Строительство нового торгового комплекса французской компании-ретейлера «Леруа Мерлен» стартует в Казани в марте-апреле 2015 года. Об этом на публичных слушаниях в минувший понедельник заявил ее юридический представитель, уточнивший, что зарубежная сеть претендует на земельные участки общей площадью 85 тыс. кв. метров. Для торговых сетей Казани, в том числе отечественных, второе пришествие «Леруа Мерлен» не предвещает ничего хорошего. Тем более что компания, как отмечают эксперты «БИЗНЕС Online», использует жесткие методы завоевания рынка.
ГДЕ ОДИН ГИПЕРМАРКЕТ, ТАМ И ДВА
В управлении архитектуры и градостроительства исполкома Казани в понедельник прошли публичные слушания, связанные с реализацией планов по строительству второго в Казани DIY-гипермаркета «Леруа Мерлен». Поводом послужили заявления ООО «Катион» и ООО «Смарт Медиа» о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов в отношении двух земельных участков площадью 65 тыс. кв. м и 20 тыс. кв. м. по Оренбургскому тракту в части уменьшения зоны специального назначения (Д3) и увеличения зоны обслуживания населения (Д2) для многофункционального комплекса.
Как заявил представитель ООО «Катион» и ООО «Смарт Медиа» Раис Киямов, на земельном участке в 65 тыс. кв. м предполагается строительство нового гипермаркета «Леруа Мерлен». Собственно, площадь застройки составит 20 тыс. кв. метров. «Здание будет стандартным, как во всех других городах», — сообщил Киямов. Начало строительства намечено на март-апрель следующего года.
Интересно, что сеть претендует на площадку как раз напротив поста ГИБДД при выезде из Казани. Выступающий также отметил, что, по его данным, данный пост скоро перенесут в процессе расширения города.
На соседнем втором участке площадью 20 тыс. кв. м планируется застройка 1 га, «по нему ведутся переговоры, тоже будет торговый комплекс, магазин, связанный с торговыми материалами».
В сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани будет опубликовано заключение по данному вопросу.
В самой компании «Леруа Мерлен» корреспонденту «БИЗНЕС Online» дали обтекаемый комментарий о том, что планы по развитию в Казани у ретейлера есть, тем более что первый опыт в столице Татарстана оказался успешным. Но от подробностей в компании воздержались.
ГОТОВИТСЯ ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ НОВОГО МАГАЗИНА
Киямов, как выяснил в беседе с ним корреспондент «БИЗНЕС Online», не является сотрудником «Леруа Мерлен», а обеспечивает юридическое сопровождение компаний в части, связанной с земельными вопросами. Сейчас новое детище французского ретейлера находится на стадии эскизного проекта, который разрабатывается в самом же «Леруа Мерлен». Также после прохождения необходимых процедур планируется проведение тендера на строительство, в котором могут участвовать и республиканские организации.
Напомним, что при строительстве первого французского гипермаркета один из игроков рынка рассказал «БИЗНЕС Online», что в тендере «Леруа Мерлен Восток» на казанский подряд принимали участие несколько компаний: «МД-Инжиниринг», «Фортэкс», «Унистрой». Первоначально победителем была признана компания сербского предпринимателя Ристича Драгана «МД-Инжиниринг», но неожиданно итоги были пересмотрены. По слухам, вмешались административный ресурс и новая интересная цена, в результате чего подрядчиком стал «Фортэкс».
«Леруа Мерлен» входит в ретейл-группу «Ашан», которая в Казани уже представлена продуктовым магазином «Ашан» и супермаркетом спортивных товаров «Декатлон» |
ПЕРВЕНЕЦ ОБОШЕЛСЯ В МИЛЛИАРД РУБЛЕЙ
Как известно, первый казанский магазин «Леруа Мерлен» открылся в июне 2013 года и стал 26-м по счету гипермаркетом компании в России. Как тогда стало известно газете «БИЗНЕС Online», объем инвестиций, вложенных в открытие магазина, составил около 1 млрд. рублей. Общая площадь составила 18 тыс. кв. м, из них торговая — 12 тысяч. Всего представлено было около 33 тыс. наименований продукции. Треть магазина отвели под строительные и столярные материалы.
«Леруа Мерлен» входит в ретейл-группу «Ашан», которая в Казани уже представлена продуктовым магазином «Ашан» и супермаркетом спортивных товаров «Декатлон».
Первый гипермаркет сети расположился на проспекте Амирхана, по соседству с развлекательным комплексом «Ривьера».
