Новые «фишки», которые помогут столице Татарстана воспользоваться грядущим подъемом внутреннего туризма, ищет мэр Казани Ильсур Метшин вместе с капитанами городской отрасли гостеприимства. В ходе предновогоднего мозгового штурма, который прошел на днях в отеле «Рамада», он пообещал активизировать разработку туристического бренда города, поддержал идею организовать праздничные торговые ряды наподобие знаменитых Christmas Markets в Европе и, вспомнив о народном катке «Нэфис», посетовал, что «у нас нет 10 Богуславских».

10.jpg
Сергей Иванов: «Нам не хватает одной-двух общих промоидей для всех гостиниц и ресторанов» (на фото – с Евгенией Лодвиговой и Ильсуром Метшиным)

ЦЕЛЬ — 2,5 МЛН. ГОСТЕЙ

Некоторыми подробностями встречи, оставшимися за кадром официальной хроники, с «БИЗНЕС Online» поделился один из рестораторов. По его словам, первым делом, придя на встречу в построенный к Универсиаде отель «Рамада», мэр предложил сдвинуть поближе столы для более тесного общения и даже сам принял участие в перестановке мебели.

Метшин с самого начала задал неформальный тон общению, призвав не «надувать щеки» по поводу всевозможных рейтингов, ставящих Казань на высокие места по туристической привлекательности. На мировой туристической карте, признал он, столица Татарстана все еще далека даже от первой сотни городов-магнитов.

Тем не менее Казани, по мнению мэра, сам бог велел оседлать внутрироссийский трафик, который в последнее время растет. Из-за девальвации рубля кому-то цены заграничных туров просто не по карману, а кому-то из-за разлада с Западом выезд и вовсе перекрыт.

— Привычка куда-то уезжать на праздники с семьей у многих стала традицией, и, конечно, ее меньше всего хочется менять, — обрисовал ситуацию мэр.

Он напомнил, что в 2006 году Казань приняла всего 460 тыс. туристов, мечтой казалось достичь миллиона. В прошлом году этот показатель перевалил за 1,5 млн., цель на следующий год — с учетом чемпионата мира по водным видам спорта прирасти до 2,5 миллионов. Однако, несмотря на шлейф Универсиады и предстоящие крупные события, невозможно поддерживать привлекательность Казани без новых «фишек» и долгосрочной стратегии. Чтобы ее выработать, мэр и решил посоветоваться с бизнесом.

Без-имени-1.jpg
По мнению Елены Войтко, проблема в том, что туристы в основном приезжают в Казань на один день — на больший срок городских достопримечательностей не хватает

ЗАРЕЧЬЕ: КАТОК «НЭФИС», ЦИРК ДЮ СОЛЕЙ И ШОУ КИСЕЛЕВОЙ

Замруководителя исполкома Иван Кузнецов, курирующий туризм, напомнил для затравки, что в ноябрьские праздники казанские отели были заполнены на 82%, а на Новый год забронировано уже 60% мест. Взявшая слово после него Елена Войтко — коммерческий директор «Казанской Ривьеры», подтвердила, что ожидает 100% загрузки. Но проблема, с ее точки зрения, в том, что туристы в основном приезжают в Казань на один день — на больший срок казанских достопримечательностей не хватает. Отметив недостаток событийных мероприятий, она осторожно предложила установить у той же «Казань Арены» самую высокую елку в России, что было бы интересно для массового туриста из соседних городов.

Креативную идею выдвинула гендиректор сети ресторанов «Сытый папа» Мария Горшунова, которая предложила проводить в зимние каникулы чемпионат России по строительству ледовых городков. Такую выставку можно было бы разместить, например, у чаши «Казана». Мэр в ответ напомнил, что традиционные зимние забавы в Казани и так устраиваются, хотя дело это недешевое. Например, ледовый городок у театра кукол «Экият» обходится примерно в 20 млн. рублей. А гигантский каток у стадиона «Казань Арена» со всем оборудованием и обслуживанием, по сведениям мэра, обошелся ГК «Нэфис» и ее главному акционеру Иреку Богуславскому в 150 млн. рублей (сама компания озвучивала более скромную цифру — 100 млн.ред.). В этом году затраты будут ниже — порядка 70 миллионов.

011.jpg
Гигантский каток у стадиона «Казань Арена» со всем оборудованием и обслуживанием в прошлом году обошелся ГК «Нэфис» в 100 млн. рублей

— У нас нет 10 таких Богуславских, — с сожалением отметил мэр, оговорившись, что на идеи, которые точно дадут рост, деньги найти можно. В качестве примера глава города напомнил и Цирк дю Солей, и шоу Марии Киселевой во Дворце водных видов спорта, которые приезжают в Казань в декабре-январе. Их привлечение в свое время потребовало больших усилий городских властей.

«ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ» В СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЕ

От образа сверкающего огнями «Заречья» обсуждение перетекло к более камерному центру города. Владелец «Татарской усадьбы» в Старо-Татарской слободе Зуфар Гаязов вспомнил об их совместной мечте с префектом (он не уточнил, с прежним или нынешним) поставить елку на набережной озера Кабан.

После многолетнего запустения и дальнейшей реконструкции, после проведения этим летом на набережной фестиваля «Культурный сдвиг» Старо-Татарская слобода медленно, но верно становится намоленным местом и для гостей города, и для горожан. И можно предугадать, что люди потянутся к елке. Но одного этого, разумеется, недостаточно.

67755.jpg
Зуфар Гаязов (слева) вспомнил об их совместной мечте с префектом Старо-Татарской слободы поставить елку на набережной озера Кабан. Но одного этого, разумеется, недостаточно

Об этом же говорила и исполнительный директор гильдии экскурсоводов Казани Светлана Мратхузина. Если летом, по ее словам, в слободе есть на что посмотреть помимо архитектурных памятников, то зимой картина здесь существенно тускнеет. Впрочем, власти проблему осознают: буквально перед встречей в «Рамаде» мэр посетил слободу и обсуждал этот вопрос с префектом «Старого города» Маратом Усмановым.

Генеральный директор УК «Булатов Групп» (комплекс «Туган авылым») Айдар Булатов рассказал, как совершенно бесплатно пустил на свою территорию мастеров народных промыслов. Теперь посетители с удовольствием смотрят, как работают гончары и другие ремесленники, и покупают сувениры на память. Кроме того, комплекс «Туган авылым» подружился и с фермерами, которым предоставлена возможность проводить ярмарки выходного дня. А на Новый год, отметил он, прорабатывается идея об открытии в Казани «офиса» татарского Деда Мороза — Кыш Бабая.

Сконцентрироваться на создании лучших в России Christmas Markets, традиционных для Европы, предложил Алекс Нурок — генеральный директор отеля «Кортъярд Марриотт». Однако он оговорился, что идея будет успешна, только если торговля будет объединена единой концепцией и все торговые павильоны будут выполнены в одном стиле.

В мире такие ярмарки одновременно служат мощным продвижением для участвующих в них отелей, ресторанов, магазинчиков, ремесленников и производителей, а главное — обеспечивают праздничную атмосферу и настроение в городе, что так важно для туристов. И нет сомнений, что в богатой татарской национальной кухне непременно найдется достойный ответ европейским имбирным пряникам и жареным колбаскам.

Мэр горячо поддержал идею, вспомнив, что видел подобное в Париже, на Елисейских полях. Он поручил проработать организацию ярмарки, которая могла бы начаться еще до Нового года. Предварительное место — улица Марджани в Старо-Татарской слободе, то есть набережная Кабана. Впрочем, звучали и другие варианты: у «Казань Арены», на улице Баумана, в парке им. Горького.

«КАЗАНИ НАДО БОЛЬШЕ РАССКАЗЫВАТЬ О СЕБЕ»

«Нам не хватает одной-двух общих промоидей для всех гостиниц и ресторанов, — призвал к объединению присутствовавший на встрече председатель Государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов. — Нашим гостиницам и ресторанам нужно конкурировать не друг с другом, а вместе, объединившись, бороться за привлечение туристов из других городов».

Участники встречи поддержали необходимость совместных усилий, но попеняли властям за отсутствие у города туристического бренда.

— Надо продвигаться в Москве, в городах в радиусе тысячи километров от нас, как можно больше рассказывать о себе. Это позволит в разы увеличить поток туристов, — говорила Войтко, призвав активизировать процесс. Впрочем, как отметила директор комитета содействия развитию туризма Евгения Лодвигова, работа над концепцией брендинга Казани уже в завершающей стадии. Мэр Казани поручил активизировать эту работу, пообещав найти необходимые средства.

Метшин подчеркнул, что не ждет от бизнесменов мгновенных решений. Однако, по нашим сведениям, он дал присутствовавшим на деловом завтраке «домашнее задание» в течение пары дней дать краткий список идей, что можно сделать сейчас и своими силами, а что с привлечением внешних ресурсов в течение пяти лет. Что из этого выйдет, увидим уже скоро.