ИСЛАМ НА СНЕГУ

Недавно фонд «Возрождение» издал уникальный фотоальбом. В сборнике представлены различные виды булгарских памятников и святынь, снятые исключительно в зимний период года. Получилась подборка очень колоритных и весьма выразительных фотографий, объединенных под общим названием «Ислам на снегу».

Название издания вызывает интерес уже само по себе, ведь оно отражает не только содержание представленных фоторабот, но и схватывает очень емкий концептуальный образ духовных реалий нашей страны. Ислам на снегу — это метафора религиозных традиций татарского народа, возрождение которых активно идет в последние годы вместе с ростом нашего национального самосознания. Первый президент РТ и председатель попечительского совета фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев в своем вступительном слове к изданию пишет об особенности традиций и ритуалов булгарских мусульман, что пройдя через века «превратилось в уникальное явление — ислам поволжских татар, ислам на снегу». Шаймиев также справедливо отмечает, что возрождение Великого Болгара сопровождалось процессом духовного возрождения общества, а поиски на этом пути называет «познанием самих себя».

Попробуем и мы разобраться в том, что же стоит за понятием «ислама на снегу» или, как принято сейчас говорить, «традиционного ислама». Ведь это действительно важно, ибо понимая истоки духовной культуры своего народа, мы действительно начинаем лучше осознавать самих себя.

ТРИ СИМВОЛА

В словосочетание «традиционный ислам» часто вкладывают разный смысл, что обсуловлено разными обстоятельствами. Однако для того, чтобы не потеряться в поисках ответа на вопрос о том, в чем заключается особенность традиционного ислама у татар, лучше всего обратиться к истории, к тем сюжетам и образам, которые есть в нашей духовной культуре. Большим подспорьем в данном отношении может стать предание о трех сподвижниках благословенного Пророка, которые в глубокой древности принесли ислам на волжские земли. Возможно, предание имеет ретроспективное происхождение. Однако это не уменьшает его культорологического значения, ибо символика его образов в любом случае отражает рефлексию татар, их самоанализ.

Ключевыми образами в предани о трех сподвижниках, как известно, являются посох, чернильница и чалма, которые благословенный Пророк вручил своим посланцам, отправляя их в далекие земли волжских булгар. В символике этих образов и скрывается ключ к понимаю традционного ислама татар. Можно скать и так: эти три символа есть ничто иное, как олицетворение трех базовых столпов традиционного ислама. Кстати, наверное, неслучайно, что фотография памятного знака, запечатлевшего по мотивам древнего предания посох, чернильницу и чалму, была размещена на оболжке альбома «Ислам на снегу».

ЧЕРНИЛЬНИЦА — СИМВОЛ УЧЕНОСТИ И ЗНАНИЯ

Чернильница — самый очевидный из всех трех символов. Конечно же, это символ учености, образованности. Как известно, ислам призывает своих последователей к поиску знания. Соответсвующих интенций много как в Св. Коране, так и в Сунне нашего благословенного Пророка. Однако для татар данная особенность нашей религии всегда была чем-то большим, чем просто красивым лозунгом. Так, вплоть до самой революции, несмотря на отсутствие всеобщей государственной системы образования, татары благодаря приходским школам и медресе, содержавшимся исключительно на частные пожертвования членов махалли и мусульманских благотворителей, почти все без исключения умели читать и писать, т.е. были самым грамотным народом в Российской Империи. Высокий уровень образованности татар создавал огромный спрос на чтение. Как следствие этого, до революции татарами было издано свыше 30 тысяч различных наименований книг.

А еще в конце XVIII века татарские богословы первыми в истории мусульманского мира подготовили к изданию печатный Коран. Только за первую половину XIX века Коран, изданный в Казани и известный как «Казан басмасы», разошелся по всему миру многократными тиражами, общее число экземпляров которых перевалило за 150 тысяч, что было чем-то немыслимым по тем временам.

