Удивительно, но несгибаемый политический боец, экс-сенатор и бывший мэр Набережных Челнов Рафгат Алтынбаев спустя 15 лет после так называемого «путча глав», в результате которого были уволены десятки чиновников, не решился даже обтекаемо рассказать о тех драматических событиях. Как он рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online», никакого плана по его избранию председателем Госсовета в 1998 году не было, те события были обычной демократической процедурой. По словам Алтынбаева, президент Шаймиев тогда посчитал, что ему нет замены в автограде, и поэтому не стал делать ставку на него... Кроме того, Рафгат Алтынбаев высказал свой взгляд на стиль и результаты работы тех, кто возглавил город после него, высказал мнение о камазовских «генералах» и поделился опытом регулирования городской экономики.
Рафгат Алтынбаев: «Я знаю, что закопано под землей в Челнах, что есть на земле и даже то, что творится в воздухе вокруг Челнов» |
«НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ — ЭТО МОЯ СУДЬБА»
— Рафгат Закиевич, предлагаю начать разговор вот с такого вопроса нашего читателя: «С каким чувствоми душевным состоянием вы возвращаетесь в Набережные Челны: с тоской по прошлому; с гордостью за годы, отработанные в Челнах; с болью в сердце, глядя на сегодняшние Челны; глядя на сегодняшние Челны, радуетесь?» (Рим В.)
— Для меня Набережные Челны — это, по сути, моя судьба. Я сюда приехал вместе со всеми в 1971 году, когда стройка только разворачивалась. Вся моя молодость и определенная часть зрелого возраста прошли в Челнах. Я знаю, что закопано под землей в Челнах, что есть на земле и даже то, что творится в воздухе вокруг Челнов. Я не могу сказать, что этот город создал я — его создавал Раис Киямович (Беляев, первый секретарь Набережночелнинского горкома КПСС в 1970 - 1984 гг. — ред.), создавали строители и машиностроители, но свою лепту я тоже постарался внести.
Мне этот город очень близок. Что бы там ни говорили, я отдавал ровно столько сил, чтобы Челны выглядели хорошо, а уж оценку дают люди по прошествии определенного времени. Когда я возвращаюсь в город, я испытываю гордость. Когда люди встречают меня в аэропорту, магазине или где-то на улице, говорят: при тебе было хорошо, ты работал...
— Причем это были сложные 90-е годы...
— Да, это были сложные годы для города — сгорел завод двигателей КАМАЗа! Я только что избрался и начал работать мэром.
— Разве в то время были прямые выборы мэра?
— Не прямые выборы, а через горсовет, но выборы были альтернативные. Только на 11-й день был избран председатель исполкома! А 11 дней и ночей шло сражение... Юрия Ивановича Петрушина мы избрали председателем горсовета сразу, а вот председателя исполкома выбирали долго. И избрали меня. Поэтому Челны для меня — это все, это моя судьба.
«НАДЕЮСЬ, МАГДЕЕВ СТАНЕТ ЛУЧШИМ МЭРОМ»
— И как вы оцениваете сегодняшнее состояние города?
— Прошло практически 15 лет, и, конечно, хочется нового дыхания. «Свежая кровь» пришла, и Челнам нужен новый импульс, который почувствовало бы население: что город идет вперед, претендует на первенство с точки зрения и решения социальных вопросов, и благоустройства, и культуры, и так далее... Такая возможность есть.
— Василь Шайхразиев много «креативил», а нужного «импульса» так и не было?
— Любая идея должна быть осмыслена. Можно очень много набросать идей, но надо понимать, можно ли их все реализовать! Прежде чем выплеснуть идею, надо хорошо подумать: а как я это реализую? Но каждый работает так, как может...
— Вы ведь знаете нынешнего «рулевого» Челнов Наиля Магдеева по его прежней работе главой Бугульмы?
— Да, мы встречались, разговаривали. У него есть и потенциал, и богатейший опыт управленца, и большое желание. Я надеюсь, что Наиль Гамбарович Магдеев станет лучшим мэром. Челны не могут позволить себе период стагнации.
— Ильдар Халиков, будучи мэром Челнов, дал импульс развитию города...
— Это точно!
— А Василь Шайхразиев?
— Тоже по-своему старался. Но ведь нет предела совершенству, и люди разные: один свое дело делает тихо-мирно, другой — импульсивно, третий — размеренно, продуманно и системно — вперед, вперед, вперед... Каждый из мэров работал в меру своих способностей. А оценку работы мэра может дать только население.
