Татарстанское УФАС отчиталось о том, как борется со спамом.  За 9 месяцев 2014 года в ведомство поступило почти 890 жалоб граждан на более чем на тысячу фактов смс-спама
Татарстанское УФАС отчиталось о том, как борется со спамом. За 9 месяцев 2014 года в ведомство поступило почти 890 жалоб более чем на тысячу фактов SMS-спама

890 ЖАЛОБ

Сегодня в агентстве «Татмедиа» руководство татарстанского УФАС рассказало, как ведомство борется со спамом, рассылкой SMS-спама. Как рассказал заместитель руководителя татарстанских антимонопольщиков Руслан Биктимиров, за 9 месяцев 2014 года в ведомство поступило почти 890 жалоб граждан более чем на «тысячу фактов SMS-спама, поступившего без согласия абонентов». По итогам рассмотрения возбуждено более 500 дел по признакам нарушения федерального закона о рекламе. Вообще, именно на спам приходится львиная доля всех нарушений закона о рекламе — 86,7%. Для сравнения Биктимиров привел показатели прошлого года: было возбуждено только 20 дел на несанкционированную SMS-рассылку. То есть рост в 25 раз!

Правда, эффективность доведения дел до наказания не так велика. Так, из 500 возбужденных дел 58 случаев были признаны фактом нарушения. Еще 22 дела приостановлены, в 28 случаях рассмотрение дел прекращено. В остальных случаях продолжается процесс рассмотрения. В то же время замруководителя УФАС отметил, что жалобы, поступающие к ним, являются только вершиной айсберга, «скорее всего, 1 процент от всего объема незаконной рассылки».

ПРИГЛАШЕНИЕ НА «РЕЛАКС»

Кто же чаще всего прибегает к услугам SMS-спамеров? Оказалось, что чаще все рекламируют по этому каналу «злосчастные релакс-салоны», пластиковые окна, москитные сетки, различные бытовые услуги, акции компаний о скидках. Отдельно эксперты говорят об организациях микрофинансирования. К примеру, только сегодня московское ООО «РЕДСМС» разместило в интернете пресс-релиз об успешно проведенной рекламной кампании по заказу КПКГ «ГосЗайм» на территории Уральского региона, Поволжья и Татарстана, когда в работу было включено более 1 млн. абонентов МТС, «МегаФона» и Beeline. «Забегая вперед, скажем, что массовая SMS-рассылка клиентам целиком оправдала ожидания заказчика: новые заемщики, отреагировавшие на сообщение, обратились в компанию «ГосЗайм» уже в первые дни после начала акции. В то время, как наружная реклама, реклама на ТV или радио рассчитана на широкую аудиторию и требует больших бюджетов, цена одного контакта в мобильной рекламе стоит от 3 рублей и дешевле, с гордостью пишут в официальном сообщении.

Одним словом, основной клиент — это представители малого бизнеса. Биктимиров пояснил, что крупные сети не рискуют пользоваться подобной рассылкой.

ДВА АГРЕГАТОРА НА ПРИЦЕЛЕ

Согласно законодательству, санкции за спам составляют от 100 до 500 тыс. рублей. На данный момент в Татарстане выписано всего два штрафа по 100 тыс. рублей в отношении SMS-агрегаторов (оптовых продавцов трафика) — OOO «СофтПрофи» (Уфа) и ООО «СМС-Оценка» (Новокузнецк)

Но SMS-агрегаторы пока не спешат признавать себя виновными и судятся до конца. Один из фигурантов обжалует решение в центральном аппарате ФАС, а другой — в Арбитражном суде РТ. Биктимиров обратил внимание на то, что продавцы трафика зачастую находятся вне Татарстана. Однако антимонопольщик отметил, что к концу года количество вынесенных штрафов увеличится. Это произойдет, когда закончится рассмотрение дел по ряду жалоб, полученных в начале года.

Среди положительных тенденций, по словам Биктимирова, — после увеличения количества возбужденных дел объем незаконного SMS-спама резко сократился. «Это чувствуется и по количеству жалоб, которые к нам поступают. Если ранее поступало не менее 10 жалоб в день, то сейчас, наверное, в неделю поступает 5 - 10 жалоб в зависимости от периода времени. Гораздо меньше поступает... И, я думаю, это по всей России произошло».

Выступающий сделал акцент и на том, что и потребители в неформальных беседах также подтверждают, что количество поступающего к ним спама сократилось.

