Госсовет Татарстана накануне на своем заседании рассмотрел сразу 77 вопросов повестки дня. Помимо бюджета рассматривался целый ряд острых вопросов — в частности, разгорелись жаркие баталии вокруг введения налога на имущество физлиц, который с 1 января будет исчисляться по новой схеме. Как не повторить критической ситуации с земельным налогом, которая трясла республику в прошлые годы? Не получится ли, что мы посредством этого налога выгоним из татарстанских сел всех жителей — эти вопросы задали депутаты, за выступлениями которых наблюдала корреспондент «БИЗНЕС Online».
Радик Гайзатуллин |
КАК НЕ СПОТКНУТЬСЯ О ПОДВОДНЫЕ КАМНИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ
Проходным, на первый взгляд, казался вопрос повестки дня об установлении единой даты, с которой в Татарстане будут брать налог на имущество физлиц по-новому, исходя уже из кадастровой стоимости объектов налогообложения, то есть квартир, комнат, домов, коттеджей, гаражей... Но подводных камней в этом законопроекте, судя по горячему его обсуждению, оказалось немало.
Доклад по теме делал министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Он сообщил, что вся подготовительная работа в республике практически сделана, и предложил дату — 1 января 2015 года. Хотя федеральный закон (ФЗ) дал возможность отложить введение нового налога до 1 января 2020 года. Министр, явно предвидя возражения из зала, предупредил, что три десятка регионов тоже выбрали эту дату, что налог будет вводиться поэтапно, что все действующие льготы, установленные налогом на имущество физлиц, будут сохранены. Например, такой налог не придется платить пенсионеру — если, конечно, у него одна, а не несколько квартир. Тут как раз есть изменения: раньше льгота распространялась на все эти квартиры, теперь — только на одну из них.
«Ставки налога по новому порядку, — сообщил Гайзатуллин, — устанавливаются решениями представительных органов муниципальных образований, в размерах, в зависимости от видов имущества. Ставка в 0,1 процента распространяется на жилые дома, жилые помещения, объекты строительства незавершенного назначения и другие виды имущества... Ставку 0,1 процента муниципалитеты своими решениями могут уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в 3 раза или до 0,3 процента. Собранный налог, напомним, поступает в бюджет муниципалитетов. Размер ставки в 2 процента распространяется на объекты, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей, а также в отношении торговых, административных и офисных объектов. Третья ставка в 0,5 процента относится к прочим объектам налогообложения».
Немало времени докладчик посвятил некоторым особенностям закона. Во-первых, большинство налогоплательщиков не сразу почувствуют всю «прелесть» нагрузки, ибо она распределится на 5 лет, то есть каждый год налог будет подниматься на 20%. Во-вторых, налог за предыдущий год надо заплатить до 1 октября следующего. Иными словами, «письма счастья» — квитанции об уплате налога за 2015 год (к слову, выборный для РТ — муниципальные выборы и выборы президента РТ) татарстанцы получат только в 2016-м, т.е. после голосования.
Леонид Якунин |
НАДО ЛИ ПЛАТИТЬ НАЛОГ МЛАДЕНЦУ?
Понятно, что законопроект, который затрагивает каждого, в том числе каждого депутата в зале Госсовета, вызвал немало вопросов, в том числе неожиданных. Так, Николай Рыбушкин поставил в тупик министра, спросив, как платить налог, скажем, трехлетнему малышу, которому подарили квартиру, но даритель умер? Увидев явное недоумение докладчика, спикер Фарид Мухаметшин констатировал: «Нет ответа на этот вопрос».
Депутат, исполнительный директор Госжилфонда Талгат Абдуллин спросил: «Это муниципальный бюджет, понятно, мы имеем дело с сельским поселением в основном... Сколько (налогов) не собирается с имущества, которое находится на территории сельского поселения, но там никто не живет? А собственник есть, земельный участок есть, но никто не живет. И не собираются деньги. Может, вначале отреструктурировать всю систему, что она собирала не выборочно, а со всех, кто там есть? А потом определиться, какое давление новый налог окажет на население? Не получится, что мы вообще всех из сел выгоним?» «Я вас услышал, — ответил министр. — Эту работу мы начали с прошлого года, огромная работа проведена для того, чтобы не было резких изменений, резких отличий от кадастровой стоимости, чтобы мы не попали в такую ситуацию, как с земельным налогом в прошлые годы».