Многие думают, что стал мэром — и все вокруг бурлит. Это не так! Каждую копейку мэру приходится добывать, он каждый день думает, как бы уйти от проблем. У татар есть такая поговорка: знает не тот, кто ест, а тот, кто делит...
— Мэр — это тот же «раб на галерах»?
— Да, именно так! Но у каждого свое призвание. Кто-то занял должность, чтобы работать, работать и работать. А кто-то — чтобы заработать... Конечно, хотелось бы, чтобы в любой город и район приходили люди, которые умеют служить народу. А для этого надо иметь свой внутренний мир. Если ты ценишь мнение людей, то будешь«пахать», ни о чем не думая. Если мнение людей для тебя ничего не стоит — это катастрофа! Должность можно получить, а вот авторитет надо зарабатывать и зарабатывать.
Когда ты пришел работать мэром, понятно, все как будто тебя уважают. Это атрибут. А вот когда ты уйдешь, вспомнят ли тебя через несколько лет? Вот это оценка твоего труда! Если кто-то скажет: «Вот при нем был порядок», то более высокой оценки я себе просто не представляю... Ни грамоты, ни медали и ордена не сравнимы с оценкой людей.
— А вы чувствуете эту оценку?
— Без ложной скромности скажу: я чувствую!
«Многие думают, что стал мэром — и все вокруг бурлит. Это не так! Каждую копейку мэру приходится добывать, он каждый день думает, как бы уйти от проблем» |
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ИДЕЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛНОВ
— С тем, что город надо развивать, никто не спорит, но где деньги-то взять на развитие города?
— Деньги на развитие — это вечная проблема... По прошествии лет я задаюсь вопросом: что бы я сделал с точки зрения финансового обеспечения города, занятости населения? И отвечаю сам себе: я все равно развивал бы малый и средний бизнес. Еще до пожара на КАМАЗе мы очень плотно и системно занимались развитием МСБ, предоставляли им льготы, и уже тогда 25 процентов поступлений в бюджет шли от предпринимателей.
— Какие это льготы?
— На три года мы освобождали начинающий бизнес от всех налогов, кроме подоходного.
— В то время у городских властей была такая возможность? Ее ведь сегодня нет.
— Эта возможность есть всегда! Все зависит от того, как ты будешь регулировать. Экономика предполагает регулирование, а не то, что сидишь и только распределяешь. Перефразируя Ленина, я скажу так: можно сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед. Когда ты уступаешь налоги, тебе кажется — ох, не будет хватать городу! Но это сиюминутные переживания. Через два года ты видишь: эти предприниматели встали на ноги, окрепли, число работающих увеличилось, они начинают платить подоходный налог. Это серьезная добавка.
Вторая категория — это бизнес, который начал работать сам, без всяких льгот. Но чтобы им на ноль выйти и немножко получать прибыль, мы им тоже дали льготы по налогам на три года. Потому что сгубить — ума много не надо. А мы все делали, чтобы он окреп. И через некоторое время они спокойно начинали платить налог на прибыль, подоходный, налог на имущество и т.д.
Но были и те, кому надо было помогать развиваться, потому что тогда появилась проблема занятости людей. Практически 54 тысячи работающих КАМАЗа оказались на улице, чуть ли не в одну неделю. Такая огромная социальная проблема свалилась! Но мы не растерялись. Как раз тогда был объявлен некий клич предпринимателям: давайте, ребята, увеличивайте рабочие места, и мы вам уступим часть налога на прибыль.
— На сколько процентов?
— От пяти процентов, в зависимости от предприятия. Вот, например, увеличил он число работающих, мы ему льготу. Но эти льготы отдавались не просто так. Я специально тогда создал управление по развитию малого и среднего бизнеса, это была наша инициатива, такое управление было создано впервые в республике. И я сказал: правила должны быть понятные. Раз мы уступили вам налог, значит вы тоже будете отчитываться, что вы на эти деньги сделали. И они в полгода раз приходили в управление и писали отчет. Купил оборудование — молодец! Увеличил на два человека число работающих — молодец! Вот таким образом была выработана система.
Помню, в то время Минтимер Шарипович направил меня на международный экономический форум в Давос, и там мэр Москвы Юрий Лужков выступал по теме малого и среднего бизнеса. Я спросил у него: сколько процентов дает МСБ Москве? Он отвечает: 55 процентов. На что я ему говорю: Юрий Михайлович, тогда вы вообще не занимались малым и средним бизнесом!