КТО ПЕРЕДАЕТ ОСНОВНОЙ ТРАФИК SMS-СПАМА?

Основными ответчиками среди операторов связи явилась группа «смартовских операторов» (он сразу оговорился, что на компанию «Смартс-Казань», которую выкупил «Таттелеком», жалоб не поступало), «Астрахань GSM» и «Волгоград GSM». Биктимиров отметил, что с остальными операторами налажено взаимодействие и они уже сами предотвращают незаконную SMS-рассылку. При этом было обращено внимание, что под оператором связи подразумевается не мобильный оператор получателя SMS, а оператор, переправивший SMS на телефон.

У добросовестных операторов связи в договорах предусматриваются условия на наличие согласия, также указываются штрафные санкции агрегаторам связи. «Операторы связи предоставляют нам реальные платежные поручения от агрегаторов, которые допустили нарушения условий этого договора. В рамках гражданско-правовых договоров они пытаются уберечь своих абонентов от спама», — заявил Биктимиров. А вот на «Волгоград GSM», «Астрахань GSM» уфасовцы пожурили за то, что в договорах «отсутствуют жесткие требования к своим агрегаторам. То есть они занимают совершенно пассивную роль, поэтому через них проходит основной трафик SMS-спама».

ЖАЛОВАТЬСЯ НА СПАМ СТАНЕТ СЛОЖНЕЕ

При этом выяснилось, что жаловаться на спам с недавнего времени стало сложнее. Так, с 21 октября 2014 года вступили в силу изменения в федеральный закон «О связи», которые усложнили процедуру подачи жалобы в УФАС. Если до сих пор жалобы осуществлясь напрямую в антимонопольную службу, то теперь жалобщику необходимо будет сначала обратиться к своему оператору сотовой связи с требованием прекратить рассылку с конкретного номера. В случае дальнейшего поступления SMS-рассылки с данного номера необходимо обратиться с заявлением в антимонопольный номер. «Сейчас будут отказывать жалобщикам, не соблюдающим данную процедуру», — пояснил Биктимиров.

Также, согласно новым изменениям, рассылка SMS-сообщений должна производиться только с согласия абонента, которое должно быть однозначно выражено. В случаях, если оператор сотовой связи не сможет доказать получение такого согласия, рассылка будет признана незаконной. Исключения составляют лишь сообщения от властей и оповещения о чрезвычайных случаях. Также рассылка SMS должна осуществляться на основании договора, заключенного с мобильным оператором, абоненту которого предназначена рассылка. При этом заказчик рассылки должен предоставить оператору сведения об объеме и характере рассылки.

СПАМ В СОЦСЕТЯХ ПОКА НЕУЛОВИМ

Интересно, что кроме мобильного спама в антимонопольном органе «имеется практика» и по рассылке спама по электронной почте. При этом практики по рассылке спама по соцсетям нет. Биктимиров проиллюстрировал, что ему два раза лично приходил спам по WhatsApp, но выяснилось, что был использован заграничный трафик: «В этом случае мы просто физически не можем найти ответчика по делу. По идее такой же спам, но с ним работать гораздо сложнее: он нигде не фиксируется и проходит в общем объеме интернет-трафика».

На вопрос «БИЗНЕС Online», касающийся того, по какому признаку УФАС может возбудить дело, Биктимиров ответил, что стать «спамером» можно даже за одно рекламное сообщение. Но есть ограничения. Для подпадания под действие закона необходимо осуществлять коммерческую деятельность и заниматься продвижением товара на рынке, быть зарегистрированным в соответствующем порядке в соответствии с законами, выплачивать налоги и вести законно свою деятельность.

Руслан Биктимиров: «При рассмотрении дел, возбужденных по заявлениям граждан, мы зачастую сталкиваемся с тем, что согласие абонента на получение рекламных сообщений все же было получено»
Руслан Биктимиров отметил, что жалобы, поступающие к ним, являются только вершиной айсберга, «скорее всего, 1 процент от всего объема незаконной рассылки»

На вопрос журналистов о телефонных звонках с предложением услуг антимонольщик рассказал, что их ведомство подобными случаями не занимается, если только звонки не были совершены с помощью «робота». Как один из выходов он дал вариант обращения в суд. Также к подведомственности УФАС не относятся и случаи SMS-мошенничеств.

