Тандем в российской власти полностью демонтирован, и все рычаги управления вновь сосредоточены в руках главного арбитра Владимира Путина, а Медведев окончательно стал технической фигурой. При этом «очевидно усиление силовой корпорации и падение влияния так называемых «системных либералов», констатируется в докладе «Политбюро 2.0 и посткрымская Россия», опубликованном коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг». Авторы доклада уверены также, что к возможному противостоянию с Западом российская элита во главе с президентом Владимиром Путиным готовилась заранее, дальнейшая внутренняя политика российских властей будет учитывать украинский опыт, а конкуренция во властной элите усилится. Среди «кандидатов в члены политбюро» сохраняет свое место президент Татарстана Рустам Минниханов, но, как прогнозирует команда Минченко, в новых условиях «кандидатам» придется вступать в коалиции с членами политбюро, иначе они могут остаться на обочине процесса.
За последний год из числа членов «Политбюро 2.0» наибольший рост влияния «продемонстрировали три Сергея: министр обороны
Конфликт с Западом позволил Владимиру Путину значительно укрепить свой рейтинг внутри страны |
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ
Модель «Политбюро 2.0», описывающая неформальную систему управления Российской Федерацией, была впервые предложена экспертами «Минченко консалтинг» в августе 2012 года. С тех пор вышло несколько докладов. Под «Политбюро 2.0» в «Минченко консалтинг» понимают неформальную сетевую структуру согласования интересов основных элитных кланов, в которой арбитром и наиболее влиятельной фигурой является Владимир Путин.
Ключевых тезисов в новой версии доклада, опубликованной в минувшую среду, несколько.
Во-первых, это полный демонтаж принципа «тандема» и системы силовики-либералы. «Если в предыдущих докладах серии «Политбюро 2.0» орбиты российской власти представлялись в биполярной системе координат с двумя полюсами притяжения элит (Игорь Сечин как лидер условных «силовиков-государственников» и Дмитрий Медведев как лидер «системных либералов»), то в текущих реалиях в связи с существенным ослаблением позиций данных игроков более адекватной становится секторальная схема», — говорится в докладе. В зоне особого, личного контроля президента остаются сектора ТЭК, внешняя политика, оборона и ВПК, силовые структуры. Ответственность за внутреннюю политику, социальную политику, финансовый сектор и инфраструктурные проекты распределена между членами «Политбюро 2.0».
Орбиты власти «Политбюро 2.0» (Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее) |
Второй важный пункт прямо вытекает из вышесказанного: Дмитрий Медведев окончательно перешел в статус «технического премьера». По всем остальным важным пунктам влияния премьер-министр серьезно потерял в политическом весе. Его неформальное влияние, административный вес и влияние на силовые структуры снизились. Можно констатировать, что верных ему кадров практически не осталось ни в губернаторском корпусе, ни среди силовиков. Правда, авторы доклада считают, что это лишь пойдет тому на пользу. «Закончился демонтаж «тандема». Дмитрий Медведев стал техническим премьер-министром, что увеличило его выживаемость на этом посту», — полагают они.
Другая ключевая фигура в «Политбюро 2.0» Игорь Сечин за последние пару лет превратился в бизнесмена, и, соответственно, «снизился его символически имиджевый ресурс и уровень неформального влияния». Параллельно с набором финансового веса происходило снижение его влияния лично на Путина и на силовые структуры и элиты.
НЕ ПОВТОРИТЬ ОШИБОК ЯНУКОВИЧА
В-третьих, эксперты уверены, что к нынешней конфронтации с Западом российская элита во главе с Путиным готовилась заранее. «Подготовка правящей элиты к возможному конфликту с Западом велась начиная с 2013 года. Негласное решение о готовности к этой конфронтации было принято в рамках неформальных консультаций членов «Политбюро 2.0», — указывается в докладе.
Конфликт с Западом позволил Путину значительно укрепить свой рейтинг внутри страны. Но теперь политика Кремля будет находиться под влиянием этого фактора и украинского кризиса. В «Минченко консалтинг» считают, что президент и его окружение учтут ошибки, которые были совершены Виктором Януковичем за время его президентства, чтобы самим не допустить их в будущем.
Эксперты уверены, что к возможному противостоянию с Западом российская элита готовилась заранее, дальнейшая внутренняя политика российских властей будет учитывать украинский опыт, а конкуренция во властной элите усилится |
Но украинская революция не закончена, констатируется в докладе, и Украина будет источником нестабильности для российского политического ландшафта на протяжении ближайших нескольких лет. Поэтому внутри технического и политического блока «Политбюро 2.0» неизбежен «рост конкуренции за выработку позиции по отношению к Украине и управление внутриполитическими процессами».