Талгат Абдуллин (слева) |
Председатель комитета ГС по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин попытался обосновать, для чего вводить новый налог в Татарстане с 1 января 2015 года, когда можно отложить до 1 января 2020 года. Смысл «адвокатской» речи: таким способом мы защитим местный бюджет, «введя налог с 1 января 2015 года, мы защищаем местное самоуправление. И то 15-й год мы получаем по-старому, только в 16-м доходы пойдут». Председатель комитета предложил принять закон сразу в первом и третьем чтениях.
ГРАЖДАНЕ ВРЯД ЛИ ОТРЕАГИРУЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНО НА РОСТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
Естественно, против повышения налога единым фронтом двинулась коммунистическая фракция. Депутат, второй секретарь рескома КПРФ Артем Прокофьев заявил: «Этот закон, по сути, затрагивает каждого жителя нашей республики. Но мы видим почему-то очень большую спешку, с которой он принимается... Мы видим, конечно, необходимость укрепления финансовой базы местного самоуправления. Особенно обделено в условиях действующего законодательства именно местное самоуправление, которое ближе всего к людям и знает их проблемы... К сожалению, федеральный законодатель пошел по пути пополнения бюджета местного самоуправления, по сути, за счет увеличения налоговой нагрузки на граждан».
Артем Прокофьев (справа) |
Прокофьев уверенно констатировал: «Будет увеличение нагрузки, несмотря на льготы, вычеты и все оговорки, о которых здесь говорилось. В этих условиях Республика Татарстан оказалась в непростом положении... Не надо сомневаться даже, что граждане вряд ли отреагируют положительно на этот рост налоговой нагрузки».
Да, согласился выступающий, у Татарстана, в соответствии с федеральным законом, нет выбора, по какому пути идти: «Но есть другой выбор. Первое — когда начинать этот путь. И второе — как минимизировать негативные последствия для граждан». Прокофьев согласился с министром финансов, что «в республике проведена большая подготовительная работа по введению нового налога». Однако «несмотря на обещание качественной кадастровой оценки и оперативное исправление ошибок, они неизбежны при таком массовом способе оценки, все равно проблемы будут».
Представитель фракции КПРФ констатировал: «Возможно, это не тот вопрос — новый порядок взимания налога, где Татарстану стоит быть пионером... Большинство регионов откладывают введение нового порядка». Прокофьев процитировал губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко: «Какой бы сложной ни была текущая ситуация, мы не имеем права любой ценой добиваться пополнения доходной базы бюджета».
Депутат предложил отложить введение нового налога, чтобы посмотреть опыт других регионов, «с какими они проблемами столкнулись, чтобы избежать для наших граждан этих проблем». Чтобы «внимательно, спокойно проверить кадастровую оценку, ошибки». Чтобы «провести широкую разъяснительную работу с гражданами, с муниципалитетами». Прокофьев предложил отложить час икс как минимум до 1 января 2016 года, напомнив, что «непроверенное лекарство может оказаться хуже болезни».
Хафиз Миргалимов (справа) |
«Куда торопимся?!» — воскликнул с трибуны и руководитель фракции КПРФ, первый секретарь рескома Хафиз Миргалимов. Он призвал: «Посмотрите наши повестки дня. Каждая повестка — транспортный налог, имущественный налог, штрафы, штрафы. Куда же мы тогда катимся? Где плоды наших реформ — инновационной, инвестиционной и других? Я еще раз повторяю: в этих вопросах торопиться не следует. Кто посоветовался, кто провел сходы? Когда выборы, сходы провели. А на этих сходах вы говорили о том, что будет вводиться новый налог на имущество? Мину замедленного действия перед выборами президента и муниципальными выборами не надо закладывать».
