357.jpg
Экс-агент «Рубина» Леонид Истрати с экс-игроком казанского клуба Обафеми Мартинсом

РЫНОК АГЕНТОВ – УДОБНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВЫВОДА ДЕНЕГ?

Как констатирует «Новая газета», рынок агентских услуг в мировом футболе — по-прежнему одна из самых закрытых тем: если информация о стоимости трансферов еще как-то просачивается в прессу, то о выплатах третьим лицам, как правило, ничего не известно. Формально агенты, как и любые посредники, нужны для поиска футболистов, проведения переговоров между сторонами и заключения договоров. Однако, согласно заявлениям международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), сделки с посредниками часто носят подозрительный характер и могут служить удобным инструментом для вывода денег из клуба нечистоплотными менеджерами. К примеру, старая как мир схема – это работа через аффилированных агентов, которые, получив гонорар, делятся им с руководством клуба. Доказать корыстный умысел в таких случаях непросто, даже если приобретенный с завышенными комиссионными игрок не проявил себя в клубе, все можно списать на спортивную удачу. Процветание подобных схем не только вредит клубам, но и мешает проявить себя молодым игрокам. Тренеры, греющие руки на агентских выплатах, банально не заинтересованы в собственных воспитанниках, так как за них никому платить не надо.

Не случайно президент российского футбольного союза (РФС) Николай Толстых не раз объявлял агентам войну. Ведь у каждого клуба и так есть свои селекционные службы, чьи функции агенты зачастую дублируют. А в июне этого года решение упразднить с 1 апреля 2015 года институт агентов принял конгресс FIFA.

Чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее
Чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее

Тем интереснее на этом фоне выглядят данные, опубликованные «Новой газетой», которые основаны на закрытых отчетах ФНС и «Росфинмонторинга», куда поступают копии всех гражданских договоров и информация о банковских операциях. Судя по этим сведениям, агентам платят практически все клубы, но между спортивными результатами и затраченными суммами зачастую нет связи. Так, действующий чемпион страны ЦСКА практически не вел дел с агентами и потратил на них всего лишь 36 млн. рублей. Лидер по затратам питерский «Зенит» направил на эти цели 550 миллионов. Наделавший немало шума на трансферном рынке клуб Сулеймана Керимова «Анжи» выплатил агентам 400 млн., «Краснодар» Сергея Галицкого – 270 млн. рублей, чеченский «Терек» – 85 млн., «Кубань» – 32 миллиона. На этом фоне казанский «Рубин» выглядит, вроде бы, середнячком. По данным издания, в сезоне 2012/2013 клуб заключил 22 соглашения с агентами на сумму около 400 млн. рублей и выплатил около 300 миллионов. Но эффективность части этих трат вызывает вопросы.

ИСТРАТИЛИ НА ИСТРАТИ

Целая группа сделок связана с именем агента Леонида Истрати, которого считают человеком ближнего круга бывшего тренера и вице-президента «Рубина» Курбана Бердыева. Сам Истрати в письме в адрес «БИЗНЕС Online» заявлял, что не является Бердыеву ни «агентом, ни пресс-атташе, ни пиарщиком». Однако именно с участием этого агента совершена большая часть крупных и ряд мелких сделок клуба начиная с 2010 года, когда главный тренер стал фактически единственным человеком в «Рубине», принимающим решения о трансферах. Список клиентов агента в казанском клубе получается довольно внушительным. Целых 10 человек, и это только те, что фигурируют как клиенты Истрати в открытых источниках – на сайтах soccerassociation.com и transfermarket.de.

К примеру, «Новая газета» сообщает, что «Рубин» выплатил Истрати 1 млн. евро за переход полузащитника «Рубина» Кристиана Нобоа в «Динамо». Ситуация довольно странная. Во-первых, непонятно, почему два российских клуба не смогли провести переговоры без дорогостоящих посредников. Во-вторых, обычно агентские выплачивает клуб, который приобретает игрока, а не который продает. В-третьих, за этот же трансфер «Динамо» заплатил 300 тыс. евро агенту Фернандо Бередешу. В чем же тогда заключались услуги Истрати?

Еще 1 млн. евро «Рубин» заплатил за осуществление трансфера Саломона Рондона из испанской «Малаги». Сама по себе сумма вполне нормальная, учитывая, что игрок представлял не последний клуб Ла Лиги и приобретался за 10 млн. евро. Формально комиссионные ушли некоей Fit Group Ltd, но есть основания полагать, что и здесь не обошлось без Истрати. Во-первых, сам агент гордился, что именно он привез в Казань прославленного венесуэльца. Во-вторых, Истрати представляет интересы Рондона и поныне.

Агентские выплаты в размере 870 тыс. евро были выплачены за трансфер Мубарака Вакасо конторам G. Florea International Consulting S.L.U., Mediterranea Consulting S.L. и MGH Level Sport S.L. Две последние компании представляет Висенте Корнеджо Форес, а вот первая компания во многих документах и материалах открытых источников фигурирует в связке с компанией Истрати Istrati Football.