Среди приоритетных задач для элиты окажутся также вопросы устойчивости режимов и обеспечения преемственности власти в странах, являющихся ближайшими союзниками: Беларуси и Казахстане.
В то же время эксперты считают, что властью будут востребованы проекты, «разрывающие внешнюю изоляцию России». Сейчас есть шанс серьезно усилить свои позиции на российском рынке для стран, которые в санкциях не участвуют, и для тех членов «Политбюро 2.0», которые смогут предложить Путину новые кооперационные проекты.
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее |
СИЛОВИКИ НАБРАЛИ ВЕС
Несмотря на демонтаж «биполярной системы координат», а также уход Сечина в бизнес, украинский кризис и конфронтация с Западом позволили набрать наибольший вес именно «силовой корпорации» во властной элите.
За последний год из числа членов «Политбюро 2.0» наибольший рост влияния «продемонстрировали три Сергея: министр обороны Сергей Шойгу, глава администрации президента РФ Сергей Иванов и руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов. Министр обороны вообще один из главных бенефициаров крымско-украинской кампании. «Будучи лидером путинского политбюро, по символическому, имиджевому ресурсу Шойгу использовал прошедший год для усиления собственного неформального влияния прежде всего за счет эффективной операции по присоединению Крыма. Кампания вокруг «вежливых людей» позитивно повлияла и на имидж армии, и на имидж министра обороны», — полагают в «Минченко консалтинг».
Сохранили свои позиции замглавы кремлевской администрации, куратор внутренней политики Вячеслав Володин, а также наиболее близкие к Путину бизнесмены Юрий Ковальчук и Геннадий Тимченко. Немного снизился вес Аркадия Ротенберга. Мэр Москвы Сергей Собянин хоть и выиграл выборы в Москве, но сделал это не слишком убедительно и не показал себя хорошим публичным политиком. Так что его позиции также ослабли.
Среди региональных лидеров кандидатами в члены «Политбюро 2.0» в «Минченко консалтинг» называют полпреда президента в Центральном федеральном округе Александра Беглова, вице-премьера Александра Хлопонина, куратора дальневосточной политики Юрия Трутнева и двух глав субъектов: Рамзана Кадырова и Рустам Миниханова. Кадыров ценен тем, что держит в узде один из самых неспокойных регионов в стране, при этом абсолютно предан Путину. За это ему прощают практически все. Минниханов считается одним из наиболее профессиональных и эффективных региональных управленцев. Миниханова неоднократно прочили на разные должности в правительстве РФ. Но пока он остается на своем месте, и, судя по тому, как развивается система «Политбюро 2.0», в ближайшее время он Татарстан не покинет. Но у кандидатов появился новый вызов: в условиях дефицита ресурсов им будет необходимо вступать в новые коалиции с членами политбюро, иначе они рискуют остаться на обочине процесса.
По мнению «Минченко консалтинг», именно обострение конкуренции за ресурсы станет одной из отличительных черт будущей динамики во властной элите. Отмечается также, что по причине дефицита ресурсов, возможно, придется отказаться от некоторых крупных проектов, в частности, высокоскоросной магистрали Москва — Казань. Кандидаты в члены «Политбюро 2.0» вынуждены будут вступать в коалиции с членами «Политбюро 2.0» или рискуют оказаться на обочине процесса перераспределения ресурсов. О том, кто выиграет, а кто окажется на обочине, мы узнаем уже очень скоро.
Читайте также:
Справка
Евгений Минченко — политолог и политтехнолог, президент коммуникационного холдинга Minchenko consulting. Родился в 1970 году в Челябинске. Окончил исторический факультет Челябинского государственного университета.
Работал тренером центра восточных единоборств «Сакура», инструктором по психологической подготовке центра подготовки сотрудников служб безопасности.
С 1993 года — политтехнолог, участник более 100 избирательных кампаний в России и странах Ближнего зарубежья. В 2011 году вошел в десятку самых известных политтехнологов России по версии газеты «Ведомости».
Вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), председатель комитета по имиджу России, преподаватель факультета мировой политики Московского государственного университета им. Ломоносова. Действительный член Национальной академии социальных технологий (НАСТ). Автор нескольких книг и методических пособий по психотехнологиям и политтехнологиям.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.