Корни всего этого можно найти не только в исламском учении в целом, но и прежде всего в мировоззренческой платформе ханафитского мазхаба, который является, как известно, базовым каркасом традиционного ислама татар. Ханафитский толк принадлежит к рационалистической школе ислама (асхаб ар-рай), что также коррелирует с образом чернильницы. Кстати, Абу-Ханифа, основоположник и эпоним ханафитского мазхаба, постоянно вызывал раздражение и даже лютую ненависть у некоторых своих коллег по религиозно-богословскому цеху — буквоедов и формалистов (асхаб аль-хадис), ибо всегда рассуждал, опираясь на разум и логику, чему и приучал своих последователей. Очень подробно данная полемика отражена в 13 томе «Истории Багдада».

Интересно отметить, что одно из толкований куньи имама Абу-Ханифы также отсылает нас к образу чернильницы, которую величайший предстоятель всегда носил на своем поясе и которая на иракском диалекте обозначается словом «ханиф». Другими словами, словосочетание «Абу-Ханифа» можно перевести как «Человек с чернильницей», «Человек пера», а более в широком толковании — как «Человек науки». Не исключено, что символ чернильницы из рассматриваемого предания воспринимался раньше не только как обозначение общей исламской традиции образованности, но считывался и как скрытая аллюзия именно на мазхаб великого ученого Абу-Ханифы.

ПОСОХ — СИМВОЛ МИРА

Второй символ предания — посох. Как известно, это атрибут путника в древности. Именно путники, странствующие по миру, принесли ислам предкам современных татар, которые откликнулись на зов Истины без малейших колебаний и тем более без какого-то бы ни было принуждения. Поэтому посох — это символ мирного прихода ислама на наши земли, а также в целом миролюбия нашей религии.

Важно заметить, что мирный характер ислама у татар — это не апологетико-коньюктурная декларация мусульманского духовенства последних лет, а объективная оценка, в т.ч. данная исследователями со стороны. Вот как пишет об этом русский историк Михаил Худяков в «Очерках по истории Казанского ханства»: «Одну из самых светлых сторон в общественной жизни Казанского ханства составляла полная веротерпимость, которая находилась в тесном соответствии с торговым характером городского населения, с традициями Волжско-Камской Болгарии, а также с государственным и общественным строем Сарайского ханства. В самой Казани находился христианский храм — армянская церковь; до сих пор уцелели надгробные плиты расположенного в Казани армянского кладбища. К язычникам-инородцам мусульмане относились с полной терпимостью и никогда не пытались насильственно обратить их в мусульманство. Проповедь мусульманских миссионеров среди инородцев совершалась мирным путем: суфитские шейхи ходили по деревням и своими проповедями обращали язычников в мусульманство. В знак того, что в Казанском ханстве обращение жителей в мусульманство совершилось мирным путем, мулла во время молитвы (хутбе) в мечетях Казанского края стоит, опираясь на посох странника, а не на меч воина, как в Туркестане, где обращение жителей в мусульманство было совершено огнем и мечом».

Кстати, как уверяют некоторые исламские милитантисты, былые муджахеды Афганистана во время пятничной проповеди вместо посоха держали, как и в древнем Туркестане, оружие — автомат Калашникова.

Мирный характер татар во многом связан с их принадлежностью к ханафитско-матуридитской богословской школе с ее учением о двухсоставном определении веры, предполагающем оставление наших религиозных разногласий на Суд Бога, о чем имам Абу-Ханифа весьма последовательно проповедовал во всех своих богословских трактатах. Именно такое понимание исламской догматики позволяет обходить острые углы религиозно-мировоззренческих противоречий, не доводя их до открытых столкновений и кровопролития, что со временем стало неотъемлемой частью менталитета татарского народа. Неслучайно подрыв именно этого аспекта мусульманского вероучения стал одной из основных задач экспансии салафизма в татарский мир.