150 тыс. евро «Рубину» пришлось заплатить за услуги по организации договора с Михаилом Плэтикэ. По нашим данным, эта сумма была выплачена не за привлечение, а наоборот, за трансфер из казанского клуба. Дело в том, что контракт с игроком был составлен так, что с каждым месяцем зарплата футболиста росла и в итоге доходила до уровня игроков основного состава – десятков тысяч евро в месяц. 150 тыс. евро единовременно выступили в качестве отступной суммы за фактическое расторжение договора с бесперспективным игроком.

Кстати, Плэтикэ – это лишь один игрок из целой плеяды молдавских футболистов, которые пришли в «Рубин» при участии Истрати – гражданина Молдавии. Так, он привел в клуб Александра Антонюка, договорился о переходе в Казань вратаря Илией Чебану – сына президента федерации футбола Молдавии. Ни один из этих игроков в «Рубине» ничего не показал, но трансфер каждого, по всей видимости, был сопряжен с выплатой приличных агентских вознаграждений.

СОТНИ ТЫСЯЧ ЕВРО ЗА ПРИВЛЕЧЕНИЕ НОВИЧКОВ

Помимо Истрати ряд странных сделок связан с компанией Agency de Football Family Ltd (по данным источников нашей газеты, эта компания считается близкой к агенту Абакару Аджиеву – некогда директору «Анжи»). Например, «Рубин» заплатил 750 тыс. евро за заключение договора с 19-летним футболистом Николаем Бочаровым – игроком, который до этого пребывал в молодежной команде «Зенита» и по большому счету ничего из себя не представлял. Сейчас Бочаров играет за «Рубин-2» во втором дивизионе чемпионата России.

Этой же компании уплачено 250 тыс. евро за оказание услуг по переходу Георгия Нурова, которому дали шанс проявить себя в команде только в начале этого года. Ринат Билялетдинова несколько раз выпускал футболиста на замену, но в итоге летом от его услуг отказались. Футболист перебрался в «Урал», где пока также практически не играет. Какой смысл был платить четверть миллиона евро за молодого игрока, который фактически пришел на «живое место» футболистов из дубля «Рубина»?

Справедливости ради нужно заметить, что среди упомянутых «Новой» есть и сделки, которые можно с некоторой натяжкой признать вполне разумными. Например, 800 тыс. евро казанский клуб отдал фирме Dursfield Corp. S.A. за переподписание контракта с Кристианом Ансальди. Эта крупная трата была оправдана в том плане, что у игрока заканчивался контракт и он мог уйти бесплатно по завершении договора в 2013 году. Новый же контракт с аргентинцем позволил «Рубину» продать его в «Зенит» за приличную сумму. Но продлить контракт захотел сам Ансальди, сделав, таким образом, услугу «Рубину» за успешную карьеру в Казани. Стоили ли усилия агента в данном случае 800 тыс. евро – вопрос открытый.

Наконец, 1,2 млн. евро «Рубин» отдал Sport Avenir Management за трансфер Янна М'Вила и 300 тыс. евро компании BS Football Consulting Sarl за переход Криса Мавинга. Это две вполне чистые сделки и агентские выплаты. Согласно французским регламентам, комиссионные должны составлять около 10% от стоимости трансфера. Зная это, можно легко вычислить суммы сделок: 12 и 3 млн. евро соответственно.

НИ ОДНОГО КУПЛЕННОГО ИГРОКА В «РУБИНЕ» НЕТ

Главный показатель в спорте – это результат. Итог трат на агентов в сезоне 2012/2013 весьма красноречив: сегодня ни одного из купленных тогда игроков в «Рубине» нет. Причины понятны. Кто-то проиграл борьбу за место в составе, например, француз Мавинга. Рондон попросил трансфер из «Рубина», как только команду покинул Бердыев. Вакасо с трудом находил место в составе, да еще и сам во время тренировок травмировал троих одноклубников. В итоге он был отдан в аренду в «Селтик». Вратарь Чебану сидит на лавке в «Мордовии», Антонюк и Плэтикэ пытаются строить свою карьеру в Молдавии.

В описанный «Новой» период в «Рубине» уже происходили первые шаги по смене режима Бердыева в клубе. Наставник лишился поста вице-президента команды в начале 2013 года, вакантную должность занял Камиль Исхаков. Несмотря на это тренер продолжал влиять на трансферы, указывая на тех или иных футболистов, которые нужны команде. Влияние команды нового президента клуба Валерия Сорокина на трансферные дела в «Рубине» уже начало ощущаться, но все же последнее слово оставалось за тренером.

Мы написали письмо Истрати с просьбой прокомментировать приведенные данные, однако футбольный агент предпочел хранить молчание, как и Бердыев, который не отвечает на звонки с самого момента своей отставки. Генеральный директор «Рубина» Айрат Гараев заявил «БИЗНЕС Online», что не готов комментировать опубликованные цифры, потому что в этот период он не был директором команды и все данные требуют проверки документов в клубном архиве.