— Сейчас в Челнах стоит задача довести МСБ до 50 процентов.
— Такая задача стоит по всей России. Но это надо делать умно.
— Беда в том, что у нас в стране нет бюджетного федерализма, и местные органы власти не заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, потому что наполняемость казны от этого не зависит. Об этом говорят со всех трибун.
— Я не могу с этим согласиться! Как это не влияет на пополняемость бюджета увеличение работающих и, следовательно, подоходного налога?! Бюджетное законодательство не чинит препоны в развитии бизнеса, потому что экономика и бюджет между собой сильно связаны. Министерство экономики — за развитие бизнеса, а минфин берет «под козырек». И два министерства очень тесно работают уже давно.
— Но ни один мэр города системно не работает по развитию МСБ, потому что объективные условия таковы.
— Если руководителю местного самоуправления дали возможность собирать определенные налоги, значит он ими должен управлять: может и убавить их, чтобы через какое-то время получить доходов больше. Иначе какой смысл?!
— Что еще, кроме развития МСБ, может быть идеей развития для Челнов? Например, Казань сначала провела 1000-летие, потом Универсиаду.
— Это одноразовые мероприятия. Да, появляются объекты и дорожная инфраструктура, но у этого «фейерверка» есть вторая сторона: эти объекты надо потом содержать. Ведь могут сказать, что содержание ложится на регион. Вот не хотелось бы, чтобы республика оказалась в таком положении! Федеральный центр должен распределить нагрузку разумно, хотя, конечно, регион должен заботиться о заполняемости объектов. Но одними сборами за услуги объекты не вытащишь. Даже на футбольных матчах трибуны бывают полупустыми!
— Если не такие «одноразовые» мероприятия, то что может стать идеей для развития Челнов?
— Малый и средний бизнес! Весь мир живет на этом. Еще никто другого не придумал. Пока не создашь производства и не обеспечишь людей работой, блага не жди, это однозначно!
«КОГДА ИЗБРАН НАРОДОМ, ПЛЕЧИ РАСПРАВЛЯЮТСЯ!»
— Планируете ли вы вернуться в город в качестве руководителя? Кого вы порекомендовали бы на эту должность? Ваши предложения, как должен назначаться или выбираться мэр города? (Андрей Николаевич)
— Во-первых, я не планирую возвращаться ни на какую должность. Это пройденный этап.
— А какой у вас сегодня статус?
— Я президент российской федерации «Комбат — самооборона», и скоро в Челнах мы проведем чемпионат России. Вторая моя должность — председатель наблюдательного совета банка.
— Как вы считаете, мэр должен выбираться или назначаться?
— В России уже существуют две формы выборов мэров. Первая — сначала население выбирает депутатов, а потом горсовет выбирает своего председателя. Вторая форма — прямые выборы мэра населением. Понятно, что прямые выборы сложнее и для тех, кто выбирается, и для тех, кто организовывает эти выборы. В России бывали случаи, когда мэры столичных городов после своего избрания на прямых выборах «не слушались» губернаторов. Но это издержки не демократии, а законотворческой деятельности.
В мире мэры чаще всего выбираются прямыми выборами, но всему должно быть свое время. Сначала давайте апробируем первую форму выборов, потом, может быть, перейдем на вторую ступень демократии. Но если вы заметили, большое количество губернаторов приезжали к Путину и просили досрочную отставку, чтобы иметь возможность быть избранным народом. Почему они на это пошли? Потому что им хотелось получить более высокий статус легитимности. Когда руководитель избран народом, это совсем другие «плечи» — они расправляются!
«ДОКЛАДЫВАЛ ЕЛЬЦИНУ О ТОМ, КАК МЫ СНИЗИЛИ ПРЕСТУПНОСТЬ»
— Я учился в это время в Челнах, когда вы были у руля. Беспредел, убийства и грабежи были нормой. Почему мы должны верить вашему мнению? Не лучше ли вам просто расслабиться и наслаждаться жизнью?(Альберт)
— Никогда в Челнах беспредела не было! Может быть, я единственный в России мэр, который докладывал президенту Борису Ельцину о том, как мы снизили преступность. К нам приезжал Юрий Чайка, в то время первый заместитель генпрокурора России, чтобы ознакомиться с нашим опытом, и сказал: как я сам до этого не додумался? После этого он меня всегда обнимает при встрече...