Напоследок Биктимиров посоветовал быть внимательнее при подписании различных договоров, заполнении анкет, использовании инфоматов. Особенно необходимо быть бдительным, если просят оставить номер мобильного телефона. Потому что после этого количество спама может возрасти.

«РАССЫЛКА ВЫЗЫВАЕТ АГРЕССИВНУЮ РЕАКЦИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказались о эффективности инструмента спам-рассылки.

Алена Ермолаева — директор рекламного агентства «Два товарища»:

— Это очень неэффективный способ, более того, вызывающий агрессивную реакцию потребителя. Если говорить субъективно, мне, друзьям приходят рассылки, я перезваниваю и прошу убрать меня из этой рассылки. Это очень раздражает — вмешательство в личную жизнь. Если телевизионную рекламу можно переключить и не получать информацию, которая тебе не нравится, то в этом случае получается насильное навязывание.

Спам-рассылка может сработать только на человека, который действительно горячо нуждается в тех или иных услугах. Но, например, когда рестораны оповещают клиентов о проведении какой-либо вечеринки, считаю, что просто тратят деньги зря. Способ неэффективный, я сразу удаляю приходящие сообщения, не читая их. Для тех, кто заказывает рассылки, это очень недорогой способ распространения информации. Думаю, рекламодатель таким образом как-то тешит свое внутреннее эго — мол, мы начали рекламную кампанию и что-то делаем. Но я считаю, что все абсолютно бесполезно и это раздражающая форма рекламы. Что касается приглашений в какие-то места, надо контактно работать с человеком.

Стоимость рассылки зависит от объема базы. Есть базы по различным целевым группам — от любителей Porsche до держателей дисконтной карты магазина «Пятерочка». Соответственно, так различается и цена. База данных нужна для работы с клиентом. Это очень хорошо, но с ней нужно правильно работать. Я поддерживаю законодательство по спаму, SMS-рассылкам. Спам-рассылка, на мой взгляд, — это нарушение личного пространства человека.

Нияз Гараев — директор агентства «Реаспект»:

— Если компания не бережет репутацию и ей нужно что-то срочно продать и массово распространить информацию, то она обращается к такому виду рекламы. Наверное, это поможет. Хотя это же можно сделать вполне нормальными способами, но, правда, нужно время.

Мы делаем рассылки тем своим клиентам, кто к нам когда-либо обращался. Если им это не нравится, то можно в любой момент отказаться от нее. Я использую рассылку для своего второго бизнеса — клуб путешествий «Северная стена», и это отлично работает. Кому-то это помогает принять окончательное решение о поездке. Это хорошая идея как еще один источник напоминаний.

Через спам рекламируется все подряд — от строительства, кирпичей до чего угодно. Если людям лень включать голову, они используют спам, решая, что это стоит копейки. Помню рекламу — такие услуги стоят от 3 - 5 тысяч рублей. Когда рассылка идет по очень большой базе, наверное, цены гораздо выше. Но понятно, что это должно быть дешевле, чем контекстная реклама или любая другая.

Законодательно можно бороться со спамом. Законы есть. Но мне вот до сих пор приходят рекламные SMS.

Регина Фасхеева — эксперт по продвижению в социальных медиа:

— Спам-рассылки относятся к черному методу продвижения. Как правило, данный метод используется для продвижения разовых акций, сомнительных мероприятий (что-то из серии «Искусство соблазнения») или сбыта товара (подделок брендов, китайских альтернатив популярным товарам и т.д.).

Я считаю, что любое продвижение должно быть направленным не только на решение бизнес-задач и увеличение дохода компании, но и на поддержание ее имиджа и лояльности аудитории. Спам-рассылки, разумеется, таких задач не решают и в целом неблагоприятно сказываются на имидже компании. Но всем известно, что и на черном рынке есть свой покупатель, поэтому, возможно, есть смысл говорить об эффективности таких рассылок.

Наверняка в Казани и есть компании, оказывающие услуги спам-рассылки, но вряд ли они это афишируют.

Иван Кущ — главный редактор интернет-проекта «Будь мобильным!»:

— По нашим исследованиям, чаще всего к SMS-спаму прибегают фирмы микрокредитования, такси и транспортные компании, развлекательные центры, доставщики цветов, строительные организации.

