне оправданно. Как говорится, своими глазами посмотреть, убедиться, а не в отчете на сухие цифры любоваться.

Вадим Горжанкин — генеральный директор креативной группы «Красное слово» (Москва):

— Когда приходит к власти новый руководитель, естественно, ему необходимо пиариться. Его мало кто знает и мало кто видел в деле. Всегда в первый период все политики — и большие, и мелкие — начинают заниматься активной деятельностью на глазах людей, избирателей, электората. Если руководитель города будет сидеть молча в кабинете, пусть при этом даже очень профессионально работая, простые люди этого не увидят. Не надо забывать, что электорат — это обычные люди, которые живут и смотрят телевизор. И единственный критерий, по которому обычные люди смогут оценить его работу, — это хождение в каске по стройкам, это вопросы дворникам, ввод в эксплуатацию нового предприятия, осмотр покрашенных стен в школе и т.д. Это классика жанра. Поэтому эти его действия — это часть его пиар-кампании.

Во-вторых, такие публичные акции преследуют и другую цель — руководителю необходимо наладить контакты с другими представителями властной структуры, с которыми ему придется работать. У него, безусловно, уже есть какая-то команда близких людей, с которыми давно связи налажены, а есть круг не очень близких. И в таких случаях очень распространено кого-нибудь поругать, обвинить в том, что, мол, плохо работаете, чтобы показать свою силу и власть. Поэтому если при осмотре трамвайных путей глава города публично обвинит кого-то — это тоже нормально.

Конечно, можно было бы и без этого обойтись, но политика так устроена, что политики 50 процентов своего времени тратят на внутренние разборки, подковерные интриги, 30 процентов — на пиар-кампанию, а 20 процентов времени — на непосредственно работу. И это нормально. И Путин и летает, и спасает, и ездит везде, хотя многие события в стране могли бы происходить и без его непосредственного участия. Но политик должен показывать, что он рядом с людьми, что он тоже обычный земной человек. И людям это очень нравится, кстати.