И не надо забывать, что борьба с организованной преступностью — это дело милиции или полиции. Городская власть отвечала только за общественный порядок. Оргпреступность — это дело специалистов МВД! Так было, есть и будет. Не надо путаться в функциях местной власти и МВД.
— Вы ввели в Набережных Челнах трехпроцентный налог для всех предприятий. Плата поступала в фонд «Правопорядок». Впоследствии платеж был отменен по требованию прокуратуры как незаконный. Насколько оправдано было введение налога? Какие-то проблемы удалось решить с его помощью? (Мусин Н.)
— Надо сказать, в то время в Челнах процветала детская преступность, о чем писали даже федеральные газеты. И тогда вышел указ Ельцина о возможности сбора одного процента на укрепление правопорядка. Я первый в России ввел этот сбор. Но не трех процентов, а именно одного.
Но я понимал, что указ — указом, президент России далеко, а я рядом, и мне надо это дело вводить. И я проехал все заводы КАМАЗа, все крупные строительные организации и везде рассказывал о состоянии преступности. Приводил свой алгоритм расчетов и спрашивал, будем мы вводить этот сбор или нет. В архиве сохранилась целая кипа протоколов этих собраний, где коллективы своей подписью давали согласие на однопроцентный сбор в фонд «Правопорядок».
На эти средства мы купили огромное количество спецтехники для милиции: детекторы лжи, опознаватели отпечатков пальцев и голоса. Средства фонда позволили нам содержать экологическую милицию, увеличить количество следователей, построить здания для четырех отделений милиции и полностью оснастить их. Мы построили и конно-спортивную школу. Это был супер рывок!
— ОПГ в Челнах в то время зарождались?
— Организованная преступность «паслась» на крупных предприятиях, на том же КАМАЗе, на промбазах. Но получается, что люди, которые там работали, были «повязаны»? Ведь ни один не пришел ко мне и не сказал, что его предприятие «душат». Я не обвиняю ни руководство, ни рабочих и инженеров, но, видимо, какая-то средняя «верхушечка» пыталась каким-то образом завязаться. Преступники ведь не к директору пойдут... На первых порах правоохранительные органы не препятствовали появлению среды для оргпреступности. Поставили диагноз — болезнь надо сразу лечить, а не ждать, когда все распухнет!
— Но вы знали о появлении такого мощного ОПГ, как «29 комплекс»?
— Честно, я не знал! Может быть, от меня скрывали. Но, повторю, это дело МВД, специалистов, которые должны исследовать и анализировать ситуацию и принимать меры. С другой стороны, в то время это была проблема всей страны, к сожалению.
КАМАЗ: НУЖНА МОДЕРНИЗАЦИЯ МОДЕЛЬНОГО РЯДА
— Отслеживаете ли вы то, что происходит на КАМАЗе? Могли бы дать свою оценку нынешнему менеджменту? Правильно ли выбрана стратегия автогиганта? (Аркадий Симонов)
— Оценку нынешнему менеджменту я давать не могу, потому что не нахожусь в среде этого предприятия и не знаю до тонкостей, что там сегодня происходит. Давать оценку менеджменту — это прерогатива работающих на КАМАЗе.
— Как вы оцениваете потенциал Сергея Когогина по сравнению с предыдущими руководителями КАМАЗа — Николаем Бехом и Иваном Костиным?
— У каждого есть свои плюсы, и я ко всем отношусь с уважением.
— По какой причине возник пожар?
— Как рассказывают, произошел взрыв масляного трансформатора, масло растеклось. Крыша была сделана не по технологии, и она загорелась. Я в это время отдыхал, по возвращении в первую очередь пошел к Николаю Беху, чтобы выразить некое соболезнование, если так можно сказать. Я ему сказал: слушай, не строй новый корпус. С технологом посиди, распределите все детали и узлы по всем заводам. В любом случае найдется механообработка, вообще все-все-все найдется. Например, на КАМАЗе тогда был завод по ремонту двигателей. Он делал практически все то же самое, что и сгоревший завод двигателей. Там надо было поставить несколько станций испытания двигателей, еще пару небольших корпусов... Но, видите, у каждого свое понимание. К сожалению, не прислушались. А можно было уйти от затрат. Но кому-то эти затраты нужны были.
— А у Костина и Когогина какой масштаб?