Сложно сказать, приносит ли спам реальный эффект для заказчиков. На мой взгляд, есть множество законных способов рекламы с крайне высокой эффективностью и невысокой стоимостью. Маркетологи крупных компаний с большим опытом говорят, что это крайне неэффективно и опасно для репутации компании, особенно если речь идет о финансово-кредитных учреждениях, юридических фирмах и т.п. К тому же с каждым годом шансов получить большой штраф со стороны антимонопольной службы все больше. Люди все чаще обращаются в ФАС с жалобами на ненадлежащую рекламу и количество подтвержденных нарушений только растет. Растут и суммы штрафов. Во многом единственными выгодоприобретателями от спама являются частные лица и фирмы, занимающиеся незаконной рассылкой. Они пытаются всеми правдами и неправдами убедить предпринимателей в эффективности спама. Но вот почему бизнес идет на нарушение законов? Я считаю, что это крайне низкая культура и лень. Вместо того, чтобы подумать, как рассказать о своем продукте или услуге, понять потребности людей, бизнес использует крайне низкосортные технологии.

По оценкам J’son&Partners Consulting, объем рынка SMS-рассылок в России в 2013 году составил 101 миллион долларов. В этом году прогнозируется рост на уровне 10 - 12 процентов.

Отдельных данных по Татарстану у нас, к сожалению, нет. Но есть данные по ПФО за период с января по сентябрь 2014 года. Лидерами по тематикам SMS-спама в этот период стали предложения от офисов микрокредитования и займов — до 25 процентов от общего оборота спам-сообщений. Далее идут такси — 22 процента, SMS-лотереи и викторины – 13 процентов, продажа автомобилей - 8 процентов, развлекательные центры, рестораны, юридические фирмы – по 3 процента соответственно. Прочие сообщения — оставшиеся 14 процентов.

Что касается источников спама, то в 96 процентах случаев спам рассылался с федеральных номеров. Из них около 15 процентов пришлось на МТС, 9 процентов — «МегаФон» и 6 процентов — «Билайн». А вот на локальных игроков — 70 процентов. При этом наибольшее число рекламных SMS поступало от абонентов, где отправителем значился номер оператора «Смартс» — до 45 процентов. Повышенный уровень рекламных SMS также зафиксирован с номеров Tele2 и «Ростелекома» — около 20 процентов. Доля «Таттелекома» не превышает 2 процентов. Но, еще раз подчеркну, что это совокупные данные по ПФО.

«ЦЕНА ЗА КОНТАКТ ЗАВИСИТ ОТ ОБЪЕМА БАЗЫ»

Анастасия Богомолова — руководитель отдела мобильной рекламы ООО «РЕДСМС» (Москва):

— К нам обращается очень много компаний. Например, в Москве это «Автодом», банк «Траст» и другие. Мы работали в Татарстане.

Стоимость абсолютно разная. Есть операторы, терминальные сети, рассылки по WhatsApp. По WhatsApp пока только набираются обороты в Москве, в регионах такие рассылки пока не делаются. Это эффективный способ рекламы. Средний бюджет минимально по операторам составляет 150 тысяч рублей, а по терминальным сетям — 10 тысяч рублей. Цена за контакт зависит от объема базы.

Ильнар Хазиев — руководитель компании FOGUS (Казань):

— В основном email-рассылка делается о различных семинарах. Мы работаем по всей России. В стране есть несколько компаний, которые специализируются на работе с рассылками. Если учитывать стоимость ресурса, то эффект от рассылки хороший. Стоимость рассылки — от 1 тысячи рублей в мелких городах до 4 тысяч рублей в Москве. В Москве самое большое количество организаций, поэтому там стоимость выше.

Айнур Ялилов — партнер компании «Шаймарданов и Партнеры»:

— Я поддерживаю данный закон, так как дела в УФАС идут долго и оператор может решить проблему с рассылкой SMS-спама намного быстрее и экономичнее.

Если за каждую SMS-рассылку они будут возбуждать дело... В УФАС в течение месяца сначала рассматривают, возбуждать или нет. Потом нужно создать комиссию, созвать стороны, допрашивать и так далее. С точки зрения материальной и процессуальной экономии это нецелесообразно.

Вопрос в том, насколько будет правильным правоприменение. Как операторы среагируют? Будут ли вносить свои собственные директивы: обратиться туда, потом туда и так далее. А если будет простая процедура: обратился, отключили, то это улучшит ситуацию.

С другой стороны, антимонопольный орган не ограждается от процесса, а будет действовать как вторая инстанция.