ЧАЛМА — СИМВОЛ ДУХОВНОСТИ

Обратимся теперь к третьему символу — чалме. Смысловой шлейф чалмы, о семантике которой мне уже доводилось писать на страницах «БИЗНЕС Online», проистекает из ее изначального предназначения. По своей сути чалма — это похоронный саван, намотанный вокруг головы. В древности, к слову, именно в нем, снятом с умершего, и хоронили человека, особенно тех, кого смерть застигла в дальнем странствии. Со временем же чалма все меньше использовалась в таком практическом отношении и все больше обретала символическое значение. Ежедневное ношение чалмы было призвано напомнить ее обладателю о конечности нашего бытия, о скоротечности человеческой жизни.

Семантика чалмы смысловым ансамблем коррелирует с мусульманским обрядом имянаречения (исем кушу), во время которого над новорожденным провозглашается азан и икамат, т.е. формулы призыва на обязательную (фард) молитву, каковой является похоронный (джаназа) намаз. Согласно исламским канонам, между икаматом и самой молитвой не должно быть временного зазора. А поскольку между похоронной молитвой и призывом на нее во время обряда имянаречения успевает втиснуться вся человеческая жизнь, смысл этого в том, что отведенный нам на этой земле отрезок времени — всего лишь крохотное мгновение, мельком вспыхнувшее на фоне устрашающего мрака безызвестности и тотальной бездны неопределенности.

Осознание конечности своего бытия и внезапности смерти отрезвляет человека от пустого и бессмысленного времяпрепровождения, тонизирует его, вдыхая осознанность в каждое мгновение проживаемой жизни. «Чаще вспоминайте то, что усекает сладость», — говорил Пророк в данной связи о смерти. Поэтому среди суфиев практикуется обряд тафаккур аль-маут — «размышление о смерти», во время которого человек мысленно проживает свою кончину, собственные похороны и Судный день. Непрестанное ощущение не себе дыхания смерти помогает человеку оставаться внутренне свободным, не привязываться к материям бренного мира, быть независимым от него. В суфийской традиции, это состояние называется факр — «бедность» («нищета»), подразумевающая отсутствие ненужных привязанностей, бессмысленность которых подчеркивает похоронный саван чалмы, размотать которую могут в любое мгновение. В некоторых тарикатах обряд «инициации» именовался шадд («обматывание») и заключался в наматывании новообращенному чалмы на голову (или опоясывание туловища), которая становилась обязательным элементом одежды дервиша. Кстати, на шамаилях, которые были популярны у татар более века назад, символика чалмы также находила свое распространение.

Интересно отметить, что в Саудовской Аравии и в других странах Персидского залива, где широко распространена идеология салафизма с его ярко выраженной ненавистью к суфийской традиции, местные имамы не носят чалмы. Их головным убором является окольцованная эгалем куфия, т.е. платок с обручем.

Итак, чалма — это символ духовности, особой духовной этики, которая наиболее полно в исламском мире практиковалась в контексте суфийской традиции.

ТРИ НАУКИ

Таким образом, посох, чернильница и чалма могут быть олицетворением как трех вышеописанных ценностей, так и трех ассоциированных с ними наук, из которых собственно и состоит ислам, который нынче принято называть традиционным: вероучение-акыда, каноническое право-фикх, духовная этика-тассаввуф. Ведь образы предания передают и веротерпимое миролюбие матуридитской богословской школы, и просвещенческий рационализм ханафитского мазхаба, и духовную этику суфийского тариката.

Говоря же в целом, в символике предания о приходе трех сподвижников на землю волжских булгар закодировано следующее послание: ислам, пришедший к нам в первозданном виде от благословенного Пророка, несет в себе мир, просвещение и духовность.

К слову сказать, Шаймиев выражает очень сходное виденье духовных реалий нашего народа. «Основанная на общечеловеческих ценностях, таких как (1) веротерпимость, (2) добро, нравственность, (3) стремление к новым знаниям, — пишет он в своем вступительном слове о мусульманской религии, — она пришлась по душе миролюбивым и активно созидающим волжским булгарам» (нумерация — моя).

Во всем этом и заключен глубинный смысл традиционного ислама татар. Ислама на снегу.

Рустам Батыр