— Иван Костин все-таки больше инженер. Он неплохой инженер и тоже пытался что-то изменить. Сергей Когогин пошел по пути сотрудничества с зарубежными компаниями. Это тоже хорошо, потому что все технологии и автомобилестроение находятся за рубежом. Если у нас таких технологий нет, значит надо ехать туда, где они есть, и договариваться. Я знаю, что есть стратегия до 2020 года. Знаю, что в стратегическом плане КАМАЗ пытается увеличить свое присутствие на рынке Российской Федерации, там сегодня где-то 37 процентов. КАМАЗ пытается усилить свое влияние на рынке стран СНГ, Африки, Латинской Америки, в Бразилии. Вот такие достаточно крупные куски земного шара, где они пытаются утвердиться на рынке.
Но нужна модернизация с точки зрения модельного ряда. Идти по пути АвтоВАЗа нельзя: «копейка», потом «тройка» будет, потом «семерка»... Все это медленно и никаким образом не меняется. А мир-то ведь в пять лет раз делает, по крайней мере, рестайлинг, а то и полное обновление. Они не стоят на месте и не держатся за двигатель вчерашнего дня. Научная мысль работает над двигателем будущего. То же самое должно происходить и здесь. Понятно, что КАМАЗ в этом смысле работает, я знаю, что они с австрийцами, с немцами и так далее входят в контакты... Дай бог, чтобы все получилось.
— Будущее у КАМАЗа есть?
— Все зависит от того, насколько хватит упорства на то, чтобы реализовать стратегию.
У ЧЕЛНОВ БУДУЩЕГО БЕЗ КАМАЗА НЕТ
— А у Челнов есть будущее без КАМАЗа?
— Нет, сейчас уже нет. На КАМАЗе сейчас работают 50 с лишним тысяч человек. Представьте, что не стало КАМАЗа, что этим 50 тысячам делать?
— В 90-е годы там работали более 100 тысяч человек, но как-то вышли из положения.
— Ушли в малый и средний бизнес, о чем я уже говорил.
— Но все-таки город выживет без КАМАЗа?
— Так категорично говорить нельзя. Конечно, нужда заставит по-разному жить, но такой нужды не хотелось бы видеть. Раз уж построили, то предприятие должно стабильно работать, наращивая свой потенциал.
— В Набережных Челнах кто должен быть «хозяином» города — мэр или директор КАМАЗа?
— Хозяином всегда должен быть мэр города. Я всегда говорил — мы не можем только на один КАМАЗ надеяться, поэтому мы развивали малый и средний бизнес. Было бы глупо, если бы я как мэр сидел у ворот КАМАЗа и ждал... За людей полностью отвечает городская власть. А раз так, то мэр должен управлять и быть хозяином.
— Николай Бех это понимал?
— Сначала не очень понимал, особенно когда мы проводили акционирование: они хотели спихнуть городу «убитые» социальные объекты, а я не давал это сделать. Ведь был закон о передаче «социалки» от предприятий городу, согласно которому они должны были сначала привести их в порядок. К сожалению, они много объектов распродали, в том числе и детсады. И потом между нами был один разговор, после которого все встало на свои места. Конечно, он и не поднимал вопрос о том, кто хозяин, но ведь это делается без слов... У нашей команды хватило сил, чтобы сказать, что хозяин в городе может быть только один.
«ВСЕ ХОТЯТ ЖИТЬ В УЮТЕ, А КТО ЕГО ДОЛЖЕН СОЗДАВАТЬ?»
— Судя по всему, Наиль Магдеев пока не чувствует себя готовым вести деятельность с ТОСами (территориальное общественное самоуправление — ред.) — он уже два раза отменял встречу с их руководителями. Если бы вам предложили, вы бы взялись возглавить координационный совет общественности? Председателем ведь не обязательно должен быть мэр. (Жуков)
— Наиль Гамбарович только-только назначен, и было бы смешно, если бы он тут же собрал территориальные органы самоуправления и начал им что-то декларировать. Его задача — сначала вникнуть в ситуацию, разобраться. И только после этого может получиться предметный разговор.
Что касается меня лично, то я являюсь членом координационного совета, и мне этого достаточно. А председателем должен быть человек, который управляет городом. От него должны идти посылы, у него в руках должны быть рычаги управления, финансовые в том числе. Не может возглавлять совет человек, который не наделен властью.
— Зачем нужны ТОСы, если есть горсовет?