Интересно, что больше возмутило спикера: эта вот «мина» президенту или все-таки упоминание о массовых сходах, которые «Единая Россия» провела перед выборами в Госсовет РТ? В любом случае Фарид Хайруллович, вроде бы привыкший к любым поворотам сюжета в парламенте, тут явно вспыхнул. «Я не приемлю такие выступления!» — заявил он. И потом еще несколько раз повторил, что «политизировать не надо», «не нужно политики вокруг этого закона». Мухаметшин признал: «Да, наверное, первое время правительству очень много придется поработать». Но сердито заметил: «Давайте еще на два-три года отложим это дело, а к 20-му году должен быть этот закон... Давайте в 18-м году, кто живой там будет, примут и по полной катушке сразу выбросят наше население с лодки в воду. А сейчас постепенная адаптация, заложен переходный период...»
Закон, само собой, приняли в первом чтении: 77 — «за», 3 — «против», 2 — воздержались.
Артем Здунов |
КАК ТАК — НАШИ СРЕДСТВА, А НАМ ОПРЕДЕЛЯЮТ, ЧТО МЫ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ, ЧТО НЕТ?!
Что интересно, сразу же после голосования за новый налог для татарстанцев, депутаты установили новые налоговые льготы на прибыль для резидентов ОЭЗ «Иннополис». Министр экономики РТ Артем Здунов сообщил, что законопроектом предусматривается установление льготных ставок налога на прибыль: в течение 5 лет с момента начала налогового периода ставка налогов на прибыль в части, зачисляемой в бюджет РТ, будет 0%, после 5 лет увеличится до 5%, еще через 5 лет — до 13,5%. Ясно, что это дело нужное, и никто не проголосовал против.
Резкое неприятие депутата Абдуллина вызвало выступление нового руководителя агентства инвестиционного развития РТ Талии Минуллиной. Она всего-то предложила привести в соответствие с ФЗ и признать утратившим силу 7-й абзац статьи 9 закона РТ «Об инвестиционной деятельности в РТ»: «Данное изменение предусматривает исключение метода государственного регулирования инвестиционной деятельности, а именно размещение на конкурсной основе бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов».
Опять же вроде как рядовое изменение. Мухаметшин уже начал: «Ставлю на голосование...» Но парламентарии были начеку, Абдуллин мгновенно вмешался: «Я правильно понимаю, федеральный орган принимает решение об ограничении правил использования бюджетных средств Республики Татарстан? В том числе в виде инвестиционной деятельности. Простой пример: надо построить пруд, который размывает какой-то поселок. Проект неинвестиционный, но может быть инвестиционным. Но социально необходимый. Нам запрещают это делать, я правильно понимаю? Пруд надо построить для населения! Как так, наши средства, а нам определяют, что мы можем делать, что нет?!»
Минуллина была явно не готова к такой атаке, но за нее вступился Мухаметшин, заметив, что ей сложно с ходу ответить на такой вопрос. Таким вот образом новый руководитель АИРа прошла в парламенте боевое крещение, а закон был принят только в первом чтении, чтобы депутаты его дополнительно поизучали.
Ильшат Аминов (слева) |
Таким же эмоциональным, как выступление Абдуллина, было и выступление депутата, гендиректора ОАО «Телерадиокомпания «Новый век» Ильшата Аминова. Он выступил с законодательной инициативой, предложив депутатам Госдумы РФ внести изменения в ФЗ о рекламе, при этом заговорил чуть ли не лозунгами: «Региональное телевидение в опасности!» А все потому, что Дума в июле изменила закон о рекламе: «В результате с 1 января 2015 года кабельные каналы, не имеющие эфирного вещания, не смогут размещать рекламу... Депутаты забыли региональные компании». Которые, простите, могут без рекламы загнуться...
Тут Мухаметшин немного поворчал: «Вы с этой рекламой достали уже нас, телезрителей. На самом интересном месте на 15 минут останавливаете и рекламируете, деньги зарабатываете». Но депутаты инициативу Аминова все-таки поддержали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.