Также планировался приход «Леруа Мерлен» и в Набережные Челны. Так, в феврале 2014 года было объявлено, что строительство DIY-гипермаркета начнется весной. Челнинский гипермаркет будет располагаться на автодороге №1, напротив 60-го комплекса. Займет площадь в 16 тыс. кв. м, из них 10 тыс. составит торговый зал. Рядом с гипермаркетом оборудуют парковку на 1100 машино-мест. Открытие магазина намечено на конец 2014 года.
По мнению Оксаны Садовой, сегмент рынка, в который входит «Леруа», является «недонасыщенным» |
«НАШИ ВРАГИ — ЗЕЛЕНЫЕ И ОРАНЖЕВЫЕ»
На открытии первого гипермаркета директор «Леруа Мерлен Казань» Оксана Садовая рассказала «БИЗНЕС Online», что Казань переживает строительный бум, но, по ее мнению, сегмент рынка, в который входит «Леруа», является «недонасыщенным».
Эксперты основным конкурентом «Леруа Мерлен» называют крупного местного игрока — «Мегастрой» Владимира Малыгина (в Челнах, к примеру, «Леруа Мерлен» планирует расположить магазин недалеко от своего казанского соперника). «Мегастрой» успел до прихода французов открыть в том же микрорайоне магазин DIY — на Гаврилова (он больше французского по площади — более 18 тыс. кв. м). Также среди конкурентов «Леруа Мерлен» — OBI и «Максидом». В то же время на этом рынке произошли изменения: ушел один из старейших операторов DIY Казани — сеть «Евроинтерьер», закрывшая все свои магазины. Зато место в столице РТ ищет федеральная сеть гипермаркетов «Стройдепо» и екатеринбургская группа «Трест СКМ».
В этих условиях местные сети были вынуждены объединяться с другими игроками.
Напомним, что летом 2012 года 10 региональных сетей, включая казанскую «Агаву» (развивает сеть «Мегастрой»), для противостояния экспансии международных сетей объединились в закупочный кооператив «Союз DIY». Его участники надеются получить до 5% - 10% скидки у производителей и намерены вырабатывать совместные ретейл-технологии. «Наш главный враг зеленого цвета, рядом с ним — враг оранжевого цвета», — заявил председатель совета «Союза DIY», директор екатеринбургской группы «Трест СКМ» Ринат Мухаметвалеев, имея в виду «Леруа Мерлен» и OBI.
Приход «Леруа Мерлен» в Татарстан омрачился скандалом, связанным с Ильдаром Курмановым — сыном теперь уже экс-министра юстиции республики |
СКАНДАЛ С КУРМАНОВЫМИ
Отметим, что события с приходом «Леруа Мерлен» в Татарстан омрачились скандалом с сыном министра юстиции РТ Мидхата Курманова, что в итоге кончилось уходом самого Курманова с поста министра.
Согласно версии прокуратуры, опирающейся на заявление французских инвесторов, у последних при строительстве первого торгового комплекса в Казани возникли препятствия с подключением объекта к сетям электроснабжения. Ильдар Курманов, будучи начальником юридического отдела минэнерго РТ, обещал все вопросы уладить и попросил французов перевести 47 млн. рублей на счет ООО «СЭМ» (ООО «Современное энергетическое моделирование»), которое брало на себя обязательства по подключению объекта к сети. В итоге, по словам прокурора РТ Илдуса Нафикова, работы были не выполнены, а деньги повисли в воздухе. Судебные разбирательства по данному делу продолжаются до сих пор.
«ОНИ ПРИМЕНЯЮТ СТРАТЕГИЮ «ХИЩНИЧЕСКОГО» ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов о том, как ведет себя «Леруа Мерлен» на казанском рынке.
Анна Синявская — ведущий аналитик департамента консалтинга РБК, руководитель исследований food/non-food сетей:
— Компания анонсировала планы открытия второго гипермаркета на этапе открытия первого, так что ретейлер следует изначально анонсированной стратегии развития в регионе. Насколько нужен второй гипермаркет? Думаю, что здесь мнения потребителей и участников рынка разойдутся, поскольку потребителям выгодно получить еще один DIY-гипермаркет с низкими ценами, а вот для многих участников рынка открытие второго «Леруа Мерлена» может стать критическим. Известно, что французская компания применяет стратегию «хищнического» ценообразования, что весьма негативно отражается на работе конкурентов.
Полагаю, что первый казанский опыт у них оказался успешным, иначе второй магазин бы не открывали.