— Люди должны иметь возможность принимать участие в управлении своими территориями в органах самоуправления. Все хотят жить в уюте, а кто его должен создавать? Инициативные люди, которые смогут контактировать с населением, проживающим на этой территории. Такая форма самоуправления в России есть, например, в Рязани. Всегда и везде есть активные люди.
— В Набережных Челнах много активных людей?
— В Челнах много активных людей. К примеру, на втором заседании координационного совета ТОС присутствовали 50 человек. И выступления были зрелые. Активность людей надо поддерживать, но на заседании координационного совета я сказал, что все предложения надо «наложить» на законы РФ о местном самоуправлении, чтобы определить, где место инициативам граждан, и где средства, чтобы эти инициативы реализовывать.
Второй вопрос — это взаимодействие с самим населением для реализации инициатив. Например, поставить шлагбаум во дворе или оборудовать детскую площадку. Если люди за свои средства это сделают, то и отношение будет совсем другим — будут беречь. Это ведь тоже элемент самоуправления, и его обязательно надо внедрять. Я считаю, что эта идея хороша, но ее надо осмыслить, наложить на матрицу власти, чтобы определить место, роль и полномочия. Чтобы не казалось, что они строят мосты вдоль реки...
«Население Набережных Челнов имеет свой статус: «Я челнинец!» Это передовые люди...» |
«ЧЕЛНИНЦЫ — ОСОБЫЙ НАРОД, И ЭТО НАДО ВСЕГДА УЧИТЫВАТЬ»
— Как вы считаете, жители Челнов чем-то отличаются от жителей других городов, например, Казани?
— У каждого города и региона — свои традиции и история. Но челнинцы — это особый народ. Кто это такие? Это люди, которые приехали на строительство КАМАЗа и города. Которые оторвались от своих пап и мам. Люди, которые решили сами вершить свою судьбу. Они чувствовали в себе потенциал, они на себя надеялись, и они приехали. Они знали, что будут какие-то лишения. Но, с другой стороны, это и какая-то романтика. Конечно, в красивой квартире прожить жизнь можно, но тогда жизни не узнаешь. Они приехали и прошли все. Новые технологии в строительстве увидели. Межнациональное общение в широком смысле слова увидели. Культуру с точки зрения разных народов и этносов увидели.
Но самое главное — они увидели новые технологии на КАМАЗе. Тогда с точки зрения технологии мощнее не было ни одного завода, может быть, кроме заводов, связанных с производством космических аппаратов. На КАМАЗе были мирового уровня технологии. Может быть, не самой высшей планки, но достаточно высокого уровня. А человек, который работает на таких станках, на таком оборудовании, понятно, что он другой. Он уже воспитанник высоких технологий и, конечно, требует к себе другого отношения. У него уже потребности другие, у него уровень мышления другой. Это надо всегда учитывать, без этого управлять городом никак нельзя, об этом я много раз говорил. А сегодня дети и внуки тех, кто строили город и КАМАЗ, ушли еще дальше в своем развитии — плюс к тому, что были заложены «дрожжи», появились компьютерные технологии. Поэтому население Набережных Челнов имеет свой статус: «Я челнинец!» Это передовые люди...
— Вы не считаете, что в силу объективных причин за последние 20 лет с Челнами и челнинцами произошла деградация?
— Нет, деградации там нет. Другое дело, что нужно дать импульс для дальнейшего их развития. И челнинцев для этого долго раскачивать не надо.
ЖИТЬ БЕЗ ПЛАНА — ЭТО КАК ДЕЛАТЬ ФРАГМЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО НЕ БУДЕТ
— Архитектурный облик Челнов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. У вас в бытность мэром были свои идеи, как его разнообразить, привнести новое в городское пространство. Эти идеи сейчас можно претворить в жизнь? (Сабиров)
— Все зависит от того, как будет настроена власть. Я, например, в свое время занимался цветочным оформлением города. Считаю, благоустройство — это один из серьезных элементов воспитания населения: если люди увидят, что в городе порядок и красиво, то у них возникнет желание что-то улучшить в своих дворах и квартирах.
