ELGS2334 (2).jpg
Ведомством Ратмира Шайдуллина было продано различных объектов на 438 млн. рублей. При этом общая начальная цена объектов составляла 260 млн. рублей

КАК КЗИО ПРОДАВАЛ ГОТОВЫЙ БИЗНЕС

«Убойные торги» прошли в комитете земельных и имущественных отношений исполкома Казани накануне. По словам первого заместителя председателя КЗИО исполкома Казани Татьяны Козловской, они уникальны розыгрышем ряда объектов с действующими договорами аренды, которые обеспечили небывалый спрос среди участников аукциона, а также масштабом — впервые на торги было выставлено более 40 лотов. Кроме того, первый раз в истории комитета, ответственного за распределение земель и имущества в Казани, во время торгов была организована оnline-трансляция — за распродажей муниципального имущества можно было наблюдать в режиме реального времени на сайте КЗИО.

КЗИО в этом году должен собрать 2,7 млрд. неналоговых доходов

Задачу по проведению самых масштабных торгов с распродажей «лакомых кусочков» арендованной недвижимости перед КЗИО поставила Казгордума: по плану комитет в этом году должен собрать 2,7 млрд. неналоговых доходов. «Такое количество объектов мы продавали в первый раз, — рассказала Козловская «БИЗНЕС Online». — Связано это с тем, что комитету поставлена достаточно высокая планка по сбору неналоговых доходов. И единственная возможность привлечь деньги в бюджет — это выставить на продажу арендуемые помещения, которые, естественно, пользуются спросом. Покупатель приобретает фактически готовый бизнес, который сразу начнет приносить ему деньги».

По словам первого зампредседателя КЗИО, возможность участия в торгах была и у действующих арендаторов. В случае их победы договор аренды расторгается и заключается новый — купли-продажи. Конечно, реализация «доходных» объектов — шаг, скорее, вынужденный, поскольку планка по сбору средств в казну поставлена очень высокая. А помещения с арендаторами изначально стоят дороже, поэтому КЗИО в первую очередь стремится продать пустующие объекты, которые приходится содержать. Выставляя на торги помещения с арендаторами, казна теряет на аренде, но выигрывает на продажах, поскольку стартовая цена серьезно растет на торгах.

На торги было выставлено более 40 лотов. Возможность участия в торгах была и у действующих арендаторов

РЕАЛИТИ-ШОУ: КЗИО ПРИМЕНИЛО МОСКОВСКИЙ ОПЫТ ИНТЕРНЕТ-ТРАНСЛЯЦИИ ТОРГОВ

Изначально на торги было выставлено 50 лотов с общей стартовой стоимостью 260 млн. рублей, зарегистрировались 490 участников. Максимальное количество заявок, поданных на лот, составило 37. Среднее количество поданных заявок на один лот — 10. В комитете серьезно подошли к информационной кампании — Козловская отметила, в частности, неоднократные публикации «БИЗНЕС Online». Кроме того, серьезно повысилась информативность сайта КЗИО, ведомство освоило соцсети — реклама пошла «ВКонтакте», Instagram. Это, по-видимому, также сработало на результат.

Уже есть и первые оценки online-трансляции торгов: ее смотрели и журналисты, и бизнес. Информация была исчерпывающей, не говоря уже о том, что это было практически реалити-шоу.

«Такой опыт имеется в Москве, мы применили его на Казань, и, судя по отзывам, которые поступили за вчерашний день, гражданам это нравится, — пояснила Козловская. — Учитывая, что комитет взял курс на предупреждение коррупции — везде видеокамеры, интернет-трансляция тоже дает эффект прозрачности — каждый может увидеть, как проходят торги. Мы планируем продолжать этот опыт».

Перед началом торгов комитет рассчитывал собрать не менее 300 млн. рублей. Но на деле КЗИО с лихвой удалось перепрыгнуть запланированную сумму, несмотря на то, что во время торгов было продано только 36 объектов из 50 (торги по остальным лотам были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок и неявки участников, их выставят на повторный аукцион в конце января — начале феврале). В результате было продано недвижимости на 438 млн. рублей. При этом общая начальная цена объектов составляла 260 млн. рублей.

