Дракон виртуальности слизывает с рынка своим очень реальным языком одно бумажное издание за другим. Крах терпят даже монстры. Кризис здесь не причина — он только добавил дракону аппетита.  

Классика глянца — журнал Playboy — уже к последнему кварталу 2007 года, задолго до кризиса, ушел в минус более чем на $1 млн., тогда как всего за год до того имел доход в $3,7 млн. Причина — массовый доступ в Интернет: того же самого, что на страницах Playboy , там можно найти гораздо больше (в том числе и сканы со страниц журнала), и к тому же совершенно бесплатно. Сайт журнала в бизнес-модели существенной роли не играл, хотя и должен был, по идее, приносить деньги: основной контент был платным. Но вначале сайт вообще повторял бумажные номера, так что читателю не было никакого резона платить, помимо доступа в Интернет, еще и за возможность посмотреть в Сети то же самое, что и в бумажном выпуске. С 2005 года ошибку исправили, интернет-версия стала отличаться от содержания бумажной, но и это не дало должного эффекта. Playboy даже создал в 2007 году социальную сеть для студентов под лозунгом "Школьникам, взрослым дядькам и твоей маме вход закрыт", но и это не помогло, так же, как и отстранение от руководства журналом дочери отца-основателя Кристины Хефнер.  

Это — пример законсервированной и не сумевшей обновиться бизнес-модели, оказавшейся несостоятельной в новых условиях. Причина неудачи — в том, что с появлением Интернета журналу оказалось нечего продавать: виртуального товара типа плэйбоевского в Сети немерено, а найти что-нибудь ему на замену Хефнер и его команда так до сих пор и не смогли. Текстовое же содержание журнала, который изначально был задуман и создан как литературный журнал с фотографиями девушек, где то и другое было сбалансировано, нынешнее отвыкшее читать поколение не интересует.  

Совсем другое дело — издания, предлагающие не виртуальный товар, — например, Vogue. Это, по сути, рекламный журнал, фактически каталог. Переведя этот каталог в Сеть и обогатив его возможностями виртуальной реальности (рассмотреть товар внимательно с разных сторон, чуть ли не потрогать, и тут же в пару щелчков мышкой попасть в интернет-магазин и заказать понравившееся), Vogue сумел увеличить продажи рекламируемых товаров, а соответственно, и тираж.

По той же самой причине политические, экономические, научные издания стали одно за другим сворачивать бумажный бизнес и уходить в Сеть. В прошлом году известнейшая американская газета Christian Science Monitor, отметившая недавно столетний юбилей, объявила, что почти целиком переходит в Интернет, выпуск бумажной версии ограничивается с июня нынешнего года одним номером в неделю, а ежедневные выпуски — только в Сети.  

А буквально несколько дней назад Американское химическое общество вынуждено было объявить о резком сокращении выпуска бумажных версий своих журналов по причине исчезновения подписчиков. В неизменном виде будет выходить только основной журнал общества и ещё два обзорных. Всё остальное уйдёт в Сеть. А с 2010 года бумажных версий не будет совсем.

И они такие не одни. Это только так, навскидку. Дракон виртуальности достал всех. Сам Артур Сульцбергер - владелец крупнейшей и влиятельнейшей американской газеты "Нью-Йорк Таймс", всерьез задумывается над тем, что придется целиком перемещаться в Интернет. "Честно говоря, не знаю, будем ли мы еще выпускать газету в печатном виде через пять лет, — заявил он. И добавил: — И меня это абсолютно не волнует!" А ведь тираж "Нью-Йорк Таймс" иной раз зашкаливает за 1,5 млн. экземпляров...

Так что процесс ухода в виртуальность неизбежен и имеет очевидные закономерности: есть что продать — сокращение выпуска или даже потеря бумажного издания катастрофой не будет; нет — так лучше заняться другим бизнесом.

А что же наши родные татарстанские издания?  

Бумажные тиражи большинства из них неуклонно сокращаются. По просочившимся в печать сведениям, подписка на "Вечернюю Казань" упала с 34 тыс. экземпляров в начале года до 27 тыс., а выходить газета будет только три раза в неделю. Известно, что с большими трудностями столкнулись многие другие издания. Ситуация усугубляется мировым кризисом, лишь ускорившим гибель бумажных СМИ.  

Есть ли у всех этих изданий ресурсы, чтобы выжить в новых условиях? Сейчас все серьёзные татарстанские газеты и журналы обзавелись вполне приличными сайтами. Навигация достаточно удобна. Дизайн вполне достоин.

Инструмент есть. А вот есть ли бизнес-модель? Что могут предложить читателю газеты и журналы, которые в бумажном виде покупают всё меньше и меньше? С каким товаром выходят они на рынок? За доступ к интернет-версии не платят даже на Западе — если уж платить, так лучше купить бумажную, она удобнее и привычнее, — а у нас об этом вообще разговора нет. Чем же они все будут торговать? 

Ответа на этот вопрос пока нет ни у кого. Но искать его придётся — иначе вместе с гибелью бумажных СМИ умрут и их интернет-версии. Ведь за счёт рекламы окупаются лишь сайты с миллионами посещений в день, типа Яндекса или Mail.ru.

И тогда в бумажном виде останутся только инструменты влияния — издания, финансируемые государством или бизнес-структурами.

И это будет очень скучно.

06.07.09