Что можно сделать сегодня? Первое — усиленное внимание к малым архитектурным формам. Или же серые дома выкрасить в разные цвета. Это сразу изменит облик города! Второе — в Челнах «хромает» ландшафт — слишком ровная поверхность. В этом смысле я завидую Казани. Даже овраги украшают город! У меня даже была мечта насыпать курган... Третье — парки и скверы должны быть душевными. Просто деревья и скамейки — это ни о чем, это проходные места! А надо сделать так, чтобы человек захотел остановиться в таких местах. У каждого парка должна быть идея, а если есть идея, появляется «душа». Такие места сделают город уютнее, люди захотят выходить туда. Такой среды обитания пока в Челнах нет. Но эта проблема присуща и многим другим городам России.
Я считаю, что любой город должен иметь комплексный план развития по всем отраслям. Жить без плана — это каждый раз делать фрагмент того произведения, которого не будет. Зачем?!
— Как оцениваете облик Казани?
— Конечно, Универсиада «подтянула» город. Но проблемы все равно остались. Благоустройство надо продолжать.
— А как Казань выглядит по российским масштабам?
— Это уже настоящая столица! Конечно, с Питером и Москвой тягаться сложно (там и бюджет другой), но, по мнению многих моих московских знакомых, Казань выделяется на фоне других городов страны. И в большей мере это заслуга Минтимера Шариповича и Рустама Нургалиевича, за что им большое спасибо.
«ДОЛЖНО ПРОЙТИ ВРЕМЯ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕКА ОЦЕНИЛИ»
— Вы 9,5 лет возглавляли Набережные Челны, причем время вам досталось сложное, многие проблемы так и не удалось решить. Что из этого списка «нерешенного» вы бы назвали самым важным? И почему решить эти проблемы не удалось? (Анна)
— До пожара на КАМАЗе все было хорошо, была ясная перспектива: развивая малый и средний бизнес в городе, у меня была задача построить в Челнах Дворец спорта, который и сегодня находится на стадии фундамента. Также хотел построить мощный досуговый центр для молодежи и дворец искусств. Наверное, это основные вопросы, которые я хотел решить, но, к сожалению, на КАМАЗе произошел пожар, и наш «кошелек» стал намного тоньше.
Если эти объекты появятся, то город «заиграет» по-другому! Это будут центры притяжения для населения. Люди должны гордиться тем, что у них в городе лучший, например, дворец искусств. Тогда и чувства у них по отношению к городу будут совсем другими.
— Ваш уход с поста мэра Челнов прошел по известным причинам, скажем так, нетрадиционно. Осталось ощущение, что не дали объективной оценки вашему вкладу в развитие города. Могли бы дать хотя бы звание «Почетный гражданин Набережных Челнов», тем более сразу после вашего уходя это звание начали раздавать направо-налево, чуть ли не каждый завмаг его получил... Что можете сказать по этому поводу? (А. Тимофеев)
— Я уже сказал: награды меня не интересуют... А вообще должно пройти время, чтобы человека оценили. И такая оценка людей — это выше всяких степеней. Что касается звания «Почетный гражданин Набережных Челнов», то его внедрял я. Присваивать звание самому себе — это аморально.
«ПУТЧ ГЛАВ» — ЭТО ПРИДУМАНО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
— Жалеете ли вы о том, что были соорганизатором «путча глав» 27 мая 1998 года в Госсовете Татарстана? Или все-таки считаете, что только так можно было избавиться от авторитаризма Минтимера Шаймиева в тот период времени? (Раис Сулейманов)
— Расскажу, как это было... Когда Фарид Мухаметшин первый раз уходил на должность премьер-министра, депутаты выдвинули меня на пост председателя Госсовета РТ.
— Но тогда выбрали Василия Лихачева. Наверное, вас выдвинули для проформы?
— Ничего подобного! Меня же не власть выдвигала... А я вышел на трибуну и сказал: большое спасибо, друзья, за то, что оценили мой труд, но я с КАМАЗом прошел медные трубы, а сегодня с челнинцами пройду огонь и воду. Вот и все мое выступление было! И Лихачеву я сказал: не волнуйся, я не буду составлять тебе конкуренцию. У меня и желания такого не было! Это был 1995 год. А в 1998 году «путч глав» — это придумано средствами массовой информации.
— СМИ придумали, а президент республики поверил этому и уволил большое количество людей во главе с руководителем своей администрации?!
— Это вопрос не ко мне.
— Вы не жалеете, что выдвинулись?
— По крайней мере, я получил опыт.
— Но у вас же кардинально поменялась траектория судьбы!
— Почему? Не поменялась! Я благодарен судьбе за все.
— И с Халяфом Низамовым вы не встречались, и плана не было?
