МИНФИН НЕ ИДЕТ НА УСТУПКИ, БИЗНЕС БЕЖИТ ОТ ПАТЕНТА

Общественная палата РТ совместно с Торгово-промышленной палатой и комитетом по бюджету, налогам и финансам Госсовета РТ уже не первый год пытается повлиять на изменения в патентной системе налогообложения. Мы стараемся пролоббировать наши поправки, а воз и ныне там. Ничего не двигается с мертвой точки. То, что в минэкономики РТ решили провести экспертизу республиканского закона о патентной системе, мне кажется, произошло от того, что премьер-министр России Дмитрий Медведев обратил на эту проблему внимание и заговорил об этом с телеэкрана.

Сама по себе патентная система очень удобная, простая, не требующая дополнительных затрат на ведение бухгалтерии для малого бизнеса. По сути, заплатил один раз и спи спокойно, занимайся своими делами. Она упрощает жизнь предпринимателя, позволяет ему сконцентрироваться на непосредственном развитии бизнеса, а не зарываться в бухгалтерию. Однако его стоимость слишком высока для многих направлений в бизнесе, поэтому предприниматели предпочитают другую форму налогооблажения. По данным УФНС РФ по РТ, в 2012 году на основании патента свою деятельность осуществляли 3849 человек, в то время как по состоянию на 1 ноября 2013 число таковых было всего 881 человек. В этом году, боюсь, показатели будут еще хуже.

Принятие закона от 29 сентября 2012 года №65-3 РТ «О введении на территории республики Татарстан патентной системы налогообложения» должно было позволить решить ряд проблем, сдерживающих развитие патентной системы налогообложения. В частности, устранить конкуренцию с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, повысить заинтересованность муниципальных образований в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и увеличения за счет этого доходов своих бюджетов. Конечно, минфин достаточно жестко стоит на том, что это адекватные ставки, которые отвечают всем требованиям и категорически против их сокращения. Однако даже при беглом взгляде на проблему видно, что малый бизнес бежит из патентной системы. Налоговики, видимо, боятся, что при снижении ставок будет переток предпринимателей на эту систему налогообложения и в итоге бюджет республики и без того в непростое время потеряет часть доходов.

Но понижение ставок можно было бы сегодня внедрить в определенных видах деятельности и в определенных районах. Хотя бы сначала в качестве эксперимента.

ПО ГРИБЫ, ПО ЯГОДЫ

Я в свое время возглавлял плодоовощной отдел «Татпотребсоюза». В середине 80-х в Татарстане заготавливали большое количество меда, ягод, грибов и поставляли это за границу — в страны Европы и даже в Америку. А взамен получали одежду, промышленные товары и даже мебель. В условиях высокой стоимости валюты это было выгодным сотрудничеством. Кукморский, Мамадышский, Тетюшский, Нурлатский районы лидировали по заготовке грибов. Было много оборудования по переработке и консервации этого сырья, заводы располагались в Нижнем Услоне, Альметьевске, в других частях республики. Большая часть урожая потреблялась внутри страны. Однако во время перестройки поменялось налогообложение, да и общественное питание практически перестало существовать. У людей не было нормальных доходов, и это отразилось на общепите. Спрос к грибам и джемам резко сократился. Поэтому долгое время подобным видом бизнеса никто не занимался. Урожаи просто гнили в деревнях.

Сегодня мы наблюдаем другую ситуацию. Мы видим, что есть потребность в такой экологически чистой продукции. Зайдите в любой ресторан Киева, попросите на закуску местных грибочков, вам тут же вынесут тарелку с оными. А у нас с солеными груздями в ресторанах сегодня проблема. Мне рассказывали, что в некоторых заведениях используют грибы, привезенные из Китая. У меня всякий интерес к данной продукции пропадает. Никто не знает, в каких условиях все это было выращено. Почему бы сегодня не возобновить деятельность по сбору и обработке продовольственного сырья, используя при этом нормальную невысокую по стоимости патентную систему налогообложения? И применить ее не в Казани, а, скажем, только в некоторых районах республики? В Тетюшском, Камско-устьинском, Агрызском... Молодежь сегодня из-за отсутствия работы покидает родные края, а так можно было бы с помощью подобных малых предприятий создать дополнительные места. Так же в заготовке можно было бы использовать и труд пенсионеров, для них это тоже дополнительный заработок.

ДАЛЕКО НЕ КАЖДЫЙ ГОТОВ ПРЯТАТЬСЯ И ЖДАТЬ, КОГДА ЗА НИМ ПРИДУТ

Мы не говорим про те виды деятельности, которые сегодня и так неплохо существуют. К примеру, автомастерские. Речь идет о тех услугах и производстве, которым без налоговых поблажек со стороны государства сложно будет выжить в нынешних рыночных условиях. У меня сердце кровью обливается, когда мусульмане мне говорят, как они утилизируют кожу от баранов после празднования Курбан-байрама. Они ее просто зарывают. Раньше в каждом районном центре был цех по приемке кожевенного сырья и шерсти. Вот где патентная система должна работать. А у нас налоговая система пытается как можно сильнее зажать того человека, который хоть чем-то пытается заниматься. Поэтому многие вынуждены уходить в тень. Но далеко не каждый готов прятаться и ждать, когда придут налоговики и разберутся с нарушениями законодательства. И интерес заниматься бизнесом у таких людей просто пропадает.

Мы написали письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой о внесении изменений в закон о системе патентного налогообложения. Его подписали глава общественной палаты РТ Анатолий Фомин и глава Торгово-промышленной палаты Шамиль Агеев. В нем мы просим пересмотреть в сторону уменьшения размер стоимости патента потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по определенным видам предпринимательской деятельности. Всего их 37. Это ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, услуги по переработке сельскохозяйственной продукции и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, а также химическая чистка, крашение и услуги прачечных, изготовление и ремонт металлической галантереи, ремонт мебели и многое другое. Так же мы просим не привязывать в прямой пропорции стоимость патента к количеству работников у предпринимателя, а предусмотреть его дифференциацию с минимальным порогом до 5 человек —с коэффициентом 1, от 5 - 10 человек — с коэффициентом 2, от 10 - 15 человек — с коэффициентом 3. Эти действия, на наш взгляд, должны сделать патентную систему налогообложения более привлекательной для малого бизнеса.

Мунир Гафиятуллин