По объему необходимых инвестиций полагаю, что они составят порядка 1,2 - 1,5 миллиардов рублей.
Конкуренция в столице Татарстана за последние два года сильно выросла, основными игроками являются «Мегастрой», OBI, «Максидом» (сегмент гипермаркетов). Кроме того, много сетей, работающих в формате «супермаркет» и «магазин у дома», вот их конкуренция с «Леруа Мерлен» может затронуть сильнее, чем DIY-гипермаркеты. Начиная с 2013 года на рынке наблюдается тенденция укрепления позиций крупных федеральных DIY-ретейлеров за счет ослабления позиций местных сетей. Однако закрылись и магазины сетей «Мой Дом» (Санкт-Петербург) и «Старик Хоттабыч» (Москва), так что конкуренция, и правда, высока.
Наиль Бикмуллин — директор завода стройматериалов Bikton:
— Я считаю, что в Казани более чем достаточно предложений по отделочным и строительным материалам. В любом бизнесе должна быть целесообразность.
В принципе, названное новое место на Оренбургском тракте является более правильным для данного формата. Потому что во всех цивилизованных странах такие магазины должны строить за пределами города. В 5 - 10 километрах. Чтобы была удобная парковка, удобные развороты, заезды. Это более соответствующее место, чем у первого магазина.
Но, с другой стороны, достаточно до проспекта Победы доехать и купить все необходимое. Там несколько больших супермаркетов строительных и отделочных материалов. И с этой точки зрения я тоже не вижу целесообразности в данном решении.
Конкуренцию после их прихода на рынок ощутил, наверное, прежде всего самый крупный наш продавец — «Мегастрой».
К сожалению, или может, к счастью, с «Леруа Мерлен» мы не работаем. Поставляем свою продукцию, в том числе и через собственную торговую сеть.
Лично мне эта французская компания не нравится по тому, как они поступают: сначала демпингуют на рынке, потом проводят не очень правильную политику по отношению к производителям. Они сначала начинают продавать у себя в магазинах ниже закупочной цены или по крайней мере без торговой наценки. Снижают цены, убирают конкурентов. По сути, получается, что производителей вынуждают продавать продукцию по меньшей цене. А потом, после того как «конкуренты» выпадают, проводят уже другую политику. Бывает много скандальных ситуаций у различных производителей с данным продавцом. Снижение цен проводится для того, чтобы привлечь покупателей. Но не все вещи там дешевы, это маркетинговый ход.
ДОЛЯ «ЛЕРУА МЕРЛЕН» В КАЗАНИ БУДЕТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ
Леонид Рахимов — директор ООО «Бэйби Парк»:
— Второй «Леруа Мерлен» в Казани нужен. Они увеличивают свою долю в рынке, что закономерно. Думаю, они и третий магазин при желании могут построить. Например, на Мамадышском тракте. Казань — город большой и развивающийся. Первый их гипермаркет, конечно, стоит очень шикарно. Но для размещения строительного магазина, по моему мнению, несколько сомнительное решение городских властей.
Насчет успешности первого магазина могу сказать только как простой посетитель: когда там бываю, я вижу, что народ «Леруа Мерлен» посещает.
Новое место у поста ГАИ удобное. Можно сказать, что по новым развязкам до «Кольца» за пять минут можно доехать.
Они конкурируют с OBI, «Мегастроем», немножко с «Колоритом», «Сатурном». Запросы массового покупателя они покроют. Предполагаю, что с каждым новым магазином доля «Леруа Мерлен» будет увеличиваться.
Что касается санкций, если вдруг они коснутся стройматериалов, то продукт просто будет выбиваться из товарной матрицы, что повлечет за собой импортозамещение. То есть будут продавать больше товаров российского производства.
Айрат Гайнуллин — генеральный директор ООО «Колорит»:
— Расположение второго «Леруа Мерлен» на выезде из Казани в сторону Лаишевского района считаю очень удачным и правильным решением. Это место удобно и для жителей Приволжского района, и для дачников, и владельцев загородных домов. Лучший ответ на вопрос, нужен или нет второй «Леруа» в Казани, — поток покупателей, что мы видим в магазине на Амирхана.
Конечно, опять грядет усиление конкуренции, особенно это почувствуют гипермаркеты, расположенные в Приволжском районе. Перераспределения покупательского потока не избежать.
Усиление конкуренции заставляет нас также не стоять на месте. В результате в выигрыше конечный покупатель, для этого мы и работаем.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.