— Никакого плана не было! Мне даже странно это слышать! Я уже много лет слышу: путч, путч...
— Но почему же Шаймиев после этого сразу уволил массу людей из своей команды?
— Но это же не ко мне вопрос! Может быть, люди просто не тянули? Я тоже в свое время кого-то увольнял, и у меня на это был свой аргумент...
— Рафгат Закиевич, прошло 15 лет, а вы до сих пор не готовы откровенно рассказать о тех событиях? Настолько секретное событие?
— Нет никакого секрета. А за действия Минтимера Шариповича я отвечать не могу. О каком бунте вообще может идти речь?!
— Президент изложил своим подчиненным (и вам в том числе) свой план — выбрать председателем Госсовета Фарида Мухаметшина. И просил это предложение поддержать. Но не все члены команды послушались и проголосовали по-другому. Да, внешне это проходит как демократические выборы. Но внутренне получается так, что часть команды президента подняла бунт против своего шефа. Разве можно отрицать объективность?
— Объективность как раз и нельзя отрицать! Дело в том, что, конечно, каждый имеет свое собственное мнение. И член команды до какого-то момента тоже может иметь свое мнение.
— Пока шеф не высказал свое решение...
— Никто ни с кем этот вопрос не обсуждал. Да, совещание было, и Минтимер Шарипович сказал: «Алтынбаев — достойный (не буду приводить все эпитеты, которыми он меня наделил), но ведь нельзя же Челны оставлять, когда там после пожара куча проблем»... Мы потом с ним говорили на эту тему, и он объяснил так: в то время не было человека, которым сразу можно было меня заменить в Челнах, а Мухаметшин много сделал в период становления суверенитета республики, от опыта тоже не откажешься! Думаю, в итоге все-таки победила мудрость.
— Но часть команды не согласилась же с Шаймиевым!
— У них была своя точка зрения. У каждого может быть своя точка зрения. Мы же не говорим, как голосуем на самом деле: пришел к избирательной урне и проголосовал, как захотел. Я считаю, что это нормальный жизненный опыт, и я благодарен судьбе, что эту часть пути я тоже прошел. И у меня нет никакой обиды. Повторю: все мои мысли были о Челнах.
— Не секрет, что перед голосованием Шаймиев предложил вам стать премьером, но вы отказались. Почему? Ведь на посту премьера Челнам тоже можно было помогать!
— Да, такое предложение до заседания Госсовета было. Давайте раз и навсегда закроем эту тему, потому что копание ничего не дает: каждый из нас сегодня занимается своим делом. Единственное, что я могу сказать, я благодарен Минтимеру Шариповичу за школу.
Окончание следует.
Справка
Рафгат Алтынбаев родился 21 сентября 1948 года в селе Сарабикулово Лениногорского района ТАССР. Окончил Казанский химико-технологический институт по специальности «химик-технолог» (1971). Доктор социологических наук.
1971 - 1975 — старший инженер СМУ-4 управления строймеханизации УС «Камгэсэнергострой», секретарь комитета ВЛКСМ управления строительства города ПО «Камгэсэнергострой», г. Набережные Челны.
1975 - 1990 — занимал административные и партийные должности: от инструктора организационного отдела горкома КПСС в Набережных Челнах до второго секретаря Брежневского горкома КПСС.
1983 - 1985 — второй секретарь Автозаводского райкома КПСС, г. Набережные Челны.
1985 - 1987 — председатель исполкома Автозаводского райсовета народных депутатов, г. Набережные Челны.
1987 - 1990 — второй секретарь горкома КПСС, г. Набережные Челны.
1990 - 1991 — председатель исполкома горсовета г. Набережные Челны.
1991 - 1999 — председатель городского совета народных депутатов, глава администрации г. Набережные Челны.
1999 - 2001 — заместитель министра сельского хозяйства РФ.
2001 - 2003 — представитель в Совете федерации ФС РФ от правительства РТ, председатель комитета СФ по вопросам местного самоуправления, член комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности СФ.
2003 - 2005 — советник председателя Совета федерации ФС РФ.
С 21 сентября 2005 по октябрь 2012 — представитель в Совете федерации ФС РФ от исполнительного органа государственной власти Рязанской области, председатель комитета по делам Федерации и региональной политике.
Председатель наблюдательного совета банка «Камский горизонт».
С 30 октября 2010 года — президент федерации «Комбат самообороны России».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.