«Даже беглый анализ агентских ведомостей показывает, что наиболее обдуманные траты позволяют себе клубы, принадлежащие частным инвесторам, несложно провести корреляцию между уровнем мастерства приобретенных ими футболистов и размером выплаченного агентам вознаграждения. Частные владельцы, заинтересованные в минимизации любых расходов, куда более строго следят за действиями наемных менеджеров, которые иногда не прочь опустить руку в клубную кассу, получив таким образом неофициальную надбавку к зарплате. В клубах же, питающихся из бюджетов регионов и госмонополий, с выплатами, кажется, не так осторожны», – делает вывод в своей публикации «Новая газета».

Что ж, возможно, опубликованные данные лишний раз дают ответ на вопрос, почему был уволен Бердыев и почему он до сих пор не может найти работу.

«АГЕНТЫ НЕ ДОСТОЙНЫ ТАКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», поделились мнением о роли агентов в российском футболе.

Олег Флегонтов – спортивный директор ФК «Волгарь» (Астрахань):

– Поскольку регулярно по работе имею дело с агентами, могу сказать, что порядок цифр, приведенных в «Новой газете», соответствует действительности. Это запредельные цифры. На мой взгляд, можно обойтись и без таких трат. Но сказать, что агенты совсем не нужны, не могу. В семье не без урода. Есть такие, кто просто жирует на продажах футболистов, а есть такие, кто внимательно отслеживает таланты, помогает в их становлении, ведет их дальше. Это очень добросовестные люди, они работают честно и способствуют карьере игроков. По роду службы мне приходилось иметь дело и с теми, и с другими. Но повторюсь, не стоит их работа таких денег, это однозначно.

Наиль Гизатуллин – директор ФК «Нефтехимик» (Нижнекамск):

– Есть добросовестные агенты, которые по праву получают свои 10 процентов от контракта игрока, а есть те, кого можно назвать недобросовестным агентом. Устроил своего игрока в команду – и все на этом, и дальше больше не помогает. Хороший контракт игроку легче заключить при помощи агента. Но если раньше продажа игроков шла напрямую из клуба в клуб и это было неудобно для самого футболиста, то сейчас агент помогает оформлять контракт, вписывает туда все «хотелки» данного футболиста, поэтому ему выгодно иметь дело с агентами. Думаю, что игроки не отойдут от подобной практики.

Другое дело, что помимо 10 процентов вознаграждения от игрока, агент еще большую сумму берет с клуба! Вот только клубам деваться некуда, ситуация безвыходная – права на игрока принадлежат агенту, значит, именно с ним нужно подписывать договор. А если брать игроков без посредничества агентов, то получить можно только второсортных футболистов, все же хорошие связаны с агентами, иначе бы их просто не было.

Рустем Хузин – экс-главный тренер «Амкара» и «Нефтехимика»:

– Без агентов тяжело. Это близкие к футболу люди, не посторонние. Хотя, конечно, есть среди них и смешные, кто в принципе не разбирается в футболе, зная лишь, как купить или продать, порой они даже фамилий своих подопечных не знают! Начинают вспоминать, а кто это? Да, был у меня такой, ничего для него так и не сделав, и вдруг спрос на данного игрока появляется, тотчас про него вспоминают – ты же мой, не забыл? А бывает, агент говорит, вот есть такой игрок, клуб – везите его к нам на просмотр. Зачем, спрашивается, клубы должны тратить деньги на таких агентов? Привезти его, посмотреть, проверить, кормить, поить, одевать, обувать, а тот порой даже по мячу толком ударить не может, не соответствуя уровню премьер-лиги. Я за то, что работа агента нужна, но лишь порядочных и тех, кто понимает что-то в футболе. Пока же очень много таких, кто сам в футбол не играл и рассуждает как дилетант.

Вячеслав Колосков – почетный президент РФС:

– Конечно, агенты не достойны такого вознаграждения, которое они сейчас у нас получают. Это очередной способ увода денег у футбола. А если учесть, что большинство наших команд существует за счет бюджета, то это уже прямой вред государству. Ведь много лет мы обходились без агентов и неплохо себя чувствовали, благо, в регламенте было все четко прописано. Сколько именно полагается перечислить команде за игрока, которого она берет из спортивной школы, сколько нужно заплатить за игрока, переходящего из второй лиги в первую, из первой в высшую и так далее. Все было расписано, деньги оставались в футболе, поощрялись именно те люди, кто готовил футболистов.

Нынешние агенты игроков не готовят, они являются посредниками между клубами или школами. И это при том, что в каждом приличном клубе есть свой селекционный отдел, состоящий порой из нескольких человек! Эти люди ездят по всему миру, но переходами почему-то занимаются агенты. Все это вызывает недоумение. Прав в этом случае президент РФС Николай Толстых, по его подсчетам, 2 с лишним миллиарда рублей уходит из футбольного оборота в карманы агентов!

То же самое и в Казани. У вас есть замечательная академия футбола, я там был, сам все видел. Думаю, что эта академия находится не просто на уровне лучших мировых образцов, она еще лучше, чем, скажем, соответствующие заведения «Баварии» или «Реала»! Почему в таком случае воспитанники вашей академии должны куда-то уходить при помощи агентов, а не напрямую в команду? В таком случае деньги поступали бы в родную академию, но этого не происходит. Это беда.