По данным комитета, на 1 декабря 2014 года неналоговые доходы КЗИО составили 2,4 млрд. рублей. По словам Козловской, перспективный план на 2014 год, составляющий 2,7 млрд. рублей, будет перевыполнен при полном поступлении всех денег от проданных помещений до конца года. К 31 декабря в КЗИО намерены собрать 3 млрд. рублей неналоговых доходов с учетом иных поступлений от аренды, земли, помещений и т.д. Но на будущий год рассматривается понижение планки сбора доходов примерно до 2,2 млрд. рублей.

БИТВА ЗА ЛОМБАРД

Публичные торги проводились с 10 до 18 часов в четыре захода, но самые жаркие битвы среди покупателей недвижимости состоялись во время аукциона, стартовавшего в 16:00. В это время в помещении, где для участников торгов расставили около 80 стульев, яблоку негде было упасть. Из зала даже вынесли пару столов, за которыми перед началом торгов сидели девушки, занимавшиеся регистрацией участников. Организаторам также пришлось попросить на выход тех, кто пришел в КЗИО в качестве «группы поддержки». «В зале остаются только участники торгов — те, у кого есть карточки», — сказала аукционист. Но никто после ее слов не спешил покидать зал.

Присутствующих можно было понять — слишком интригующими были лоты, выставленные на продажу. Все они в основном были обременены арендой, а значит являлись объектами с хорошей проходимостью и большим числом потенциальных клиентов. Например, на торги было выставлено ныне пустующее помещение кофейни «Шоколадница» на улице Пушкина. С молотка этот лот ушел за цену, которая почти втрое превысила стартовую и составила 31 млн. рублей. Нешуточную борьбу устроили участники торгов и за помещение по адресу Декабристов, 85 — сейчас на углу этого дома располагается популярный магазин «Пятерочка». В результате объект был продан вдвое дороже, чем заявлялось на старте, — за 102 млн. рублей. Однако рекордный доход КЗИО за один квадратный метр принесла продажа объекта, расположенного по адресу ул. Фучика, 94, — небольшого помещения площадью 49 «квадратов», использующегося под ломбард. В результате борьбы цена ломбарда составила 12,7 млн. рублей, то есть за один квадратный метр покупателю фактически придется заплатить 260,5 тыс. рублей.

Не обошлось и без курьезов. Во время розыгрыша одного из лотов выяснилось, что за одно и то же помещение цену друг другу перебивали двое супругов. Видимо, в пылу разгоревшейся конкуренции мужчина забыл, что предыдущую цену за лот назначила его жена, и повысил ставки. Спохватился он буквально за секунду до удара молотка аукциониста, но было уже поздно. «Подождите, мы муж и жена!» — воскликнул мужчина. «Поздравляем!» — тут же выкрикнул кто-то из зала и все засмеялись.

ГОРОД РЕАЛИЗУЕТ СВОЕ ИМУЩЕСТВО ПО КРАЙНЕ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ

Своими впечатлениями о самом крупном аукционе от КЗИО с корреспондентом «БИЗНЕС Online» поделился присутствовавший на торгах бизнесмен Вадим Сараев, который занимается инвестициями в недвижимость. Накануне он хотел приобрести помещение на улице Гагарина, в котором сейчас находится парикмахерская. Однако цена за лот возросла с 1,4 до 4 млн. рублей.

«Первый раз торги были столь массовыми. И реализация для города, учитывая такую массовость, прошла успешно, — говорит Сараев, который участвует в торгах на протяжении 8 лет. — Я собирался купить помещение на улице Гагарина, цель — заработать деньги. Цена сложилась 130 тысяч рублей за метр — это очень высокая стоимость. Я собирался идти до 80 тысяч. Я бы сказал, что городу удалось реализовать объект за большую цену, чем частным лицам».

По словам бизнесмена, желающих приобрести нынешнюю парикмахерскую было 25 человек. «Это перекресток улиц Гагарина и Ибрагимова. Гагарина сама по себе очень успешная торговая улица. Примечательно, что мы продаем помещение в соседнем здании, цена за один квадратный метр составляет 80 тысяч рублей, но не можем продать. А город умудрился продать за 130 тысяч! Видимо, сама система аукционов способствует более продуктивной реализации имущества, нежели частная реализация», — заключил Сараев.